Децл он же Кирилл Толмацкий, наверное самый яркий персонаж за всю историю русского хип-хопа в России и дело не в креативности его мышления и даже внешнего вида, а дело в его имидже, который ему создал Влад Валов и его собственный отец Александр Толмацкий. В 90-е, в те, как кажется времена уже очень далекие представить хип-хоп медийным было почти невозможно, всюду рулили форматы теле и радио эфиров, пробить которые было практически нереально. Так получилось что Александр Толмацкий, в конце 90-х, стоял у руля первого музыкального канала в России, а именно Муз-ТВ, и сам проект Децл стал реально основополагающим для всего русского хип-хопа в целом. Так как благодаря связям Толмацкого (старшего) и таланту Влада Валова (а это один из самых мощных тандемов за всю историю русского шоу бизнеса в целом) этот проект явился ключевым в своем роде проектом, который пробил эту самую непробиваемою стену формата. Я считаю, что Децлу нужно давать за это самые престижные премии в музыкальной индустрии за вклад в развитие хип-хоп Культуры, но по сути этот вклад сделал не совсем он, а он был сделан им, при помощи как раз этого самого мощного тандема о котором велась речь ранее. Бытует мнение, что если бы этим человеком стал не 15 летний подросток, а более серьезный персонаж. То и к хип-хопу отношение было бы гораздо более серьезное в глазах людей далеких от этой культуры в целом.
Признаюсь честно я заболел хип-хопом именно с Децла, причем я и раньше тоже cлушал какой-то относительно известный зарубежный рэп, но рэпером я себя не считал. У меня даже было пару кассет типа Ice Cube и Black Atack, но я не понимал ровным счетом ничего из того что они несут (в силу своего полного незнания иностранных языков) и мне казалось это просто прикольно не больше ни меньше. И когда на эстраде появился Децл, то мне это так же показалось просто прикольной музыкой не больше. И только когда в ротации музыкальных каналов оказался клип на трек Письмо, я понял, что я хочу слушать эту музыку, я хочу быть рэпером. Почти все мне говорят на это следующее: «Ну да, мы тоже раньше ничего не понимали из того что читали известные рэп артисты, но нас цепляла энергетика исполнения и по сути сама музыка». Видимо у меня с этим оказалась несколько сложнее чем у других, мне всегда важен был именно посыл самого трека, причем в реальном времени, не читая потом никаких нудных переводов, что-то я отошел от главной темы…
В общем Децла я стал слушать в далеком 2001-году, к тому времени им болела почти вся школа и я очень грамотно влился в эту струю, купил его мерч на вьетнамском рынке (тогда официальной одежды артиста почти не было, а если и была, то ее было очень сложно найти, да и цены были такие, что моим небогатым родителям их было просто не потянуть). Я приобрел все его альбомы (еще на кассетах) и затирал их просто до дыр и это было очень здорово. Но это золотое время продлилось очень не долго… Вскоре после ссоры Толмацкого с Валовым и его побочными последствиями начало нарастать общественное недовольство по поводу того, что Децл сын богатых родителей и слава ему досталась очень легко, хотя насколько был богат Толмацкий (старший) никто точно не знает, да и темную сторону славы как-то не принято афишировать. Но так получилось, что Децл в полной мере испытал эту самую темную сторону славы, его реально на тот момент стали ненавидеть и это не могло не отразиться и на его поклонниках.
Его поклонники таяли с каждым днем и если раньше нас было много и вместе мы рулили, и могли противостоять другим субкультурным течением, то теперь, даже сами рэперы начали притеснять поклонников Децла и всячески их принижать, не считая тех же скинхедов и многих других неформалов, да и просто гопников. Почти все эти поклоннички (а их по другому нельзя назвать за такое поведение) отреклись от своего кумира, мотивируя это тем, что это вообще не рэп и они теперь слушают более достойных чуваков типа Касты и Многоточия. Расклад был реально не в нашу пользу, нас оставалось человек 6-8 во всей школе, которые могли сказать что они его слушают, причем впрягаться за него особо никто не хотел. И вскоре нас осталось всего двое ребят во всей школы, кто не боялся говорить в лицо другим ненавидящим его людям: «Да мы его слушаем и что дальше?!». Не для кого не секрет, что в те времена за своих кумиров приходилось отвечать на улицах, не буду вам читать нотаций на тему того, как мне было тяжело, в 90-е было гораздо тяжелей (почтиайте книгу WSC «Статус свободы голос твоих улиц» там об этом написано более подробно), но нам было грубо говоря не сладко, ведь над нами по сути глумилась почти вся школа. И если я все равно продолжал носить его мерч, то второй его поклонник (с которым мы очень сдружились в следствии всего этого), после того как ему порвали пару таких футболок перестал их покупать и просто продолжал одевался в стиле хип-хоп.
