Вспомнить все: 10 самых значимых альбомов 2006-го года в русском рэпе

Как бы многие не ругали русский рэп, нельзя не признать тот факт, что с каждым годом он становится все «больше» и разнообразнее. Выходят клипы, альбомы и песни на любой вкус. Однако из-за большого количества некачественного материала в интернете, очень трудно найти что-то реально достойное.

Чтобы лучше понять к чему пришел русский рэп за определенный отрезок времени, мы решили вернуться на 10 лет назад, дабы вспомнить самые значимые альбомы 2006-го года. Благодаря этому, каждый может сравнить текущее положение вещей с серединой нулевых. Мы вспомнили 10 российских рэп-альбомов, которые вышли в период неплохих продаж на физических носителях, а интернет только начинал становиться главной промо-площадкой для артистов.


Nonamerz – «Доктор и Дайм»

Настоящий долгострой, который готовился в течение четырех лет. За это время альбом несколько раз поменял свой треклист. В декабре 2006-го года все поклонники Nonamerz получили их второй альбом, который, на удивление, был полон трендовым на тот момент звуком. В то время их популярность уже заметно снизилась, так что фурора пластинка не произвела, а дебютный релиз «Не Эгоисты» (2000 г.) так и остался их лучшей работой по мнению многих. Однако по качеству стоит отдать первенство именно альбому «Доктор и Дайм», который по звуку ни капли не терялся на фоне других пластинок, вышедших в 2006-ом.

А что дальше? Nonamerz опять надолго пропали, параллельно готовя новый альбом «Культ Карго», который так и не вышел. Также состоялся релиз сольного альбома Дайма «Матч Пойнт», получивший немало положительных отзывов. После его релиза, история группа и закончилась. Оба сейчас не ведут активной творческой деятельности.

Слушать на Яндекс. Музыке


Карандаш – «Американщина»

Будучи самым ярким участников группы Район Моей Мечты, Карандаш стал успешным и в сольном плане. Альбом «Уценка 99 %» не удовлетворил надежды автора и он записывает веселый альбом «Американщина». Тогда у него и поперло. Биты в стиле Баунс были в новинку в русском рэпе, так что Денис (настоящее имя рэпера) сделал все правильно, выбрав именно такой «американский» продакшн, стебя при этом стандарты зарубежных мейнстрим клипов и русских рэперов, которые пытаются им подражать. Все остроумно и разумно. Карандаш показал всем свою образованность и чувство юмора, по доброму высмеивая своих коллег по цеху. После предыдущей работы, эта казалась глотком свежего воздуха, а сам автор получил большую долю признания.

А что дальше? Карьеры шла не ровно, так как, по признанию самого Карандаша, у него часто случаются творческие кризисы, да и рэп для него не главное занятие в жизни. Других проблем хватает. Однако редкие концерты все равно были и есть до сих пор, а альбомы выходят. Пусть не часто, но всегда качественные. В 2012 году Денис выпустил  альбом «Американщина 2», которую тепло восприняли, но общего с первой частью у него мало. Какой-то меланхоличный он получился. Последний на данный момент альбом Карандаша «Монстр» вышел в прошлом году и получил множество положительных отзывов. В общем, особо не светясь, Денис остается одним из самых ярких представителей русского рэпа, который не часто подходит к микрофону. «Редко, но метко».

Слушать на Яндекс. Музыке


Дымовая Завеса – «Этажи»

Последний альбом дуэта Slim’a и Lexus’a и первый релиз начинающего тогда лейбла ЦАО Records. По мнению многих, «Этажи» стал самым лучшим и качественным релизом этой группы. Большую часть работы взял на себя Slim, написав много текстов и сделав почти всю музыку. Звук получился хардкорным и местами психоделическим. Дымовая Завеса завершила свое существование отличным альбомом, за который не стыдно по прошествии десяти лет. Для Слима он стал переходным этапом к группе Centr, с которой он уже начал тогда работу. Именно на «Этажах» Вадим (настоящее имя рэпера) сформировал свой узнаваемый стиль битмейкинга, который станет еще заметнее на альбомах «Качели» и «Город Дорог». Если бы Завеса не прекратила существование, то могла и не записать больше ничего лучше. На нем же, впервые для российской аудитории, широко заявил о себе дуэт Константа (Митя Северный и Словетский).

