Das EFX поделились воспоминаниями о том, как создавался их первый альбом «Dead Serious»

Das EFX поделились воспоминаниями о том, как создавался их первый альбом «Dead Serious»
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(449 голосов, 5 из 5)
2комментария

Несколько лет назад, нам удалось познакомиться лично с Krazy Drayz, который приезжал в Москву вместе с DJ Rondevu. Очень душевный оказался собеседник и рэпер, всё ещё не растерявший своих навыков и той самой отличительной подачи. Но в тот момент про интервью мы не задумывались, да и сайта нашего тогда ещё не существовало. А тут оба участника Das EFX решили и сами поделиться воспоминаниями о том, как 25 лет назад записывали дебютный альбом «Dead Serious». И мы, естественно, не могли обойти стороной такое интервью!

Очень часто творческие прорывы в хип-хоп музыке начинаются с дебютного сингла. Сначала он выстреливает. Затем происходит взрыв. Как только рассеивается дым и утихает шум, влияние артиста на культуру становится всё более очевидным, в то время как другие исполнители начинают копировать (или понемногу перенимать) его стиль. Именно так всё и произошло, когда рэп-дуэт Das EFX дебютировал 7 апреля 1992 года с альбомом “Dead Serious”. Отправной точкой стал их первый сингл с LP – “They Want EFX”

Поверх сэмпла James Brown “Blind Man Can See It” (саундтрек к фильму “Чёрный Цезарь”) бывшие студенты Виргинского университета Skoob и Krazy Drayz наложили свой новый, необычный речитатив. Их скоростная, с мастерским обыгрыванием ритма читка имела свою фонетическую особенность: к словам добавлялось окончание “-iggity” (например, “smiggity smoke a blunt”). Огромное количество отсылок к общеизвестным мультфильмам и телепередачам, винтажным фильмам и детским песенкам является предметом гордости группы и создаёт впечатление, как будто эти двое выработали собственную форму поп-арта.

Тем не менее, Skoob и Drayz вовсе не пытались стать новыми Энди Уорхолами, пока записывали “Dead Serious”. Зато они намеревались стать новыми Big Daddy Kane или Kool G Rap – рэперами, преобразившими стиль хип-хоп лирики. Чтобы получить звук для своего дебютного альбома, вышедшего 25 лет назад на лейбле East/West Records, Das EFX привлекли к работе новую в те времена команду продюсеров Solid Scheme, состоящую из Chris Charity и Derek Lynch. В результате альбом не только стал платиновым, но и изменил само звучание рэпа, повлияв на индивидуальный стиль рифмовки каждого, от Common до Naughty By Nature. Это история альбома “Dead Serious”.

 

До создания альбома

Как появилась группа Das EFX?

Skoob: Изначально я из Бруклина, Drayz – из Нью-Джерси. И мы встретились в Petersburg, штат Виргиния, мы были студентами местного университета и жили в одном общежитии. Drayz тусовался со своими чуваками, я – со своими, но был у нас один общий друг – мой приятель из Бруклина. Он нас и познакомил на одной из вечеринок. Мы отрывались под музыку и всё такое, с того дня всё и началось.

 

Что повлияло на стиль вашего творчества?

Drayz: В то время это были привычные всем чуваки, которые были реально круты. Такие как Big Daddy Kane, Kool G Rap, KRS-One. Мы ещё зажигали с Brand Nubian. Biz Markie. Master Ace. Я, наверно, многое забыл. Но мы просто были собой и пытались звучать иначе, чем все остальные.

 

То есть, когда вы придумали свой “iggitystyle”, вы стремились просто выделиться из массы?

Drayz: Ага. Но мы находились в Виргинии, поэтому не могли постоянно быть в курсе происходящего в мире вокруг. И вот что мы придумали: у нас были наши микстейпы. Были люди, которые специально для нас записывали самое свежее и самое лучшее, что появлялось на радио, и присылали нам. Таким образом, мы были в курсе всего, что в то время делали нью-йоркцы на радио и в микстейпах, и старались не отставать от них ни на шаг, насколько это было возможно в Виргинии, в 4-х часах пути оттуда. Кроме того, мы работали над собственным стилем. И “iggity” просто пришло в процессе оттачивания нашего мастерства.

DJ Clark Kent [продюсер лейбла East/West]: Они просто-напросто «скретчили» словами, как диджеи. Если слово “wow” прокрутить назад и снова вперёд, получится что-то вроде “wiggy wow”. А из слова “play” выходит “pliggity play… pligit-pligit”. Это просто скретчинг слов, благодаря которому они так звучат.

