Лейбл ЦАО Records последние несколько лет редко напоминает о себе, но сейчас компания готовится представлять новых артистов и действовать гораздо активнее. Одними из новичков, которые уже успели немного показать себя, являются Мойша Эскобар и Bright. Первый — уроженец Беларуси, успевший еще в подростковом возрасте выступить на разогреве у Lords of the Underground и Jeru the Damaja, а также погастролировать с Децлом и Чеком. Второй — долгое время является звукорежиссером на студии ЦАО. У обоих уже есть солидный бэкграунд, но только сейчас они готовы громко заявить о себе.
Недавно мы встретились на студии ЦАО, где парни записывают свой материал, и пообщались. Все это вылилось в объемное интервью, в котором Мойша Эскобар и Bright рассказали о: первых шагах в творчестве; попадании на ЦАО; взаимоотношениях с Птахой; знаковых знакомствах; гастролях с Децлом и Чеком; собственных музыкальных пристрастиях и много о чем еще.
Перед интервью, предлагаем вам послушать новый сингл дуэта — «Let’s Get It». Вышел он как раз сегодня. А в нашей группе ВК можно послушать и вторую версию трека.
Как вы начали заниматься музыкой?
Bright: да как и все, мне было лет 13-14 примерно, когда я начал слушать рэп. 50 Cent тогда был в моде, Wu-Tang и все такое. Из русских слушал: Многоточие, Касту, а конкретно проникся, когда услышал Centr. Я прикололся и решил, что надо попробовать и самому. Будущий муж моей сестры – Рома foRs, который на тот момент был модератором на форуме centrgroup.ru, подогнал мне майк SHURE PG58 и старенький микшер, я начал записывать демки дома, это была конечно лютая грязь. Потом кореш подарил мне звуковуху, и это стало хотя бы слушабельно немного. По-тихой учился сводить, в последствии чего стал звукорежиссером. Параллельно где-то выступал, даже выиграл какой-то конкурс у Птахи, где главным призом было выступление у него на презентации альбома «По низам». Мы тогда еще не были лично знакомы. Мы пересекались и раньше, но он не знал кто я. Лет в 17 мы с типами открыли свою студию, но у нас ничего не прокатило. У меня было мало опыта работы звукарем, и вообще, бизнесмены из нас так себе были. Потом я пошел на студию Great Stuff. Это была студия Фила Палево (Mr. Palevo), но в какой-то момент они объединились с ЦАО. Мне было лет 19, я искал работу после ухода с последнего места. Фил меня подтянул. Мы и ранее с ним были знакомы, так как сам записывался там раньше. Он взял меня на работу, подучил. Я поработал где-то полгода, потом Птаха съехал в отдельное помещение на Варшавке. Там сейчас до сих пор остался ЦАО Loft, которым рулит Басота. Мы сейчас в ЦАО Loft Pub, а ЦАО Лофт на Варшавке. Great Stuff, в итоге, закрылась, Фил перевез оборудование к себе домой, какое-то время я даже приезжал к нему записываться, он переделал гардероб в рубку, было прикольно, мы даже записали там пару совместных треков с ним. Спустя пару лет, мы с корешом искали где записаться и попали на ЦАО на Варшавке, там был Лис (Lis Lowry), звукарь ЦАО на тот момент. Мы записали трек, я с ним мельком познакомился и все. Прошло несколько месяцев, может полгода, со мной связался Лис и сказал, что они ищут звукаря, не хочу ли я поработать. Меня это удивило. Я приехал на студию, мы обо всем договорились. Лис рассказал, что уезжает из Москвы, потому на ЦАО нужен новый звукорежиссер.
Так я начал работать и вот уже где-то 3 года, может больше, являюсь единственным звукарем на ЦАО. Потом, соответственно, ближе познакомился и с Птахой. И пошла движуха. Далее, мы переехали в это помещение (на Краснопрудной — прим. ред.), и Давид предложил мне двигаться как артисту. И уже здесь я познакомился с Мойшей. Он приехал, вроде бы, трек записывать.
