Geto Boys, 2 Live Crew — пример очень известных групп из южных штатов конца 80-х, начала 90-х. Но их звук был совсем не таким, как у независимых подпольных артистов, которые на протяжении 90-х годов, если и были известны, то в пределах своих городов или регионов. Первые из них, вообще напоминают звучание западного побережья, но в более хорроркорной версии. За это время артисты из разных южных штатов, реально работают над созданием чего-то нового и уникального. Почему так происходит? Потому что к ним хип-хоп приходит с задержкой. Самое главное, рэп был повсюду. И уже были известные рэп имена с юга, но они делали, что-то более похожее на привычные в тот момент стили с востока и запада. Просто тот устоявшийся хип-хоп уклад из Нью-Йорка на новом месте заново строился в новом виде. И речь, все-таки, про хип-хоп в целом, как молодежного уличного стиля жизни. Вот представьте. Как до России доходил рэп, вот примерно так хип-хоп и доходил до другого штата, при этом видоизменяясь и подстраиваясь под местную самобытность и сплоченность. Другие города, другие пригороды, другой вайб, другой звук.
Быстрее, конечно и условия другие. К тому же, есть определенные возможности. Всего этого было достаточно для того, чтобы обрести понимание того, куда двигаться и начать придумывать своё с определенной планки, но не достаточно для того, чтобы уделывать друг друга в интелликтуальном флоу и технике с тем же мастерством, как опытные МС с востока. Но, короче говоря, чтобы выделиться из массы рэперов того времени с востока и запада, нужно быть особенными. А ребята уже чутка опаздывали. Нужно отличаться. Все это влияло на локальную сцену, которая состязалась в звучании внутри коммьюнити. Это давало плоды для зарождения чего-то уникального.
В Нью-Йорке, понятное дело, Мекка хип-хоп культуры, Константинополь и Рим в двух разных районах. В общем, так скажем, первая хип-хоп цивилизация. К тому моменту, когда в Техасе будут так же обширно воспринимать эту субкультуру, на востоке, она станет целой своеобразной культурой со своей историей . Там уже пройден этап подземки. Там уже несколько раз старая школа сменяется новой. К началу 90-х в Лос-Анжелесе — на западном побережье появляется свой фирменный звук. Своя тема: Гангста рэп, марихуана, G-Funk, Чикано рэп и не только.
Казалось бы, что рэп община должна быть очень плотной, густой, насыщенной для того, чтобы не просто подключиться к большой игре, а начать играть в нее по своим правилам. И у запада это получается. Благодаря уникальным стилям танца, и граффити в Калифорнии, а так же Ice-T, N.W.A. и далее по классическому списку.
Опять, предлагаю представить Вам такую ситуацию, когда на восточном побережье хип-хоп уже обрастает различными направлениями, успевает делиться на районы, которые, в свою очередь, обретают самобытное звучание, а такое понятие, как «new school» к концу восьмидесятых, успевает применяться несколько раз к исполнителям разных лет. Заметьте, cейчас нет такого разделения на районы в плане звучания. Конечно! Ведь в начале 90-х хип-хоп уже не просто какая-то молодежная субкультура, а музыкальное движение федерального масштаба. Конечно же между соседними районами NYC звучание ассимилируется довольно быстро и теряется в общем направлении, которое позже можно будет обобщенно назвать «boom bap».
Именно оно, спустя время, будет характеризовать классический Нью-Йоркский саунд. Но по началу Ньй-Йорк звучал иначе… Что касается других ветвей хип-хоп движения, таких как брейк дэнс или граффити, то они, так же, развивались и двигались своим чередом, но с точки зрения индустрии, мало соприкасались напрямую с музыкой и поп культурой. По крайней мере, не в таких масштабах, как рэп и диджеинг. Это тоже важный момент. Потому что брэйк на востоке занимал важнейшую позицию в субкультуре. По началу, конечно. Вообще — это был самый зрелищный элемент в направлении. Только представьте себе: вторая половина 70-х годов. Рэпер не называется рэпером, он — «emcee». Как вариант, МС — мастер церемоний. Он вообще занимает крайнее место из тех, кто устраивает какой-то перфоманс на вечеринке. Потому что диск-жокей ставит музло. Окей, тут все понятно, художники рисуют. Это всегда зрелищно. Граффитчики баттлились между собой, делили территорию — кто где будет рисовать, портили рисунки друг друга. Но рисунок долго рисовать и можно, относительно, быстро разглядеть. А вот брейк-дэнс! Это мощь! Это онлайн зрелище баталий танцоров прямо перед тобой. Это твои друзья, которых ты поддерживаешь, это и сам ты… Это состязание, борьба, схватка район на район и так далее. А МС — это просто чел, который фоном ко всему этому веселил толпу и помогал диджею раскачать ее. Все верно. Профаны часто скажут, что рэп всегда и изначально был музыкой протеста и всякое такое.
Для начала, скажу, что рэп — это не музыка. Рэп, изначально — это способ подачи голосом. Поэтому рэп можно читать под любую музыку. Но, другое дело, что рэп сам становится музыкальным направлением в основе которого лежит… рэп, как речитатив. Ну, и, как я уже сказал — хип-хоп и рэп, как его составляющая не были никаким протестом. Это все было для веселья и развлечения на тусовке. Поэтому, многие, кто ругает современных артистов за то, что они делают свою музыку ради тупого развлечения, могут оказаться неправы в том, что обвинят их в отдалении от корней. Скорее, это своеобразное возвращение к ним.
Хип-хоп, с самого начала имел другой социальный аспект. И это не то, что рэперы читали про гетто и жизнь в бедных районах.
