Masta Ace всегда мог найти причину, чтобы порифмовать. По-началу этот бруклинский МС был в составе Juice Crew, где выдавал рифмы, заставляющие слушателя задуматься, они стали ранним воплощением того, что позже назовут Edutainment (этот термин составлен из двух слов – “education” (образование) и “entertainment” (развлечение)). Позже Ace начал сольную карьеру, став одним из самых концептуальных рэп-исполнителей, обеспечивая слушателей качественными альбомами, включая такие релизы как «Disposable Arts« и «A Long Hot Summer« (2004).
Masta Ace продолжает следовать своим традициям, в мае этого года он выпустил новый концептуальный альбом «The Falling Season«. Послушав эту вещь, слушатель сможет узнать о школьных годах Masta Ace, чтобы лучше понять его творческое видение также советуем ознакомиться с такими работами как «Take A Look Around», «SlaughtaHouse«, «Sittin’ On Chrome» и «MA_DOOM: Son Of Yvonne«. На каждом из этих проектов остроумная игра слов, мощные, как раскаты грома, биты и интересные истории, в которых Ace рассказывает в частности и о том, с чем сталкивался он сам в процессе своего взросления, стремясь стать лучше.
В предлагаемом вашему вниманию интервью, Masta Ace рассказывает о том, что думают о рэпе аутсайдеры, о том как он начал чувствовать себя «молодым чернокожим интеллигентом», а также о значимости воспитания, семьи и конечно же образования.
Masta Ace о своих концептуальных альбомах: «в душе я писатель»
Есть дна вещь, благодаря которой ты стал известен, — это твои концептуальные альбомы, ты продолжил эту традицию на новом проекте «The Falling Season«. У тебя также часто бывают песни, концепции которых находят развитие в последующих релизах. Скажи, почему это так важно для тебя и по какой причине ты решил сделать это частью своего творчества?
Masta Ace: я думаю, что это всегда было во мне. В глубине души я чувствую себя писателем. Я чувствую, что у меня есть талант писать вымышленные истории. С тех пор как я начал читать рэп и делать музыку, единственным способом выразить подобное были скиты на альбомах, с них я и начал экспериментировать. Впервые я попробовал нечто подобное на «SlaughtaHouse«, но я не был уверен в том, что это удачная идея и не знал что дальше с этим делать. Когда вышел «Sittin’ On Chrome«, то я почувствовал себя увереннее, «Ok, вот здесь я могу попытаться рассказать историю». На «Sittin’ On Chrome» я делал это не напрягаясь. Люди вроде отреагировали на это дело, но я не делал подобного до «Disposable Arts«, на самом деле я хотел чтобы получилось как в книге — начало, середина и конец.
Я понимаю, что ты говоришь по поводу «SlaughtaHouse« и «Sittin’ On Chrome«, но я всегда думал, что главной темой или концепцией «SlaughtaHouse» является то, что происходит в рэпе, в гетто и в чёрном сообществе.
Masta Ace: да, определённо так. На «SlaughtaHouse» не было персонажей, либо определённого сценария. Это было посланием, с темой, обозначенной на альбоме, но персонажи с именами были на других проектах. Это отчасти началось на «Sittin’ On Chrome» с Cousin Jerome.
Вернёмся назад ещё дальше, в 1988, когда Marley Marl выпустил «In Control Volume 1». Люди запомнили твоё участие в “The Symphony”, но я считаю, что твоя песня “Keep Your Eye On The Prize” стала предзнаменованием того, что ты стал впоследствии делать. Ты мог бы включить её в свой первый альбом «Take A Look Around». Помимо сюжетного аспекта, создаётся впечатление, что у тебя всегда находились причины срифмовать то, о чём ты хочешь сказать. Это началось ещё с ранних записей, почему ты захотел нести в своих песнях послание?
