«Я забил на все правила и заново о себе заявил». Свежее интервью с Evidence

Новый альбом Evidence «Unlearning Vol. 1», что вышел в конце июня, стал началом нового этапа его карьеры. В этом интервью с артистом лейбла Rhymesayers Entertainment, разговор вёлся не только о новом альбоме, но и о жизненных уроках, усвоенных за последнее время, а также Evidence пролил свет на творческие планы на ближайшее будущее.

Ну что, как ты?

Неплохо, а ты?

Отлично, благодарю! Мы в последний раз общались с тобой где-то 3 года назад.

Да, я помню.

У меня ещё была внушительная борода и ты тогда отпускал шуточки по поводу неё…

Action Bronson?

[смеётся] Да, типа того. Кажется, первое, что я от тебя услышал, было: “Охренеть, ну и знатная у тебя борода!”, а потом связь прервалась, и на мгновение я подумал, что этой фразой всё наше с тобой общение и ограничится. [смеётся] Так что да, я очень рад нашей новой беседе!

Что сейчас с твоей бородой?

Сбрил. Снова начал бриться начисто, борода – это пройденный этап.

Даже маленькую бородёнку не оставил?

Сейчас у меня небольшие усики и всё. Бороду я носил около 10 лет, за ней нужно было регулярно ухаживать, да и надоело мне, захотелось сменить образ. Так что это в прошлом.

Люди, наверно, по-другому теперь тебя воспринимают?

Чувак, да я сам себя не узнавал поначалу, как побрился! Не мог поверить, что у меня такая форма подбородка. Я так долго его не видел, и думал, типа, это вообще что такое?

Типа, “что это за хрень внизу лица?”

[смеётся] Именно. Итак, твой новый альбом «Unlearning Vol. 1» уже вышел. Доволен этим моментом?

Конечно! Ну, насколько это возможно с этим ковидом и прочим.

Как в твоём районе дела с этим?

Более-менее всё работает. До сих пор во всех помещениях носят маски, но жизнь постепенно налаживается!

А как насчёт выступлений?

На них уже начали бронировать! Ориентировочно на сентябрь-октябрь.

Должно быть, ты с нетерпением ждёшь возвращения на сцену? Как провёл этот долгий перерыв?

Я многое осознал за это время. Пандемия показала, насколько значимыми были для меня мои шоу. И, конечно, для моего кошелька [смеётся]. В этом плане я пострадал, как и все. К счастью, до карантина у меня выдались два очень продуктивных года, так что я остался на плаву. Конечно, я очень жду новых концертов, но теперь всё будет иначе. Мир тоже кажется мне немного другим. Так что посмотрим, как пойдёт. Если я почувствую искренний интерес, то займусь этим, но если это никому, кроме меня, не надо – сам понимаешь. Если отдача от аудитории не оправдает вложенных мной сил и ресурсов, то ничего не смогу обещать. Но пока всё указывает на лучшее, и, по всей видимости, я не безработный.

Рад это слышать, друг! Во время нашей прошлой беседы ты сказал, что этот альбом начнёт новую главу в твоей жизни, но ты ещё не знал, к чему это всё приведёт. Что в итоге помогло тебе выбрать направление?

Ну, не секрет, что я был в поиске, поэтому просто создал альбом, который полностью отвечал моему состоянию. Я почувствовал рост, причём выразил это во всех деталях. Не то чтобы я пробую сменить жанр или заняться этой новомодной хренью, нет, это больше касается решений, которые я принимаю. Максимально оставаться собой. Думаю, многие по мере взросления готовы любой ценой добиваться своего, лишь бы сделать что-то годное. Нам нужно больше того или больше этого. Можно добавить больше струнных [смеётся], чтобы звучать грандиознее и пробиваться, но и упрощение музыки может привести вас к не меньшему успеху. Так что я просто пробовал то одно, то другое, и в итоге назвал свой альбом «Unlearning» (в переводе на русский «Переучиваясь»), что позволило мне смело забить на все правила и, по сути, заново заявить о себе [смеётся], надеюсь, понятно объяснил?

Да, вполне.

