Вспомнить все: 10 самых значимых альбомов 2007-го года в русском рэпе
В 2017-ом к русскому рэпу, до сих пор, принято относиться как к чему-то новому и неизведанному. Но на самом деле у него уже есть достаточно плотная история, которую стоит изучить всем тем, кто открыл его для себя недавно.
Чтобы понять, в какую же сторону движется любимый нами жанр в России, стоит окунуться немного в его историю. Мы вспомнили самые значимые альбомы в русском рэпе, которые отметили в этом году свое десятилетие. Еще мы предлагаем вспомнить чем же запомнился отечественный рэп в 2007-ом году лично вам.
Вспомнить все: 10 самых значимых альбомов 2007-го года в русском рэпе
В 2007-ом году лицо российского андеграунда кардинально поменялось, потому свежий релиз D.O.B. Community воспринимался как нечто необязательное. Несмотря на это, парни потратили на альбом целых три года, так что не выпустить его – было бы преступлением. После удачного «100 Преград Преодолев», слушатели ждали что-то не ниже уровнем.
Над «Полихромным Продуктом» поработало сразу несколько разных битмейкеров, чего не было ни на одном релизе D.O.B.. Это сыграло на пользу разнообразной музыкальной составляющей, но то, как звучат на них сами Sir-J, Jeeep и Money Mike – оставляет много вопросов.
Этот альбом не стал каким-то серьезным шагом для объединения, а скорее загнал их еще в больший андеграунд. После него парни разошлись по собственных проектам, в рамках которых часто сотрудничают друг с другом. Но D.O.B. Community, пока что, к нам не вернулись.
Кто же больше всех раздражал устоявшихся авторитетов жанра и их слушателей в 2007-ом? Сегодня никого не удивишь подходом «наехать на известных личностей и пропиарить свое имя», а тогда такое воспринималось как вызов. Именно так в индустрию ворвался 20-летний Никита Легостев, хорошо показавший себя в интернет-баттлах и обративший на себя внимание Сереги. Основанный им лейбл King Ring нуждался в свежем имени, обладатель которого смог бы навести шуму. Им и стал St1m.
Банальное и провокационное название «Я — рэп» сыграло на руку обоим, а King Ring стал местом, принёсшим массовую популярность баттл-рэпу в России. Даже Серега, открещивающийся в начале карьеры от звания «рэпер» и участия в рэп-тусовке, предстает здесь в образе настоящего гангстера и босса большого лейбла, готового поменять все каноны в русскоязычном рэпе. Также, на «Я — рэп» состоялось первое яркое появление ST, выпустившего через год дебютный сольник.
В альбоме велась борьба не только с анонимными хейтерами, но и были упомянуты конкретные имена: Каста, Лигалайз, ШЕFF, KRec и другие. Никто из названных на выпады не отреагировал (или не заметил), но кое-кто не смог оставить это без внимания: команда Тимати ответила Стиму несерьезной физической расправой.
Уже спустя год Стим завязал со своим баттловым прошлым и переквалифицировался в разумного юношу, который хочет делать хорошую музыку для масс. Рэпер стал светиться в саундтреках к фильмам, а в 2010-ом покинул лейбл King Ring. В 2013-ом, истосковавшись по баттл-прошлому, появляется проект Billy Milligan, в котором St1m, не называя конкретных имен, продолжил старую линию. В рамках данного образа он несколько раз появился на Versus’e, где показал себя слабовато. В общем, данная страница в его биографии закрывается сама по себе. Лирические песни имеют куда больший успех.
BBB всегда славились своей любовью к экспериментам. Вот и на альбоме «Взрослый Хип-Хоп» парни смешали уже привычный джи-фанк с модным на то время кранком. Шаг был рискованным, но воодушевляющим. Вопреки названию, взросление здесь не в содержании (хот и в нем найдутся интересные моменты), а в ином подходе к музыке. Здесь все вылизано почти по западным канонам, а если вспомнить большинство русских рэп-релизов тех лет, то много где можно найти некую небрежность. Big Black Boots постарались этого избежать.
Состав группы менялся несколько раз, но неизменным оставался только Джи Вилкс, главный идеолог проекта. На альбоме «Взрослый Хип-Хоп» Джи взял на себя ответственность главного действующего лица, так как большей части песен – только его куплеты. Далее коллектив Big Black Boots прекратит свое существование в данном формате, а Джи полностью уйдет в соло. В этом году он порадовал нас свои очередным альбомом «Оу Джи».
Третий альбом Триады вывел дуэт из зоны комфорта. Мистический рэп был разбавлен трогательными лирическими композициями и очень позитивными вещами. Парни смогли расширить аудиторию, не потеряв старую и улучшив качество своей музыки. Краснодарский коллектив еще ближе подобрался к высшим эшелонам русского рэпа, а им там были рады.