 

А не повлиял ли стиль регги на ваш стиль? Ваша манера играть со словами напоминает творчество денсхолл-артистов.

Skoob: Практически нет. То есть, мы слушали самую разную музыку, но у нас в итоге получалось то, что получалось. Нам нравился дэнс-холл, но мы вовсе не пытались вписать свой стиль в него или что-то из него сделать. Это не про нас. Попробую объяснить: мы с Drayz придумали “iggity”, когда просто пытались заполнить паузы в предложениях в наших рифмовках, и нам нужно было что-то, что поможет уложить слова в ритм без промежутков. И в поиске решения родилось наше “iggity”. Если ты прослушаешь “Dead Serious” ещё раз сейчас, то ты поймёшь: «О, этим ребята не любят делать паузы». Нам просто хотелось заполнить бит рифмами.

 

Каким образом вы познакомились с EPMD?

Drayz: Мы участвовали в конкурсе рэп-исполнителей, когда учились на младших курсах университета. Приехали в Ричмонд (Виргиния), когда услышали по радио об этом конкурсе. Как раз недавно, на рождественских каникулах, мы сделали новую песню под названием “Klap Ya Handz”. В итоге эта песня помогла нам создать наш первый альбом. Короче говоря, EPMD тогда гастролировали, рекламируя какой-то из своих альбомов, я точно не помню название. Во время тура они заодно судили на конкурсе, на котором мы оказались. Мы вышли, зачитали, туса продолжалась, и технически мы не выиграли. У некоторых других рэперов были преимущества: кто-то был из этого города и знал судей, или ещё что-то такое. Но EPMD сразу разобрались, что мы делали и что с нами происходило. И, несмотря на то, что мы всё делали совершенно не так, как остальные, именно это они смогли выделить. Поэтому после шоу они позвали нас за сцену, мы дали им нашу демо-версию, обменялись номерами. Мы дождались звонка, а потом у нас просто сорвало крышу, потому что мы наконец нашли свою мечту. И стали записывать столько, сколько могли.

Как вы оказались на лейбле East/West?

 Skoob: Тогда там было много заинтересованных людей. В то же время, было много таких, кто не понимал, что за хрень мы делаем. Например, нас горячо поддержала студия Jive Records. Там была продюсер, её звали Sophia Chang. Она будто с ума сошла, когда нас услышала, и носилась с нами, как с младшими братьями, повсюду, втянула нас в эту индустрию. И это было ещё до нашего успеха. Но затем на Jive Records пришли A Tribe Called Quest, их там уже знали и работали с ними. А лейбл East/West был относительно новым, и у них ещё не было «своих» людей. Поэтому предпочтительнее было остаться с ними, чтобы нам уделяли больше внимания. И там мы могли быть самими собой, что было круче всего, в то время как на лейбле типа Jive Records, где уже записывалось так много рэперов, мы просто затерялись бы среди всех остальных.

DJ Clark Kent: На наш лейбл их привёл Parrish Smith из EPMD. А я и Sylvia Rhone слушали их и высказывались «за» и «против». Лучшим моментом в работе с ними была их открытость, они спрашивали: «Что вы все думаете по этому поводу?». А ведь это Parrish познакомил нас с Redman – это были они, ребята из EPMD. И это было не просто «дайте нам запись». Я сперва спросил их: «А что у вас есть?» Мы понимали, что Parrish не привёл бы кого попало. И убедились, что перед нами уже готовая команда, и их песни станут хитами. И запись состоялась.

То, что Parrish дал мне прослушать, было просто невероятно. Их музыка завораживала. “They Want EFX” вызвал настоящий восторг. Эти записи были прекрасны. И звучало всё это совершенно не так, как всё остальное в то время. И я сейчас не только о стиле, но и о самой музыке. Она была жёсткой и по-настоящему уличной. Она передавала всё, о чём они говорили, как будто они явились чуть ли не из канализации.

Что вам особенно запомнилось при создании дебютного альбома?

DJ Clark Kent: Parrish пришёл ко мне, когда альбом был уже практически весь записан. Мы сели, слушали его, и он был чертовски хорош. Никаких вопросов к нему не возникало. Мы доверяем всему, что приносит нам Parrish. Надо понимать, что если возникло доверие уже с первого прослушивания, то нужно доверять процессу и дальше, не вмешиваться в него и не вносить серьёзных изменений. Единственное, с чем мы помогли ребятам – создали несколько ремиксов. Pete Rock сделал “Jussummen”. Это было за нами.