Помню был интересный случай, мы – малые пацаны, лет по 13, в широких джинсах прогуливались в районе станции Проспект Мира, где в Олимпийском проходил большой концерт группы Король и Шут и так получилось, что мы оказались в переходе с толпой их фанатов, которые шли уже после концерта. Те завидев нас стали громко орать кричалки, в финале которых неизменно звучала фраза «Децл-лох», да и вообще после прогона нескольких таких частушек их голоса слились в хор в этой самой кульминационной фразе, которую они и кричали нам вдогонку. Естественно вся наша туса поломилась с этого перехода, все кроме меня и этого парня (второго преданного поклонника), я помню сказал ему тогда: «Давай не будем убегать и унижаться перед ними» и мы продолжили идти дальше прогулочным шагом не обращая на них никакого внимания. Вскоре вся эта панк-рок туса нас догнала и окружила и между нами завязался примерно такой диалог:
— Ну что мудачье широкоштанное 3,14здец вам! Сейчас мы будем вас 3,14здеть!
Мы стоим мочим и тут они решили с нами поиграть и сказали примерно следующее: «Но мы пожалуй отпустим вас, если вы скажете, что Децл-лох». (А сказать это было равнозначно предать своего кумира) (причем нас в это время никто не снимал не на видео, ни на фото, время было не то, у людей даже мобильный телефон считался роскошью) и мы пошли в отказ и они естественно спросили нас «почему?» И тогда я ответил: «Потому что кто против Децла, тот против нас!» Помню в ответ они тогда громко рассмеялись и сказали нам: «Не думали что у этого ушлепка такие преданные поклонники… Но вы молодцы и за вашу смелость мы вас отпускаем.». Это пожалуй единственный случай такого толерантного поведения неформалов к его поклонникам, который произошел в моей жизни.
Это было лишь предисловие, а теперь по сути…
Я решил изложить основную мысль посыла своей статьи на примере одного моего друга, которому уже за 40, он весит 180 килограмм и абсолютно не хочет работать над собой, у него нет девушки, нет и настоящих друзей (меня он поле данного разговора (о котором я сейчас вам поведую) больше своим другом не считает), и когда я ему говорю будь добрее и люди к тебе потянуться, работай над собой, старайся искоренять в себе такие качества как корысть, алчность, жадность, потребительское отношение к близким людям и т.д. он говорит мне: «Ты на себя посмотри?» и начинает перечислять мне мои недостатки. И вот я решил ему объяснить его позицию на примере Децла, у нас зашел о нем разговор и выстроился примерно следующий диалог:
— Че ты мне втюхиваешь своего этого Децла он давно уже никому не интересен!
— Допустим ты прав, а ты не задавался вопросом, почему он никому сейчас не интересен?
— Ну потому что его время уже прошло и ценности общества уже другие…
— Вот и Децл так считает, он в свою очередь винит форматы каналов и нежелание современного слушателя понимать истинную суть того глубокого смысла что он несет в своих песнях. Но пойми, не бывает плохих слушателей, бывает неважные артисты. Да, я согласен что сейчас публику очень сложно удивить и форматы музыкальных каналов и тех же радиостанций стали невероятно жесткими. Но ты так же пойми, что если ты не можешь заинтересовать аудиторию или записать один-два форматных трека, которые потом возьмут в ротацию, что бы привлечь внимание широкой аудитории к своему релизу, значит ты такой «хороший» артист. Понимаешь о чем я говорю? У тебя примерно такая же позиция…
— К чему ты клонишь вообще?
— Я клоню к тому, что когда-то ты тоже в далекие 90-е занимался распространением порно продукции (когда это было нелегально) и был первым человеком на районе, тебя даже до сих пор, с тех времен, величают не как иначе как Порно Барон.
— Не было такого, я тебе уже говорил об этом!
— Допустим не было, но у Децла позиция точно такая же, когда-то он тоже собирал полные залы и даже стадионы и он считает, что тот же Баста не имеет права его критиковать, потому что в те в времена он еще ничего по сути не добился.
К чему ты это все клонишь, я не могу понять?
— К тому, что ты тоже считаешь что я не имею права тебя критиковать, из-за того, что я ничего из себя не представлял, в те же 90-е, когда ты был первой величиной на районе, не находишь похожая ситуация?
— Я тебя еще раз спрашиваю, к чему ты клонишь?!
— Я клоню именно к тому, что тот же Децл когда-то собирал стадионы, а ты был условно тем же Порно Бароном…
— Не был я никаким Порно Бароном!
— Я говорю еще раз условно, ради примера, по сути когда-то и ты и он из себя представляли реально очень многое, он был реально звездой первой величины в России, а ты звездой первой величины на районе…
— Да не был я никакой звездой на районе!