Masta Ace: это началось с первого альбома. Я чувствовал ещё на первом альбоме, как мой путь расходится с тем, что выбрали по жизни мои очень близкие друзья, у нас разные маршруты. Это те дети, с которыми я часто отвисал, почти каждый день, играл в футбол на районе и тому подобное. Я просто чувствовал, что у них есть потенциал и они могли бы сделать нечто подобное, что сделал я, пойти в том же направлении, но они решили сделать что-то другое. Я чувствовал, что мне следует говорить с ними о выбранных ими дорогах практически прямо, но при этом иносказательно. Я сделал это на первом альбоме, но получилось, пожалуй, слишком нравоучительно, быть может даже навязчиво. Я понял, что и после первого альбома, когда я стал чуть более изощрённым стратегом, я старался нести в своей музыке послание и сознательный хип-хоп. В песне “A Walk Thru The Valley” из альбома «SlaughtaHouse« я говорю о пересекающем улицу парне, который представляет для меня угрозу безо всякой на то причины, так что я решил действовать иначе, чем на своём первом альбоме. Но это было всегда в моём творчестве, я говорил для своих людей, потому что сам являюсь родом из той же среды, что и они, мы просто пошли по жизни разными дорогами.
Masta Ace о теме образования в «The Falling Season«
Как бы ты охарактеризовал образование?
Masta Ace: для меня это прежде всего воспитание в семье. Моя мать и бабушка прививали мне правильные ценности, так что это укоренилось во мне с ранних лет. Я считаю, что это сыграло значительную роль в принимаемых мною по жизни решениях. Безусловно, были варианты делать совсем другие вещи и пойти другой дорогой, но я принципиально отверг эти возможности, выбрав другое направление, я могу приписать эту заслугу своей матери и бабушке, которые с самого детства учили меня тому, что правильно и что нет.
Ты закончил государственный колледж, что нашло отражение в «Disposable Arts«, на альбоме «MA_DOOM: Son Of Yvonne» ты воздал дань уважения своей матери, на обоих альбомах освещается тема образования. Почему ты часто возвращаешься к этой теме?
Masta Ace: я просто чувствовал, что это правильно. Я чувствовал, что хочу рассказать свою историю. Эти альбомы и песни отражают мою историю. Это очень легко говорить обо всех своих негативных переживаниях в гетто, где ты видел как кого-то застрелили, либо как какие-то чуваки продают наркотики и прочий негатив этой окружающей тебя среды. Я рос в точно таких же местах, как и те, люди, что были вокруг меня, но просто решил пойти по другому пути. У меня всегда было такое мышление — «идти против шерсти» вместо того, чтобы делать то, что обычно делают нормальные рэперы. Так что я решил, что буду говорить о подобном с другого ракурса. Мы все не одно и то же. Если вы послушаете большинство рэперов, то решите, что каждый выходец из гетто продавал в прошлом наркоту, либо кого-то застрелил, либо видел как кто-то кого-то застрелил и я чувствую, что мы должны говорить в своей музыке за все эти годы и о других темах.
Теперь это не только в музыке, но и в индустрии развлечений в целом. Я думаю, что именно поэтому в одном из скитов, которые я для себя отметил из «The Falling Season«, я имею ввиду “Team Tryouts”, ты говоришь о том, что не вписываешься в стереотипы относительно чернокожих детей. Ты говоришь о том, что создаётся ощущение словно все чернокожие одинаковые и у всех одни и те же интересы. Помимо музыки и развлечений, как ты думаешь почему так?