А что дальше? Lexus покинул рэп-движуху, никак не напоминая о себе. Про Slim’a все знают и так: он спродюсировал дебютный альбом Гуфа и стал участником группы Centr, прогремевшая в 2008-ом году на всю страну. В 2009-ом начал сольную карьеру, которая продолжается и по сей день. Про его участие в Дымовой Завесе уже мало кто вспоминает, а вот клеймо «CENTR» останется с ним навсегда. Он также является одним из самых заметных битмейкеров в стране.

Слушать на Яндекс. Музыке


Кажэ Обойма – «Inferno. Выпуск 1»

Дебютный альбом питерского рэпера, который родом из Якутии. Смоки Мо и группа KRec уже имели вес в русском рэпе, так что они решили представить и своего протеже. Кажэ сильно отличался от своих коллег совсем андерграундным звуком, грубой и «рычащей» читкой, жесткими темами и более простым отношением к творчеству. СМИ проигнорировали этот релиз (а скорее просто о нем и не знали), потому его подпольная популярность – сарафанное радио. Уже тогда просвещенные занесли Кажэ в список самых перспективных российских MC. Он цеплял еще своей читкой, которая многим напомнила Method Man’a. Обойма и не скрывал его влияния на свое творчество, но для России это все равно звучало свежо. «Inferno. Выпуск 1» уже стал классикой питерского рэпа, так что дальнейшие комментарии тут излишне.

А что дальше? Главным толчком для дальнейшей карьеры Кажэ стало участие в проекте «Битва за респект 2». После него второй альбом рэпера ждали с нетерпением. Обойма был ярким и харизматичным, что привлекало многих. За 10 лет он успел взлететь и потеряться. Каждый его альбом воспринимался неоднозначно, но ударял в сердце определенной аудитории. В этом году Кажэ Обойма отбросил вторую часть псевдонима и выпустил новый альбом «Прощай оружие», который пусть и не стал событием, но может помочь открыть новый вектор в творчестве этого MC. Осенью этого года, должен выйти «Выпуск 2…», который продолжит линию, заданную на «Inferno».

Читайте также: 10 любимых альбомов: Кажэ

Слушать ВКонтакте


Нигатив (Триада) – «Точка Росы»

Первый сольный альбом Нигатива и первый сольник от участника дуэта Триада. Еще в то время Нигатив воспринимался многими, как самая яркая половина дуэта, а после релиза альбома он стал еще самым плодотворным. «Точка Росы» вышел аж на двух CD, а вошел в него 31 (!!!) трек. Это очень много по меркам русского рэпа. Сделан он в стиле Триады, но некая отстраненность все-таки чувствовалась. Нигатив – еще один яркий представитель, чей флоу многим напоминал Method Man’a, но у него хватало и собственных фишек. При всей его прекрасности, избытке хороших песен и настоящим рэп-напором, «Точка Росы» не стал каким-то откровением и пробивным релизом ни для Нигатива, ни для группы в целом. Да, мы увидели, что Владимир (настоящее имя рэпера) продуктивен, имеет свой стиль и еще покажет всей стране, как нужно рэп делать, но хватило бы одной части альбома. Проходные треки портят впечатление, а этим грешит большинство двойных альбомов. Количество — не значит качество. «Точка Росы» — не триумф, но добротная точка отсчета в сольном творчестве.

А что дальше? И по сей день группы Триада продолжает радовать нас новым песнями и альбомами, которых вышло с того времени 5 и один мини-альбом. Нигатив также не опустил руки и его сольная карьера продолжается на более высоком уровне. Каждый его проект получается лучше предыдущего, а это показатель мастерства. В этом году вышел новый альбом Нигатива «NIX ET NOX», а это уже совершенно другой уровень. Мы продолжаем следить за ним и творчеством Триады с интересом.