«Август» — техничный, пацанский, разнообразный и качественный рэп-альбом, который, возможно, остался недооцененным под натиском более раскрученных проектов. Единственным странным моментом пластинки можно назвать попытку запрыгнуть на поле баунс-рэпа. Нельзя сказать, что у Дино и Нигатива не получилось, но в рамках данного альбома выглядит недоразумением. Отдельно стоит упомянуть песню «Нежный омут», которая, при всех плюсах, не стала хитом. Главный толчок к продвижению альбома прошел относительно незаметно, потому и воспоминания об «Августе» у многих остались смазанными.
Дино последовал примеру своего коллеги и показал свою состоятельность в качестве сольного исполнителя. Но сам дуэт только прибавил в активности, выпустив еще 6 релизов, поучаствовав в саундтреках к фильмам, а также окончательно закрепив свои позиции в жанре. Парни явно не теряют азарта, так что ждем новых работ!
После удачного «Мало-по-Малу» от Bad B. ждали развития похожей тематики, но коллектив пошел ва-банк и представил альбом, по концепции сильно отдаленный от наших реалий. «Легенды гангстеров» заявлялся как первая художественная работа в стиле рэп, так что многие начали ждать чего-то грандиозного. Получилось, без сомнения, интересно. Отдельной похвалы заслуживает музыка, над которой помимо участников группы поработали Mr.Simon и Grey. К звуку тоже не докопаться, звучит качественно даже сейчас. Но насколько раскрыта заданная тематика? По словам Bad Balance, они долго изучали упомянутых персонажей, и это видно невооружённым взглядом. Альбом стал настоящим удивлением для фанатов группы, но почти не заинтересовал молодых слушателей, слишком много слов и исторических фактов. Не исключено, что при очевидных плюсах данной концепции, пострадала подача материала, и некоторые песни можно осилить только с трудом.
К сожалению, «Легенды гангстеров» стал последним альбомом Bad Balance, к которому было широкое внимание СМИ. Но пластинка все равно осталась достаточно недооценённой среди масс.
Bad Balance понравилось создавать концептуальные альбомы, потому они представили еще целых три. Интереса они вызвали куда меньше, но почетное место в дискографии заняли. Купер практически прекратил творческую деятельность, так что ШеFF и Al Solo продолжают тянуть знамя группе на себе. Популярность и актуальность Bad Balance понижается с каждым годом, но остаётся надежда, что они еще порадуют нас совместным крепким рэп-альбомом, который не будет скован в рамки узкой тематики.
2007-ый год ознаменовало то, что проект Многоточие изжил себя, а курс стал смещаться в сторону сольного творчества Руставели. «За бесконечность времени» стал последней работой данного коллектива, но уже в нем становится понятно в какую сторону будет идти творчество лидера команды. В альбоме сильно чувствуется влияние русского рока и трип-хопа, что было редкостью в предыдущих релизах. Отдельного упоминания стоит стиль исполнения нескольких песен, в которых Руставели читает стихи, а не рэп.
Альбом, ожидаемо, не принес каких-то серьезных дивидендов и обсуждений, так как хватало в русском рэпе и других инфоповодов. Но это не отменяет того факта, что пластинка удивила не только фанатов коллектива, но и совершенно посторонних людей, знавших Многоточие лишь по нескольким самым известным песням с предыдущих релизов. Ну, а когда «Точки» стремились к массовому вниманию?
«За бесконечность времени» — очень логичное начало сольного деятельности Руставели, но невнятная точка в истории группы Многоточие, которую все привыкли слушать в несколько ином обличии.
На данный момент бренд Многоточие живет благодаря успешному сольному творчеству Руставели и поддержке близких ему по духу людей. В ноябре проекту исполнилось 19 лет. Музыкант до сих пор активно гастролирует, а на его счету уже два мини-альбома, альбом стихов и 3 полноценных сольника, последний из которых, «Зеркало для героя», вышел в этом году.
Будучи заявленным как сольник Фьюза, «Meloman» стал первым с 2003-го года альбомом группы KRec, в котором не принял участие Ассаи. В 2009-ом году он официально покинул группу, так что питерская команда превратилась в дуэт. По звуку «Meloman» — прямое продолжение предыдущих работ KRec, так как он полностью спродюсирован Маратом. Но Фьюза он раскрыл как нельзя лучше, так как благодаря этой пластинке – исполнитель высказался и продемонстрировал разнообразный флоу. После выхода «По реке» публика ждала дальнейшего успеха KRec в мейнстриме, но парни снова вернулись в свой мир. «Meloman» дал отличное начало новой истории коллектива, а сам альбом наполнен красивой музыкой и интересной лирикой.
Вскоре группа окончательно превратилась в дуэт битмейкера Марата и рэпера Фьюза. Ассаи же сейчас и вовсе далек от русского рэпа. Дуэт KRec продолжал выпускать альбомы, каждый из которых находил свою аудиторию, а главное сама группа осталась жить и здравствовать. В конце 2012-го года из KRec ушел Марат, оставив Фьюза одного нести знамя группы. У него это вполне получается, так как он начал больше экспериментировать с акустикой и выпускать хорошую музыку. В общем, история группы продолжается, а мы с интересом следим!
