Этот пост, посвящённый лучшим лейблам и их релизам в хип-хоп Культуре – о настоящем андеграунде. Такие лейблы, как Definitive Jux или Eastern Conference, наделали много шума в хип-хоп среде, но был один лейбл, который стал домом для никому не известных артистов андеграунда. Он собрал их вместе для того, чтобы в итоге у них получилось чертовски круто, и дать им превосходный старт для дальнейшей карьеры, этим местом был Rawkus.
Rawkus стал пристанищем для малоизвестных на то время Mos Def, Talib Kweli, Company Flow, The High & Mighty, и в тоже время заинтересовал ветеранов в лице Cocoa Brovaz (aka Smif N Wessun) и Kool G. Rap. Rawkus создавал особый настрой для творчества, в фокусе которого была безупречная лирика и добротный не заезженный звук, что всегда встречало благодарность в хип-хоп сообществе. Итак, давайте рассмотрим лучшие релизы, возникшие на этом новаторском лейбле Rawkus Records
15. Da Beatminerz — Braced 4 Impak (2001)
Почётные нью-йоркские битмейкеры Mr. Walt, Baby Paul, Chocolate Ty, и DJ Evil Dee собрались вместе, чтобы стать Da Beatminerz – коллективом, стиль которого был жёстким и грязным, это был настоящий рэп. Особенно известные по работе с Boot Camp Clik, они также помогали другим артистам – к примеру, Last Emperor, Ras Kass и O.C. Они выпустили чрезвычайно жёсткую сборку, наполненную взрывной лирикой таких мастеров, как Krumbsnatcha, Bumpy Knuckles, Talib Kweli и Jean Grae (позднее известная как Whut? Whut?). Столь же мощным, превалирующим здесь был и бит, что объясняет нахождение Da Beatminerz в сердце нью-йоркского звучания.
14. Smut Peddlers — Porn Again (2001)
Своим первым появлением они отметились на лейбле Eastern Conference Records, основанном DJ Mighty Mi (High & Mighty). При поддержке лейбла Rawkus, эти двое выпустили три релиза, один из этих альбомов был работой Smut Peddlers, попыткой коллаборации The High & Mighty и Cage. Их дебютный альбом, «Porn Again», был грязным, похотливым и безумно уморительным. Вопиющие сексисты и женоненавистники, они могли бы и поменьше заботиться о тех, кого оскорбили. В альбоме поучаствовали такие тяжеловесы от хип-хопа как R.A The Rugged Man, Kool G Rap, Kool Keith.
13. The High & Mighty — Home Field Advantage (1999)
Чуть выше мы уже упомянули о The High & Mighty. Дуэт в составе Mr. Eon и DJ Mighty Mi из Филадельфии, наделал не мало шума в очень многолюдной в те времена хип-хоп тусовке. Их дебютный альбом, «Home Field Advantage», представлял собой очень сдержанный взгляд на то, насколько впечатляющими они были и могли быть впоследствии. Появление Pharoahe Monch, Eminem, Jean Grae, Skillz и Mos Def, удачно дополнило лирический талант Eon – его действительно стоит послушать.
12. Hi-Tek — Hi-Teknology (2001)
Гигант бита из кварталов Цинциннати Hi-Tek, уже успел наделать немало шума и публично прославиться благодаря совместной работе с Talib Kweli, над совместным безупречным альбомом Reflection Eternal: «Train Of Thought» (о нём позже). Но наиболее подходящим случаем для того, чтобы в полной мере продемонстрировать свои возможности как продюсера, равно как и редкий лирический талант, стал для него его сборный альбом, «Hi-Teknology».
Точно так же, как и вышеупомянутые Beatminerz со своим дебютным альбомом, Hi-Tek продемонстрировал особенный продюсерский стиль. Такие треки как “The Sun God” (при участии Common), “Get Back Pt. 2” (при участии Talib Kweli), “All I Want Is You” (при участии Cormega) стали наиболее высоко оценёнными образцами его стиля. Этот альбом раз и навсегда поставил его в ряд гигантов продюсирования в мире хип-хопа.
11. Various Artists — Soundbombing (1997)
Самая первая сборка, вышедшая на Rawkus, появилась в виде потрясающей серии «Soundbombing». Первая часть в обработке DJ Evil Dee представляла собой весьма впечатляющее исполнение от Shabaam Sahdeeq, Medina Green, R.A. The Rugged Man, и среди прочих – молодого МС из Бруклина, известного как Mos Def. Здесь не было никакого скрытого смысла, и альбом показывал всю жажду и силу этих предприимчивых ребят. Первая из многих удивительных сборок, выпущенных из лагеря Rawkus.
