20 лучших хип-хоп альбомов 80-х
Прежде всего хочется отметить, что когда составляешь списки лучших альбомов или что-нибудь подобное, то возникают смешанные чувства. Делая подобные обзоры иногда ловишь себя на мысли, что можно было бы добавить ещё 1-2, 10 или даже большее количество альбомов, либо хотя бы упомянуть их. Иногда чувствуешь при этом некоторое сожаление.
Мысль так-то интересная, конечно, но тогда на это уйдут месяцы или даже годы и это уже будет целой книгой или небольшой энциклопедией хип-хопа. Безусловно, всегда будут те, кто напишет комментарий (либо подумает): «я не могу поверить, что автор не упомянул такой-то релиз» или «автору следовало бы упомянуть о том, что этот альбом вообще самый супермегакрутой во Вселенной» и т.д.
Проще говоря, довольно сложно сделать обзор «лучшего», который понравится всем и каждому. Во-первых, это всегда будет в некой степени субъективно, во-вторых, мы будем стараться периодически делать разные подобного рода обзоры (в чём-то они будут немного совпадать, а в чём-то и отличаться) и в-третьих, у всех нас разные музыкальные вкусы и мнения, особенно в ретроспективе.
В данном обзоре мы решили уделить внимание не компиляциям (хотя в то время была очень достойная серия сборников Mr. Magic’s Rap Attack) и синглам (которых выходило кстати немало), но именно альбомам и сосредоточиться на исполнителях и одном саундтрэке в качестве исключения.
20 лучших хип-хоп альбомов 80-х
Дата выхода релиза: 27 марта 1984 г.
Дебютный альбом Run-D.M.C. является одной из лучших работ 80-х, он покорил сердца многих любителей хип-хопа. В то время чаще синглы выходили. Альбом получился очень сильным и стал революционным в хип-хопе. Альбом привнёс в хип-хоп новый агрессивный звук на смену битов с элементами диско, которые были характерны для эпохи Sugar Hill Records.
Кроме того на альбоме сильная и интересная лирика, а также безумно классные скрэтчи от Jam Master Jay. Просто шедевр! Run-D.M.C. выпустили ещё несколько сильных релизов, в том числе и более коммерчески успешный «Raising Hell», который вышел в 1986 году и стал трижды платиновым. Но мы решили отметить именно этот альбом, хотя бы по той причине, что он стал точкой отсчёта.
Дата выхода релиза: 28 июня 1988 г.
Если у Run-D.M.C. мы решили отметить дебютный альбом, то у Public Enemy второй альбом «It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back». Технический шедевр! Удивительный продакшн и мощный хардкор, политическая риторика от Chuck D + юмористические выходки Flava Flav, в итоге отличный EP!
Дата выхода релиза: 8 августа 1988 г.
«Straight Outta Compton» вышел 6 недель спустя после альбома Public Enemy «It Takes A Nation Of Millions To Hold Us Back», этот альбом также поднимает социальные темы и стал очень актуален и популярен. Летом 1988 года его везде можно было услышать. И если Public Enemy поспособствовали развитию политически-направленного хип-хопа, то N.W.A. заложили прочный фундамент империи гангста рэпа, а синглы «Gangsta Gangsta», «Straight Outta Compton» и «Fuck Tha Police» стали просто его гимнами.
И вряд ли бы кому-нибудь в голову пришло тогда, что Ice Cube, который как и Ice-T в открытую критиковал полицию, спустя годы сыграет копа в фильме «Совместная поездка». Но со временем многое изменилось, много воды утекло с момента выхода альбома «Straight Outta Compton». Eazy-E уже 20 лет как ушёл в мир иной, а Dr. Dre стал миллиардером… Но не суть важно, в том плане, что в любом случае в 1988 году N.W.A были на вершине и показали себя во всей красе! Eazy-E, Ice Cube, Dr. Dre, MC Ren, DJ Yella и Arabian Prince записали классический релиз на все времена!