Мойша Эскобар: Я рэпер с пелёнок, когда переехал в Россию в 2004 году родители выбрали для обитания самый трушный район Москвы (Гольяново) там я впервые услышал рэп, плюс я учился в спортивном классе и играл в баскетбол в центре на Красных Воротах, недалеко от моей школы был магазин (Brooklyn Shop) там частенько тусовались первый состав ЦАО, Phlatline и тд.
Тогда было модно пародировать гангстеров из Лос-Анджелеса, все были типа Crips, Bloods и т.д.. Мы гоняли на Манежку, я даже успел застать тех самых скинхедов. Это был год 2007-2008. Тусовался из интереса. И вот как-то раз, играя в баскетбол на коробке со старшими товарищами, я познакомился с парнями, которые читали рэп на соседнем районе. У одного из них была домашняя студия, ну и я подумал, чем я хуже, написал какой-то текст, мне один из тех самых ребят подогнал бит, и мы пошли записывать. Записал, послушал, повесил в вк на стенку, собрал лайков от школьных друзей и подумал «это прикольно, надо делать дальше».
Начал строить планы как развивать все это дело, на станции метро Перово была студия «Ультиматум» и как-то у них был набор на лейбл, они искали малоизвестных ребят и давали им какое-то количество студийного времени в неделю. Ну и я пошел попробовать свои силы, и меня взяли, для меня было в новинку, что я пишу рэп не дома в шкафу, а на студии со студийной будкой, диванчиками и тд. Благодаря ребятам из «Ультиматум», я даже пару раз выступал в Перовском Парке на одной сцене с Львом Re-Pac’ом. Параллельно всему этому я познакомился с Тимуром Check, если он читает это – привет ему огромный. Отправил ему свои демки на почту, он ответил и пригласил в свою хип-хоп мастерскую, мы начали тусоваться на репетиционных базах и читали рэп. Потом Чек организовал всей нашей команде запись на студии BeatWorx, вот тут-то я и прозрел оказывается, что есть студии гораздо круче той, что я видел. Там мы записали совместный трек с Чеком, в то время была очень крутая и творческая атмосфера, у меня появилось еще больше друзей моего возраста, которые так же, как и я, были фанатиками хип-хопа, а Чек был нашим старшим братом, который за всем этим делом следил, подтягивал нас на выступления, снимал в своих клипах, помогал с битами. Благодаря ему я обрел много коннекта с именитыми ребятами в хип-хоп культуре. В том числе с Ле Трюком (Децлом), и как-то раз Кирилл и Тимур говорят: «чуваки, у нас будет концерт в Авроре, хотите съездить в Питер выступить?». Ответ себя долго ждать не заставил. Вот так вот я получил свой первый опыт выступления в другом городе благодаря Чеку. Со временем как-то все под утихло, пришло время поступать в университет, участвовал в онлайн-баттлах на сайте RapBlog, занял там 3 место, ребята из Праги (Legion и Тимур) предложили мне первый контракт, но он так и остался не подписанным. Начал писать рэп в стол. Изредка где-то появлялся. Выступал на разогреве у Lords of the Underground и Jeru the Damaja. Просто приходил на концерты, а так как люди меня уже знали, то они подтягивали на выступление. В университетские времена я писал треки дома в шкафу, но никуда их не выкладывал, пил пиво и учил конституционное право. Кстати, у меня осталось много видеоматериала с того времени, в своем паблике в ВК я создал рубрику #МолодойМойша и знакомлю свою аудиторию с моей историей.
На курсе 4, я понял, что надо заново делать рэп и мечтать о чем-то более глобальном, в итоге я переписал в шкафу свой старый трек («Тик-Так»), завел группу в контакте, инстаграмм, назвал все это дело своим именем, добавил фамилию наркобарона и следил за реакцией. Те, кто меня помнили малым, отгрузили респекта и тут в Москву приезжает Слава Фэйм (сейчас участник группы кАчевники, — прим. ред.). Мы встретились на станции метро Полянка, пили кофе из Бургер Кинга, Фэйм битбоксил, а я фристайлил. Рано утром, часов в 11. Мы целый день так протусили. после чего он решил, что я просто обязан познакомиться с Птахой.
