«Kendrick Lamar напомнил массам, что такое рэп»: рецензия на альбом «DAMN.»

Рецензируем один из главных хип-хоп релизов в этого году. Он определенно займет высокое место во всех итоговых топах, но справедливо ли?

Kendrick Lamar самый большой везунчик в современном рэпе: его «крышует» Dr. Dre; он имеет уважение как среди элиты шоу-бизнеса, так и на улицах; его альбомы становятся самыми ожидаемыми в жанре, впоследствии чего имеют хороший коммерческий успех. Не хочется поддаваться массовой истерии и называть Ламара одним из величайших MC в истории (рановато еще), но то, что он уже занял выгодное место в истории хип-хопа – сомнений нет. А ведь среди рэперов, стрельнувших в этом десятилетии, таких будет явно не много. Ну, а если вы вообще не в курсе творчества Кендрика, то это значит лишь одно: вы перестали интересоваться происходящим в хип-хопе более пяти лет назад.

После «To Pimp a Butterfly» бытовало мнение, что Kendrick Lamar так и останется заложником образа молодого бунтаря, которого не устраивает политика США. Да, с музыкальной точки зрения «TPAB», лично для меня, превосходит его первые два альбома. Очень нестандартным решением было выбрать фанковую / джазовую музыкальную составляющую, так как она, казалось бы, давно мертва для мейнстрима. Но у рэпера уже был нехилый авторитет, так что прокатило. С точки зрения же концепции – это альбом для афроамериканцев от успешного, но не равнодушного, афроамериканца. Кендрик выразил большой респект культуре своего народа, за что и получил похвалу со всех концов света. Но надо было двигаться дальше.

Ламар нашел иное решение для своего четвёртого сольника «DAMN.». Помимо почти полного отказа от звучания предшественника, изменения претерпела вся концепция. Рэпер раскрыл для нас душу и рассказал истории, которые, почему-то, избегал ранее. «DAMN.» будто переносит нас в середину 90-х, когда даже мейнстримовые артисты соревновались не строчками в биллборде, а в качестве и новаторстве альбомов. Другими словами: кто изощренней  вывернет свой быт наизнанку.

Кендрик известен своим артистизмом, способностью положить на рифму любую историю и т.д.. Но здесь он демонстрирует именно то, что большинство называет рэпом: рифмы, флоу, ярость. В эпоху популярности «бубнящих» исполнителей (Young Thug, Future, Migos), Ламар заставляет вспомнить массы, что такое рэп. Даже однообразный битмейкер Mike Will Made It (он ответственен за успех дуэта Rae Sremmurd) прыгнул выше головы, сделав «HUMBLE.» одним из лучших своих творений.

Приятным сюрпризом стало участие легендарного Kid Capri, чье имя даже не прописано в треклисте. Его голос можно услышать в песнях «ELEMENT.», «XXX.», «DUCKWORTH.» и «LOVE.». И тут  снова связь поколений. Туда можно отнести участие 9th Wonder, поработавшего над последним треком. По словам того же Kid Capri, именитый битмейкер и Кендрик сделали несколько треков вместе, так что в будущем нас ожидает что-то еще. И да: «DUCKWORTH.» — это прям тот 9th Wonder, которого мы все любим уже много лет. А The Alchemist  в «FEAR.»? Данный бит будто не попал на какой-то из сольных проектов Prodigy из Mobb Deep.

На содержании трека «DUCKWORTH.» стоит остановиться. Мало того, что Ламара в конце убивают, так там еще поведана интересная история. Рэпер рассказывает, что еще до подписания контракта с TDE, у босса лейбла, Top Dawg’a, возникла стычка с отцом Ламара — Даки. Top Dawg собирался ограбить KFC, в котором работал Даки. Но из-за того, что он иногда кормил бесплатно TD, отец Кендрика остался жив. Ламар говорит о том, что если бы его отец погиб, Top Dawg сел бы в тюрьму, а сам Кендрик остался бы без отца. Он прозябал бы все время на улице, а что из этого вышло бы – неизвестно.

К счастью, все обошлось. Кендрик стал участником  TDE, а все споры разрешились мирно. Странно, что обычно такие экстремальные истории рэперы обычно выливают в первом же альбоме. Кендрик же берег ее 6 лет, до выхода «DAMN.».

Ранее Kendrick Lamar старался выглядеть зрелым мужчиной, способным все держать под контролем. В «DAMN.» же его уверенность куда-то пропала. Ламар предстаёт перед нами параноидным молодым парнем, подверженным большими сомнениями касательно финансов, творческого вдохновения и духовной состоятельности. Почти подросток, ищущий свое место в жизни. Можно сделать вывод, что слава дала рэперу только больше неуверенности в завтрашнем дне. Это абсолютное обратное чувство от того, что он показывал нам во времена «Good Kid, M.A.A.D City». Кендрик перерыл свои детские воспоминания, чтобы снова влиться в этот образ.

Фаната Ламара были настроены скептически (мягко говоря), когда увидели в треклисте группу U2. Сразу пошли разговоры о том, что это сделано для одобрения от «белой» публики. Особенно после абсолютно «чёрного» «TPAB». Конечно, Кендрик бесспорно заигрывает с разными поколениями и аудиториями, но будет честными: участие группы U2 в «XXX.» почти не ощущается, а фанаты легендарной группы вообще пропустили этот трек мимо ушей.

Данная пластинка может сделать автора очень уязвимым. Если «To Pimp a Butterfly» описывался как экспериментальный альбом (кто поймёт, то тпоймет), то здесь же обычный рэп альбом, претендующий на звание гениального и будущей классики жанра. После такого у исполнителей обычно идет спад, но не будем загадывать. Примерно через день после выхода «DAMN.», пресса начала раздувать шумиху по поводу второй части пластинки, которая будет называться «NATION.». Якобы, раз Ламар в конце альбома погиб, то он должен воскреснуть на Пасху (как Иисус). Теория интересна на столько же, на сколько и глупа. Выпустив продолжение, тем более спустя такой короткий период времени, Кендрик рискует «закормить» слушателя и отвлечь внимания от самой сути. Неизбежно появятся сравнения, а какая-то из частей может сильно уступать другой. Глава Top Dawg Entertainment уже заявил о том, что рэпер готовит кое-что еще на этот год, но про продолжение сказано не было.

Хорош ли «DAMN.»? Безусловно — да! Станет ли он важным этапом в карьере Кендрика? Определенно. Подойдет ли он для любой аудитории? Разумеется… нет. Несмотря на заигрывания с современными тенденциями, эта музыка далека от того, под что сейчас золотая молодежь отрывается в клубах (слишком много текста).  Да и для искушенных слушателей рэпа ничего нового тут нет. Мы еще помним альбомы-аудиофильмы от Prince Paul, который в 90-ые просто поражал. Однако, популярности так и не сыскал. Сейчас у Ламара есть все козыри для того, чтобы завлечь молодую аудиторию к изучению истории не только жанра, но и всей современной музыки. Благо ресурсов более чем достаточно.

Ну, а что по поводу коммерческого успеха: спустя три недели после выхода, «DAMN.» получил платиновый статус и более пол миллиарда прослушиваний на стриминговых сервисах.  Многим ли альбомам без надоедливых синглов для радио удается подобный результат в 2017-ом? Да и по качеству сольных проектов ни один мейнстрим-рэпер не ровня Кендрику сейчас. «DAMN.» явно достоин пристального внимания, но именовать ли его классикой? Советуем не спешить.