Дата выхода релиза: 25 августа 1987 г.
Это удивительный альбом! Rakim невероятно талантливый МС, каждый трэк великолепен! Этот альбом, безусловно, является одним из самых сильных релизов Золотой Эры хип-хопа и вообще одним из самых влиятельных альбомов в хип-хопе. «Paid In Full» — это 10 отличных трэков, всё в лучших традициях классики хип-хопа!
В композиции «Eric B Is President» «Eric B is on the cut and my name is Rakim» это не просто предложение из 10 слов, но один из известных (в частности в сэмплировании) приёмов, которые закрепились в хип-хоп лексиконе, также как и к примеру фраза: «You thought I was a donut. You tried to glaze me» из той же песни «Eric B is President».
«Eric B. Is President» является просто квинтэссенцией хип-хопа, также хотим отметить композиции: «I Ain’t No Joke», «I Know You Got Soul», «Move The Crowd» и «Paid In Full». Обратите внимание, это был 1987 год. В то время диджеи были также видны в хип-хопе как и МС, поэтому зачастую примерно 30% материала приходилась на DJ-трэки, в данном случае это: «Eric B Is On The Cut», «Chinese Arithmetic» и «Extended Beat».
Дата выхода релиза: 25 июля 1989 г.
Продакшн альбома очень богат, тут смешались джаз, панк, рок, фанк и какие-то совершенно непонятные звуковые эффекты. По-началу этот релиз не был воспринят многими и получил признание лишь годы спустя. Альбом достаточно необычный и специфичный. Вполне возможно, что слушатель тогда не был ещё готов к подобного рода материалу.
Дата выхода релиза: 14 февраля 1989 г.
Когда в 1989 году вышел дебютный альбом молодого трио из Лонг-Айленда, то это (как и в случае с альбомом Beastie Boys «Paul’s Boutique») было тоже нечто новое и необычное для слушателя того времени. У De La Soul причудливый стиль. Веселье, шутки, пародии, много сэмплов и разнообразных звуков на заднем плане. Удивительно богатый гобелен звуков! 24 композиции позитива и доброго хип-хопа, среди которых стоит отметить следующие: «Say No Go», «Ghetto Thing», «Buddy» и конечно же «Me, Myself, And I».
Дата выхода релиза: 18 марта 1983 г.
Wild Style является одним из самых известных фильмов о хип-хопе. В этом культовом фильме (как и в записи саундтрэка) приняло участие большое количество исполнителей: Busy Bee, Cold Crush Brothers, Dondi, Double Trouble (Rodney Cee и KK Rockwell), Dst, Fab 5 Freddie, Fantastic Five, Grand Wizard Theodore, Grandmaster Caz, Lady Pink, Lee, Ramell-zee, Rock Steady Crew, Zephyr и конечно же Grandmaster Flash, который замутил нереально крутой микс на винтажной вертушке!
Этот релиз исторически значим для хип-хопа. Далеко не каждая компиляция может похвастаться таким обилием легендарных исполнителей! При прослушивании словно попадаешь в то время, возникает желание «увидеть услышанное» поэтому советуем вам также посмотреть и фильм.
Дата выхода релиза: 3 марта 1987 г.
«Criminal Minded» — это ещё один альбом, который запомнят на века как один из лучших хип-хоп альбомов всех времён. На обложке KRS-One и DJ Scott La Rock, позирующие в амплуа гангстеров с арсеналом оружия, — те образы, которые спустя годы станут обыденными для гангста рэпа, когда он окончательно утвердится как поджанр.
Минималистский, но мощный 11-трэковый «Criminal Minded» направил хип-хоп в новое русло, регги и хип-хоп биты слились воедино и стали идеальным фоном для таких хардкорных композиций как «9mm Goes Bang» и «The Bridge Is Over» (дисс на Marley Marl/Juice Crew). DJ Scott La Rock был убит в Южном Бронксе спустя несколько месяцев после выхода альбома, это печальное событие добавило мистики «Criminal Minded», а также последующим релизам BDP и KRS-One.
Дата выхода релиза: 20 сентября 1988 г.
«In Control: Volume 1» — это альбом от супер талантливого продюсера и МС из Квинсбриджа Marley Marl (основатель Juice Crew), который полностью спродюсировал этот релиз. Каждый трэк крут! Но «The Symphony» просто выше всех похвал! В этой эпичной композиции приняли участие: Big Daddy Kane, Craig G., Kool G. Rap и Master Ace и всё это за пятиминутный трэк!
На альбоме также добавили огоньку Biz Markie, Intelligent Hoodlum (Tragedy Khadafi), Roxanne Shante и MC Shan.
Дата выхода релиза: 20 июля 1987 г.
«Born To Mack» — это самобытный рэп без прикрас, следует отметить такие трэки как: «Freaky Tales» и «Dope Fiend Beat». Многие (включая самого Too $hort) называют его музыку «грязным рэпом», но это просто поэзия Окленда. Too $hort рассказывает свои истории под незатейливый фанковый бит и очень ярко передаёт сюжет.
An M. A. C. K. from Oakland, Cal — I — Forn — I — A, I’m Too $hort baby. No I don’t play. I’m Mackin
— хвастается Too $hort в своей песне «Mack Attack».
Too $hort — это рэп альтер эго вежливого и скромного Todd Shaw (настоящее имя Too $hort). $hort рассказывает о своём мире, в котором женщина нежна, либо фрик, либо членоугодница, ну и конечно же знаменитая фишка «biaaaaaaatch» на протяжении всего альбома. Классика Bay Area.
Дата выхода релиза: 18 ноября 1985 г.
Этот альбом LL Cool J и дебютный релиз Run-D.M.C. стали новой волной в хип-хопе середины 80-х. Удивительно, но на момент выхода альбома «Radio» LL Cool J было всего 17 лет и 16, когда он выпустил сингл «I Need A Beat» в 1984 году. Безусловно, основную работу в плане звука проделал Rick Rubin. Мощный продакшн, всё как всегда в лучшем виде.
Рик Ру́бин — американский музыкальный продюсер и аранжировщик еврейского происхождения, признанный MTV «самым влиятельным продюсером последних двадцати лет». Вот такой вот дядька:
И благодаря этому дядьке LL Cool J получил отличный фон для своих рифм, которые были удачно дополнены скрэтчем от DJ Cut Creator.
Интересный факт: композиция «Rock The Bells» первоначально планировалась как трэк Cut Creator. Со временем LL Cool J стал часто работать вместе с Cut Creator, который обеспечивал ему фон для фристайлов и батлов. В настоящее время Cut Creator не только ди-джей, но и музыкальный директор, а также актёр, радиоведущий и программист, звукарь и продюсер.
Одиннадцатый трэк «Radio» начинается просто идеально: «I Can’t Live Without My Radio» (я не могу жить без моего радио), эта песня стала хитом на саундтрэке к фильму «Krush Groove». James Todd Smith (настоящее имя LL Cool J) для многих в последнее время более известен как актёр, нежели МС. Но в то же время он продолжает периодически выпускать новую музыку. Однако, одной из его самых сильных работ по-прежнему остаётся «Radio» с безупречным продакшном от Рика Рубина.
Дата выхода релиза: 21 июня 1988 г.
Дебютный альбом Big Daddy Kane «Long Live The Kane» является одной из драгоценных жемчужин Золотой Эры хип-хопа. Продакшн этого альбома делал сам Marley Marl! Этот альбом идеально передаёт образ Big Daddy Kane как игрока, гораздо лучше, чем его последующие работы. Этот альбом как хорошее вино, он выдержал испытание временем.
Выделим несколько трэков. Прежде всего хочется отметить композицию «Ain’t No Half-Steppin’». Только одна эта песня стоит целого альбома! «Just Rhymin’ With Biz» — ну тут из самого названия очевидно, что нас ждёт совместная композиция с Biz Markie (о нём мы напишем ниже), а это уже однозначно заслуживает внимания! Также отметим: «Raw», «Set It Off», заглавный трэк «Long Live The Kane» и трэк посвящённый Африке «Word To The Mother(Land)».
