Это вам не Санта-Барбара! Бразилия это не только бразильские сериалы, но ещё и хип-хоп!
В настоящее время хип-хоп есть практически в любой точке земного шара, в том числе и в Бразилии. Несмотря на то, что Бразилия славится в основном самбой, фанк-кариоки, форро, технобрегой и прочими местными колоритными стилями, в Бразилии также есть и хип-хоп сцена. И в первую очередь это касается периферии или обширной городской окраины Сан-Пауло, где доминируют бум-бэп биты, а также полно граффити и стрит-арта на различного рода поверхностях.
Началось всё с фанка, в конце 70-х. Бразильская хип-хопа сцена родилась из вечеринок фавелы в 80-х, после того как местные сгоняли в Нью-Йорк и привезли обратно порцию крутейших пластинок, диджеи играли новейшие фанковые и соул записи, в основном для афро-бразильских толп. Когда появились первые хип-хоп записи, то они естественным образом вошли в ротацию и оказали влияние на Рио и Сан-Пауло.
Сначала это были фанковые вечеринки, Рио-де-Жанейро попало под влияние электро от Afrika Bambaataa, что привело в итоге к моде на Майями-Бас и ещё большей любви к фанку. В Сан-Пауло люди подхватили движение, так зародилась бразильская рэп-сцена.
Хип-хоп рос и рос на окраинах Бразилии, а лучшие его представители, такие как Racionais MCs собирали в 90-х толпы до 10 000 человек, но при этом игнорировались в музыкальной индустрии и индустрии развлечений. В те времена Рио был известен бразильским фанком (baile funk) это был агрессивный фанк с лирикой для вечеринок, для любителей поотвисать и потрястись на танцполах в бедных бразильских фавелах. Но лирика в хип-хопе Сан-Пауло была не только для жопотряса, ведь по своей природе она была отчаянно политической, эта традиция продолжается и по сей день.
«Это то, чем мы очень гордимся, — сказал хип-хоп исполнитель Emicida в интервью на MTV Iggy. «Есть много людей, которые говорят, что вы не можете одновременно делать политический рэп и в то же время быть на телевидении, но сейчас всё больше появляется подлинного уличного хип-хопа. Я считаю, что мы являемся свидетелями знаменательных событий».
Благодаря интернету такие рэперы как Emicida и Criolo стали известными и за пределами своей страны, некоторых исполнителей индустрия в итоге поддержала, некоторых нет, вполне возможно что в настоящее время бразильский хип-хоп находится на пороге своего золотого века.
«Больше всего меня будоражит тот факт, что бразильская идентичность становится всё более популярной в рэпе», — сказал Родриго Брандао, который является участником альтернативной хип-хоп-группы Mamelo Sound System, использующей в своей музыке много афро-бразильских элементов. «Теперь люди похожи на: «Я послушаю новый альбом Mos Def, но я не буду пытаться его имитировать». Я собираюсь получить сэмплы из крутейшего бразильского альбома и чтобы мой флоу звучал наподобие самба».
Предлагаем вашему вниманию 15 интересных бразильских хип-хоп треков.
15 интересных бразильских хип-хоп треков
В 1988 году вышел первый сборник бразильского хип-хопа под названием «Hip-Hop, Cultura De Rua» (Хип-хоп, уличная культура). В сборник вошли в частности Thaide и DJ Hum, они были одними из самых первых в Сан-Пауло. Начинали Thaide и DJ Hum в 80-х, там же, где и многие в то время: площадь возле станции метро в Сан-Пауло, место собрания новоиспечённых МС и просто фанатов хип-хопа с бумбоксами для фристайла и брейк-данса. В 1992 году парни сняли клип на трек «Nada Pode Me Parar» (Ничто меня не остановит). Съёмки видео с усатым Thaide и танцами проходили на площади Сан-Бенту.
