Спустя 18 лет они вернулись с триумфом: Рецензия на альбом A Tribe Called Quest «We Got It From Here… Thank You 4 Your Service»

Автор: Кирилл Шилоносов

11 ноября вышел первый за последние 18 лет и 6-й по счёту альбом легендарного квартета из Нью-Йорка A Tribe Called Quest «We Got It From Here… Thank You 4 Your Service». В качестве гостей на альбоме приняли участие André 3000 (Outkast), Kendrick Lamar, Jack White, Elton John, Kanye West, Anderson Paak, Talib Kweli и их старые кореша в лице Consequence и Busta Rhymes. Единственное чем был омрачён выход этого альбома, это смерть одного из участников группы, а именно Phife Dawg, который не дожил до выхода альбома каких-то полгода.


После выхода, сразу же хотел написать об этом альбоме. Но долго не мог собраться, все слушал, и слушал, и слушал его. Первый раз пролетел, как вагон метро — быстро, шумно и нескучно. Дальше уже с послевкусием и смакованием.

Я безмерно рад, что A Tribe Called Quest выпустили «We Got It From Here… Thank You 4 Your Service». Но я ровно так же безмерно опечален тем, что толчком к его выходу послужила смерть великолепного Малика «Phife Dawg» Тейлора. Для меня он был самым … даже не могу слово подобрать… милым, что ли… Да, самым милым участником группы, если Q-Tip это напор, экспрессия, изобретательность, некая хитрость и жеманность, Jarobi — это танцы, флоу и веселье, Shaheed — сумрачный гений винила, то Phife — это добряк с удивительным тембром, странными глазами и повадками. Не знаю, можно ли его назвать душой «племени», но он, несомненно, хранитель тепла, домашнего огня.

Сегодня утром я узнал, что «We Got It From Here… Thank You 4 Your Service» занял первое место в Billboard 200. Такое уже бывало с группой — в 96 году, альбом «Beats, Rhymes and Life» также забирался не первую строчку. Но сейчас не об этом…


Альбом сразу же хватает за горло тем самым фирменным Tribe настроением и звуком. И даже не смотря на то, что в душе горечь от ухода Phife — голова начинает качаться, а нога отбивает такт.

Первый трек «The Space Program» — политика, расовые распри, шовинизм, игра мускулами, невероятный бит и бронебойное флоу. Название песни объясняется этой строчкой —

«They taking off to Mars, got the space vessels overflowing. What, you think they want us there? All us n*ggas not going».

Пока некоторым не хватает денег на еду, другие тратят миллионы на освоение космоса, а точнее, Марса — привет, Илон Маск! Кстати, в этом треке есть и репрезент в сторону песни Gil Scott-Heron “Whitey on the Moon”.


Второй трек — манифест «We the People….» самая политическая песня на альбоме. Tip припоминает всё: и расовую дискриминацию, и права женщин, и конфессиональную нетерпимость. Кстати, само название трека и его первая строчка — «We don’t believe you ’cause we the people» отсылают нас к первому предложению американской конституции —

«We the People of the United States, in Order to form a more perfect Union, establish Justice, insure domestic Tranquility».

В общем, это трек про недоверие американцев своему правительству. Это если в двух словах, а на самом деле Q вьет такие поэтические кружева — голова закружится. Но не Tip`ом единым, старина Phife находит отличные аналогии между спортом и политикой — не поленитесь, переведите «куплет».


Следующий трек «Whateva Will Be» — это жизнеописание некоторых членов группы, но, вообще, это взгляд со стороны на то, как это, быть черным пареньком. Если честно, хоть текст и мрачен, но он жизнеутверждающий. И всему виной напевы Q-Tip’а. Кстати, в конце трека Consequence дает «пасхалочку» — «North side of Queens, one-nine-two is the area» — погуглите и поймете, о чем он)


«Solid walls of sound» (сплошная стена звука) — не просто метафора, а термин и фишка, которую придумал Фил Спектр. Это песня о музыке, о том, кто на самом деле делает дела, а кто «дибби дибби». Этот трек — отличная возможность опять услышать того самого Busta Rhymes, техничного и разбитного, а не того, что сейчас — толстого и попсового. Также занимательна игра Phife с ямайским диалектом, например, попытайтесь перевести вот это — «cyan dun». А еще этот трек написан в соавторстве с Элтоном Джоном: во-первых, использован сэмпл из его песни 70-х «Bennie and the Jets», а во-вторых, последний куплет в треке сэр Элтон исполнил сам.


«Dis Generation» — трек-передача, передача трона, наследства, земель, владений — всего нажитого непосильным трудом. В этом треке Tribe рассуждают о новом поколении, за которым будущее, которое держится корней, но при этом развивается и не впадает в крайности современных тенденций — «скр скр скр ррррха!». Радует, просто распирает от гордости, что «короли» в качестве своих «наследников» перечислили людей, за которыми я пристально слежу, новичков «настоящей школы» —

«Talk to Joey, Earl, Kendrick, and Cole, gatekeepers of flow. They are extensions of instinctual soul»

 


«Kids» — трек, записанный совместно с Andre 3000 (его представлять, я думаю, не стоит). В треке говорится о том, что детям часто врут из жалости или слабости — мол, вырастете и добьетесь всего чего пожелаете — а это вранье. Мол, все будет хорошо, нужно только верить и тд и тп. Может, в этом и есть доля правды, но только доля. Дальше ребята на правах старпёров немного брюзжат, ну, например:

«Yeah, it look a little different on a yacht. But ain’t gon’ lie, I miss kayaking. I love the young niggas, and they do too, they just be acting».