Дата выхода релиза: 21 июня 1988 г.
«Strictly Business» — это дебютный альбом мощного дуэта из Нью-Йорка — Erick Sermon и Parish Smith (aka PMD). Для тех, кто не в курсе название группы это аббревиатура, которая означает «Erick and Parrish Making Dollars».
«Strictly Business» — это крутые рифмы под мягкие фанковые биты, а также сэмплы из рока, соул и конечно же фанка, вообщем сливки Золотой Эры хип-хопа. Одной из фишек EPMD стало то, что они выпустили целую серию «бизнес-альбомов». Erick и Parish сделали альбом «Strictly Business» полностью своими силами, не приглашая в качестве гостей МС и продюсеров, исключение составил разве что DJ K La Boss, который записал одноимённый трэк «DJ K La Boss».
Отметим следующие синглы: заглавная композиция «Strictly Business», «I’m Housin’», фанковый качовый трэк «It’s My Thing» и вальяжная релаксовая песня «You Gots To Chill», в которой за основу был взят безумно крутой сэмпл Zapp — «More Bounce To The Ounce» в сочетании с сэмплом Kool & The Gang — «Jungle Boogie» + вокодер.
Одной из наиболее выигрышных композиций стал трэк «Strictly Business». Благодаря сэмплу из песни Eric Clapton — «I Shot The Sheriff» песня полюбилась даже многим из тех кто рэп не слушает. В те времена всё было гораздо проще, чем сейчас и музыканты могли сэмплировать друг друга, не боясь что на них подадут в суд за якобы украденный материал и нарушение авторских прав. Вполне возможно, что это стало одной из причин того, что в настоящее время на альбомах всё реже и реже используется подобного рода продакшн.
Дата выхода релиза: 1 ноября 1988 г.
Слушателям очень понравились «великие приключения» Slick Rick, альбом получил много положительных отзывов. Этот альбом стал очень значимым релизом в хип-хопе, его часто сэмплируют даже спустя 27 лет. «The Great Adventures Of Slick Rick» — это истории от Slick Rick + его альтер-эго MC Ricky D с английским акцентом, в которых бывают порой противоположные точки зрения. У Slick Rick весьма интересный стиль.
Отметим следующие композиции: «Children’s Story», «The Ruler’s Back», «Mona Lisa», «Treat Her Like A Prostitute» и «Indian Girl (Adult Story)».
Nas является одним из фанатов «The Great Adventures Of Slick Rick» и назвал этот альбом одним из своих самых любимых релизов всех времён.
Дата выхода релиза: 4 октября 1988 г.
Новаторский альбом, в полной мере оценили который лишь спустя время. Странно, что этот альбом не очень хорошо продавался и что многие в то время не обратили на него должного внимания, надо полагать, люди были просто не готовы принять такой оригинальный продукт с необычном подходом к лирике и продакшну. Альбом «Critical Beatdown» открыл новые горизонты для хип-хопа.
Блестящая лирика от Kool Keith вкупе со сложным продакшном от Ced Gee дали слушателям бесчисленное количество противоречивых образов, что было крайне непривычным и необычным в то время. Тогда модным было фанковое звучание, так что Ultramagnetic MC’s создали уникальный и революционный продукт! Ced Gee кстати сделал продакшн и на альбоме «Criminal Minded» для Boogie Down Productions, о котором мы немного написали выше.
Кроме продакшна на альбоме «Critical Beatdown» Ced Gee также и зачитывает, его причудливый стёб идеально сочетается с сумасшедшей и быстрой подачей от Kool Keith, который выдавал весьма необычные образы. DJ Moe Love добавил скрэтчей, а вот TR Love практически толком и не участвовал в записи альбома, но засветился на облоге. Tim Dog хоть и не был участником группы, но появился на B-side сингле в композиции «A Chorus Line», в который также вошла композиция «Traveling At The Speed Of Thought (Remix)».