Masta Ace: мы говорим, разумеется, только о музыке, но когда мы говорим об исполнителях, то я думаю, что большинство выбирает одно и то же сообщение, одну и ту же тему, один и тот же способ экранизации всего этого, так что это становится своего рода общей темой. Когда люди, не знакомые с рэп-музыкой, видят это, то у них складывается представление о том, что это такое. Таким образом складываются стереотипы о чёрных. Им необязательно видеть другие образы того, что представляют из себе чернокожие люди, у них уже сложилось мнение «Ох, это то, что я вижу во всех этих клипах, так что…». Когда у меня с кем-нибудь деловая встреча, либо даже когда я должен встретиться с одним из учителей своей дочери, то возникает вопрос «Чем ты занимаешься по жизни?» Я никогда не говорю, что я рэп-исполнитель. Я лучше скажу, что «Я работаю в музыкальном бизнесе», потому что как только я говорю, что я рэп-исполнитель, то у них сразу же складывается обо мне мнение — кто я, что я и что я понятия не имею что такое школа и далёк от этого. Это, конечно, портит всё дело, но… такова природа того как люди воспринимают рэперов.
Это связано с песней “Young Black Intelligent (Y.B.I.)”, на которую 13 июня вышло видео. В этой песне ты пытаешься показать, что можно быть интилигентным даже в той среде, где это вовсе необязательно, даже там, где это не считается нормой. Расскажи почему ты решил преподнести эту песню именно так?
Masta Ace: эта песня отражает мой экзистенциальный опыт, то время, когда я был молодым парнем, выживал на районах. Это первая песня, написанная мною для альбома. Всё именно с неё и началось. Вся концепция альбома началась с этой песни и её лирики. Когда я в первый раз пошёл в кабинку для вокала, чтобы зачитать её текст, я даже его ещё толком не дописал, так что пришлось собраться с мыслями, потратить несколько минут, дописать необходимые куплеты и закончить песню. У меня слёзы лились. В студии были только я и мой инженер Rich, он не сказал ни слова. Он знал, что что-то происходит, он просто работал над музыкой. Потом он откинулся на спинку кресла и спросил: «Ты в порядке?» «Да, мне, просто нужно пару минут», — ответил я.
Я собрался с мыслями, зачитал рифмы. Когда я переслушивал материал, то ощутил те же эмоции. Эта песня и есть я. По-видимому, это нашло резонанс и у других людей по всей стране и это круто. Мне пишут в Instagram и Twitter дети из средних школ о том, что песня им очень близка и они чувствуют тоже самое. А один учитель из Филадельфии предложил детям написать сочинение о том, что они думают о песне, после того как включил её послушать классу. Это очень здорово, что моя история резонирует с другими людьми. Это моя история. Это о том кто я, кем я был, вот что это такое. Вкратце, в этих двух куплетах я рассказываю о своей жизни в Браунсвилл, об опасном районе прямо вокруг моей школы, как я играл в футбол, чтобы не ввязаться в неприятности на улицах, тренер для меня был больше чем отец, он задал мне верное направление. В то же время моя мать гордилась тем о чём я говорю в этой песне.
Я считаю, что это одна из лучших (если не лучшая) песен с альбома, в этом большие перспективы. Кроме того, в “Say Goodbye” ты говоришь «прощай» сердечным песням, но я считаю, что такие песни всё ещё существуют и твоя музыка тому подтверждение. Я думаю, что их просто труднее найти, потому что сейчас тысячи исполнителей, а не сотни, как это было раньше.
Masta Ace: я согласен. Это заявление было чрезмерно драматичным. В этой песне я пытался поговорить с точки зрения человека постарше, но это необязательно относится к молодому поколению, идея в том, что когда они станут постарше, то им придётся распрощаться со всем, что они считали здоровским, потрясающим и правильным. Не факт конечно же, я говорю с точки зрения пожилых людей, то как они воспринимают жизнь и молодёжь. Это похоже на то как мой тренер из поколения начала 80-х смотрел на нас, молодых подростков. «Посмотрите на этих ребят. Всё что они знают так это только уолкманы [Walkman — популярная торговая марка компании Sony, под которой продаются её портативные аудиоплееры] и тому подобные технологии. Они даже больше не дерутся. Они просто прыгают друг на друга как козлята». Вот и я хочу сказать примерно о том же. Точно также и на него в своё время смотрел другой взрослый человек, а сейчас он подобным образом воспринимает меня и моих сверстников. Вот и мы в свои 30, 40, или даже 50 лет смотрим на наших детей также, как наш тренер смотрел на нас.