В итоге, Фэйм и познакомил?
М: Я знаком со Славой Фэймом с 14-15 лет по переписке. Мы общались, я как-то скинул Фэйму свои первые треки, на что он ответил: «да, малой, у тебя большое будущее!». Мы переписывались, а потом он приехал в Москву, и так произошло наше первое знакомство. Это было года 2 назад. Сказал: «у меня миссия — познакомить тебя с Птахой. Я знаю, что если я это сделаю, то получится что-то интересное». В итоге, я, Фэйм, Птаха и еще пару ребят с ЦАО встретились в Чайхане. Пообщались и разошлись. Мне Фэйм сразу сказал, чтобы я не терял коннект. Прошло дня три, я думал ничего все равно не поменяется, буду дальше писать свои песни, как и раньше. И вдруг, мне звонит неизвестный номер. Я отвечаю, мне говорят: «малой, привет». Я удивленно: «в смысле малой»? Я подумал какие-то друзья звонят с неизвестного номера. Меня спросили: «ты не узнал меня? Это я, Птаха». Я даже побледнел от удивления. Ну и вот, все закрутилось, завертелось.
Изначально мне предложили быть администратором группы ЦАО в инстаграме. Ну я и был им какое-то время. Как-то я позвонил Птахе, спросил могу ли я прописаться на студии. Он сказал без проблем, приезжай. Я пришел на студию, сидит Bright и говорит: «иди записывай». Ну я и записал.
B: мне Птаха тогда сказал, что этот малой нормально рэп делает. Запиши его. Я прикололся, так как я сам все время такую олдуху слушал, а он как раз олдовый тречок записывал. Он так и не вышел вроде.
М: выйдет.
B: короче, олдовый трек был. Мне понравилось, и мы начали общаться.
М: у меня на жестком диске были наработки, я записал их лет в 20 дома у знакомого. Там ковры висят и все такое. Классика для русских рэперов. Я взял оттуда половину треков, и сейчас мы их сводим по-тихой. Первый трек, который я сюда принес, это «КимоноCypher». Bright и Птаха проперлись с него. И так мы начали двигаться. Эти треки сейчас лежат и ждут своего часа.
B: я прописал куплет на «Кимоно», потом мы записали еще пару треков совместных, но они еще не все вышли. Вышел только «The Pappa». Нам многие начали говорить, что у нас крутой дуэт получается.
М: сейчас я выпустил сольный трек «Фуршет». Кальянный рэп получился, девочки постят его на стенки в ВК, и меня это радует. Я понимаю, что с высоты хип-хоп звезд наш фидбек смешной, но я уверен, что все получится! Наше творчество находит отклик, и нас это радует. Будем и дальше выпускать, и набирать аудиторию.
Вы будете выпускать полноценный релиз или пока только отдельные синглы?
B: надеемся, что выпустим осенью совместный EP. Там будет треков 6-7. Осталось довести их до ума.
М: в основном там будет классический хип-хоп.
B: да, там будут треки в стиле «The Pappa», будет что-то более современное. Даже ремиксы каких-то старых треков. Параллельно, выпускаем сольные синглы.
М: даже несмотря на то, что мы, в основном, приверженцы классического звучания хип-хопа, мы экспериментируем с разным звуком.
B: мы вообще за разнообразие. Нельзя называть весь нью-скул говном только из-за звучания, главное то, какой посыл ты несешь. Я сторонник того, что надо делать то, что в кайф. Если тебе по кайфу коммерческое музло — делай. Почему нет? Тем более, если это бабки приносит.
Даже олдовое музло может быть коммерческим.
М: если дать этому более широкую огласку, то да.
B: вот мы выпустили «The Pappa» и вообще ни на что не рассчитывали.
М: ты прикинь, я сижу дома, ем суп. Ко мне подходит моя девчонка и показывает, что мы попали в плейлисты от редакции iTunes: «Лучшее за неделю», «Лучший русский рэп месяца» и т.д.. Год назад мне даже это и не снилось.
