Его жизнь трагически оборвалась 15 февраля 1999 года, ему было всего 24 года. Lamont Coleman, более известный как Big L, был убит неизвестным нападавшим, из проезжающего автомобиля. Он умер на той же 139-й улице Гарлема, что его и прославила. Девять пуль в лицо и грудь… Полиция так и не нашла причастных к убийству лиц. Он выпустил единственный прижизненный альбом «Lifestylez ov da Poor & Dangerous» (ещё несколько релизов вышли после смерти), однако он внёс значительный вклад в развитие андеграундной рэп-сцены.
Nas: «Big L напугал меня до смерти, когда я услышал его трек Devil’s Son. Я не понимал каким способом я смогу с ним конкурировать.»
Jay-Z: «Он был очень талантливым МС и стихоплётом. Я думаю, он мог бы подняться на высокую ступень развития в творчестве, если бы не смерть.»
Строки Eminem в треке «Patiently Waiting» об Big L: «Take some Big and some ’Pac/And you mix ’em up in a pot/Sprinkle a lil’ Big L on top/What the fuck do you got?»
Бесконечная дискуссия о величайшем рэпере всех времён будет вестись бесконечно, среди которых обычно фигурируют имена Jay-Z, Nas, Ice Cube, Eminem, 2 Pac, Notorious BIG, но редко кто вспоминает об Big L. Это не потому что он менее талантлив, это скорее из-за того, что после себя он оставил очень мало материала: всего один прижизненный альбом, один посмертный и горсть синглов и фристайлов. Но тем не менее имя этого рэп-вундеркинда из Гарлема, что ушёл из жизни в 24 года, постоянно фигурирует среди великих рэп-персонажей !!!
Он был убит на той же улице в Гарлеме, где и воскрес благодаря своим трекам, 139th St. and Lenox Ave, которую сам и назвал “The Danger Zone” («Опасная Зона»). Даже после смерти его творчество путешествует по миру, в отличие от тех, кто так и остался жить на этих улицах. И всё это благодаря его таланту. Большинство тех, кто знакомы с его творчеством, мало что знают о его жизни. Сегодня я постараюсь кое-что рассказать о нём, благодаря тем, кто знал его лично.
“5 slash 3-0 slash 7-4 a lil bro was born with the mind of a psycho” —Big L, “Devil’s Son”
Действующие лица:
T.E. “Jewlz” Farrar – близкий друг семьи и документалист.
Donald “Big Don” Phinazee — старший брат
Alexis “Pucci” George – близкий друг
Lord Finesse — наставник и коллега по проекту D.I.T.C.
Fat Joe – коллега по проекту D.I.T.С.
Rich King – соучредитель лейбла Flamboyant Entertainment
Ron Browz – продюсер из Flamboyant Entertainment
Bobbito “Kool Bob Love” Garcia – известный ведущий программы The Stretch Armstrong & Bobbito Show
Damon Dash — соучредитель Roc-A-Fella Records
Faith Newman — бывший A&R, лейбл Columbia Records
Kurt Woodley — бывший A&R, лейбл Columbia Records
Donald: Ламонт (Big L) в детстве был толстым мальчиком и он получил кличку «Mont Mont». Нас было три брата и Big L был младшим, мы жили все вместе в одной комнате и мы всегда за ним присматривали. В детстве он вёл себя как мужчина, он не плакал и не жаловался.
Damon Dash: Я знал Ламонта (Big L) ещё до рэпа. Он жил на 139th St. and Lenox, а я родился на 109th and First, но я всегда считал это своим районом, своим блоком, начиная со своей 109-й и до 142-й St. and Lenox. И мы всегда отлично с ним общались.
Donald: Наш блок это 139-ая и несколько соседних, хотя порой чтобы дойти до дома, мы получали не хило по заднице от представителей соседних блоков. И не смотря на то, что мы жили в бедном районе мы не плохо были одеты и всё это благодаря нашей маме. Её очень уважали на районе.
Lord Finesse: Мама Big L работала сборщицей ставок в нелегальной лотерее и благодаря этой работе она могла одевать и кормить детей. Затем она посвятила свою жизнь церкви.
Jewlz: Big L всегда был фанатом фильмов ужасов, это был его второй не реальный мир, в котором он жил.
Donald: Я очень любил Run-DMC и я купил два билета на их тур «King of Rock» для себя и ещё одного человека, у которого в итоге не получилось пойти. Но я не хотел идти на концерт в одиночку. Я вернулся на район и вижу играющего в парке Big L, подхожу к нему и говорю: «Пойдёшь со мной на концерт», он сказал: «Да!». Он тогда даже не знал кто это такие))) Это был 85 год и ему было всего 11 лет. Мы стояли в самом конце зала, в шестом ряду от конца. Они вышли на сцену провозгласив «I’m the king of rock, there is none higher!” и весь зал тут же вскочил со своих мест, я смотрю вниз и вижу маленького Ламонта, а он стоит с открытым ртом, полностью загипнотизирован)))
Мама купила нам DJ-оборудование. Я ди-джеил, а Ламонт пытался рэповать в такт музыке. Я играл на крыльце нашего дома во дворе и Ламонт взял в руки микрофон и начал читать строки Big Daddy Kane, которого он очень любил и знал все его строки наизусть. Это привлекло ещё больше людей к тому, что я делал на улице.