10. Various Artists — Lyricist Lounge Vol. 2 (2000)
К 2000 году лейбл Rawkus приобрёл значительный вес в хип-хопе, и мастера рифмы издалека и по соседству с радостью присоединялись к повальному увлечению Rawkus. Чтобы закрепить успех своих выпущенных сборок, Rawkus представил вторую часть из серии «Lyricist Lounge».
Мы, по всей видимости, утратим горячие воспоминания об MTV-шоу про Lyricist Lounge, тем более что в этом релизе они снова демонстрируют талант и отточенную лирику. Не столь органичный и «низовой», как первый выпуск (о нём далее), этот приблизил лейбл Rawkus скорее к мейнстриму, особенно взрывной хит “Oh No” в исполнении Mos Def, Pharoahe Monch и Nate Dogg. Также запомнились Beanie Sigel, Big Noyd, Royce Da 5’9″, и особенно Cocoa Brovaz с огненным “Get Up”. Не позволяйте повышенному вниманию коммерции к этому альбому ввести себя в заблуждение – от него было не оторваться. Это всё тот же Rawkus Records!
9. Big L — The Big Picture (2000)
Действительно стыдно и несправедливо, когда погибает несравненно одарённый человек, и Мир так не получает новой возможности прикоснуться к удивительному таланту, которым он обладает. Lamont “Big L” Coleman – как раз такой случай. Убитый в 1999 году, Big L легенда андеграунда и был, согласно сведениям, на пути к тому, чтобы взорвать Roc-A-Fella Records, но его застрелили…
Его дебютный альбом, «Lifestylez Ov Tha Poor & Dangerous», сейчас считается классикой во многих хип-хоп кругах, и все с нетерпением ожидали выхода его посмертного альбома с материалом, над которым Big L работал до своей кончины. Гимн андеграунда “Ebonics” уже сразил критиков и слушателей наповал, и другие фрагменты, наподобие “Casualties Of A Dice Game” и “Size ‘Em Up” ещё больше возвеличили наследие, которое собирался оставить Big L.
С альбомом «The Big Picture» поклонники действительно получили те посмертные материалы, которые буквально поглотили в мгновение ока. Стремительный и яростный “’98 Freestyle” (О Боооже, эта тема из Бивиса и Баттхеда до сих пор остаётся одной из самых цитируемых в хип-хопе), коллаборация с 2Pac “Deadly Combination”, и “The Heist” – все они принесли семье Big L его первый золотой диск. Сейчас Big L увековечен как один из наиболее одарённых и остроумных лириков хип-хопа.
8. Various Artists — Rawkus Presents Soundbombing II (1999)
Желая поддерживать на прежнем уровне шумный успех у критиков, вызванный появлением первой части серии «Soundbombing», лейбл представил «Soundbombing II», и его осветили и одобрили практически так же, как и первый альбом. На этот раз, вместо Evil Dee ведущими талантливыми ди-джеями здесь были World Famous Beat Junkies, и это оказалось только к лучшему. Выдающиеся творения от Eminem, Talib Kweli, Common, Sadat X, Bahamadia и Mos Def, лишний раз подчеркнули, что это была нереально грозная сборка, в полной мере заслуживающая вызванный ей шум.
7. Talib Kweli — Quality (2002)
Одним из настоящих героев эпохи Rawkus был уроженец Бруклина Talib Kweli. Он уже был широко известен публике благодаря своим звёздным работам с Hi-Tek в Reflection Eternal и Mos Def в Black Star, и тогда настало время для него, чтобы начать творить самостоятельно. И он выдал потрясающий, иначе и не скажешь, сольный дебютный альбом. Альбом «Quality», был наполнен умнейшими и жаждущими битвы рифмами, смешанными с исключительной социальной проблематикой. С шедевральными “Joy”, “Talk To You” и “Good To You” (в обработке Kanye West), в нём оказалось слишком много выдающихся композиций, чтобы выделить какую-либо одну. Это действительно был один из лучших альбомов 2002 года, и до сих пор считается также одним из лучших в дискографии Kweli.
6. Pharoahe Monch — Internal Affairs (1999)
Отделившись от своего партнёра по рифмам Prince Po (дуэт Organized Konfusion), Pharoahe Monch решил, что ему давно пора блеснуть в сольном дебюте на Rawkus Records, и к большому восторгу публики, представил свой первый альбом «Internal Affairs».
Его композиция “Simon Says” напомнила один из настоящих Хип-хоп гимнов Нью-Йорка, и на этом он не остановился. Другие треки, вроде угрожающего “Behind Closed Doors”, дискуссионного “Rape” и трогательного “The Light” подчеркнули истинное великолепие этого альбома. Именно с ним официально зажглась звезда Pharoahe Monch, позднее как снежный ком выросшая в одну из наиболее недооценённых карьер в Хип-хоп игре.
