За многолетнюю историю хип-хопа в нем появилось не так уж и много коллективов, которые всемирно признаны как самые влиятельные: Run-D.M.C., N.W.A., Public Enemy, Wu-Tang Clan. Если говорят про Юг, то чаще всего вспоминают дуэт OutKast, в меньшей степени UGK и Geto Boys. Но есть еще одна группа, влияние которой сегодня слышно гораздо сильнее упомянутых выше. Это — Three 6 Mafia из Мемфиса. Справедливо ли добавлять их в один ряд с другими величайшими коллективами?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории коллектива, чтобы понять почему их роль в истории хип-хопа сейчас важнее, чем когда-либо.
В 1991-ом году, когда гангста-рэп Западного побережья еще не достиг своего коммерческого пика, а Восточное побережье уже потеряло былое доминирование, на юге США в Мемфисе юная троица DJ Paul, Juicy J и Lord Infamous основывают группу Backyard Posse. Главное что они хотели — отличаться от остальных. Гангста-рэп? Он уже повсюду, даже южане Geto Boys делают его. UGK из Техаса еще не успели громко заявить о себе, лейблы No Limit и Cash Money только начинали делать свои первые шаги в бизнесе. Нью-йорский звук вовсе далек от них. А что насчет мрачняка и сатанизма? Отлично! После релиза нескольких низкокачественных EP было решено поменять название на более подходящее — 666 Mafia / Triple 6 Mafia / Three 6 Mafia. Главным было решено оставить именно последнее написание. DJ Paul и Juicy J также основывают лейбл Prophet Entertainment вместе со своим товарищем Nick Scarfo.
В 94-ом был основан еще один лейбл Hypnotize Minds Records, а сам коллектив продолжил расширился. В состав попали Koopsta Knicca, Gangsta Boo и Crunchy Black. Помимо них вокруг Мафии крутилось большое количество других рэперов из Мемфиса: Project Pat, Frayser Boy, La Chat, Lil Wyte, T-Rock, Gangsta Blac, Kingpin Skinny Pimp, M.C. Mack, Scan Man и Al Kapone. Именно благодаря этому их прозвали южным Wu-Tang Clan.
В мае 95-го состоялся релиз дебютного альбома Three 6 Mafia — «Mystic Stylez». В нем были затронуты откровенные описания убийств, насилия, употребления наркотиков, беспорядочного секса и сатанизма. Juicy J объяснил название альбома тем, что каждый участник в группе имеет свой собственный неповторимый стиль. Несмотря на то, что «Mystic Stylez» абсолютно андеграундная пластинка, ее высоко оценили критики, а журнал Complex поставил аж на 74 место в списке «90 лучших рэп-альбомов 90-х». Неплохо для такого бескомпромиссного релиза. В дальнейшем его влиянии на жанр только увеличивалось.
Нельзя не упомянуть разгоревшийся биф с коллективом из Кливленда Bone Thugs-n-Harmony. На «Mystic Stylez» есть трек «Live By Yo Rep (B.O.N.E. Dis)», в котором Мафия подробно описала свою позицию относительно того, что Bone Thugs своровали их стиль и сделали его мейнстримом. Спустя пару лет все участники Мафии назвали этот конфликт недоразумением, но они не жалеют об этом, так как это дало возможность показать то, насколько у них «мясные» диссы.
Следующая пластинка коллектива, «Chapter 1: The End», получилась мягче, но общая тематика не менялась. Скорее всего поэтому она получила гораздо меньше внимания, чем «Mystic Stylez». Спустя год парни получают сделку с мейджором Relativity Records, на котормо выпускают альбом «Chapter 2: World Domination» и это победа! Мало того, что он становится золотым по продажам, так и еще там нарисовывается их первый хит — «Tear Da Club Up ’97». Правда, для успеха пришлось пожертвовать хорроркор-стилистикой, но кому нужны несколько альбомов об одном и том же? Именно на «Chapter 2: World Domination» Three 6 Mafia показывают нам что такое кранк и трэп. И это в 97-ом году!