Damon Dash: После того как Ламонт начал рэповать многие на районе знали его под именем Big L Rapper. Он был лучшим рэпером на Lenox. Кличка «Большой» (Big) прилипла к нему как-то незаметно, он был самым заметным среди сверстников, он никогда не смеялся и даже не улыбался и со стороны выглядел очень опасным.
Jewlz и Lord Finesse: Он всегда носил с собой блокнот. Что-то записывал, он имел громадный словарный запас, но стремился постоянно его пополнять. Он слышал чью-то интересную речь и отмечал это для себя. Благодаря своему блокноту и появились его убийственные панчлайны.
Jewlz: Он начал писать и рифмовать у нас на глазах с моим корешом D-Wiz’ом. Мы взяли его на студию ещё к одному моему корешу по имени Short Man. Он был нашим местным продюсером, работал например с Teddy Riley. Очень интересный персонаж. Мы в троём решили попробовать двинуть Ламонта на сцену любыми способами. Big L выступал на улице, участвуя в различных мероприятиях так называемого открытого микрофона. И однажды мы пробрались на концерт, где были люди с различных мэйджор лейблов, мы донесли до них несколько треков Ламонта, в итоге кому-то понравилось, кто-то говорил что он рифмует слишком трудно, что они даже не знают как его продвигать с таким стилем подачи.
Rich King: Big L выглядел очень мудро, но при этом был очень скрытен. Но когда он начинал читать, он кардинально менялся. В нём жили будто два разных человека.
Lord Finesse: Мы первый раз встретились в Rock ‘N’ Will’s, это музыкальный магазин на 125-й улице. У меня была там автограф-сессия. Ко мне подошел какой-то пацан и говорит что у него есть друг, который круто рифмует, я не особо обратил на это внимание ответив ему: “Yeah, aight”. Ну типа круто, молодцы, но я не думал что они меня чем-то удивят и хотел отшить их, давая номер моего менеджера. А этот настойчивый паренёк говорит: «Давайте он зачитает прямо сейчас и если Вам не понравится, мы больше не будем Вас тревожить». Я подумал Ок, пусть будет так ! Он подходит и выдаёт несколько плотнейших куплетов в живую, я был потрясён его интересным стилем подачи, его рифмовкой, в нём была изюминка, я увидел в нём потенциал.
Fat Joe: Я помню тот день когда Lord Finesse привёл Ламонта в первый раз и выпустил на сцену. Я видел начало его работы на сцене, я видел как встретили его слушатели и я понимал что этот человек станет супер-звездой. Он вышел первый раз на серьёзную сцену, а держался так будто он постоянно выступал толпа его встретила на «Ура!». А я сказал «Oh wow!».
Lord Finesse: Я первым делом рассказал о нём Showbiz’у (ещё один участник D.I.T.C.). Я попросил Ламонта что-нибудь зачитать для него: “L, man, kick a rhyme!”. Showbiz’у также понравился его стиль. В итоге фраза “L, man, kick a rhyme!” привязалась и мы так часто его призывали показать себя. Я брал его повсюду с собой, если я давал интервью, то и он вставлял свои 5 копеек, Если у меня были выступления, то и он получал свои 15-20 минут. Я многое для него сделал. Наш проект D.I.T.C. уже был сформирован и туда было просто не реально попасть, у нас были типа правила и инструкции чтобы человек был из Бронкса, но всё это мы забыли в раз как только услышали его. Я называл его стиль Гарлемский Ренессанс. Сейчас расскажу почему. Из Гарлема вышло не мало отличных рэперов, таких как Rob Base, Doug E. Fresh, Kool Moe Dee, The Treacherous Three,… Но Big L это другой стиль, он представлял другое звучание улицы, никто не мог рифмовать так как Ламонт. Его стиль был словно ренессанс в Гарлемской среде.
Donald: В то время Cam’Ron и Mase игрались с мячом во дворе, а Big L уже рифмовал. Они всегда были рядом с Ламонтом. Но они не занимались рэпом, они просто смотрели и слушали как он это делает. Но мне кажется они начали заниматься в итоге рэпом увидев потенциал в этой музыке.
Jewlz: В результате этих так сказать рэп-проб возникла группа Children of the Corn. В то время их имена отличались от сегодняшних: Murda Mase это был Mase, Cam’ron называл себя Killa Kam, McGruff, Digga и естественно Big L.
Damon Dash: Мне очень понравилось то, что они мне поставили, это был отличный материал !!! Просто сумасшедший материал местами. Я даже хотел быть их менеджером.
Bobbito Garcia: У меня есть гостевая книга с именами всех артистов, что приходили к нам на шоу. И сейчас я вам скажу точную дату когда Big L впервые пришёл к нам. Это было 9 апреля 1992 года. Это вообще было его первое появление на радио.
Pucci, Jewlz, Dame Dash, Lord Finesse: Big L в то время был лучшим баттл-рэпером на улицах Нью-Йорка, он побеждал любого надменного ниггера, кто бы перед ним не стоял. Не многие знают о баттле, который состоялся между Big L и Jay-Z. Состоялась она благодаря Stretch Armstrong и Bobbito, они оба зачитали друг перед другом, однако кое-какие интересные вещи происходили за кулисами, где они и помЕрились текстами и по словам свидетелей, встреча закончилась ничьей. И закончилось это всё достаточно гладко, каждый из соперников выразил Respect друг другу.
СОВСЕМ СКОРО ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ…