В ранних 90-х хип-хоп прошёл через ряд серьёзных изменений. Прошла декада с момента возникновения хип-хопа как жанра и уже появились большие хиты и большое количество значимых исполнителей, среди которых были: N.W.A, LL Cool J, Public Enemy, Run-DMC, Queen Latifah и многие другие. Тем не менее, проблемы были только впереди.
Остро встал вопрос по поводу радио. Поп-станции обычно играли только тот рэп, который не «представлял угрозы» (надо полагать что-нибудь вроде DJ Jazzy Jeff and the Fresh Prince “Parents Just Don’t Understand”), к тому же «чёрным» радиостанциям разрешалось играть рэп только в ночное время и выходные дни. Начались проблемы с сэмплами. Особенно это коснулось материала Biz Markie. По решению федерального суда в 1990 году лирика на третьем альбоме 2 Live Crew была объявлена непристойной, хотя позже решение было обжаловано и отменено.
Эти проблемы в частности рассматриваются в книге писателя Дэна Чарнаса «The Big Payback», которая стала идейным вдохновением для фильма «The Breaks», премьера которого состоялась 4 января в 9 утра по VH1 и повествует о том, как персонажи пытаются справиться с подобного рода проблемами. Чарнас также рассказал немного об этих проблемах для ресурса Complex.
01. Hammer и Vanilla Ice показали рекордные продажи на Airplay Records
Hammer уже получил платину благодаря своему релизу 1988 года «Let’s Get It Started». За основу песни «U Can’t Touch This« был взят сэмпл из трэка Rick James «Superfreak« (этот трэк кстати не играли по радио). Hammer продал 9 миллионов копий в 1990. Но год спустя его рекорд побил Vanilla Ice, который продал 11 миллионов копий. Поп-радио «хавало» только такой хип-хоп и всячески его поддерживало, что-либо отличное от этого как правило не принималось. Перспективы намечались неутешительные — хип-хоп в рамках поп-радио в скором времени вымер бы словно динозавры, либо стал бы попсой (что, пожалуй, даже хуже). Крупные лэйблы всячески старались заполучить Vanilla Ice и MC Hammer, либо в на худой конец найти похожих исполнителей. В итоге хип-хоп мог бы потерять (а возможно и потерял отчасти) немало талантливых исполнителей. В ранних выпусках The Source многими из основных рекламодателей были крупные лэйблы, которые рекламировали всякую лажу.
02. Чёрное радио не могло играть всё
В 1990 году чёрное радио пыталось абстрагироваться от хип-хопа. В фильме «The Breaks» есть сцена, в которой белый стажёр, который любит хип-хоп, пытается убедить старого чёрного программиста почему им следует играть хип-хоп чаще, чем они это делают. Затем радио программист объясняет, почему им следует отойти от хип-хопа: «Единственное за что мне платят эти рекламодатели, так это за то, чтобы мы крутили музыку для пожилых чёрных женщин. Так вот моя кишка мне подсказывает, что пожилые чёрные женщины не любят хип-хоп.
03. Исполнители были «вынуждены» смягчать свою музыку
Если трэк был записан под нью-джек-свинг бит, то это было одной из немногих причин, по которым чёрные радиостанции соглашались играть хип-хоп записи. В фильме «The Breaks» есть рэпер по имени D Rome (MC A-F-R-O), который очень уважаем, но вдруг начинает записывать материал в рамках, приемлемых для радио, чтобы его менеджер смог его пропихнуть на чёрное радио. Примерами подобного в реальной жизни стал первый альбом Genius (GZA), речь идёт о сингле «Come Do Me«. Brand Nubian также записали песню в стиле нью-джек-свинг («Try to Do Me«) на своём первом альбоме.
04. Не всем разрешалось выступать в клубах
В 90-х была просто эпидемия крэка, криминогенная обстановка Нью-Йорка была на пике, в городе было много убийств. В итоге большая часть клубов, в которых играли хип-хоп были закрыты (Latin Quarter, Union Square и другие). Владельцы клубов не хотели, чтобы диджеи играли хип-хоп, они не хотели чёрных толп. Многие из клубов таким образом проявили в открытую расизм. И всё движение «Stop the Violence» частично стало ответом на насилие, вследствие которого закрыли клубы. Но к счастью, хип-хоп пережил и это.