Следующие три года после выхода третьего студийника, Мафия занимается сторонними проектами (Prophet Posse, Tear Da Club Up Thugs, Hypnotize Minds) и помогает с сольниками другим участникам своей команды. В июне 2000-го они возвращаются с альбомом «When the Smoke Clears: Sixty 6, Sixty 1», получившим в декабре того же года платиновый статус. Это 2000-ый год, хип-хоп еще не отошел от гангста и хардкор-лихорадки, клубный рэп захватывает чарты, Cash Money только начали вещать на весь мир, а No Limit медленно шел ко дну со своим однообразным подходом к музыке. Three 6 Mafia по-прежнему оставались изгоями и темными лошадками.
После выхода альбома-саундтрека «Choices: The Album», в группе уже начались серьезные перипетии из-за денег. Коллектив покидают Gangsta Boo и Koopsta Knicca, DJ Paul и Juicy J решаются выпустить по сольному альбому. Оба, в общем-то, остаются без ощутимого внимания. Группа, в составе Lord Infamous, DJ Paul, Juicy J и Crunchy Black, возвращается в 2003-ом с новым альбомом «Da Unbreakables». Ему удается стать только золотым, но здесь есть вина выпускающего лейбла Loud Records, который закрылся после данного релиза. Three 6 Mafia уходят под крыло Sony Records, где сначала выпускают второй альбом-саундтрек «Choices II: The Setup», после чего начинают готовить настоящую бомбу.
В 2005-ом году Three 6 Mafia, благодаря большому лейблу Sony, мощно стреляют в мейнстриме синглами к своему готовящемуся альбому «Most Known Unknown». Впервые они начинают светиться с рэп-вездами разного эшелона: Kanye West, Bow Wow, Remy Ma. Продались? Справедливости ради стоит упомянуть, что о своих корешах Project Pat, Frayser Boy и Chrome Korleone они тоже не забыли, дав им не последние роли в этом музыкальном блокбастере. Ожидаемо, «Most Known Unknown» легко добирается до платинового статуса примерно за полгода, сингл «Stay Fly» отхватывает аж две платины, а в клипе на «Side 2 Side» снимаются Bow Wow, Xzibit, Travis Barker и Lyfe Jennings.
Весь успех омрачало только то, что на «Most Known Unknown» отсутствовал Lord Infamous. Начали ходить слухи об его изгнании из коллектива, но причина оказалась еще проще: в это время он находился за решеткой. В конечном счете, ему все же пришлось покинуть коллектив, так как лейбл Sony не хотел иметь дело с преступниками. Так Three 6 Mafia официально превратились в трио.
В следующем году группа становится желанным гостем на различных гламурных (и не только) вечеринках, парни часто светятся на телевидении, а поучаствовать на своем альбоме Мафию зовет даже Justin Timberlake. Их песня «It’s Hard out Here for a Pimp» попадает в саундтрек к фильму «Суета и движения», что приводит к неожиданным сюрпризам. В 2006-ом году на церемонии Оскар Three 6 Mafia получают награду в номинации «Лучшая песня к фильму». Таким образом они становятся первой (и пока единственной) рэп-группой, получившей Оскара. Ожидали ли они подобное за 10 лет до этих событий, сидя в Мемфисе и делая хорроркор-рэп? Их победа вызвала бурные споры среди общественности. Как на самой престижной кинопремии в мире может победить песня о тяжелой судьбе сутенера? Но награды парней лишать не стали, заслужили.
После череды удач, как обычно и бывает, у Three 6 Mafia начинается черная полоса. Во-первых, из группы уходит еще один участник — Crunchy Black. Он был сильно недоволен своим положением в коллективе. Crunchy много делал для группы с самого основания, но всю славу и большую часть доходов забирали себе DJ Paul и Juicy J. Также, Black успел записать сольный альбом, но большую часть материала для него коллеги попросили отдать на «Most Known Unknown». В итоге, ни сольника, ни достойных процентов с продаж групповой пластинки. Three 6 Mafia превращается в дуэт DJ Paul и Juicy J.