Баста – «Баста 1»

«Баста — попса», — как-то так отзывались о нем в 2006-ом. Простой парень из Ростова, Василий, ворвался в российский шоу-биз молниеносно, привлекая внимание попсовыми и банальными песнями. Из треков с альбома прям пер юношеский максимализм, хотя сам Баста был уже не пацаном (26 лет как никак). Это потом стало известно, что большинство песен написаны Васей еще давно, а их оригиналы можно отыскать в сети. Никто на него особо не делал ставок, так как звучало это типично для попсового рэпа того времени, но один хит все-таки прослеживался – «Моя игра». Она стала программной вещицей Василия, а написал он еще в 18 лет. Тогда еще мало кто знал, что Баста один из участников первого состава группы Каста. Альбом не всколыхнул рэп-сообщество, но самое интересное было впереди.

А что дальше? Удивительно, но никто из этого списка не прыгнул так высоко за 10 лет, как Баста. После сотрудничества с группой Centr и стороннему проекту Ноггано, Вася получил уважение среди рэп-сообщества, показав, что не такой уж он и простачок. Баста оказывается еще и талантливый битмейкер, который начал мелькать на каждом втором рэп-альбоме. Время шло, альбомы выходили, а аудитория росла с геометрической прогрессией. Залы становились все больше, а музыка разнообразней. Теперь у него есть Газгольдер, где он «вертит» судьбами других артистов. Среди них: Смоки Мо, Триагрутрика, АК-47, Скриптонит, Словетский и другие. Недолго там был Гуф, с которым Басту связывало тесное сотрудничество. Баста сейчас с легкостью собирает Олимпийский и Кремлевский Дворец. А ведь это тот парень, который 10 лет назад пел банальную песню про осень. Как бы он всего этого не добился, в любом случае во весь этот успех заложен большой труд, за что ему и уважение.

Слушать Яндекс. Музыке


Купер – «ЙЯ»

Первый и единственный сольный альбом Купера. Сделав себе имя участием в группах DA-108 и Bad Balance, показав себя одним из самых техничных MC в русском рэпе, логичным ходом был выпуск сольного альбома. «ЙЯ» — этакий трибьют восточной культуре, которая сильно повлияла на звучание и тематику альбома. Авторы текстов некий Ворон и ШеFF. За неплохую лирику стоит сказать спасибо именно им. Нельзя сказать, что «ЙЯ» стал каким-то событием, так как нового о самом Купере он не открыл нам ничего, но то, что это один из лучших альбомов, вышедших под маркой 100Pro – никаких сомнений.

А что дальше? Купер продолжил свою деятельность в группе Bad Balance, постепенно зарываясь в своих бытовых проблемах, отходя на третий план в команде. Сейчас же Bad B. и вовсе воспринимаются как дуэт, потому что Купер, будучи самым техничным участником троицы, все реже выступает с ними, появляется в новых клипах и альбомах. В 2014-ом вышел альбом «Северная мистика», который изначально планировался как второй сольник Купера, но в итоге вышел под маркой Bad B. ПРО….

Слушать Яндекс. Музыке


Смоки Мо – «Планета 46»

После «Кара-Тэ» народ ждал от Смоки материала как минимум не слабее. Вряд ли ему реально было записать сиквел, поэтому он ушел в совершенно другую плоскость. Покинув Kitchen-Records, Мо записал еще одну концептуальную пластинку, которая не оставила людей равнодушными. Да, не «Кара-Тэ», да, что-то несет он уже не то, но это еще одна крепкая и целостная работа от Смоки Мо. В 2006-ом люди только начали понимать че к чему в его первом альбоме, а тут подоспел новый «геморрой». Любой трек из «Планеты 46» трудно представить в треклисте предшественника, и это хорошо. Этот альбом получился взрослее и более сбалансированным. Смоки Мо не остался яростным и жестким, а стал холодным и пугающе спокойным. Он показал нам свой абсолютно другой уровень («космический»), за что можно отнести этот альбом в разряд классических релизов. На фоне «Кара-Тэ» он кажется недооцененным и без хитов (разве что «Сладкий туман» с Децлом), но главная линия творчества была сохранена: Смоки Мо делает странные, но концептуальные альбомы.