После достаточно легкого дебютника, Баста выдал вполне типичный рэп-альбом, приправленный парочкой хитов для радио. Именно со второй части рэпера начали воспринимать всерьез другие большие игроки жанра. Немалую роль сыграло сотрудничество Басты и группы Centr, после чего за ним начали следить еще внимательней.
Альбом ответил многим на вопрос «какое отношение Баста имеет к хип-хопу?», а также подарил нам новую версию песни «Моя игра», в которой принял участие Гуф. Если «Баста II» не стал тогда большим событием (хотя с коммерческой точки зрения все было отлично), то точно заложил прочный фундамент для того, чтобы в последующие пару лет Баста стал главной звездой русского рэпа. За последствиями этого успеха мы продолжаем наблюдать и по сей день.
Настоящая исповедь простого московского парня, не желающего быть артистом, начала появляться в сети еще в 2004-ом году. Из-за нетерпеливости самого автора и постоянных проблем с лейблами – практически всю пластинку можно было бесплатно прослушать. Еще в 2006-ом Гуф обрел локальную известность, а его песня «Сплетни» получила широкую ротацию на радио Next FM. В общем, это тот случай, когда люди ждали дебютный альбом артиста, у которого не было клипов («Новогодняя» — не в счет) и медийного лица.
Тем не менее, спустя множество проблем с выпуском, длившихся 2 года, «Город дорог» официально вышел весной 2007-го и… не произвел фурора. Скорее всего, сыграл роль ранний слив в интернет, и кто хотел – давно послушал. Плюс, с клипами у Гуфа совсем не складывалось, из-за чего главным промо было сарафанное радио и участие именитых коллег, таких как Шыма (Каста), Иезекииль 25:17 и Slim’a (тогда участника группы Дымовая Завеса).
Разглядели «Город дорог» только спустя время. Некоторые называют его русским «Illmatic», кто-то воспринял как временное явление, а самого Гуфа называли дилетантом, про которого через пару лет никто не вспомнит. Но большинство сходятся во мнении, что «Город дорог» — настоящая классика русского рэпа. Да, очень хмурая и порой слишком откровенная. Многих могла оттолкнуть раскрытая тема употребления наркотических веществ, но такова стилистика рэпера-журналиста Гуфа, он не выдумывает, а ведет аудио-дневник.
Не сразу, но Гуф стал одним из ведущих рэп-исполнителей в России. Его как хвалили, так и ненавидели (беда любого известного человека). Но все мемы и «приколы» сыграли на руку. Гуф по сей день один из самых узнаваемых исполнителей в жанре, а новые работы (выходящие нечасто) поклонники всегда ждут с нетерпением. Спустя 10 лет карьеры, 4 сольных альбома, 3 в составе группы Centr и 4 в коллаборации с другими артистами – Гуф по-прежнему популярен и востребован. А такое, надо сказать, нечастое явление.
Неожиданно появившийся коллектив, взявший на себя трудную нишу тру-рэпа, не хотел повторять судьбу альбома «Город дорог». Дистрибьютора нашли достаточно быстро, с интернет-пиратством боролись активней, а само промо оказалось немного лучше. В ноябре 2007-го парни забили под завязку клуб Апельсин, и все это без поддержки медиа. «Качели» не стал «Городом дорог», помноженным на три (Guf, Slim и Птаха), а лучше раскрыл как самого Гуфа, так и остальных участников, особенно если вы о них не слышали ранее. В 2008-ом вышел клип на песню «Город дорог», сделавший из Центра настоящих любимчиков публики. Благодаря этому поднялась популярность не только альбома «Качели», но и на сольник Гуфа многие решили посмотреть по-новому (или познакомиться с ним).
Группа Centr быстро стала набирать популярность у любителей простого рэпа о жизни, так как тогда доминировало более гламурное направление, заполнившее все ТВ и радио-эфиры. Троица смогла пробить эту стену и раскачать «Качели» сразу на всех площадках. Вдобавок, была открыта студия ЦАО Records, а с ней же — одноименное объединение независимых рэп-артистов. Парни дали шанс своим малоизвестным друзьям и знакомым вещать на всю страну, а каждый уже по-своему распорядился данными возможностями. Не обошлось без большой волны хейта, который компенсировался солидным успехом.
В конце 2008-го Centr выпустили второй альбом «Эфир в норме», а летом 2009-го из коллектива ушел Гуф. Каждый участник обзавелся сольным альбомом, но людей больше интересовала перепалка между ними. Она вошла в историю как один из самых ярких биффов в русском рэпе. В 2011-ом году Slim и Птаха объединились с группой Легенды Про… и выпустили совместный альбом «Легенды про…Centr», который смог удержать знамя группы. А в 2014-ом случился нежданчик: стало известно о воссоединении этого рэп-трио и записи нового альбома. Третья по счету пластинка «Система» появилась весной 16-го и показала, что некогда коллег по коллективу мало что объединяет в творческом плане. Птаха снова ушел в соло, а Гуф и Slim, помимо собственных альбомов, объединились в проект GuSli. Недавно же стало известно, что Гуф и Птаха встретятся в следующем году на Versus’е, так что события продолжают развиваться.