На этой неделе семья, друзья, коллеги и поклонники простились с Кириллом Толмацким, более известным всем под псевдонимами Децл и Le Truk. Массовая истерия постепенно сходит на нет, пришло осознание того, что трагическое событие, произошедшее 3-го февраля в Ижевске, все-таки произошло и это совершенно не шутка. На несколько дней время будто остановилось, но сейчас уже можно четко сформулировать почему Децл оказался так важен не только для российского рэпа, но и всей музыкальной индустрии в нашей стране.
Уже многое сказано сейчас и много чего ещё скажут после, но есть вещи, которые не дают покоя. Для хип-хопа Кирилл всегда был личностью неоднозначной и загадочной. Для кого-то он настоящий идол, вдохновивший на творчество тысячи людей. Для кого-то олицетворение всего самого отталкивающего, что было в рэпе в начале нулевых. Но каков его статус на самом деле?
Читая все то, что про него пишут сейчас коллеги, СМИ и слушатели, не покидает ощущение, что все эти слова он заслужил услышать при жизни, и вот почему. В начале своего пути Децл был коммерческим проектом, над которым работала большая профессиональная команда. Продюсеры взяли схему, по которой раскручивали поп-артистов, и применили её на рэп-исполнителе. Нет никакого удивления, что она сработала в те не избалованные интересной русской коммерческой музыкой времена. И нельзя рассматривать проект «Децл» как хороший или плохой. Он был чем-то свежим и революционным, этакое знамя, что российский шоу-бизнес готов к большим переменам. Кирилла ненавидели настолько же сильно, насколько и любили. Его образ был спорным, но запоминающимся. Наверно поэтому для многих он по сей день остается олицетворением рэпа в России, даже не находясь в топе уже 15 лет.
После оглушительного успеха, во время которого Децл сильно намозолил глаза вообще всем, пошел резкий, но объяснимый спад. Кирилл сам себя стал считать «зашкваром», продвижение которого вышло из-под контроля. Деловые и личные взаимоотношение с отцом-продюсером Александром Толмацким были прекращены (семейная драма тоже сыграла большую роль, но сейчас речь не о ней), после чего Децл поменял псевдоним на Le Truk и готовился к музыкальному перерождению. В итоге, с ТВ-экранов и радио он пропал, но появился в более важной для себя в то время среде — рэп-тусовке, которая тогда была очень мощной. Вдруг, Кирилл перестал быть «зашкваром» для тех, кто несколько лет назад плевался от его слишком навязчивого присутствия везде. Le Truk стал своим человеком для них, разделяющим все понятия и взгляды. Из этого вылилось немало интересной музыки, которую игнорили большинство больших СМИ. Кирилл больше не хотел настойчиво впаривать свое творчество, его цель — привлечь аудиторию естественным способом. Стадионы он покорил, но расположение альтернативной тусовки точно получил.
Только рэпа Кириллу оказалось мало, так как он личность многогранная и незаурядная. Далее пошли эксперименты с регги, дансхолом, бразильским фанком и инструментальной музыкой. Все это, конечно же, не имело большой поддержки и огромного успеха, но в очередной раз доказывало, что судить Децла только по первым двум детским альбомам — самая большая ошибка, которую может допустить слушатель. Но, к сожалению, преодолеть в полной мере груз детства у него не получилось. В любом интервью журналисты хотели как можно подробнее помусолить тот самый период. Кирилл, будучи неконфликтным, воспитанным и открытым человеком, поддерживал эти разговоры, но было видно, что рассказать ему хочется совсем не об этом. У него полно новой (более интересной, кстати) музыки, планов по дальнейшему развитию, небанальных мыслей и желаний. Но именно этого массы будто специально не замечали, уделяя внимание посредственным вещам. Кирилл стал не только символом эпохи, но и ее мучеником. Она его не отпускала, как бы ему этого не хотелось.
К чему это все? Кирилл Толмацкий, в какой-о степени, олицетворение того самого понятия «тру», которым многие в нашей стране любят судить артистов. Большинство исполнителей из разных жанров идут к всеобщему признанию, меняя звучание в угоду современной поп-индустрии. Децл один из немногих, прошедший абсолютно обратный путь — от огромных стадионов и присутствия на каждом канале до маленьких клубов, узконаправленной музыки и далеко не всем понятным взглядам. Тут становится понятно, что парень стремился не к быстрым и большим деньгам, а к творческому и духовному развитию. Пока те, кто его стебал и нелестно упоминал, теряли свое «Я» в погоне за славой, он становился профессиональным музыкантом, обходя в этом многих своих коллег. Проплаченных проектов в российском шоу-бизнесе было очень много, но кому удалось переродиться после потери инвесторов и популярности? Только Ле Трюку. Остальные канули в небытие, а он стал легендой. А если твою смерть одинаково искренне оплакивают популярные исполнители, такие как Грязный Луи из The Chemodan и Алла Пугачева, то ты и правда сделал что-то необычное, благодаря чему память о тебе не умрет никогда. Каким мы запомним Кирилла Толмацкого? Нестандартным, ярким, трудолюбивым, иногда наивно честным и до последнего жаждущим справедливости.
6-го февраля, в день прощания с музыкантом, вышло его посмертное видео на инструментальный трек «Inferno 焦熱地獄 μετεμψύχωσις». Им и откровенным интервью для проекта «INSIDE SHOW» завершу этот материал: