«Он был молод и горяч!» Это история о дебютном альбоме Fat Joe «Represent»

Наш коллега из Англии, музыкальный журналист и большой любитель хип-хопа по имени Ryan, является достаточно известным персонажем в Англии. И к 25-летию дебютного релиза Fat Joe «Represent», которое отмечалось в конце июля этого года, он поделился своими эмоциями об этом релизе. И нам показалось это интересным, взять и перенестись вместе с ним в 1993 год.
На дворе 2018 год, рэп пережил массу изменений и апгрейдов, но как говорится, что-то модно, а что-то вечно. И сегодня материал как раз о вечном. Этот материал вернет нас в начало 90-х, когда рэп в большинстве своём был грубым, мощным и бескомпромиссным, а МС пытались отличаться друг от друга, еще не подозревая какая их ждет карьера и какую музыку они сами будут делать через 20 лет.

Далее прямой речью от автора:

Дебютный альбом Fat Joe «Represent» — мой личный фаворит. Не просто любимый альбом 1993 года. Не просто любимый альбом 90-х годов. Это любимый альбом всех времен!
«Represent”, возможно, не считался новаторским или самым гладко отполированным альбомом, когда он вышел, но было что-то магическое в этом достаточно сыром звучании 22-летнего жителя Бронкса Joey Crack, в сочетании с громовыми битами одних из лучших продюсеров восточного побережья, которые гарантировали, что этот альбом застрянет надолго в моих наушниках.
Fat Joe вошел в хип-хоп Мир благодаря своему будущему коллеге по D.I.T.C. Diamond D, который выступил в качестве продюсера в 1991 году для промо Fat Joe на радио Kiss FM, где ведущим радио-шоу был небезызвестный DJ Red Alert. В итоге Joe попадает на несколько треков классического альбома 1992 года Diamond and the Psychotic Neurotics «Stunts, Blunts & Hip Hop», добавив несколько баллов к своей репутации.
Тем не менее, Joe не спешил с выпуском треков и только весной 1993 года он врывается официально в рэп игру с выпуском блестящего сингла «Flow Joe» на Relativity Records, сверхмощного бум-бэп звука, спродюсированного естественно Diamond D и приправленный скрэтчем DJ Rob Swift. Броские рифмы, в купе с мощной подачей, бьющей словно кувалда, заставили обратить внимание коллег и слушателей на нового голодного до рифм латиноамериканского МС:
“Everybody knows Fat Joe’s in town, 
‘Nuff respect for the Boogie-Down, 
I’m livin’ in the Bronx on an ave called Trinity, 
My name rings bells within the vicinity…”

Этот сингл сразу привлек мое внимание, когда я впервые услышал его на шоу Тима Вествуда Capital Rap Show, здесь в Великобритании. Уже будучи большим поклонником D.I.T.C., которым я стал после выхода релизов Lord Finesse, Showbiz & AG и конечно же Diamond D, я был приятно удивлен и только представлял себе, как же будет выглядеть весь альбом Joe, ожидая мощного бескомпромиссного нью-йоркского звука!

Хип-хоп в 1993 году находился в постоянном движении. Времена менялись. Fat Joe «Represent” приземлился прямо в середине года, когда новые звуки, голоса и имена с западного побережья начали доминировать, в то время как восточное побережье теряло былое влияние на культуру.
Влияние классического альбома Dr. Dre «The Chronic», выпущенного в самом конце 1992 года, оказалось просто громадным на развитие джи фанка. Ожидание дебютного альбома Snoop Doggy Dogg «Doggystyle» (выпущенного в конце 1993 года) неуклонно росло. Ice Cube вызывал интерес у критиков и слушателей, оставаясь при этом одним из самых противоречивых голосов рэп-музыки. МС Eiht с треком “Streiht Up Menace”, который вошел в саундтрек к фильму “Menace II Society”, был одним из самых популярных синглов года в США. Cypress Hill продавали огромное количество записей. 2Pac начинает приобретать известность.
Между тем, некоторые ветераны Восточного побережья теряли свою силу. EPMD объявили о распаде группы, оправдав названия своих альбомов о том, что это был всего лишь бизнес. Public Enemy были не слишком активны, после выхода релиза 1992 года «Greatest Misses». LL Cool J получил смешанные отзывы за свой альбом «14 Shots To The Dome», выпущенный в марте 1993 года. А бруклинская легенда Big Daddy Kane с новым альбомом “Looks Like A Job For…” собирался вернуть доверие слушателей, после выхода альбома 1991 года “Prince of Darkness”.

Тотального влияния Nas и Biggie еще не ощущалось в 1993 году, на тот момент они имели одно-два гостевых куплетов. И «Illmatic» и «Ready to Die» только в следующем 1994 году вернут хип-хоп корону домой, в Нью-Йорк.

Однако, нельзя не отметить несколько релизов с восточного побережья, вышедшие в 1993 году и в итоге играющие важную роль в музыкальной культуре. Это A Tribe Called Quest, Black Moon и конечно дебютник Wu-Tang Clan.