Парням некогда улаживать конфликты, ведь они теперь видные деятели шоу-бизнеса. На волне успеха Sony подгоняет их записывать новый альбом. Первой весточкой с него становится сингл «Doe Boy Fresh» с Chamillionaire, вышедший в начале 2007-го. Он получает одобрение как у фанатов, так и у критиков. Но продажи оставляли желать лучше. Sony отодвигает альбом на неопределённый срок, так как им нужен хит. Только через год Three 6 Mafia возвращаются с треком «Lolli Lolli (Pop That Body)», в припеве которого использован уже модный на то время автотюн, и танцевальным «I’d Rather». Стильно, модно и молодежно, но такое кроме них и так много кто делает. Где их собственный стиль? Фанаты начали ждать пластинку «Last 2 Walk» с настороженностью.
В конце июня 2008-го долгожданный альбом «Last 2 Walk», анонсированный еще в первой половине 2007-го, появляется в продаже. Тут впервые видна попытка угодить всем. Вот вам песни с корешами Project Pat и Al Kapone. Для фанатов ветеранов Юга присутствуют 8Ball & MJG и UGK. Для слушателей помоложе получайте припевы от Akon и Lyfe Jennings, а также раздражающий автотюн в «Lolli Lolli (Pop That Body)». Нужно еще легче? Попсовая рок-группа Good Charlotte к вашим услугам. Коммерческие синглы никак не помогают его продажам, так как расходится он куда хуже предыдущего. Вместо этого Three 6 Mafia получили самый несбалансированный альбом в своей карьере и низкие оценки за него.
Провал «Last 2 Walk» заставил немного притормозить DJ Paul и Juicy J. Оба в 2009-ом выпустили по среднему сольному альбому, но внимание обратили больше на DJ Paul. Так как пластинки были выпущены независимо от Sony, то он практически на половину песен из треклиста позвал Lord Infamous, которого пришлось убрать из группы за 5 лет до этого. В рамках Three 6 Mafia продолжили развивать (или разрушать) свою карьеру в мейнстриме, выпустив синглы с Webbie, Sean Kingston, Flo Rida и Tiësto. Все это еще сильнее подорвало доверие фанатов, которые уже поставили крест на некогда любимом коллективе.
В 2011-ом сами Paul и Juicy решают поставить крест на Three 6 Mafia. Из-за постоянных споров и недовольством лейблом Sony парни расходятся по сольным проектам. Права на известное всем название остается у мейджора, потому они больше не имеют права использовать его в коммерческих целях. Juicy присоединяется к лейблу Taylor Gang, которым заправляет Wiz Khalifa, и готовится покорять чарты в одиночку. DJ Paul выбирает более простой путь: он основывает собственную компанию Scale-A-Ton Entertainment начинает собирать бывших участников Мафии для совершенно нового проекта.
В 2013-ом появляется группа Da Mafia 6ix, в состав которой входят DJ Paul, Crunchy Black, Koopsta Knicca, Lord Infamous и Gangsta Boo. Вопреки популярному мнению о реюнионе Three 6 Mafia, Paul заявляет, что это абсолютно новый проект. Но это всего лишь слова, так как звучат они именно так, как звучали бы 666 без вмешательства мейджор-лейбла: зло, энергично и убедительно. Juicy J выпускает третий сольник «Stay Trippy» и много светится на фитах у других исполнителей. Среди них: French Montana, Fat Joe, Rick Ross, Sean Paul, Ke$ha, Katy Perry, Robin Thicke. В общем, быстро находит себя там, где, казалось бы, для Three 6 Mafia совсем не было места.
Очередной удар случается 20-го декабря 2013-го года: успев выпустить релиз с новым проектом Da Mafia 6ix («6iX Commandments»), из-за сердечного приступа умирает один из основателей коллектива — Lord Infamous. Спустя полгода коллектив покидает Gangsta Boo, недовольная общей обстановкой. Группа выпускает еще два релиза «Hear Sum Evil» (2014 г.) и «Watch What U Wish…» (2015 г.), после чего лишается еще одного участника. 9-го октября 2015-го года от аневризмы головного мозга умирает Koopsta Knicca. Это перечеркивает все старания DJ Paul на благо нового коллектива. Но что бы он не говорил, Da Mafia 6ix не воспринимался как нечто свежее. Это была попытка сыграть на ностальгии старых слушателей, пусть и неплохая.