Можно сказать, это перезагрузка всей моей карьеры. Начало нового пути, что, конечно, страшно. Мало кто ассоциирует минимализм с какими-то рисками, но они на самом деле есть, потому что, чем проще звучание, тем меньше оно скрывает, и это совсем иначе воспринимается. И, как ты помнишь, я рассказывал и тебе, и куче других людей, как я продюсировал альбом Brother Ali и втолковывал ему эту идею. Она казалась настолько очевидной и для меня, и для других, что я уже не мог от неё отступиться. Подводя итог, я не считаю это чем-то нереальным для себя, но уверен: каждый, кто более-менее меня знает, понял, что я на пороге перемен. И ещё: это уже не Weatherman, под именем которого я создал 4 альбома, а совершенно другой образ. Опять же, это страшит меня, как и автора бестселлера, который сначала с успехом продолжает цикл, но затем решает написать совершенно другую книгу, не связанную с ним. Я просто творчески подхожу к делу, получая вдохновение от окружающих меня людей, и вот, что получается.

Это очень приятно слышать. А название альбома имеет отношение только к музыке или отражает и другие аспекты жизни?

Всё, что происходит со мной сейчас. Трек “Unlearning” стал результатом челленджа от Alchemist. Он предложил: “Слабо записать песню, на следующий день замиксовать её, ещё через день пригласить оператора, снять клип и через день выложить?” [смеётся]. Конечно, я согласился, давно мне никто не предлагал такого. Мой друг Graymatter был в городе, так что мы быстренько записали песню и – БУМ! –  выложили её! Она произвела, по-видимому, необычное впечатление на публику, никогда ещё я не получал столь мгновенной реакции на своё творчество. И я подумал – почему бы и не поработать в этом направлении, если это звучит круто и это чистое творчество? Как будто я собираю мозаику, соединяя кусочки неправильно, но получая правильную картину. Такая вот метафора, отображающая то, где я сейчас.

Это определённо наиболее импонирующий лично мне альбом из всех твоих. Сама идея перезагрузки, затрагивающая потери и горе и все сопутствующие им эмоции, сильно запала мне в душу, так как я сам испытал на себе глубокие личностные переживания…

Я, тем не менее, желаю, чтобы альбом ассоциировался с силой, мне вовсе не хочется, чтобы его восприняли как сопли и слабину.

Нет-нет, эти эмоции – вовсе не показатель слабости. Я имею в виду: почувствовал ли ты, что в какой-то мере прошёл обряд очищения, создавая его?

Да, я полностью открылся, и если ты слушал мой последний альбом, то помнишь финальный трек “By My Side”, посвящённый восстановлению.

Помню, конечно.

А потом всё началось, пошло под откос. Я потерял её (жену, она умерла в апреле 2018 года), один растил детей, пытаясь быть одновременно мамой и папой, и это задачка не из лёгких, бро [смеётся], думаю, ты представляешь. С моим-то ритмом жизни – особенно. Будь всё в порядке, я катался бы по гастролям, зарабатывал деньги, всё шло бы как по маслу, и я придерживался бы своего прежнего стиля. Но жизнь поставила меня в трудную ситуацию, и как бы я справился со всем этим? И я решил делать музыку, несмотря ни на что, и пришёл к моменту, когда следовало решить, делиться ей сейчас или подождать, когда я снова буду на подъёме и смогу выпустить альбом, который, ну… не будет так угнетать слушателей тем, что накопилось у меня внутри. А потом подумал: а почему бы и нет? [смеётся] В принципе, единственное, что меня останавливало – моё нежелание, чтобы этот альбом восприняли как “пожалейте меня”. Но я дал послушать его нескольким людям, и меня уверили, что никакой депрессухой и не пахнет. И я решил: “Что ж, отлично, я сделаю это”. Есть там, конечно, и не связанные с этим моменты, например совместка с Conway, но скажу просто, что строки приходили мне сами собой, когда я писал о том, что соответствовало моей жизни. К сожалению, это не совсем то, о чём я хотел бы писать, но именно это двигало моей рукой по бумаге, и я чувствовал себя немного не на своём месте. Довольно сложно демонстрировать окружающим, что ты счастлив, когда это не так, и писать о том, сколько в тебе вдохновения, понимаешь? В этом и заключалась проблема, но я уже написал столько песен, и те из них, которые я включил в первое издание, думаю, полностью передают всё, что мне довелось испытать в этой жизни. Да, не лучшие её моменты, но всё же…

Да, я считаю, что в нём заключены все эмоции, сопровождающие трудности, которые ты пережил, и это не делает его угнетающим: в нём есть место силе и надежде. Это прекрасный комплексный обзор твоего жизненного пути. Особенно понравился мне трек “Wont Give Up The Danger”…

Не очень-то честно с твоей стороны, там ведь ещё участвует Murkage Dave…

Ну вообще я как раз собирался спросить об этом. Как так получилось, что вы сделали совместный трек? Вот уж его имя я никак не ожидал увидеть в треклисте.