В 2004 году вышло переиздание альбома «Critical Beatdown», в него кроме вышеупомянутых трэков вошло ещё несколько бонусов, среди которых: hip-house remix на «Traveling At The Speed Of Thought» и «Ego Trippin’» — в этой песне за основу был взят сэмпл из композиции James Brown — «Give The Drummer Some».
Дата выхода релиза: 8 ноября 1988 г.
Jungle Brothers родом из Нью-Йорка, в состав группы входят: DJ Sammy B, а также двое МС — Mike Gee и Afrika Baby Bam. Группа ориентировалась на афроцентристскую лирику, поднимала в своих текстах социально-экономические и политические темы, нечто подобное было весьма популярно у N.W.A. Jungle Brothers весьма отличались от остальных групп того времени, JBs стали пионерами джаз-рэпа и первыми хаус-продюсерами в мире хип-хопа.
Дебютный альбом Jungle Brothers опередил своё время. На альбоме представлена богатая палитра инновационных стилей хип-хопа, вскоре появилось движение Native Tongue (родной язык) и Афроцентрическое движение стало набирать обороты. Однако, коммерчески JBs (так зачастую сокращённо называют Jungle Brothers) оказались менее успешными, чем их братья по движению Native Tongues — A Tribe Called Quest и De La Soul, которые пришли на сцену несколько позднее. В числе фанатов альбома «Straight Out The Jungle» был в частности и Q-Tip (ещё будучи подростком).
Содержимое альбома «Straight Out The Jungle» полностью соответствует названию: на альбоме много сэмплов, которые включают в себя звуки джунглей, барабаны, песнопения и скрэтч как звуки Сафари. Возможно альбом стал не очень коммерчески успешным по той причине, что он слишком разнообразен в плане музыки как таковой, либо не настолько мощный в плане лирики, как релизы других участников движения Native Tongue.
Дата выхода релиза: 23 октября 1989 г.
По-началу группа называлась Three The Hard Way, но вскоре была переименована в 3rd Bass. Дебютный альбом «The Cactus Album» — мощный и перспективный релиз, благодаря которому эти парни, которые родом из Нью-Йорка, могли бы построить долгую и плодотворную карьеру. Однако, спустя 3 года трио, участниками которого были: MC Serch, Prime Minister Pete Nice и DJ Richie Rich прекратило своё существование. Но за эти 3 года группа выпустила ещё 2 достойных проекта: релиз из 7 ремиксов «Cactus Revisited», который вышел в 1990 году и «Derelicts Of Dialect» в 1991.
На протяжении 21 трэка Serch и Nice перебрасываются хвастливыми рифмами, но больше всего их в композиции «The Gas Face». До выхода LP у 3rd Bass выходил сингл «The Gas Face». Это одна из самых эпичных песен альбома. Помимо The Gas Face также следует отметить композиции: «Products Of The Environment», «Brooklyn Queens», «Steppin’ To The A.M.», «Wordz Of Wisdom» и «Wordz Of Wisdom Pt. 2».
«The Cactus Album» интересен прежде всего именно своим продакшном, за что спасибо продюсерам альбома! Sam Sever (получил много хороших отзывов за свою работу над этим релизом, позже он был некоторое время частью Downtown Science) был главным продюсером альбома, свой вклад в продакшн также внесли Pete Nice, MC Serch и тяжеловесы Prince Paul, The Bomb Squad (Hank Shocklee, Keith Shocklee, Eric «Vietnam» Sadler). Prince Paul, который спродюсировал «The Gas Face», также представил миру голос MF Doom, который сначала записывался под именем Zev Love X, а также был частью группы KMD, которую основал в 1988 году вместе со своим младшим братом DJ Subroc и рэпером Rodan.