Казалось, бы все эти события должны были перечеркнуть наследие Мафии, но почему-то именно в 2010-ых оно стало ощущаться сильнее, чем когда-либо. Самое очевидное — Three 6 Mafia показали задатки трэпа, кранка и клауд-рэпа еще в середине 90-х, а эти стили получили свою популярность только в нулевые и 10-ые. Распространенный Триплет-флоу (его еще прозвали Migos-флоу) был у Мафии еще на их первых релизах, потому Juicy J звучит так «свежо» в наши дни. Он не делает ничего нового, а продолжает то, что начал еще 25 лет назад. В прошлом году в США стали хитами стали сразу две песни, где используются фрагменты из песни Мафии «Slob On My Knob» 1999-го года: «Plain Jane» от A$AP Ferg и «No Limit» от G-Eazy, A$AP Rocky и Cardi B. В этом году стрельнул трек «King’s Dead», где в куплете Future используются и слова из «Slob On My Knob» и все тот же флоу. Отдельного упоминания стоит недавний челлендж, когда десятки рэп-исполнителей (21 Savage, A$AP Rocky, Dave East, Lil Uzi Vert и многе другие) записали свои куплеты на бит композиции «Who Run It» 2000-го года. Даже Paul и Juicy не удержались и накинули новых строчек на этот инструментал.
На фоне этого Gangsta Boo разразилась критикой в сторону молодых артистов. Ей почему-то не нравится тот факт, что в золотые годы коллектива их не замечали, а сейчас каждый второй норовит взять их флоу, перечитать целый куплет и делают похожие биты. Почему нельзя придумать что-то свое, как 20-летие назад придумали Three 6 Mafia и стали от всех отличаться? Обвинили в первую очередь Juicy J, который якобы «разбазарил» музыкальное наследие Мафии, дав пользоваться им кому попало. А может ей просто обидно, что Juicy оказался единственным востребованным сегодня участником группы и получает сейчас все лавры? Хотя без остальных участников ничего этого и не было бы. Тот же DJ Paul вполне мог продемонстрировать свой талант сегодня ярче, чем он это делает. И для этого необязательно нужны совместные работы с Ke$ha и Katy Perry.
Этот неожиданный запоздалый успех побудил Gangsta Boo, Crunchy Black и Project Pat отправиться в WorldDominationTour, чтобы подзаработать и напомнить о себе. Ворчливый DJ Paul, недовольный тем, что его опрокинули, пригрозил судебным иском тем, кто организовал этот тур. Помимо этого, он продолжает намекать в твиттере на недобросовестность своих бывших коллег. Про молодых последователей их дела он говорит еще более открыто: лучше бы они платили Полу деньги за использование его творческого наследия, вместо ненужных словесных респектов.
Недавно прошла десятая годовщина с момента выпуска их последнего альбома «Last 2 Walk». Несмотря на огромное влияние, которое они распространили на большое количество молодых игроков, целую декаду их преследуют только неудачи. Мало того, что название Three 6 Mafia так к ним и не вернулось, так еще двоих ключевых участников уже нет в живых. Оставшиеся долго спорят о финансах и роли каждого в успехе коллектива. Juicy J уверенно чувствует себя в соло и делает биты с тиле ранней Мафии молодняку (послушайте дуэт $uicideBoy$ из Нового Орлеана), а DJ Paul превратился в жадного критика. Вполне возможно, что в следующем десятилетии мы дождемся полноценного реюниона (только Lord Infamous и Koopsta Knicca, к сожалению, уже не вернуть), ведь поддержки у них хоть отбавляй. Но если это и произойдет, то только ради улучшения финансового состояния.
Почему рэп-группа из Мемфиса, которая десятилетие была изгоем в рэп-тусовке и прошла мимо многих слушателей жанра в 90-ые и нулевые, стала чуть ли не самым влиятельным коллективом из 90-х для сегодняшнего молодого поколения рэперов? Как так получилось, что 42-летний Juicy J уделывает молодняк на их же поле? Имеют ли право Three 6 Mafia встать в один ряд с теми коллективами, которых мы упомянули в первом абзаце? Кажется — да. Но с другой стороны, они будто и недовольны тем, что их не признали в то время, когда коллектив был в полном сборе.