 

Как звучала рэп-музыка до появления Das EFX?

Drayz: Я только помню, что практически вся она была о нью-йоркском хип-хопе. Не знаю, смотрели ли вы The Breaks по каналу VH-1 – вот там всё в духе того времени. Было примерно так: «Эй, слыхали новости?» Помню всё многообразие, исходящее в основном из одних и тех же районов. Помню, как я восхищался, типа: «Чёрт возьми, вы слышали это?» Так в основном и было.

Наследие

 

После вашего подъёма, каково вам было слышать, как множество рэперов копируют ваш стиль и пытаются звучать так же, как вы?

Skoob: Это было сумасшедшее чувство, ведь мы выросли в эпоху, когда байт (плагиат) был недопустим. Поэтому, когда мы такое слышали, мы думали: «Нет, вы серьёзно?» Думаю, некоторые так выражали респект, так что в какой-то мере мы были польщены. Хотя, с другой стороны, было и «ну хватит, сколько можно». И я не помню ни одной конкретной группы, которая не делала бы этого. Это было нечто.

DJ Clark Kent: Помню я услышал песню “Chief Rocka” от Lords Of The Underground. Я тогда подумал: «Вот чёрт!» Но они ведь тоже были круты. Надо просто понимать, что многие, кто слушали Das EFX, думали, что точно так же читает Jay Z. Но они не знали, что он просто сам по себе так читает. У него такое звучание ещё с 80-х, когда он был под началом Jaz-O. Jaz-O рифмовал поначалу так же, а они тогда тусили вместе, и вместе читали рэп. Я могу доказать, что уже тогда Jay Z имел такой стиль рифмовки. Но то, что сделали Das EFX, в тот момент оказалось лучше в музыкальном плане. То есть дело не в том, как они рифмовали, а в том, как это звучало.

 

Были ещё Da Youngstas (кстати, Jay Z  на них немного подзаработал), Chip Fu из FuSchnickens

Skoob: Ну, Da Youngsta’s можно, они были ещё совсем молодые. И они записывались на East/West Records, так что были как бы нашими младшими братьями. Но что касается взрослых – эй, завязывайте уже!

Drayz: Вот неважно, придираются люди или нет, но объективно были группы, перенимающие наш стиль. К примеру, Funkdoobiest. И список можно продолжать. Common, который тогда называл себя Common Sense. Таких была целая толпа. Даже некоторые женщины воровали наши идеи. Была такая Boss. Если посмотрите её видео, то сначала вы подумаете, что это наше. Так что люди перенимали наш стиль не только в музыке, но и в одежде. Все стали носить дреды. Вы ведь знаете, как развивается индустрия. Создателям клипов нужно было то же настроение, та же атмосфера, которая присутствовала в наших видео. Мы воспринимали это как очередную модную волну, когда все захотели носить куртки Carhartt и тимберленды. Много чего происходило тогда.

 

Какое наследие несёт в себе альбом “Dead Serious”? Каким, по-вашему, было его влияние?

DJ Clark Kent: Я однозначно считаю, что Das EFX сделали чертовски крутой альбом, они подарили нам абсолютно новое звучание и подход к творчеству. Они позволили трущобам быть трущобами, нищими и грязными. Представляете, насколько сложно из настоящей трущобной грязи сделать хорошую музыку? А они сделали. Вам не понять, что если звучание записи противоречит всем стандартам радио, но она всё равно является хорошей песней – это прорыв. Вот почему радио немедленно вцепилось в неё. Это была сточная канава, но она пробилась на радио.

 

 

Альбом

01. “Mic Checka”

Продюсеры – Solid Scheme

Skoob: Этот трек был самым сложным в записи альбома. Когда мы его записали, у нас всё ещё не было припева, он был пустой. И вот на собрании один из продюсеров предложил: «Йо, Skoob, давай просто зациклим твои слова и засунем их в припев».

Drayz: Кроме того, многие не знают, что там поучаствовал Redman, его слышно на заднем плане.

 

02. “Jussummen”

Продюсеры – Solid Scheme

Drayz: Я помню, что до выпуска окончательной версии у нас было ещё 2 или 3. Там были разные биты, и мы не могли выбрать их них. Продюсеры пробовали сделать 2 или 3 разных трека. Возможно, мы даже текст немного изменили, и даже самую заводную часть песни.