Действительно так. Но раз уж я “переучиваюсь”, то я открыт всему новому. Так, у меня были совместные треки с Aloe Blacc, но он из моего окружения. Не то чтобы спеть вместе со мной – привилегия для избранных, но раньше я и не думал о поиске новых голосов. Но этот трек я отправил Slug с вопросом, чем его разбавить, потому что бит меняется и всё как-то скомкано, и надо бы сделать какую-то вставку. А он такой: “Регги!” [смеётся]. Прислал мне песню Smif-N-Wessun с комментарием: “Типа того”. Я такой: “Ладно, вот только я таких не знаю”. Он перезвонил мне и уточнил: “Не-не, тебе бы сюда британца!” [смеётся]. Он сказал: “Зацени вот этого, отвечаю, я его послушал…” и отправил мне ссылку на YouTube на Murkage Dave, которого ему порекомендовал какой-то знакомый, и ему очень понравилось. В общем, он мне кинул мелодию, а я нашёл его в Твиттере и написал в личку –  наверно, это была моя первая в жизни переписка в Твиттере [смеётся]. Он ответил, затем пришёл на моё выступление в Jazz Café, заценил его и объявил, что он в деле. Работа была сделана.

Кто продюсировал этот трек?

Mr Green.

А, понятно, я изучал этот бит и то, как он меняется в течение трека. Очень затейливо.

Да, он кайфовый.

А что насчёт трека “All Money 1983”? Это отсылка к событиям того года?

Это касается встречи с Al Pacino…

Да, я слышал это упоминание, но не знал, значит ли это что-то ещё.

Мама назвала меня Майклом в честь Майкла из фильма “Крёстный отец”, так что, можно считать, круг замкнулся.

Конечно. А основной посыл – “Не все деньги хороши. Я знаю себе цену.” – это ещё один урок, который пришлось усвоить в последнее время, не так ли?

То, что я переосмыслил в последнее время. Думаю, каждый из нас понимает это.

Как это соотносится с тем, о чём ты говорил вначале?

С необходимостью решать рабочие дела и объёмом прочих жизненных проблем, и особенно когда растишь сына, время приобретает большую ценность, чем когда-либо. В какой-то момент ты устанавливаешь себе определённые стандарты, чтобы добиться поставленных целей. Бывает, что людям элементарно нечего есть, и тогда приходится идти на непозволительные для себя крайности, и я могу понять людей в такой ситуации. Затем приоритеты меняются, и начинается борьба за то, чего ты стоишь. Во все времена есть подстрекатели, есть множество вариантов действий и исходов, которые кажутся прибыльными, но совершаются не ради благого дела. И тогда честнее вовсе не заниматься такими вещами, чем постоянно влипать в них.

Да, это тоже нашло отклик в моём сознании. Я был очень рад увидеть Navy Blue и Fly Anakin в числе соисполнителей треков. Как ты сработался с ними? Это Graymatter познакомил тебя с Fly Anakin? Ты упоминал о дружбе с ним…

На самом деле с Fly Anakin первым познакомился я. Он приехал и где-то полтора-два года назад записал вместе со мной 3 или 4 очень хороших трека. Так что сначала он, а потом уже Graymatter приехал отдельно. Мы встретились и сразу почувствовали друг друга. Он записывал нереально крутые вещи, и я собирался включить пару этих треков в LP и вскоре выпустить альбом. Около года продолжалась работа, и звучали они по-прежнему качово. Он всё время был поблизости, а потом приехал снова, так что до сих пор мы дружим и делаем музыку. А с Navy Blue мне посчастливилось работать раза 4 или 5, первая наша совместка показала себя очень хорошо, и недавно мы выпустили ещё одну. Я продюсирую этих исполнителей и серьёзно отношусь к работе с ними. Они очень меня вдохновляют, и мне важно продемонстрировать это. То же касается и Boldy James. Я поучаствовал в создании его альбома “The Price of Tea in China”, одного из лучших релизов прошлого года, и это была большая честь для меня. Трек с Conway продюсировал Daringer, и с его битом я мог всё. А я продюсировал кое-что для Gunn. Так что все участники записи – это люди из моего окружения, те, кто меня вдохновляет и поддерживает.