B: понятно, что это и близко не какой-то большой масштаб, но для нас, как для ноунеймов, которые только начали этим серьезно заниматься, это очень приятно. У нас 70-80 тысяч уникальных прослушиваний в Apple Music. Для такого олдового трека это не плохо, я считаю.
Вы ощутили какую-то отдачу от этого?
B: отдачу конечно. Мне писали люди, с которыми я уже не общался кучу лет. Много незнакомых людей писали, кидали респекты. Это очень круто.
М: плюс, именитые ребята в русском хип-хопе писали и респектовали.
B: фишка в том, что сейчас мало кто такое делает, поэтому люди прикололись.
Кто из более-менее известных МС отечественного хип-хопа писал?
М: Сижу дома, пишет мне в инстаграме @gdo16 я сначала не понял кто это, так как профиль закрыт, мысль в голове промелькнула что это Гад Дым (Легенды Про), подписываюсь в ответ и это он. Пообщались и через 2 недели после знакомства записали трек в его день рождение. Общался с 4atty aka Tilla, запомнил его слова: «может вы вернете улицам своё». С MAGU из Чёрной Экономики. Короче, так как я являюсь большим фанатом творчества Легенд Про, 7 Мостов и Чёрной Экономики — для меня это большое достижение.
B: Расскажи про знакомство с ШеFF’ом
M: Скинул я как-то треки свои Мастеру Шеффу ВКонтакте, и приходит ответ: «жду в такое-то такое-то время на студии 100Pro». Я приехал, и тут сходу, без лишних разговоров, Al Solo ставит бит, а Влад говорит читай, ну а мне не привыкать, зачитал. И через неделю мы записали совместный трек с Владом. Я понял, что все это не просто так, когда наше творчество нашло отклик среди родоначальников хип-хопа в СНГ.
А что за история с курткой от Смоки Мо?
М: Короче, сижу я на шашлыках с ребятами, два дня назад сдал государственные экзамены, впереди диплом. Вижу пост в группе Anana TV (Блог Смоки МО на YouTube – прим. ред.) «Подгоны от Смоки Мо», что-то типо зачитай рэп на камеру и скинь нам, лучший получит куртку Найковскую лично из рук Смоки. Я думаю ну все, куртка моя. У меня было видео где я читаю дабл таймом на улице, скинул его. Я набрал больше всех голосов, мне респектанул Смоки. В итоге, мы встретились с ним на заводе Flacon, снялся для его блога, получил куртку, устроили хип-хоп викторину, и я еще больше прозрел, Смоки, кстати, энциклопедия хип-хопа.
Кто победил в викторине?
M: Дружба, шли нога в ногу.
Как относитесь к баттлам?
М: Отлично, я участвовал в онлайн-баттлах, офлай, даже на районе рэперов местных баттлил. В онлайн-баттлах есть заслуги — это третье место на баттле от сайта RapBlog который организовывали ребята из Праги. Там много известных рэперов в судьях было, Драго, Бразилец, Джино и т.д.. В оффлайн, которые на тот момент больше были похожи на конкурс песен — это первое место на первом фестивале «Я Легенда» в Петербурге, который проводили Фьюз, Витек и Рэккет (ХХ Fam). Веселая была история с поездкой на этот фест, мне было лет 15, я взял у мамы денег на поезд и на хостел и сказал, что поехал в Питер, прошел отбор на баттл. Приехал в Питер, пришел в клуб на Лиговском, там было много разных МЦ и команд. Я подумал, что зря приехал, только бабки потратил. В итоге, выступил и забрал первое место, домой уехал с десяткой, довольными щами и новыми знакомствами из Петербурга.