5. Various Artists — Lyricist Lounge Vol. 1 (1998)
Понятие «низовой» андеграундной сборки пришло в виде первой части из серии Lyricist Lounge. Собранный из разнородной музыки, как на тусовках «open-mic», с первым диском под руководством De La Soul и вторым – под ведением Kool Keith, это был великолепно составленный альбом, свободный от клише и излишних уловок.
Широко почитаемый, одна из ценнейших жемчужин андеграундного хип-хопа, с крутыми композициями от типов вроде Mike Zoot, A.L., Prime, Shabaam Sahdeeq, и особенно жарким треком от Ras Kass и O.C. (“Action Guaranteed”), этот альбом стал одним из ключевых в развитии лейбла Rawkus.
4. Company Flow — Funcrusher Plus (1997)
Известный во многих хип-хоп кругах как один из наиболее чётких андеграундных альбомов всех времён, выпущенный Big Juss и El-Producto (сейчас вы знаете его как El-P из Run The Jewels) «Funcrusher Plus» стал мастерской работой, наполненной апокалиптическим смыслом, разрушительной лирикой, с социальной позицией среднего пальца, предшествующей созданию Run the Jewels.
Настоящий стилевой ориентир для «альтернативы», распространяемой лейблом Rawkus, образец мрачного искусства со средним качеством записи – этот альбом до сих пор считается столь же влиятельным, каким был в 1997 году. Треки вроде “The Fire In Which You Burn” и “Silence” реально жутковаты…
3. Talib Kweli & Hi-Tek are Reflection Eternal — Train Of Thought (2000)
Не так-то просто припомнить нечто столь же особенное, как альбом Black Star, но чертовски близок к нему оказался альбом Reflection Eternal, «Train Of Thought».
«Train Of Thought» стал красивым, ясным, эмоциональным и чётко сформулированным взглядом на самосознание чёрных и на Хип-хоп культуру вообще, и справедливо считается классикой. Разнообразное звучание (как живые африканские ритмы, так и добротный boom bap от Tek) сделали этот альбом обязательным к прослушиванию для тех, кто вечно искал альтернативу надоевшему материализму, наполнившему в то время хип-хоп сцену. Композиции наподобие навязчивой “Good Mourning” и просто замечательной “Love Languages” с Les Nubians продемонстрировали богатство, которое нёс в себе альбом, и сделали его одним из величайших среди тех, которые нам довелось услышать.
2. Mos Def — Black On Both Sides (1998)
Примерно в том же духе, что и артистичная классика вроде «Aquemini», «De La Soul Is Dead» и «Critical Beatdown», триумфальный дебютный сольный альбом Mos Def «Black On Both Sides» стал настолько богатым в музыкальном плане, насколько это было возможно в 1998 году.
Невероятная лирика с позицией b-boy и аура борца за свободу сделали Mos Def всеобщим любимцем в хип-хопе, и этот альбом – отличное тому подтверждение. Звучание варьирует от boom bap до эклектичного инструментала, так что это альбом настоящего Хип-хоп музыканта и шедевр того времени. Артист, известный сейчас как Yasiin Bey, работал над альбомом, который успешно проходит испытание временем и до сих пор считается влиятельным во многих хип-хоп кругах. Помимо восторженных отзывов у критики, этот альбом почти стал платиновым, и это доказывает: здесь была звезда.
1. Mos Def & Talib Kweli are Black Star — Mos Def & Talib Kweli Are Black Star (1998)
Действительно чистый хип-хоп альбом зародился в коллаборации Mos Def и Talib Kweli. Их одноимённый дебютный альбом был бодрящим, как холодная вода в знойный день, и освежающим, как напиток Gatorade после баскетбольного матча.
В духе времени, когда всё держалось строго на рифмовках и содержании, а не на качественном производстве, этот альбом был похож на BDP, Public Enemy и EPMD в одном флаконе – он сильно отстал от своего времени. Предпочитая смысл и сознание материализму и гангстерским настроениям, Mos и Kweli отдавали дань уважения Чёрной королеве в “Brown Skin Lady” и просвящали массы о важности самоидентичности в “KOS”, что являлось важным аспектом уличной культуры. С потрясающими композициями от J. Rawls, Hi-Tek, Shawn J. Period и Da Beatminerz, альбом Black Star стал диковинкой, подобную которой редко можно встретить и до сих пор. Эта классика в полной мере заслуживает свой титул лучшего альбома, вышедшего в эпоху Rawkus.
Перевод: Таня Кашкарова