У тебя на альбоме много достойных гостей, но особенно мне понравились куплеты Wordsworth в песне “Say Goodbye”, это мощный материал, в котором он говорит о браке, двух неполных семьях и что невинные люди впоследствии стали виноватыми.
Masta Ace: согласен. Многие люди говорят также.
Masta Ace похвалил Kendrick Lamar, J. Cole, Joey Bada$$ и Action Bronson
Ты вроде как просто любишь жить настоящим. Как человек, который всегда смотрел на музыку не предвзято и без негатива, как ты находишь баланс в том, что происходит в твоей жизни и в музыке, с тем что делают другие люди и должны ли они брать ответственность за то что делают в своей музыке? Кого бы мог отметить? Я помню, как ты говорил на ранних записях о том, что каждый человек сам же и является своим злейшим врагом и что люди должны брать на себя ответственность.
Masta Ace: во многих отношениях эти слова по-прежнему актуальны. Спустя годы, мы до сих пор являемся нашими собственными заклятыми врагами. Я бы отметил среди нынешнего хип-хопа имена таких котов как Kendrick Lamar, J. Cole, Joey Bada$$, Action Bronson. Эти ребята из тех, кто делает музыку, которая мне по душе. Я бы не сказал, что они делают всё правильно, но мне нравится, я могу проникнуться этим, это заставляет меня чувствовать себя хорошо. Я могу выделить исполнителей такого типа, я чувствую что хип-хоп движется в правильном направлении по разным тропинкам и я рад этому. Вот так я в состоянии сбалансировать эти вещи. В другие дни я слышу другую музыку, которая меня беспокоит и раздражает. Сложно понять почему некоторые песни стали популярными. Так что потом включаю что-нибудь из Kendrick или что-нибудь из J. Cole.
Ты несколько раз упомянул имена Kendrick Lamar и J. Cole. Что тебе нравится в творчестве этих людей?
Masta Ace: я думаю это прежде всего тот звук, который они выбирают для своего рэпа, та музыка, которую они выбирают для того, чтобы зачитывать на неё рэп. Это ключевые аспекты, есть нечто близкое к бум бэп, я считаю, что в этом есть баланс в эре 2016 года, где правит трэп саунд. Новые исполнители, на мой взгляд, должны быть где-то посередине, тогда всё будет правильно. Но лично у меня другой путь, я имею ввиду то как воспринимаю музыку новых артистов и я считаю, что они этот баланс успешно находят.
У тебя есть ещё одна отличная песня под названием “Labyrinth”, в которой ты рассказываешь о том как человека убили из-за цепочки. Откуда это пришло к тебе?
Masta Ace: в моей юности ювелирные украшения были большой частью культуры. Когда ты носил золото, то это говорило о том, что ты действительно достиг чего-то значительного. Некоторые коты носили золото пробы 14 каратов. Некоторые коты не могли позволить себе 14 и носили 10. Те, кто не мог позволить себе носить 10 носили подделки, среднестатистический человек всё равно не заметил бы разницы. Но золото было золотом и если ты носил его на своей шее то становился потенциальной мишенью. Да, я не хочу умереть из-за поддельной цепи, либо настоящей цепи. Если человек хочет остаться в живых, то он должен принимать решение о том, когда носить на себе куски золота, а когда нет, где можно с ними появляться, а где не следовало бы. И это в буквальном смысле слова управляет твоей жизнью и твоими движениями, всё основывается на том, чтобы сохранить свои драгоценности. По-крайней мере я решил для себя так, в то время как некоторые дети говорили: «Меня это не волнует. Я ношу свой стафф где бы ни был. Мои побрякушки всегда со мной. Я так решил». Это конечно всё здорово, но большинство из этих ребят потом уже никогда не вернулись домой, либо вернулись домой, но без украшений, при этом с выбитым глазом, ножевым или огнестрельным ранением. Всякое бывает. Я просто всегда задумывался о последствиях и старался лишний раз не подвергать свою жизнь опасности, по возможности избегать потенциального риска.