Мы написали эту песню, потому что весь наш альбом “Dead Serious”… в общем, мы его так назвали, потому что бросили школу спустя три года, и многое в жизни оказалось под угрозой. В названии каждой песни говорится что-то о нас. Сейчас мы не ударяемся в политику, не рассказываем, сколько выжимаем в качалке и сколько у нас было девок. У нас скорее: «Ого, ты слышал, что тот чувак сказал?» Не только одни приколы, есть и содержательная часть. “Jussummen” – это точно про нас: чуваки, зажигающие у микрофона.

 

03. “They Want EFX”

Продюсеры – Das EFX

Skoob: Здесь пришлось повозиться, этот трек сделали два моих знакомых чувака из Бруклина. У них всё изначально было не так, как на записи. Когда мы получили трек, началось: «Давайте добавим вот здесь. Это уберём. Сделаем вот так, а это подвинем сюда». Я как раз слушал радио, где KRS-One сказал: «They want effects». И я уже забыл, что мы тогда делали с треком, я просто сказал: «Надо вставить это в текст». И не было ничего вроде «у нас есть хит». Просто: «Отлично, этот трек мы сделали, приступаем к следующему».

Drayz: Кроме того, когда мы его писали, мы ещё учились в университете. Нш главный трек был записан, когда мы были совсем без денег. Мы ещё были в школе. Это был первый трек, который мы тогда совместно спродюсировали. Как сказал Skoob, это изначально был зацикленный кусок сэмпла. Мы покопались и нашли первичную запись “Blind Man Can See It” James Brown, и захотели поместить часть её в наш трек, чтобы получилась как бы барабанная дробь. Мы сами переделали целую кучу дел, на которые нам дали кредит. Но мы – сопродюсеры этого трека.

Skoob: Текст мы написали вместе. Ну вы знаете, туда-сюда, «о, чёрт!». И вся ностальгическая часть – отсылки к старым фильмам, мультикам и всё такое – появилась потому, что ты не так много можешь выразить словами. Но многое, в принципе, может быть произнесено. Вообще, конечно, ты не можешь постоянно всячески бахвалиться и выпендриваться. Поэтому мы подошли к этому с другой точки зрения. Мы говорим всё то же самое, что и другие рэперы, но выражаем это по-своему, в нашем стиле. Так мы сопоставляем себя с мульт-персонажами, или используем телепередачи, чтобы выразить свои мысли иначе.

Drayz: И ещё это был наш вступительный трек. Как я уже говорил, в каждом треке рассказывается что-то о нас. Здесь наша лирика знакомит слушателей с Das EFX. Так мы распахнули дверь в мир.

Skoob: Догадывались ли мы, что эта песня станет хитом, пока записывали её? Да нет же. Мы с Drayz просто решили: «Если “They Want EFX” будет синглом, то “Jussummen” мы поместим на сторону В». Но все, от сотрудников лейбла до Parrish, отговаривали нас, советовали в таком случае сделать “Jussummen” тоже синглом. А мы такие: «Не, идите вы! На всякий случай пусть будет на стороне В».

 

04. “Looseys”

Продюсеры – Solid Scheme

Skoob: Это просто про то состояние, когда ты тусишь и вдруг тебе срочно нужно в туалет. Мы просто написали про это песню. Припев, конечно, угарный. Это сэмпл на Special Ed.

Drayz: Тут мы особенно заморочились с игрой слов. Сортирные истории, про которые говорится в тексте, никогда на самом деле с нами не происходили. Мы просто решили осветить ситуацию, которая, теоретически, может случиться. Было примерно так: «Йо, давай не будем забивать весь альбом одним сплошным хвастовством!» Для этого и создаются такие треки, как “Looseys”, чтобы поделиться весёлыми историями.

 

05. “Dum Dums”

Продюсеры – Solid Scheme

Drayz: Ещё одна история. Тут про то, что мы обычные чуваки из гетто без копейки денег, ну и вы знаете, каково это. Когда ты бедный чувак из гетто, у тебя нет шансов подцепить горячую красотку, пока твои дела не продвинутся и у тебя не заведётся пара лишних монет. Мы знали, к чему стремиться.