Об этом всем, опять же, можно долго рассказывать, но если коротко, то в танце, граффити и рэп баттлах жители Южного Бронкса и близлежащих районов находили спасение от уличных разборок. Такие личности, как Afrika Bambaata, Grandmaster Flash, Dj Kool Herc пропагандировали новый способ решения конфликтов уличных банд и простой молодежи. А надо напомнить, что тогда Бронкс горел в буквальном смысле и на улицах очень сильно была развита преступность. Намного сильнее того, что было пару десятков лет ранее или позже. Как пример — фильм «The Warriors». Если хип-хоп, в начале и был протестом, то только протестом против насилия во имя соревнования. Но, по сути, народ нашел свой способ развлекаться на улицах независимо ни от кого.
Кстати говоря, к концу 80-х, одной из причин подъема гангста рэпа в LA станет то, что на востоке его появление оттягивалось за счет особой философии, которая рассматривала хип-хоп, как способ решения внутренних проблем в коммьюнити и отдаление от самоистязания общества.
Поэтому у MC из Нью-Йорка не было принято рассказывать о THUG LIFE. Бандитский посыл совершенно другой и он не только ставит Калифорнию на карту рэп индустрии, но и косвенно сподвигает Нью-Йорк стать более жестким
Взгляд со стороны: почему Мемфис воспринял хип-хоп по своему?
Вернемся в Теннеси. Мемфис. Конец 80-х годов. Конечно, люди слушали рэп. Конечно, кто-то танцует брейк дэнс. Но сам город, не такой большой и количество этих танцоров можно сравнить с количеством таких же, где-нибудь, в Москве. Хотя, думаю, что и до Москвы не дотягивало. Теннесси — сильно развитый штат в плане музыкального достояния. В Нэшвилле и Мемфисе писались и выпускались известнейшие музыканты до эпохи хип-хопа и во время нее.
Город в штатах, как и многие другие, назван в честь другого известного города, в данном случае — из древнего Египта. И здесь присутствует чуть-ли не мифологическая взаимосвязь. Спортивная арена в виде египетской пирамиды, открытая в 91-ом году становится, не только, видным символом всего города, но и одним из главных ассоциативных деталей, связывающих с местной культурой, в частности, музыкой. Позже, она будет часто появляться, на обложках релизов местных рэперов и их будущих последователей.
Вот на западном побережье есть свои стили танцев, со своими движениями, истоки которых лежат еще в середине века. Они подстраиваются под местное звучание, которое, в свою очередь, продолжает звучать так, как музыка под которую те танцы и придумывались. Это, не имело прямого отношения к тому же брейку. Но это был некий симметричный ответ Нью-Йорку. На юге и, в частности, небольшом городе на Миссисипи — Мемфисе такой темы не было. А это значит, что здесь быстрее и более явно оказывается музыкальная составляющая хип-хопа. Это значит, что здесь, изначально, не закладывается идея того, что это какое-то соревнование, что надо с кем-то состязаться, тем более в команде и бэттлится за репутацию в том понимание, которое было привычно на востоке. Понимание того, что ты можешь рисовать или танцевать и привлечь достойное внимание или дать отпор в конфликте… Нет! Всем интересно сделать свою музыку и сделать это любым способом, как всегда, даже из любых подручных средств. Ну кому — всем? Тем нескольким людям, которые раньше всех увидели в этом перспективу или обратили свой особый интерес.
Был Gangsta walk — это своеобразный танец по типу c-walk и b-walk, в котором основные движения делаются ногами. Такие танцы были распространены по штатам. Именно он и будет сопровождать в клубах будущий мемфисский хип-хоп. В 1991ом году был даже локальный хит местного рэпера SMK — Gangsta Walk, под который занимались именно этим. Сам танец просто беспощадно поработил город. Но, важный момент, что это было уже к концу 80-х.
Даже в начале и середине девяностых в NYC будет много известных рэперов, которые начинали свою карьеру с танцев или которые, если и не танцевали — были в теме и росли среди этого. На юге — это никого не интересовало в той степени и, можно сказать, восприятие хип-хопа, в чем-то, ближе к тому, которое присуще сейчас повсеместно. А именно такому, что хип-хоп — это и есть рэп музыка. Тот ветхозаветный культурологический аспект отходит на задний план и местные творцы видят это все в другом свете и сразу начинают идти на несколько шагов впереди. Но, при этом, начинают с самого начала. Получится так, что это все выльется в глобальное масштабное явление только к 2010-ым, ну или середине 2000-х, в то время, как East coast и West coast к этому моменту уже являются классикой, как в андерграунде, так и в мейнстриме.
Тут можно рассмотреть на примере истории государств. Вот в 18-19-х веках США — были колониями, которые уже были прогрессивными, но играли роль второго плана на геополитической карте мира. Это позволило им, независимо от того же европейского котла цивилизаций, в течении пары столетий не только догнать в развитии передовые страны, но и, в некотором роде, обогнать их, занимая лидирующие мировые позиции. Тут так же. По началу то, что будут делать местные MC, в поисках чего-то нового — напоминает простые считалочки, под элементарный ритм. Но это будет сразу же звучать иначе, по другому. Останется только доводить до ума.
Я не смог найти сами записи, но нашел интересную статью про южный хип-хоп, где рассказывается, что первой рэп записью города можно считать Cool k — «I Need Money» (1986), а первой записью, которая играла на радио W-Def — «Ain’t Nothing like the Bass» (1989).
Продолжение следует
Материал подготовлен: КОКА BEATS