«The Cactus Album» звучит так словно процесс записи проходил очень весёло, в действительности так и было. Однако после того как вышла придурашливая композиция «Flippin’ Off The Wall Like Lucy Ball» Том Уэйтс (которого, как и Луи Армстронга пародируют в трэке) подал на 3rd Bass в суд и тут уж стало не до смеха.
Дата выхода релиза: 22 февраля 1988 г.
Альбом спродюсировал Marley Marl. «Goin’ Off» — это юмористический подход к хип-хопу, тут много шуток и дурачества, забавные и прикольные рифмы, а также битбокс. Хиты альбома: «Nobody Beats The Biz», «Picking Boogers» и «The Vapors».
Biz Markie стал аномалией хип-хопа: MC, который только и делал, что дурачился до сих пор многими любим и уважаем. Во времена Золотой Эры Biz пришёл к славе благодаря тому, что был одним из Juice Crew. Biz Markie всегда был комедийным рэпером и битбоксером, он покорил сердца многих (среди его фанатов кстати было немало и тех, кто рэп не любит и не слушает вовсе). Одними из самых полюбившихся слушателям композиций стали: «Make The Music With Your Mouth, Biz» (этот трэк выходил ещё на сингле в 1986 году) и «Just A Friend» (эта песня вышла на последующем релизе «The Biz Never Sleeps»).
В настоящее время Biz, пожалуй, более известен многим как актёр, Biz сыграл пришельца-битбоксера в фильме «Люди в чёрном II», а также вёл рубрику «Beat Of The Day» на детском шоу «Yo Gabba Gabba!»
Но вернёмся к 80-м, Biz наряду с Fat Boys и Doug E. Fresh внесли очень важный вклад в хип-хоп: они популяризовали битбокс. И хотя последующие релизы Biz тоже весьма и весьма неплохи, ни один из последующих альбомов Biz Markie (ни один из которых кстати уже не продюсировал Marley Marl) не достиг (с художественной точки зрения) вершин его альбома «Goin’ Off».
Дата выхода релиза: 13 сентября 1988 г.
«Lyte As A Rock» — это достойная подача под продакшн от Audio Two, Alliance, Prince Paul и King of Chill.
Невероятный дебютный альбом MC Lyte сломал сложившиеся стереотипы, согласно которым женщина не может читать рэп, либо не может делать это также хорошо, как мужчины. Хотя фактически стереотипы никуда не делись и даже скорее укрепились, т.к. в 80-х мужчин в рэпе было просто в разы больше. MC Lyte доказала, что ей под силу записать альбом, да и не один.
Отметим следующие композиции: заглавный трэк альбома «Lyte As A Rock», «10% Dis», «I Cram To Understand U» и «Paper Thin».
Его рэп был о сексе и насилии, Schoolly D фактически был основателем гангста рэпа (годами ранее до появления этого термина как такового), Schoolly D вдохновил большое количество исполнителей, среди которых был и Ice-T. Спустя год альбом был переиздан на RCA. «Saturday Night! — The Album» — это второй сольный альбом Schoolly D, в записи которого ему помог DJ Code Money, благодаря чему вышли в свет трэки: «Get ‘N’ Paid», «We Get Ill», «Do It Do It», «B-Boy Rhyme And Riddle», абстрактная композиция «It’s Crack» и конечно же заглавный трэк «Saturday Night».
В субботнюю ночь меня очень бодрило, я зашёл в бар, залился там пивом (40). Был под кайфами и пьяный в дрова и панку тому зад как надо надрал
— вот как начинается эта дикая безумная история.
Благодаря релизу «Saturday Night! — The Album» Shooly D получил славу хардкорного злого рэпера-женоненавистника, это как если смешать стили Eazy-E и Too $hort в одном флаконе, только Shooly D это гораздо жёстче. Спустя время Shooly D переключился на афроцентристскую лирику и стал заниматься продакшном для саундтрэков, но большинству любителей хип-хопа он запомнился прежде всего именно благодаря этой пластинке.
А какие ваши самые любимые хип-хоп альбомы 80-х?