Двойной смысл — с одной стороны вздохи «а вот раньше было», с другой — намек на Lil Yachty — персонажа новой волны рэпа.


«Melatonin» — это название следующего трека. Оно же успокоительное или даже снотворное средство. Очень часто его используют при практике «заказных снов» — ну, когда ты знаешь, что тебе приснится, Кастанеда вам в помощь. Есть явь и есть сон, и иногда хочется убежать во второе, чтобы не видеть ужасы первого, однако все может поменяться местами. Воспринимайте все спокойно, но не переусердствуйте с этим спокойствием.


«Enough!» — тема любви должна быть на любой пластинке, но тут опять мерещится двойное дно, вроде трек о любви к женщине, а прислушиваешься — вроде песня о музыке и страсти к ней. В общем, решайте сами.

 

И на этом первая сторона альбома заканчивается. Да, я забыл сказать, что «We Got It From Here… Thank You 4 Your Service» выстроен, как виниловая пластинка — 8 треков с одной стороны и 8 с другой.

А теперь «Сторона «Б»».  Мне она показалось более экспериментальной, на ней чувствуется доминирование Q-Tip, это его мир, его звуки и его ритм, но все же это и ATCQ.

Первый трек «Mobius» повествует о том, как все в этом мире переплетено и все имеет свои последствия. Лента Мебиуса — это бесконечная полоса, которая переходит сама в себя – ну, если уж совсем примитивно. С самого начала в треке поднята наилюбимейшая тема всех сторонников теории заговора и русских МС — иллюминаты. А вот чего я не понял, что означает выкрик Busta Rhymes в конце – Barishkaaa? Может, вы поясните?


«Black Spasmodic» — сначала кажется достаточно веселой, и бит такой африканский, и перекличка в начале. И даже когда Phife опять вспоминает о своих тринидатских корнях и начинает поучать молодых используя карибский диалект.

Однако второй куплет Tip‘a стирает улыбку с лица — он говорит о том, что «коротышка» ушел, но он до сих пор с ним общается посредством музыки (конечно, это звучит очень поэтично, но все-таки Tip сводил альбом после смерти Phife).  Но и тут они вдвоем — дух Phife через живого Q  раздает всем «сестрам по серьгам» и просит выполнить одну просьбу. Какую? Послушайте внимательно — там все понятно.


The Killing Season” — трек о том, как непросто живется чернокожим в Америке. По сути сами они могут об этом писать, петь и говорить целую вечность. Так что не хочется вдаваться в подробности, но в треки упоминаются случаи убийств чернокожих лидеров и простых жителей Америки. Проводится аналогия между солдатами афро-американцами, которые умирают ради заработка других. Кстати интересен хук припева — «They sold ya, sold ya, sold ya» — это омофон “sold”/“soul” и “soldya”/“soldier”. Да, конечно же, стоит упомянуть, что в треке участвуют два корифея: Talib Kweli и Kanye West.


«Lost Somebody» — прекрасная песня полностью посвященная ушедшему Phife Dawg. В ней Tip и Jarobi поочередно вспоминают то, как они познакомились с Маликом, росли, ссорились и мирились, и пытались бороться с его болезнью. Tip пытается объяснить из-за чего произошла их давнишняя размолвка, в конце концов он просто просит прощения у лучшего друга, вот и все.

No more crying, he’s in sunshine.


«Movin Backwards» – песня-призыв, призыв двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом. В первом куплете Jarobi «играет мускулами» и говорит о том, что он оставил след в хип-хопе и этот след виден сейчас во многих треках. И тут же он проходится по трэпу и Fetty Wap: мол, не надо ребята этого всего, это шаг назад, шаг к примитиву.

А вот Anderson Paak и Q-Tip не так конкретны в своих куплетах, но и они говорят о движении вперед — и в политических смыслах, и в социальных, и, конечно, они говорят о внутреннем росте.


«Conrad Tokyo» — это название пятизвездочного отеля в Японии. И это же символ роскоши в этой песне. ATCQ опять проходятся по всем и вся. Трек написан до того, как Трамп стал президентом, и «хорошо», что Phife так об этом и не узнал, ведь здесь он проходится по Дональду, говоря о том, что он всего лишь повод для шуток в SNL, мол, даже не различишь, где пародисты придумывают, а где Трамп говорит сам. Второй куплет быстр, как выстрел. Kendrick Lamar в свойственной ему манере четко и по теме раскладывает: люди любят воевать, любят убивать, любят подчинять, что все несется в тартарары. И что нужно просто остановиться, посмотреть вокруг на все это, пока не наступил конец.

Sayonara tomorrow, it’s just blood on the ground.

 


«Ego» — самая Q-Tip‘овская песня на альбоме и она про… Эго. Этот трек легко бы мог оказаться на его альбоме «Kamaal/The Abstract» или на «Amplified» (и в песне есть отсылки к этому альбому). Кстати, в этом треке, как и в прошлом, гитарные партии исполняет Jack White.


Ну, вот и последний трек альбома, вероятнее всего, это и последняя песня великих A Tribe Called Quest. Называется она «Donald«, но вообще никаким боком не относится к Трампу. Donald Juice или Don Juice – самое первое прозвище Малика «Phife Dawg» Тейлора, которому и посвящена эта песня, впрочем, как и весь этот альбом.

Кстати своим рисунком и битом она очень похожа на первую песню этого альбома, думаю, это не случайно. И еще, последние слова на альбоме, на последнем альбоме A Tribe Called Quest это: «Phife Dawg»