Racionais MC’s — самая известная в бразильской истории хип-хоп команда. Mano Brown, Ice Blue, Edy Rock и DJ KL Jay пришли на хип-хоп сцену в конце 80-х, их рэп был о выживании в фавелах, часто с революционным духом, а альбомы квартета «Holocausto Urbano» (1990) и «Raio-X Brasil» (1993) стали абсолютной классикой жанра. После десятилетнего перерыва Racionais вернулись и в 2012 году выпустили видео на трек «Mil Faces De Um Homem Leal (Marighella)» — это дань бразильскому марксистскому мыслителю Карлосу Маригелле, который выступал за революцию через городскую партизанскую войну в начале 20-го века.
Удивительно, что до этого не было ни одного независимого МС с таким замечательным именем как Rappin’ Hood (чьё имя на португальском языке звучит как «Happin Hoodee»). Он был одним из наиболее важных персонажей бразильского хип-хопа 90х-х. Rappin’ Hood часто читал на темы гордости своим происхождением. Одним из наиболее ярких примеров подобного является композиция “Sou Negrão” (я очень чёрный), это один из первых примеров бразильского рэпа положенного на олдскульную самбу.
В начале 90-х хип-хоп сцена Бразилии уже была вполне себе сформировавшейся; задавала движение столица страны — Сан-Пауло. Одним из наиболее активных рэперов был в частности GOG, который вырос на окраине, он писал о трудностях уличной жизни в столице. Название его классического трека “Periferia Segue Sangrando” переводится как «Окраины всё ещё кровоточат».
Несмотря на то, что они никогда не выпускали совместных официальных альбомов, Black Alien & Speed были одной из наиболее влиятельных рэп-групп конца 90-х и ранних 00-х. Дуэт из Нитерой, города-побратима, залива Рио-де-Жанейро, был пионером байло-фанковых битов. Интересный факт: одна из их песен, «Quem Que Cagetou», была замиксована Fatboy Slim‘ом и использована в знаменитой рекламе Nissan.
Sabotage был обладателем одной из наиболее модных в то время причёсок (подобная была когда-то и у Coolio). По напористости Sabotage немного напоминает Ol’ Dirty Bastard.
До того как стать рэпером Sabotage продавал наркотики на юге Сан-Пауло, в 2000 году он выпустил свой первый и единственный альбом «Rap é Compromisso». В 2003 году Sabotage стал жертвой жестокого и необъяснимого убийства, получив 4 выстрела по возвращению домой из клуба. «Его смерть действительно потрясла хип-хоп движение по всей Бразилии», — вспоминает рэпер Emicida. «Мы все долгое время пребывали в глубокой депрессии».
17 октября 2016 года был издан посмертный релиз «Sabotage».
Песня «Um Bom Lugar» переводится как «Хорошее место». Это о том, что можно делать здравый хип-хоп не только в Бруклине, но и за его пределами.
Уроженец Рио-де-Жанейро Marcelo D2 начинал свою творческую деятельность в популярной рэп-фанк/рок-группе Planet Hempwhich, немало тем, что неудивительно, было посвящено вопросу легализации марихуаны. В 1998 году D2 самостоятельно покинул группу и начал эксперименты — зачитывать рэп под «самбообразные» биты. Это была выигрышная комбинация, которая позволила ему записать шесть студийных альбомов. В отличие от многих других выходцев из из Сан-Пауло, Marcelo остался в стороне от уличных тем, в основном он записывал рэп, посвящённый самбе и бразильской культуре. Одним из главных хитов D2 стала песня “A Procura da Batida Perfeita”, являющаяся своего рода бразильской версией трека Afrika Bambaataa “Looking For The Perfect Beat”.
Выходец из Сан-Пауло, частично японского происхождения и один из самых известных бразильских рэперов — Rodrigo Ogi был основателем группы Contrafluxo. Его знаменитый альбом 2011 года «Crônicas da Cidade Cinza» («Сказки из серого города») состоит из 19 рассказов о жизни в Сан-Пауло, которые, по словам одного бразильского рецензента, «изображают каждодневное выживание в одиночку в большом городе».
