Нью-йоркские головорезы объединились с голландскими безумцами! Рецензия на альбом ONYX & Dope D.O.D. «Shotgunz in Hell»

​Удивительно видеть возвращение легендарной группы ONYX спустя 15 лет. Ну то есть как возвращение – по факту они присутствовали на музыкальной сцене и никуда не уходили. Но, по сути, с момента выхода в 2002 году альбома Bacdafucup Part II Фредро Старр и Стики Фингаз, оставшись без ушедшего Sony Seeza, потеряли большую часть своей удали. Это было очевидно ещё на релизе Triggernometry, наполненном неплохими, но совершенно не вписывающимися в предыдущее творчество группы треками. То ли былые анархисты и гангстеры устали, то ли участие обоих в киносъёмках сыграло свою роль: Стики Фингаз с головой ушёл в телевидение (снявшись, в частности, в главной роли в телевизионной версии «Блэйда»), а Фредро Стар попал в культовую «Прослушку». А может общение с российскими фанатами и регулярные поездки в холодную Россию сыграли свою роль… Кто знает?

​Но, так или иначе, всё, что было дальше, было мало похоже на старых добрых «Ониксов»: последовавшие после два невнятных сборника Cold Files зародили первые мысли о творческой импотенции Фредро и Стики. А появившийся в 2014 году совместный альбом Wakedafucup, записанный с немецкими тру-битмейкерами Snowgoons, и вовсе выглядел как отчаянная попытка остаться в потоке кардинально изменившегося хип-хопа, не изменяя себе. В 2010-х, когда захвативший все чарты и топы трэп перевернул игру с ног на голову, записать альбом на прямолинейные «фараоновские» биты (мы, разумеется, про Army of the Pharaohs, а не про то, о чём можно было подумать), выглядело актом бесповоротного ухода в глубокий андеграунд. Не то чтобы такая музыка плоха или устарела – она просто неактуальна. Onyx, казалось, превратились в реликт, которому суждено оставаться желанным фитом в среде русских рэперов, одержимых нестареющей любовью к хип-хоп-ветеранам.

 

​Сотрудничество с голландским дуэтом Dope D.O.D., которые за последние без малого 10 лет (начиная с 2008 года и альбома Fountain Of Death) стали настоящей отрадой фанатов хардкорного хип-хопа, стало живительной пилюлей для ушедших в тень Стики и Фредро. Их коллаборации случались не раз и до этого (в том числе и на Wakedafucup), и это были крутейшие треки. Под крылом нидерландских безумцев «Оникс» обрели свой дом и вновь зазвучали так, как и должно быть – мрачно, агрессивно, с присущими ими ранее яростью и первобытным напором. Однако столь долгое вступление не указывает на то, что Shotguns In Hell – это «альбом ONYX с Dope D.O.D.». Это совместный альбом двух коллективов, который породил настоящую супергруппу, которые так любят в последнее время собирать известные некогда исполнители, решившие вытряхнуть песок из широких джинсов.


​Ранее другой музыкант, записывавшийся с Dope D.O.D. провернул такой же трюк – легендарный DJ Paul, уставший вечно быть в тени основательно ударившегося в коммерческое звучание Juicy J, собрал заново старый состав Three 6 Mafia, обозвав новую группу Da Mafia 6ix. Чуть позже Пол также вытащил из небытия окончательно растерявших свои краски Insane Clown Posse (вот такой вышел каламбур), и, собрав громадную тусовку под названием The Killjoy Club, замутил один из крутейших альбомов 2014 года Reindeer Games. Все старые участники звучали на нём как влитые за счёт обновлённого звучания и старой харизмы. И тут возникла мысль – ONYX ведь тоже, по сути, просто перестали горевать о наследии альбомов Bacdafucup и All We Got Iz Us, остающихся вершинами их творчества, и, оставив свою фирменную подачу, просто органично вписались в новое звучание.

​Во многом это заслуга Dope D.O.D., которые уравновешивают Стики и Фредро на непривычных для «Ониксов» трэп и EDM-инструменталах, но при этом в полной мере дают раскрыться ветеранам. Раскрыться, в данном случае, буквально – старые псы удивительно органично вписались в современное звучание и заиграли новыми красками. Тексты обеих групп, густо замешанные на насилии, наркотиках и прославлении криминального образа жизни, буквально располагают к тому, чтобы ложиться на представленные в изобилии агрессивные, очень мрачные инструменталы. Причем DJ Paul тут был упомянут не случайно – в компании голландцев нью-йоркские головорезы натурально звучат как накачавшиеся стероидами участники Da Mafia 6ix. И это в данном случае лучший комплимент – ONYX удалось вернуться к своему фирменному стилю сбивающего с ног потока шокирующих текстов, оставаясь актуальными.

​Просто включите любую из «околотрэповских» песен с альбома – Can’t Hear You, например, взрывает голову сочетанием бешеных 808-х басов и дикой, агрессивной читкой всех четырёх участников альбома. А Doomsday, громкая ода приходящему апокалипсису, и вовсе рвёт колонки, заставляя 90 процентов нынешних трэп-исполнителей в ужасе прихватить свои скромные пожитки и скрыться где-нибудь в ближайшем стрип-клубе. При этом на альбоме присутствуют и треки с более традиционным звучанием (Piro, Spit In Ya Face), но это всё равно не присыпанные тальком и покрывшиеся пылью винтажные запилы Snowgoons, а скорее то уникальное сочетание бум-бэпа, грайма и дабстепа, которое прославило Dope D.O.D.. И всё же – львиную долю крутости альбома составляют именно треки, выполненные в актуальном ныне формате трэп-музыки, причём в данном случае это словосочетание не должно вызывать негативных эмоций. Это действительно trap music – ловушка, западня, засада, называйте как хотите. И в этот силок очень легко попасться.

Действительно случился невероятный камбек одной из любимейших в России групп, который, правда, совершенно точно примут не все. Всё-таки слишком ещё жива у многих ортодоксальных поклонников хип-хопа память о лучших временах ONYX– таким мы предлагаем не ворчать на старых кумиров и отправиться ностальгировать во времена 90-х, переслушивая Betta Off Dead, All We Got Iz Us, Shut’Em Down, Throw Ya Gunz и другие бессмертные треки группы. Тем же, кто не боится экспериментов и желает услышать обновлённых Стики и Фредро в компании не менее крутых Джея Рипера и Скитса Вишеса, подтверждаем: Shotguns In Hell стреляют, как надо.

Автор: Иван Афанасьев

Приобрести альбом в iTunes