И это прекрасно. Интересно узнать, как у тебя с голосом – в прошлый раз ты рассказывал, что когда-то у тебя были с ним проблемы, а позже я прочёл в интервью, что ты уже почти добился того, к чему стремился, на “Weather or Not. Всё ли тебя устраивает в этом плане в твоём новом альбоме?

Да, с этим релизом вышло необычно, и это многому меня научило, потому что я привык сначала пробовать голос, а потом уже как следует записывать его с помощью другого человека в хорошей студии, как, например, у Alchemist. Но в этот раз студийные записи в нарезке звучали не так чисто, как мне хотелось, и смысл искажался, поэтому в ход пошли записи, сделанные мной дома. Бывало, что мы разделяли бит, давали звукорежиссёру всё необходимое для работы, получали прекрасный яркий микс, но… не тот, что я изначально себе представлял [смеётся], понимаешь? Поэтому нужно было записывать меня в моём исходном состоянии, а не наигранном.

Действительно, в этом был смысл! Хотел ещё спросить тебя о проектах, которые мы обсуждали в прошлый раз, но которые пока не реализованы – просто понять, остаются ли они до сих пор у тебя в планах. Во-первых, версия The Squirrel Tape с участием разных рэперов поверх инструментала…

Из этого ничего не вышло. Меня оправдывает лишь то, что некоторые просто сорвали свои сессии, но в общем это не пошло.

 

Изначально я хотел спросить, было ли у тебя в планах продюсирование целого альбома, но ты только что дал ответ. Предвидится ли ещё что-то подобное?

И снова нет, но будет ещё второе издание! Кассета прямо сейчас у меня в руке. И ещё я запускаю собственный лейбл, базируясь на своей музыке.

О, круто!

Он называется Bigger Picture Recording, запуск планируется в июле-августе. Есть спродюсированный мной альбом Planet Asia, и Squirrel Tape Vol. 2. Также я впервые выпущу на виниле альбом Domo Genesis, сделанный несколько лет назад. Ещё LP Fly Anakin, и попробую сделать LP и для Navy Blue. Есть записи с Willie the Kid… в общем, много всего, и всё продюсировал я.

Это отличная новость!

Да, звучит как бахвальство, но рассказчик из меня хуже, чем продюсер. Я делал музыку и для Sean Price, и для Kanye West, много прекрасных записей, но это всегда было по одному треку там и сям. Мне никогда не приходилось полностью погружаться в альбом. А то, что я перечислил до этого, стало для меня большим шагом вперёд [смеётся]. У меня теперь свой логотип, готовится сайт, мерч и всё такое. Я вкладываюсь в это дело по полной, и оно занимает все мои мысли.

Уверен, что так и есть! Какую запись планируешь выпустить на лейбле в первую очередь?

Squirrel Tape 2.

Уже в июле, верно? Осталось совсем немного ждать!

Да, и запись уже готова, осталось дождаться её на виниле. Я пока не хочу объявлять о запуске лейбла и ставить это на первое место, в этом нет смысла. Моё продюсирование – отдельно, а рэп – отдельно, и не стоит это смешивать. Так что я готов подождать до конца июля или до августа с выпуском. За ним последуют альбомы Planet Asia и Fly Anakin.

Звучит многообещающе! Ещё один интересующий меня проект – продолжение от Step Brothers, которого с нетерпением требуют фанаты. Есть надежда на его скорое появление?

Ну конечно… Есть ведь?

[оба смеются]

Можешь рассказать подробнее? Вы уже предприняли какие-то шаги, или ты пока предпочитаешь не говорить?

Мы уже начали кое-что делать. Что-то есть. Так, кстати, альбом и назовём.

[смеётся] Погоди, ты серьёзно?

Да не, думаю, альбом будет называться Paging Dr. Schaffhausen (отсылка к фильму “Отпетые мошенники”).

Прекрасно. Очень жду его выхода. По итогам нашей беседы, осмысляя тему перезагрузки, мог бы ты дать какой-то совет самому себе в юности, будь у тебя такая возможность?

Думаю, нет. Мне нужно было самостоятельно пройти этот путь.

Тебя можно понять.

Впрочем, себе в юности… ладно, сказал бы насчёт стрижки. На голове было чёрт знает что, особенно в районе лба. До сих пор не могу понять, что мешало мне подровнять немного волосы. Пожалуй, это всё – смени парикмахера, чувак. Это сильно поможет тебе стать увереннее в себе [оба смеются]

 

Перевод статьи: Таня Кашкарова