Предлагаем вашему вниманию экранизацию трека «Premonição» (предчувствие).
Когда заходит речь о бразильском рэпе, проникающем в мейнстрим, то чаще всего упоминают Emicida. Он стал одним из первых рэперов Бразилии, получивших наибольшую популярность в интернете и социальных сетях, а его песня «Triunfo» стала настоящим прорывом. Можно с уверенностью сказать, что дела у парня пошли в гору! В 2012 году он поучаствовал в записи саундтрека к игре «Max Payne 3».
Предлагаем вашему вниманию бодрое живое выступление Emicida с хитом «Triunfo» при участии Criolo под живую музыку:
Ну а как же без женщин? Flora Matos является одной из наиболее популярных женщин-МС Бразилии. Она тесно сотрудничает с Emicida, который поспособствовал продвижению альбома «Flora Matos vs Stereodubs» в качестве продюсера, расписавшего альбом «самбообразными», джазовыми битами под рифмы Flora Matos. Предлагаем вашему вниманию живое выступление Flora Matos с песней “Esperar o Sol”. Просто жди солнца и в жизни обязательно всё наладится!
Рэпер/певец Criolo далеко не новичок в музыке, он пребывает в андерграунде в районе 30 лет и на сегодняшний день является одним из наиболее уважаемых музыкантов Бразилии. Одним из наиболее интересных проектов Criolo стал пёстрый альбом 2011 года под названием «Nó na Orelha» — смесь трип-хоп баллад, афробит и регги. Начинал Criolo именно с рэп-сцены, его музыка и поэзия пронизаны острыми социальными темами, есть весьма глубокие вещи.
Предлагаем вашему вниманию трек Criolo «В Сан-Пауло нет любви»
Pastor Ton родом из Сан-Матеус (муниципалитет в Бразилии, входит в штат Эспириту-Санту). Pastor Ton является представителем бразильской G-Funk сцены, последователем Eazy-E и его большим фанатом. Мы скажем больше — этот парень бразильская версия Eazy-E! Стильный Gospel Gangsta Rap из Бразилии.
Зацените клипец!
Flávio Renegado является представителем Белу-Оризонти (город и муниципалитет на юго-востоке Бразилии, столица штата Минас-Жерайс). Это один из самых современных рэперов Бразилии. Песня «Minha Tribo é o Mundo» (Мир — моё племя) это сумасшедшая бас-линия и сёрф-гитара, отличный флоу и позитивный вайб.
NEM — рэпер и продюсер из Бразилии, одно время жил в США во Флориде, в настоящее время вернулся на родину — в Говернадор-Валадарис. NEM был частью движухи Schemaposse. Недавно он запустил новый проект под названием ChroniCartel, главными участниками которого вляются: NEM, WooFy WooF, Icemane Tha Kingpin, Skitzo Mind и Dari Loso + куча продюсеров, видеооператоров и графических дизайнеров впридачу.
NEM делает достаточно своеобразную музыку и старается не ограничивать себя рамками какого бы то ни было стиля. Более подробно узнать о творчестве NEM вы можете ЗДЕСЬ.
Предлагаем вашему вниманию трек «Day in NY, Night in LA» (День в Нью-Йорке, ночь в Лос-Анджелесе). Зловещая и мрачная атмосфера с нотами мистики.
Mv Bill — уроженец Сидаде-де-Деуш, Рио-де-Жанейро. Его ранние релизы (как и первые работы Racionais MC’) считаются в Бразилии такой же классикой как Mobb Deep или 2Pac в США.
Клип на трек «Язык муравьеда» был снят во время Страстной недели, в Рио-де-Жанейро.
К слову сказать, вы можете услышать эту музыку в игре «Gangstar Rio: City of Saints».