 

06. “East Coast”

Продюсеры – Solid Scheme

Drayz: Как я уже говорил, из каждой песни люди узнают что-то о нас. В этой песне говорится, что мы чуваки с восточного побережья. Нам надо было что-то рассказать о себе, представиться. Так вот, мы просто шумные ребята с East Coast. Ещё мы хотели рассказать миру, что мы выросли под N.W.A., и были большими фанатами чуваков, подобных им. Когда только вышел альбом, мы были первыми в очереди желающих его купить, поставить и слушать. Нас невероятно вдохновляла подобная музыка. Наши продюсеры, Solid Scheme, вдохновлялись творчеством ребят с восточного и западного побережий: Premier, Pete Rock, Hank Shocklee, Dr. Dre.

Skoob: И несмотря на то, что песня называется “East Coast”, мы до сих пор любим west coast. Ice Cube предложил нам сделать совместный трек, невзирая на то, что у нас есть запись под названием “East Coast”.

 

07. “If Only”

Продюсеры – Solid Scheme

Skoob: Помню, как мы записывали это на студии на Лонг-Айленде. Запись была сделана в доме инженера, на чердаке. Помню, как в комнатке для записи был слышен скрип половиц. По-моему, я даже сказал это на записи. Типа: «Эй, ты это слышал?» Я переживал, что на записи окажется лишний шум, и, кажется, он действительно там остался.

Drayz: Ещё аргумент в пользу этой записи – если вы тщательно прослушаете её, то заметите, что по звуку она отличается от остальных песен в альбоме. Припев и чистый, чёткий бит были созданы под влиянием западного побережья. Chris из Solid Scheme захотел немного почистить запись, чтобы звук был более насыщенным, не таким грязным. А вообще весь альбом “Dead Serious” как раз должен был быть грязным, как будто из коллектора. Это boom bap. И мы знали, что остальной хип-хоп не может звучать так, как наш. Если бы мог, то другие группы делали бы столь же притягательную музыку, как наша.

 

08. “Brooklyn To T-Neck”

Продюсеры – Solid Scheme

Skoob: Эта песня не требует пояснений. Я из Бруклина. Drayz – из Тинека (Нью-Джерси). Но Chubb Rock сказал такую крутую фразу, что мы решили взять из неё сэмпл для нашего припева. И в этом был смысл. Chubb вырос неподалёку от меня, и мы знали друг друга ещё до того, как я поднялся, но он не знал, что мы с Drayz собирались записать альбом. И когда он это сказал, я такой: «Чёрт, нам надо использовать это!»

 

09. “Klap Ya Handz”

Продюсер – Dexx

Drayz: Над этой песней мы работали, когда нас заметили Erick [Sermon] и Parrish. Она стала выходом из нашего старого стиля в новый. Если вы слышали наше творчество до “Klap Ya Handz”, то могли заметить, что мы явно пытались что-то изобрести. Мы не знали, к чему хотим прийти. Тогда ещё не было нашего “iggity”, но мы использовали отсылки к фильмам и всяким мультикам. Зато после этого мы в корне всё поменяли, и пришли к нашему собственному стилю.

 

10. “Straight Out The Sewer”

Продюсеры – Solid Scheme

Drayz: Это был ещё один способ показать, что мы из андеграунда. Такова была наша концепция. Помню, что мы были на студии и ждали, пока бит сам к нам придёт. И одно последовало за другим, когда я у микрофона сказал: «Бла-бла-бла, я выполз прямо из коллектора». И в этот момент кто-то – то ли Derrick, то ли Chris из Solid Scheme, то ли Parrish – вошёл и сказал: «Йо, что ты только что произнёс?» И так ещё одна запись была построена на одной заводной фразе. “Dead Serious” был очень продуманным проектом. Это не просто треки, сваленные в кучу. “Straight Out The Sewer” – ещё одна песня, в которой рассказывается, кто мы такие.

Skoob: А если ты говоришь, что ты из андеграунда, то нам надо сказать нечто другое. Мы хотим заявить, что мы настоящий андеграунд. Мы ведём дикую жизнь в канализации среди крыс. Твой так называемый «андеграунд» смотрится вполне прилично, в то время как мы – из самой грязи. И мы всегда придерживались этой линии.

Drayz: Вот так мы сделали свой стиль. Так как мы поднялись благодаря EPMD, то получили всё самое лучшее. Мы знали, что это станет нашим отличительным знаком. EPMD ассоциируются с бизнесом. Big Daddy Kane – весь на стиле. Brand Nubian уделяют внимание знаниям и просвещению. Slick Rick рассказывает уморительные истории. А мы были учениками в этой игре, мы вышли из канализации.

Перевод: Таня Кашкарова

 

Подпишись на наш Facebook | VK | Instagram

Читайте также

Обсуждение