В 1994-ом году OutKast выпустили свой дебютный альбом «Southernplayalisticadillacmuzik». На момент его записи обоим участникам, Big Boi и André 3000, было всего по 18 лет. Эта пластинка позволила парням стать одними из самых заметных артистов на южной сцене. Несмотря на успех, у дуэта появилось много недоброжелателей, которые не привыкли к такому звучанию хип-хопа. Тогда доминировал гангста-рэп с западного побережья, а Нью-Йорк только возвращал былое величие. В 1995-ом случается неожиданное: OutKast получают награду в номинации «Открытие года». Парней сразу освистали, но Big Boi и André 3000 не показали свое нервное состояние. Андре, произнося речь, сказал такую фразу: «Югу есть, что сказать». Тем самым он ознаменовал то, что через несколько лет южная сцена вырвется на первые позиции в хип-хопе, что мы и наблюдали в первой половине нулевых. Да и большинство современных трендов тянутся оттуда, а именно из Атланты, родного города OutKast.
Под таким давлением, дуэт начинает продумывать концепцию нового альбома, задумав угодить всем. Они не хотели продолжать линию, заданную на их дебюте, а собирались предложить нечто новое. «Southernplayalisticadillacmuzik» быстро добрался до платины, так что LaFace Records не раздумывая выделил парням бюджет на запись нового альбома. У Big Boi и André 3000 тогда уже была активная личная жизнь: первый стал отцом, а второй имел серьезные отношения со своей подругой, с которой собирался строить будущее. Также они стали звездами, только вернулись из тура, так что им точно было о чем рассказать.
После приобретения собственной студии, на которой OutKast практически жили в определенное время, дуэт начал активную работу над вторым альбомом. Оба учились качественно создавать биты и резать сэмплы, чтобы не зависеть от других продюсеров. В лирику они хотели вложить все свои поменявшиеся жизненные взгляды: Big Boi сильно полюбил живую музыку и не хотел делать обычный рэп, а André 3000 стал вегетарианцем, перестал курить марихуану и вернулся в школу, чтобы получить свой диплом. Вот такие разные, но все-таки они вместе. Первой песней, которую эти оба смастерили от и до, была «Elevators (Me & You)». Она же и была выбрана в качестве первого сингла. Дуэт намеренно воздержался от большого количества сэмплов на альбоме, прокомментировав это так: «Мне кажется, что вы обманываете слушателя, когда сэмплируете. Время идет, а это старая школа продакшена. Мы хотим создать свою собственную музыкальную школу», — Big Boi.
Всего для нового альбома парни записали 35 песен, выбрав из них лишь 14. Большинство текстов приходили спонтанно, а именно такой подход, по их мнению, является настоящим искусством. Треклист они также начали расставлять именно так, чтобы слушатель не захотел переключать песни, а слушал их одну за одной. Стоит отметить, что несмотря на амбициозность парней, дуэту все-таки помогли их кореша из Organized Noize. Примерно 2/3 альбома было спродюсировано с их помощью. Треки получились с большим влиянием фанка, регги, а где-то проскакивал и даб.
27-го августа 1996-го года состоялся долгожданный релиз альбома «ATLiens», и снова успех! Пластинка заняла вторую в чарте Billboard 200, а уже в начале ноября отхватила платиновый статус. Критики были в восторге от этой работы, а в американской газете Hartford Courant их даже сравнили с нью-йоркским дуэтом Heltah Skeltah, из-за характерного произношения и бормотания. Второй альбом явно превосходил первый как лирически, так и музыкально. Благодаря «ATLiens», Big Boi и André улетели в другое измерение, перестав быть только лишь локальными звездами. Журнал Rolling Stone отметил, что в отличие от хмурого и депрессивного рэпа с восточного побережья и вычурного, слишком надуманного рэпа с западного, OutKast показали совершенно иной подход к жанру. В общем-то, они описывали все те же реалии, что и их коллеги с других краев страны, но делали это более художественно. Этого сильно не хватало всей хип-хоп нации в то время. «ATLiens» получился умным, изобретательным и без лишней показушности. OutKast доказали, что восток с западом теряют свое звание единственных новаторов в хип-хопе.
Парни действительно хорошо поработали над посылом. Рождение дочери у Big Boi также повлияло и на мировоззрение André. Он захотел делать сознательные песни, чтобы его ребенок смог сказать: «Мой папа действительно говорил важные вещи в своих песнях, а не просто хвастался». Тематика песен колеблется от обсуждения городской суеты до космических путешествий. André 3000 не устает повторять о том, как прекрасна жизнь без наркотиков. OutKast по праву стали южной гордостью, так что неспроста они до сих пор получают много похвалы в свой адрес.
Продажи альбома «ATLiens» уже давно перескочили отметку в 2 миллиона копий, а это только в США. Пластинка появляется практически в каждом топе «величайших хип-хоп альбомов всех времен», а никто и не спорит. Их признали исполнители со всех побережий, которые быстро сменили гнев на милость. Это значит, что парни умудрились угодить всем, не теряя своего лица, а скорее приобретя более четкое. «ATLiens», к счастью, не стал пиком в карьере этого дуэта. Самые большие победы были еще впереди, но то, что это был поворотный момент – нет сомнения.
От автора статьи:
Я узнал про OutKast в начале нулевых, благодаря клипам на песни «MS. Jackson» и «B.O.B.». Тогда это показалось мне нечто средним между попсой и альтернативой, так как они были не похожи на всех тех рэп-исполнителей, которых показывали тогда MTV. Спустя время, мне попался паленый кассетный сборник а-ля Greatest Hits от этого дуэта, где помимо двух вышеупомянутых хитов, было еще несколько песен. Любил я тогда более жесткое звучание, формата DMX, G-Unit и тд.. Прослушав весь сборник, мне хотелось возвращаться к нему снова и снова. Это был рэп, но абсолютно другой. Уже тогда, когда у меня появился интернет и c поиском информации в моем городе стало попроще, я скачал всю дискографию этих парней. Очень много песен засело у меня в плеере, но больше всего именно с «ATLiens». Заглавная же песня не покидает мой плейлист уже несколько песен. По моему мнению, у них нет ни одного проходного альбома. OutKast одна из немногих групп, которая не славилась сильной продуктивностью, но каждый раз выдавала отточенный и качественный продукт, который не забудется через какое-то время. Их музло не похоже на тот юг, ставший популярным в нулевых и продолжающий свое восхождение по сей день. Это осознанная, четкая и без лишних кривляний музыка. Их песни можно слушать в машине, на тусовке и даже в кругу семьи. Но именно «ATLiens» я всегда выделял из всей дискографии дуэта.