Ближе к концу альбома есть трэк “Coronation”. Я считаю, что это очень важная часть релиза. Будучи отцом, студентом, родителем, личностью, скажи насколько важно быть образованным?
Masta Ace: это чувство гордости, когда ты понимаешь, что уже прошёл все тесты и сдал все экзамены перед своими учителями и педагогами. В эти моменты, когда ты получаешь диплом, ты должен быть благодарным за это, а также понимать, что у многих людей просто нет возможности получить образование, у некоторых людей, живущих в гетто нет возможности даже получить книги. У нас есть все эти книги и они легко доступны, я считаю, что нельзя упускать такой шанс, иначе это будет просто пощёчиной в адрес тех, кто хотел бы учиться, но не имеет таковой возможности. Я всегда чувствовал, что это очень важно. Моя мать пожертвовала своим образованием ради меня. Она работала на обычной работе и откладывала деньги на моё образование, чтобы я смог поступить в колледж. Ей было тяжело совмещать работу и своё обучение, я получил высшее образование раньше, чем она. Её путь был дольше, чем мой. У меня ушло на это 4 года, ей же потребовалось больше времени, но она это сделала. В моём личном архиве есть фото, где мы вместе с ней на её выпускном. Круто смотреть на это фото в ретроспективе, у меня тогда уже был диплом об окончании колледжа, а она только его получала, это была жертва, ведь она могла бы это сделать до меня, либо даже скорее вместо меня, но она пошла на жертву. Мы обязаны получить образование ради таких людей, получить самое лучшее образование, какое только можем, мы обязаны сделать это ради себя, если мы действительно хотим быть полноценными членами общества и чего-то достичь в своей жизни. Это не означает, что каждый человек, получивший высшее образование, станет генеральным директором солидной компании, это означает, что тем самым человек станет на путь, который скорее всего не будет путём разрушения и деградации. Наблюдая за судьбами других людей задумываешься — почему вместо того чтобы получить образование они начали продавать наркотики? Какая судьба ждёт таких людей? Я считаю, что мы обязаны получить образование ради себя, наших родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, получить образование, чтобы быть образованными, чтобы мы могли быть в состоянии выражать свои чувства в разного рода ситуациях не прибегая к большому количеству ненормативной лексики, чтобы мы были в состоянии отстаивать свою точку зрения, не будучи при этом чрезмерно эмоциональными и думали своей головой.
В декабре 2013 года, во время одного из интервью ты упомянул, что у тебя рассеянный склероз. Как у тебя сейчас обстоят дела со здоровьем?
Masta Ace: спасибо, что спрашиваешь. Чувствую себя отлично. Я стараюсь вести интенсивный, активный образ жизни, нон-стоп, чтобы было много пота в процессе работы над собой. Это для меня как мантра, я стараюсь придерживаться своих принципов, веду максимально возможный активный образ жизни, правильно питаюсь, в общем стараюсь уделять достаточно внимания себе и своему здоровью. Мы недавно провели 20 шоу в Европе, иногда при этом практически не оставалось времени на сон, но я был полон сил как на первом шоу, так и на двадцатом. Иногда в помещениях было очень много сигаретного дыма, это было своего рода вызовом, но несмотря на всё это я выкладывался на полную, в итоге люди получили хорошие шоу, а для того, чтобы это было возможным я должен быть в форме, заботиться о себе и своём здоровье, вести активный образ жизни, иначе никак.
Приобрести альбом Masta Ace «The Falling Season» можно в Itunes, а также в Bandcamp