— Я еще раз тебе говорю — условно, а теперь постарайся меня не перебивать, потому что, то что я тебе сейчас скажу реально важно. Времена, когда вы представляли из себя что-то интересное уже прошли, но у каждого из вас есть неплохой потенциал, но вы не даете ему никак раскрыться и знаешь почему?
— Почему?
— Потому что у вас логика не правильная и для вас обоих это утопия.
— Какая нахрен логика, какая нахрен утопия, не неси херни…
— А теперь послушай меня внимательно и не перебивай
— Посмотрим!
Ну вот смотри… Логика Децла заключается в том, что он считает себя чуть ли не самым компетентным человеком в русском шоу бизнесе, да он знает всю эту кухню изнутри, не спорю, но смотри какая ситуация у него возникает: он критикует всех кроме себя, а когда ему делают замечания авторитетные рэперы, типа того же Басты, он включает свою логику, о том что раньше он собирал стадионы, а те тогда еще ничего не добились…
Ну и что дальше, к чему весь этот твой словестный понос…
А к тому что это утопичная логика, потому что человек с такой логикой упирается в тупик, он реально перестает работать над собой и как-то развиваться, потому что он начинает считать, что его мнение единственное верное и правильное. Тот же Децл сейчас окружил себя людьми которые им реально только и делают, что восхищаются и говорят ему какой он хороший. С одной стороны это здорово собрать вокруг себя армию таких верных поклонников, ну а с другой стороны тот же Децл, отстранил от себя почти всех людей, которые его хоть как-то критиковали и давали ему дельные советы. И это реально отражается на его творчестве, оно стоит на месте, понимаешь, если в начале нулевых это было круто, в середине нулевых это было прикольно, в 2010-ом это было просто неплохо и достаточно интересно, то сейчас его слушать уже почти неинтересно и именно по этому его сейчас слушает такое маленькое количество народа, по сравнению с тем количеством поклонников, которые его слушали когда он был мега-популярным ранее…
Ну и к чему ты мне все это рассказываешь, мне твой этот Децл вообще никак не интересен…
— А вот теперь слушай к чему я это все тебе говорил, ты точно такой же логики придерживаешься как и он, абсолютно такой же, ты считаешь, что тебя никто не имеет права критиковать, в силу твоего возраста, хотя сам подмечаешь во мне одни недостатки. Ты считаешь, что если ты, что-то решил, то это единственное правильное мнение, а когда я тебя начинаю аргументированно переубеждать в чем бы то ни было, ты начинаешь повышать на меня голос и начинаешь меня же в ответ критиковать. Ты окружил себя людьми (героиновыми наркоманами и не только) которые поддерживают твою неаргументированную точку зрения, только для того что бы вытянуть из тебя деньги…
Это мои друзья Макс и я не позволю тебе так о них отзываться!
У Децла то же есть такие друзья-рэперы, которые пишутся с ним, только из-за имени, что бы привлечь хоть какой-то интерес к своему творчеству (за редким исключением).
— К чему ты клонишь, Макс, я последний раз тебя спрашиваю?! Меня это уже начинает реально раздражать!!!
— А к тому что ты рассуждаешь точно так же как Децл и это мешает вам обоим развиваться и работать над собой, только если он стал почти никому не интересен по творчеству, то ты стал почти никому не интересен по жизни! Теперь ты понял, к чему я клонил весь этот наш разговор…
Ну тут конечно после таких слов началось очень бурное негодование в мой адрес с его сторны, после чего он изрек следующую фразу: «Ты уже совсем помешался на своем рэпе! Ты меня жизни Децлом учишь!!!»