А что дальше? Смоки наконец ворвался в рэп-игру, засев в ней плотненько. Нового альбома пришлось ждать 4 года, однако множество треков с него было слито в течение этих лет. «Выход из темноты» ошарашил многих своим модным звуком, но артист продолжил свое дело в своих лучших традициях: каждый альбом значительно отличается от предыдущего. Потом был «Время тигра», самый положительно встреченный альбом со времен «Планеты 46», и «Младший», получившийся каким-то безыдейным, относительно предыдущих. Сейчас Смоки Мо является артистом лейбла Gazgolder и очень редко мелькает на музыкальной арене. Кажется, что вэйпинг его больше привлекает в данный момент. Многое поменялось за 10 лет.

Слушать Яндекс. Музыке


KRec – «По реке»

Если «Нет волшебства» считается лучшим среди слушателей рэпа, то «По реке» стал настоящим триумфом для KRec в мейнстриме. Песня «Нежность» попала в фильм «Питер ФМ», а клип на нее транслировали музыкальные телеканалы. О группе узнало множество людей, а сами ребята «прокачали» свой уровень популярности. Уже на этом альбоме Ассаи мало принимал участие, а после вовсе покинул группу, но нельзя сказать, что на настроение пластинки это сильно повлияло. «По реке» еще более лиричный. Он не был лучше или хуже, чем «Нет волшебства». «По реке» поднял парней на новую ступень развития их группы, от которой позже откололся Ассаи.

А что дальше? Группа превратилась в дуэт битмейкера Марата и рэпера Фьюза. Ассаи успешно продолжил сольное творчество, а сейчас и вовсе уже далек от русского рэпа. Дуэт KRec продолжал выпускать альбомы, каждый из которых находил свою аудиторию, а главное сама группа осталось жить и здравствовать. В конце 2012-го года из KRec ушел Марат, оставив Фьюза одного нести знамя группы. У него это вполне получается, так как он начал больше экспериментировать  с акустикой и выпускать хорошую музыку. В этом году вышел альбом «FRVTR 812», в котором многие прочувствовали настроение классических работ KRec. В общем, история продолжается.

Читайте также: Этот день в хип-хопе: 10 лет альбому Kreс «По Реке»

Слушать на YouTube


Лигалайз – «XL»

Самое логичное завершение этого списка. Первый альбом-блокбастер в русском рэпе. Вспомните ли вы еще подобный релиз, где половина песен стали народными хитами? На 8 треков (!!!) были сняты клипы, почти каждый из которых получил отличную ротацию на музыкальных телеканалах. Лига был везде, и все мы за него рады. Короче, с коммерческой точки зрения альбом полностью оправдал себя, но с творческой все оказалось не так просто. На Лигу были большие надежды, больше, чем на кого-либо до этого за всю историю русского рэпа. Народ ждал крепкий рэп альбом, который окончательно закрепил бы за ним статус лучшего MC России. Вместо этого, мы получили альбом, состоящий из разных синглов, большая часть которых нацелена на хит-парады. После релиза «Будущих мам» старые фанаты ахнули. Кажется, что Лигалайз решил специально сделать альбом, который будет обратным от ожиданий большинства слушателей. Если цель была такова, то браво, получилось!

А что дальше? Конечно все поняли, что у Лиги серьезный контракт, а такой альбом – это влияние продюсера. Сильнее Лиги никто не шумел тогда, а старая фан-база ждала новые проекты, которые могли бы больше им угодить. Увы, но они выходили очень редко. Большинство новых (и очень редких) были совместными работы с поп-артистами и саундтреки к фильмам. Альбом все откладывался и откладывался. Вышел даже сомнительный EP Легального Бизне$$a – «WU». Сомнителен он от названия и до содержания. Лучше бы не было. Большие надежды возлагались на проект Ярость Inc., в котором Лига был битмейкером и идейным вдохновителем. Но что-то опять не то. Наконец-то, в 2015 году, «посыпались» новые работы от Лигалайза, а на осень 2016-го года анонсирован новый альбом. Судя по интервью самого Лиги, то создается он по принципу «XL». Тру-рэп фаны снова негодуют, а ни один из новых синглов Лиги даже близко не приблизился к популярности «Будущих мам». Насколько оправданы будут усилия над альбомом — покажет время.

Читайте также: Лигалайз спродюсировал альбом легендарного MC из Квинса — Mikey D

Слушать Яндекс. Музыке