В пятницу вышел новый альбом Kanye West «Ye», и, конечно же, СМИ и фанаты начали рьяно обсуждать эту пластинку. Ведется логичный спор: это очередная безукоризненная работа от «мастера» или же настоящая халтура? За свою карьеру Канье получил такой кредит доверия, благодаря которому в любой его выходке люди будут искать элементы гениальности и новаторства. А что если сказать о том, что в Канье нет ничего гениального и новаторского?
Он, безусловно, талантливый продюсер, музыкант, артист и средненький рэпер. Все признаки новаторства, которые ему приписывают, существовали задолго до того, как West выпустил свой первый альбом. Именно Канье, якобы, ответственен за то, что рэперы перестали быть неформалами в широких штанах, с пистолетом за пазухой и тесной связью с криминалом. Познания в хип-хопе тех, кто так считает, видимо заканчиваются на его персоне Веста. Это и близко не так. Рэперы с конца 70-х были именно теми, кто выступал против насилия и нес позитивный посыл в своих песнях. Посмотрите как выглядели и послушайте о чем читали The Furious Five, Kurtis Blow, Whodini и многие другие. Эра жесткого гангста-рэпа (именно его по сей день классифицируют как «трушный рэп», а все остальное не имеет права на существование) началась в конце 80-х. Тогда же появились De La Soul и Jungle Brothers, считавшие, что гангста-рэп убивает позитивную культуру хип-хоп, создавая в ней культ насилия и развязанного образа жизни. В начале 90-х подтянулись A Tribe Called Quest, Black Sheep, Common (вспомните его легендарный хит «I Used to Love H.E.R.», напрямую рассказывающий о том, как западное побережье опошляет культуру) и Digable Planets. Все они звезд с неба не хватали, но смогли пережить карьеры многих гангста-рэперов, которые были флагманами жанра в 90-ые. Ближе к нулевым стрельнули Talib Kweli и Mos Def, а Common уверенно пошел покорять мейнстрим. И это только те, кто действительно хорошо известен и имеет неплохую аудиторию. Каждый из них ломает стереотипное представление о рэпе среднестатистического жителя планеты.
А в 2003-ом году появляется Kanye West, которого до этого знали только лишь как битмейкера. Он стал не исключением из правил, а логичным продолжателем дела упомянутых выше исполнителей. Если вы хорошо знакомы с биографией Канье, то знаете насколько близок он был как духовно так и стилистически с Talib Kweli, Mos Def и Common. Первый и вовсе брал еще малоизвестного Веста с собой в туры, чтобы он мог продемонстрировать свои песни. Kanye West взял за основу сознательный хип-хоп, заручился поддержкой большого лейбла и готовился стать большой звездой.
Первые два альбома Канье «The College Dropout» и «Late Registration» насквозь пропитаны энергетикой и звучанием артистов, кто гнул подобную линию задолго до нашего героя. Начиная с «Graduation» West понял, что пора пора двигаться дальше и ударился в эксперименты. Но он не придумывал ничего нового, а просто умело ощущал тренды, потому в его музыке стало появляться много электроники. Альбом «808s & Heartbreak», в котором Вест практически отказался от рэпа, вышел спустя год после триумфа нового тренда в хип-хопе — автотюна. В 2007-ом главным хитмейкером был T-Pain, а летом 2008-го вышел «Carter 3» от Lil Wayne. «808s & Heartbreak» показал немного иной подход к использованию новой модной игрушки, что, возможно, заставило пересмотреть отношение к автотюну некоторых исполнителей. Все то же можно отнести к «Yeezus» (2013 г.), которого бы не было, если бы в процесс не вмешались Daft Punk и Rick Rubin. Пластинка получилась спорной и интересной, но на ход событий в жанре толком никак не повлияла.
Альбом «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» (2010 г.), который принято считать главной работой в карьере Канье, лучший показатель того, насколько он талантливый продюсер. Для записи была собрана огромная команда музыкантов и исполнителей. Во многом успех данного релиза — это слаженная работа всех участвующих, скандальная промо-компания, связанная то с первоначальным названием («Good Ass Job»), то с непристойной обложкой. Но это все не отменяет того факта, что альбом получился действительно интересным. Но называют ли гениальным каждого музыканта, кто собирает и руководит большой командой для записи своего сольного альбома? Подход не нов, а подобные великие альбомы выходили и ранее. Но дифирамбов авторам пели намного меньше.
То, как сыпется продюсерский талант Веста, вы впервые лицезрели на «The Life of Pablo». На фоне остальное его дискографии, серый релиз, больше похожий на сборник записанных за какой-то период времени. По концепции он явно хотел повторить «MBDTF», но и близко не получилось. Тогда же за Канье перестала говорить его музыку, так как он все больше начал уделять внимание скандалам и восхвалению себя любимого. Либо это последствия психологических травм, либо он и его маркетологи ощущали, что без «кривляний» уже не получится. Скандальностью Вест отличался всегда, но все его выходки шли вразрез с его музыкой. Теперь скандалы стали частью его музыки и обязательным пунктом в промо-компании. Главное, чем запомнился «The Life of Pablo» — это не музыка. Спорная обложка (вспомните «MBDTF» и «Yeezus», у которого она практически отсутствовала), доработка альбома уже после его выхода и то, что «The Life of Pablo» можно только послушать на стримминговых сервисах, но не купить. Благодаря этому СМИ и поклонники «съели» и посредственный альбом.
1-го июня состоялась премьера альбома «Ye», и снова такое ощущение, будто он сделан на скорую руку. Снова перед выходом было дано несколько скандальных интервью, была возобновлена деятельность Канье в соцсетях и появились завышенные ожидания публики. Но в этот раз артист явно перестарался, так как забыл о самой музыке. «Ye» звучит как дополнение к «The Life of Pablo» или предвестник полноценного альбома, не на 7 треков. В музыкальной части зацепиться особо нечего, за последние пару лет вышло множество альбомов поинтересней. Канье всегда был посредственным текстовиком, но здесь он постарался раскрыться слушателю и рассказать о своих личных проблемах. И это, наверно, главное достоинство «Ye». В плане исполнения его больше вывозят гости. Из-за трека «Ghost Town» больше захотелось послушать совместный релиз Канье и Kid Cudi, который выйдет уже 8-го июня. Фанаты и разные СМИ уже окрестили данную работу гениальной из-за своей простоты, но будем честными — уже много лет к любым слабым местам Канье ищут только оправдания. Возможно, он уже и сам ждет когда же его музыку хорошо так раскритикуют, потому и выпускает такие блеклые работы.
К чему все это? Kanye West — не гений, не новатор (или же немножко новатор), не бог и не двигатель всей музыкальной индустрии. Он такой же талантливый музыкант, как и другие талантливые музыканты. А самое главное — он творческий человек. У каждого бывают промахи и каждый может выпустить не очень хороший релиз. Это не повод «сливать» артиста, как это было в конце года с Eminem’ом после критики его нового альбома «Revival». Но и не повод пытаться выискать хоть какие-то светлые пятна в слабых работах, чтобы оправдать провал.