Этот разговор наглядно показывает утопичную политику Кирилла Толмацкого в плане развития своего творчества, но дело тут не только в этом. Он сам по себе человек достаточно талантливый, но по сути, у него есть один реальный промах в творческой составляющей его стратегии, который я как старый поклонник его творчества заметил весьма очевидно. Это является пока только моим теоретическим предположением, но как мне кажется оно имеет под собой весьма логическое обоснование. Сейчас попробую изложить его наиболее доступно…
Дело в том, что после того как тандем ШЕFF’а и Папы Ди распался, Децл под покровительством своего отца остался предоставлен сам себе в плане творчества, музыку ему делали на тот момент профессиональные битмейкеры, такие же профессионалы его записывали, сводили и снимали клипы. Таким образом через 3 года он наконец выпустил свой первый по настоящему самостоятельный альбом, который получил название «Aka Le Truk». После семейной драмы и ухода его отца из семьи, Децл, при поддержки русского Хип-Хоп Комьюнити выпускает альбом под названием «MosVegas», саунд-продюсером которого выступил очень перспективный питерский битмейкер Beatmaker Beat (только набиравший тогда свою популярность), после чего Кирилл завоевывает огромное уважение в русском хип-хопе, которого ему так не хватало до этого. После этого пасьянс раскладывается полностью в его пользу, у него теперь есть всенародная слава и уважение в хип-хоп кругах. После этого он один из первых начинает развивать дэнсхол движение в России и у него выходит достаточно уверенный релиз под названием «Здесь и Сейчас», который почти полностью получился в этом звучании. Примерно в это время он начинает делать клубные миксы и выступать на различных вечеринках в качестве клубного эм-си, причем он настолько совершенствуется в этом деле, что его миксы начинают ставить на различных вечеринках даже за рубежом, что в последствии приводит его в модную музыку и вот тут-то и совершается главный его просчет на мой взгляд, сейчас попробую объяснить почему и как я это вижу…
Дело в том что на протяжении всего своего развития и становления его как творческой личности, он больше всего нашел себя именно в раста-тематике, а именно в борьбе с Вавилоном, т.е. против системы. Те же дреды, которые он заплел как модную фишку в начале своей карьеры, он превратил в свой главный раста-флагман, т.е. в отличии от всех этих Лил Вейнов и Лил Джонов, которые тупо имеют с этого хайп, он реально болеет за эти свои дредлоки. Но в отличии от тех же модников, которые делают коммерческий музон, он сохранил эту свою социальную приверженность в борьбе против системы, только уже в модном звучании. И вот из этого и исходит его самая главная ошибка на мой взгляд. Модное звучание и сама мода по сути позиционируют себя в том ключе, что играют в угоду системе. Он же начал делать саунд в угоду системе с посылом против системы, т.е. по сути несопоставимые вещи. Это примерно тоже самое, что к примеру в том же баптистском храме начали бы петь песни про сатану. От сюда и такая неактуальность его как артиста, опят же на мой субъективный взгляд.
Получается, что главными причинами неактуальности Децла являются:
а) Слабое развитие творческого потенциала (по логике моего бывшего друга).
б) Несочетаемость посыла содержания текста с содержательным посылом саунда.
И исходя из этого его такая низкая популярность среди целевой аудитории хип-хопа, да и вообще в целом. Позволю себе опять немного личного примера, помните историю про двух его преданных поклонников, которых гнобила почти вся школа, просто подумайте, не я, ни этот мой друг в данный момент его почти не слушаем и по сути не ждем его новых альбомов. Единственным проблеском света в темном царстве стала его EP-ха FAVELA FUNK, в которой он опять вернулся к фанковому раста-звучанию (пусть и в бразильском стиле, что неоспоримо является очевидным плюсом данного релиза), что делает его хоть как-то слушабельным относительно новой аудитории которая его еще не знает. Но в то же время ему на мой взгляд реально стоит очень сильно работать над интересным построением фраз и речевых оборотов, а не гнаться за модниками с их хитровыдуманно-зарифмованными панчлайнами, в которых он не силен и которые он откровенно говоря не тянет. Опять же на мой субъективный взгляд, если бы они вновь объединились с ШЕFF’ом это прибавило бы им серьезного веса в хип-хопе, причем обоим. Но они этого делать не будут, причем общаясь с ШЕFF’ом лично, я смог сделать вывод, что он человек в принципе компромиссный и в какой-то степени с его стороны чисто теоритически это было бы возможно, со стороны же Децла это не будет возможным никогда, и ни в коем случае, потому что он все знает и во всем разбирается лучше всех (опять же позиция моего бывшего друга). Так что нам как поклонникам жанра остается только надеяться на то, что Кирилл все таки прислушается к моим доводам и сделает правильные выводы из всего вышеизложенного, дабы сейчас стена в его оф. группе в ВК открыта, куда я так же отправлю данную статью. Причем, я уже готовлюсь противостоять армии его фанов, которые, прочитав все это, меня там безусловно мягко говоря дискредитируют. Но вы как читатели все же подумайте над тем что я изложил выше, а самому Кириллу (если он все таки осилит этот мой трактат о своей персоне) я хочу сказать следующее: «Многие из твоих старых фанатов, которые утверждают что были с тобой с самого начала и отписывают там у тебя в группе хвалебные отзывы, отвернулись от тебя в те тяжелые времена, когда их задницам было дискомфортно ощущать на себе давление со стороны общества и реально преданных поклонников, таких как я и тот самый мой друг, о котором я повествовал ранее, в твоей группе на самом деле единицы, по этому как минимум прими к сведению все то, что я здесь изложил, ты вроде неглупый парень, надеюсь это пойдет тебе на пользу». Всем хорошего вечера!