За последние 5 лет Royce Da 5’9 выпустил один сольный альбом «Success is Certain», участвовал в проектах своей группы Slaughterhouse, выпустил альбом «Hell: The Sequel», в составе Bad Meets Evil, вместе с Eminem и стал половиной дуэта PRhyme, вместе с DJ Premier. Спустя 5 лет настало снова стрельнуть сольно, а насколько удачно это получилось давайте разберемся.
Главная новость, которая предшествовала выход альбома – «Royce Da 5’9 поборол алкоголизм. «Layers» — его первый «трезвый» альбом, так что к данному релизу он подошел как новый артист. Несомненно, это его самый честный альбом, где мы получили честного и чувственного Royce, а не того Royce из прошлых альбомов, который был отличным рифмоплетом, но вот с посылом были проблемы.
Напомним, что «Layers» лишь один из нескольких «слоев», которые Royce подготовил для нас в этом году. Он собирается полностью раскрыться, как способный MC, артист и просто человек. В первом же треке «Tabernacle» Royce рассказывает личную историю про один день из жизни, когда умерла его бабушка, но родился сын. В тот же день он познакомился с Эминемом (бывает же). Вся эта автобиографическая линия продолжается на «Pray», «Shine» и «Gottaknow», где рэпер знакомит нас со своими твердыми убеждениями относительно религии, погружает в отношения со своей женой, чья персона еще всплывет несколько раз в других песнях. «Layers» был бы идеальным альбомом, если бы каждый трек держал нас в напряжении, как “Tabernacle”, но под весом такого сильного вступления – все остальные рискуют остаться незамеченными. Кстати, из этого же трека мы узнаем, что в тяжелые периоды времени он любил слушать Redman и Heltah Skeltah. Клип, к слову, также получился отличным.
Батл-рэпера ничто не изменит, так что Royce продолжает хвастаться и материться, но делает это уже более осознанно и мудро, нежели раньше. Он не мог не показать свой уличный стиль, поэтому трек «Hard» имеет место быть. Этот человек все еще рифмо-задрот, в хорошем смысле слова. До сих пор он пытается впихнуть в трек как можно больше сложных рифм, но при этом не теряя смысла. Royce легко затмевает гостей на заглавном треке «Layers» — Pusha T и Rick Ross. Да, эти ребята тяжеловесы мейнстрима, по сравнению с Royce Da 5’9, но в этой песне они кажутся просто очередными гостями, никак не отвлекая внимание от главного героя.
Странным треком можно посчитать «Startercoat», в котором Royce обрушивается с критикой на список «10 лучших MC всех времен» по версии журнала Billboard (до сих пор не понятно, почему многих рэперов так заботят все эти рейтинги, которые просто являются мнением определенного издания. Оно не означает, что это является действительностью). Ройса очень разозлило отсутствие в нем 2Pac. С этим все ясно, но никаких веских доводов, кроме как «этот великий рэпер вдохновил меня, тоже великого рэпера» у него нет. Видно, Royce жалеет о потерянных возможностях и времени. Ведь его карьера могла бы сложиться более удачно.
При всем великолепии подбора песен и тематики, есть и те, которые выбиваются из колеи. Например трек «America». Любой рэпер считает своим долгом написать песню о своей стране, не забывая упомянуть ее слабые стороны. Royce здесь говорит, что жить в США – быть постоянно под кнутом. Означает это все тот же расизм, в отношении чернокожего населения. У Ройса достаточно ума, чтобы делать подобные треки запоминающимися, но он пошел по легкой дороге и просто сделал свой текст набором клише. Понятен факт, что его и правда волнует политическая обстановка, отношение к чернокожим, как к рабам и прочее, но ничего не мешало ему получше проработать идею и текст.
«Layers» — первый по настоящему серьезный и концептуальный проект. Видно, что Royce не особо доволен своими прошлыми альбомами, так как в них делался упор на ритм и бешеные рифмовки, но самому посылу уделялось мало внимания. Сейчас у него есть все, что нужно, чтобы стрельнуть на абсолютно другом уровне: трезвый ум; отличная техника; история, которая достойна быть услышанной многими; множество друзей в рэп-индустрии разного калибра. «Layers» — пока что не то, но лично для меня – это пока лучший альбом от Royce Da 5’9. Да, на прошлых релизах у него хватало хороших песен, с этим проблем нет. Но вытянуть целый альбом – всегда было проблемой для Ройса. В «Layers» есть концепция и хорошие песни, но остается надеяться, что лучшая работа Royce Da 5’9 еще впереди. Думаю, что Ройс прочитал все мнения по поводу этого релиза в интернете и уже отправился в студию, где более тщательно прорабатывает новый материал, исправив косяки предыдущего. Его есть за что похвалить: много ли вы знаете рэперов, которые выпустили свой лучший альбом к 40 годам? Да, в июле этого года Royce Da 5’9 отметит свое 39-летие, так что может в следующем году, на 40-летие, бомбанет еще лучше.
Royce Da 5’9 никогда не был, и вряд ли будет, успешным мейнстрим-артистом. Он всегда находился где-то на вторых ролях, а виной этому излишняя амбициозность, из-за которой рэпер отказался от всех мейджор-сделок еще в начале нулевых. Зато он приобрел уважение за то, что сделал все сам. Хотя в 2011 году Eminem оказал ему хорошую услугу, выпустив вместе с ним первый и единственный альбом дуэта Bad Meets Evil. За Ройсом начали пристально следить поклонники Эма, но сольный альбом «Success is Certain» не оправдал возложенных надежд. Выйдя тогда «Layers», ситуация могла бы сильно поменяться.