B: Я не против баттлов, но все зависит от формата. Онлайн-баттлы раньше популярны были, нормальная тема. Но я особо не рвался никогда, как-то меня обламывало всегда в каких-то конкурсах участвовать. Но пару раз было. Как раз Рома foRs, о котором я уже говорил, подтянул меня участвовать в баттле centrgroup.ru, мне было лет 15 на тот момент, я конечно полную шляпу тогда делал, но я решил поучаствовать и в итоге выиграл, там участников правда не много было, человек 15, но финал судил Птаха. В целом, отношение нейтральное, на вкус и цвет, кому-то нравится, кому-то нет. Главное, чтобы это не выходило за какие-то рамки.
Как вам Птаха в роле начальника?
Bright: Птаха сложный человек сам по себе. Но мы как-то находим общий язык.
Сколько артистов прошло через ЦАО Records, и как я понимаю, большинство разногласий было именно с Птахой. И тут непонятно с чьей стороны косяки: со стороны артистов или самого Птахи. Якобы, с ним тяжело сработаться.
Мойша: Начнем с того, что у Борисовича есть своя правда, и она его не подводит. Его тяжело переспорить. Походу в этом и заключается то самое ТРУ…
B: Когда ты ему что-то говоришь, и он понимает, что это правильно, он тебе все равно не скажет об этом. А потом прислушается к этому и сделает как-то по-другому, может так, как ты сказал. Но не признает этого. Есть всякие такие моменты, со временем к этому привыкаешь. У всех свои тараканы.
М: Мы Птаху ценим как старшего брата. По сути, все то, что мы имеем на данный момент в музыке — дал нам он. И это очень круто. И мы спокойно находим общий язык. У нас получается договариваться и искать точки соприкосновения.
Может быть это потому, что вы коммерчески особо не связаны с ним?
М: Коммерчески? Ну… может быть.
Bright, ты же работаешь на ЦАО звукорежиссёром, а значит получаешь какую-то зарплату…
B: да, но у нас все немного проще происходит. Я здесь уже года три, много чего произошло за этот срок, но мы как-то всегда находили выходы из ситуаций. Какие-то компромиссные решения.
М: а вообще, вот Bright не даст соврать, если нужна помощь, то Птаха всегда выручит.
B: как минимум, сделает все, что от него зависит.
М: да, и в основном, это всегда помогает.
Bright, что для тебе приоритетнее: быть звукорежиссером или исполнителем?
B: больше интереса, конечно, развиваться в качестве исполнителя. Звукорежиссура — мой способ быть подвязанным с рэпом и зарабатывать какие-то деньги. Мне это нравится, но на каком-то мировом уровне этим заниматься я бы не хотел. Мне больше нравится рэп читать. В любом случае, даже для своего творчества разбираться в этом полезно.
М: выходит так, что для нашего творчества мы используем только свои ресурсы, идеи и руки. Нам не надо никого просить. Нам нужны только биты. Хотя даже их мы переигрываем. Биты нам делают нашил друзья в основном, тексты пишем сами.
B: вот для «The Pappa» мы переиграли сэмпл, чтобы он был более подходящим, так как нам не нравился припев. Я в нотах не очень шарю, я просто в Melodyne разложил парт и по этим же нотам доиграл сэмпл. Модернизировали немного. И в итоге, припев зазвучал как надо.
Мойша, ранее ты упомянул Ле Трюка. Ты поддерживал с ним связь последние годы?
М: Нет.
А когда ты последний раз с ним встречался?
М: был концерт в 16 Тонн. Тусовка Растамафии (объединение Децла, — прим. ред.). Мы пошли с Симбой (Бэк MC Чека). Это был 2013-ый год или 2014-ый, точно не помню. Вот тогда я в последний раз видели Кирилла. Я очень счастлив, что мне удалось с ним познакомиться. Он был живой легендой. И прикинь, в свои 12-13, я имел честь хотя бы просто сидеть с ним за одним столом.
Мойша, ты же из Гольяново, а значит хорошо знаешь гольяновскую рэп-тусовку. Кого ты можешь выделить из нее?