05. Проблемы с цензурой
Генеральная прокуратура Флориды завела дело против 2 Live Crew. Группу обвиняли в непристойности, как следствие на альбомах стала появляться всеми известная наклейка:
Ряд крупных музыкальных магазинов отказался продавать записи с подобными стикерами. В то время к музыкальным магазинам за продажу подобного материала могли бы предъявить иск. Атмосфера была напряжённой
06. Золотая Эра оказалась временным явлением
В период 1992-1993 годов чёрные радиостанции оставались закрытыми для рэпа, однако 2 огромных популярных радиостанции: Лос-анджелесская Power 106 и Нью-Йоркская Hot 97 начали агрессивно играть хип-хоп. Но опоздали, чтобы стать местом для процветания таких групп как Public Enemy или De La Soul. К тому времени многие исполнители Золотой Эры уже записали свои лучшие работы. В итоге радио стало площадкой для старта нового поколения хип-хопа, законодателями моды стали такие люди как Puffy Combs и Suge Knight.
07. Крупные лэйблы начали заключать контракты с подражателями
В ранних 90-х практически для каждой авторитетной группы с независимого лэйбла стали появляться подражатели на крупных лэйблах. Например, в то время как на Def Jam были Public Enemy, Columbia заключили контракт с Movement Ex. Многие крупные лэйблы подписали большое количество людей, которые были вообще далеки от хип-хопа. Материал не был достаточно хорош, по той простой причине, что крупные лэйблы сами также были не в теме и не знали кого подписывать.
08. С исполнителями начали судиться из-за сэмплирования
Иски против исполнителей начались по сути с Biz Markie. Спор между De La Soul и Tommy Boy по поводу сэмплирования был урегулирован во внесудебном порядке. Аналогичный спор между Sylvia Robinson и Chic’s Nile Rodgers, Bernard Edwards по поводу «Good Times» был также разрешён вне суда. До Biz Markie ни один судья никогда не вёл дела по хип-хопу.
Но с 1991 года всё поменялось. Федеральный судья Kevin Thomas Duffy рассматривал дело о нарушении авторских прав по иску Warner к Biz Markie, который использовал в своей песне «Alone Again» сэмпл из песни Raymond “Gilbert” O’Sullivan «Alone Again (Naturally)«. Времена давно поменялись, прошла эра композиторов, которые писали по нотам свои произведения, настало время сэмплирования, что тоже является творческим процессом. Но Duffy не понимал этого, да и не хотел понять. Он начал свои аргументы со слов «не укради…». Так что в мире хип-хопа добавилось юридических проблем, связанных с авторскими правами на тему сэмплирования и брейков, делать их стало сложнее.
09. Изменилась роль женщин (в обществе в целом)
на фото: DJ Jazzy Joyce, MC Peaches, MC Lyte, Michie Mee, Queen Latifah и Monie Love
Хип-хоп породила женщина, точнее поспособствовала тому, чтобы стали появляться первые записи. Да, всё началось с женщины, имя которой Sylvia Robinson. Большей частью своего успеха Jive Records обязаны Ann Carli. Она была одним из сторонников Will Smith, когда он ещё был Fresh Prince. Она также стала со-продюсером записи «Stop the Violence». Monica Lynch начала Tommy Boy. Julie Greenwald вышла из Def Jam. Sophie Bramly создала в Европе шоу Yo!, которое вдохновило на создание Yo! MTV Raps. Faith Newman заключила контракты с Nas и Jamiroquai. Wendy Day приложила свою руку ко многим сделкам с супер-исполнителями в 90-х. Таким образом, женщины сыграли важную роль в становлении и развитии хип-хопа. А вот у женщин-МС дела обстояли похуже. В конце 80-х Salt-N-Pepa, Queen Latifah и Monie Love создали весьма положительный образ женщины в хип-хопе (именно как МС). Однако в конце 90-х Lil’ Kim и Foxy Brown изменили тональность того, что значит быть женщиной в хип-хопе. Многие стали считать подобное регрессом женщины и что рэп это не женское дело. Так что хип-хоп стал отчасти вовлечён и в так называемую «войну полов».