М: Ну я жил долгое время в Гольяново, а позже переехал на 500 метров подальше в Микрорайон 1 Мая. Вообще много талантливых ребят, которые так же повлияли и на мое творчество. Из самых видных гольяновских представителей хип-хоп культуры могу выделить I Diggidy и Р.А.Пресса, они всегда подтягивали на свои тусовки выступить. Тусовались мы на студии МосГорЗвук, у нас есть с ними совместные треки как старые, так и новые. Плюс Wzor x Uzor талантливый дизайнер, который отвечает и за наш дизайн. Короче Гольяново 4Life…
ЦАО сейчас — тусовка по интересам или эффективный лейбл?
B: в плане эффективности все подзатухло. Но мы стараемся общими силами все возродить. ЦАО всегда было больше тусовкой по большому счету.
М: почти все русскоязычные рэперы, начиная с середины нулевых и до начала десятых, были так или иначе связаны с ЦАО.
Так ЦАО продвинуло не просто несколько артистов, а целую стилистику. Здесь собирались люди, похожие по стилю
B: ЦАО всегда отличался от коммерческих лейблов, типа Black Star и Gazgolder. Вроде лейбл, а вроде и просто тусовка по интересам. Как-то совмещалось всегда. А так, думаю все будет.
Раньше же подписывались контракты, шло какое-то продвижение артистов
B: все это вернется, к этому и идем. Просто много времени было потеряно, во время стройки лофта и студии. Все затянулось, мы тут полтора года почти все это строили сами. У Птахи голова этим была забита в основном, много всяких трудностей было. Сейчас все восстанавливается по тихой, что-то создается заново, на это нужно время. Сейчас просто многим неясно что значит «артист лейбла ЦАО». Для большинства это все держится только на Птахе. И то он сейчас уходит в другие вещи, типа бизнеса.
М: да, так и есть. Но скоро зазвучат и наши имена.
Какая ваша цель в творчестве? Хотите популярности или душа просит?
B: да это все связано на самом деле. Чтобы полноценно заниматься музыкой, это должно приносить тебе деньги. А для этого нужна популярность.
М: скажу за себя, что моя главная цель — делать нормальный рэп. Чтобы после про меня говорили: «вот это крутой чувак был.». Деньги, конечно, тоже важны. Есть то хочется, приходится работать и все такое.
B: да, уделять много времени тому, что тебе по кайфу, но не получать от этого отдачи — такое себе. Хочется, чтобы наша музыка была услышана, мы же не просто так это делаем. Понятно, что нам и так в кайф, но хочется, чтобы это приносило что-то еще. Но если бы у нас была цель популярность, то мы наверно какое-то другое музло делали бы.
М: над музыкой мы сидим очень долго. У нас куча треков для разных проектов, которые так и не закончены, где-то просто куплеты, где-то припевы. Вот, например, трек «Фуршет» был записан еще в том году. А выпустили относительно недавно. Много раз переделывали. Последняя правка была непосредственно перед выпуском. В первую очередь мы кайфуем. Несмотря на то, что у нас мало выступлений и скромная известность.
B: в любом случае, когда на тебя подписываются какие-то незнакомые люди и респектуют — это приятно. Это и есть отдача, то, ради чего ты это делаешь. А как таковой цели стать популярными — нет такого.
За кем следите прямо сейчас из артистов?
М: Denzel Curry, Kevin Gates, вся тусовка A$AP Mob.
B: Пристально сейчас ни за кем особо не слежу, из тех, кого могу послушать: Russ. IZReal, TumaniYo, Murovei.
Топ любимых альбомов всех времен. Неважно наши или зарубежные
М: Смоки Мо «Кара-Тэ», Kool G Rap «4,5,6», Supreme NTM «Paris Sous Les Bombes», Centr «Качели», Psycho Realm «The Psycho Realm» и Мосты «7Я». Бонусом добавлю Big Pun «Capital Punishment». Это слишком крутой альбом.
B: Good Hash Production «Куплеты с золотой печатью», Легенды про… «Жёлтый дом», Snoop Lion (Snoop Dogg) «Reincarnated», Centr «Качели» и Смоки Мо «Кара-Тэ». Классика. И последний альбом Ed’a Sheeran’a очень зашел, это прям какой то лютый саунд, думаю он один из топовых музыкантов на данный момент.