И среди них, сознательно или нет, оказался и Fat Joe, который так же представлял Еast Сoast и делал все возможное, чтобы Нью-Йорк оставался на вершине игры.
В первой половине 1993 года было выпущено несколько сильных альбомов с восточного побережья (ONYX, Lords Of The Underground, Akinyele, Masta Ace Incorporated, Trends of Culture), но вот моё ожидание дебютника Fat Joe было гораздо выше. Отчасти из-за его принадлежности к D.I.T.C., но главным аргументом оказался сингл «Flow Joe», который не на шутку меня зацепил.
В Мире доинтернетного хип-хопа вы не всегда знали окончательную дату релиза альбома, вы просто знали что он выйдет, благодаря рекламе в таких журналах как The Source. Так обстояло дело и с “Represent”.
https://www.youtube.com/watch?v=kVdDlb_6UIU

Я отчетливо помню, как ехал на семейный отдых в то время, когда приближался выход “Represent». У моей сестры был диагностирован рак в середине 1992 года и через двенадцать месяцев после лечения, её будущее выглядело немного туманным. Поэтому моя мать решила, что было бы неплохо отправиться всей семьей в отпуск в этом году, опасаясь что более такой возможности не будет (к счастью, все обошлось и моя сестра и по сей день все еще жива и здорова). Прежде чем мы уехали, я дал моему двоюродному брату пятнадцать фунтов (средняя цена импортного CD в Великобритании в то время) и строгие инструкции следить за тем, когда выйдет «Represent». Он работал в Лутоне, так что я был уверен, что если альбом выйдет, он сможет его приобрести.

Моя подруга тоже была со мной на этом семейном празднике и я отчетливо помню, как лежа на пляже и слушая радио Westwood, по которому играл «Flow Joe», я говорил ей, как высоки мои надежды по поводу этого альбома и как я буду разочарован по возвращению домой, если мой двоюродный брат не преуспеет в своей миссии.
По сценарию провал брата здесь отлично бы вписался, но нет, он купил мне этот диск! За что я был безумно ему благодарен.
Любой меломан, который когда-либо покупал физический носитель, расскажет вам о рвении, связанным с разрывом упаковки от новой покупки. Но когда это альбом, который вы так ожидали, это стремление усиливается. Когда я вернулся из отпуска и получил на руки долгожданный компакт-диск. Мне нужно было услышать его немедленно!
Я помню, как смотрел на этот снимок с обложки, где Fat Joe стоял на затемненном углу одной из улиц Бронкса, и думал, насколько он выглядел уверенно (я еще не видел видео “Flow Joe”), перевернул диск, где на заднике было фото с граффити в память о покойном друге Anthony Crespo aka Tony Montana. Затем я пробежался по трек-листу, под которым был подписан Diamond D как продюсер. А так же среди продюсеров значились Lord Finesse, The Beatnuts, Showbiz и Chilly Dee.
Я понятия не имел, кто такой Chilly Dee, но помню, что подумал, если его продакшен присутствует на ряду с битами тех, кто уже считался живыми легендами, тогда он должен быть на высоте. Я вставил диск, подключил наушники и нажал «Play».
Короткое интро под названием “A Word To Da Wise” вместило в себя отрезок из культового фильма “Scarface”, которое тут же переходило в мощнейший “Livin’ Fat” на продакшен Lord Finesse.
Жесткие басы и барабаны создавали зловещую обстановку, мгновенно перенося тебя на ночные улицы Бронкса. При этом Joe вставил строки о ныне покойном Chris Lighty (один из самых влиятельных персонажей в хип-хоп бизнесе): “I can’t get played ‘cos I roll with Baby Chris…”, добавляя при этом практически совершенно будничные строки “I be rippin’ the mic, Clockin’ dough, Stickin’ the hoes, After every single show, y’know?!”
В этом треке Joe утверждает, что “Livin’ Fat” один из лучших репрезентов, в котором он будто вырвал микрофон у оппонента и уверенно доказывает что его лирика гораздо круче! Никто в то время не решился с ним спорить.

Следом шел еще один выдающийся трек «Bad Bad Man», в котором он угрожал расправой и избиениями под бит от Diamond D с лупом трека 1975 года Yvonne Fair “Let Your Hair Down”.

В более поздних интервью Fat Joe заявлял, что сейчас не может слушать “Represent”. Так в 2010 году он сказал «Я не могу слушать свой первый альбом. Это слишком жестоко для меня … Ведь я очень вырос в плане лирики за эти годы.»

Тем не менее, если бы он не обладал достаточными способностями технично рифмовать в 1993 году, он определенно не смог бы затащить на этот релиз таких уважаемых чтецов и продюсеров. Кажется, он просто лукавит.Что ж, треки на диске продолжали играть и это был «Watch The Sound», в котором Diamond D выступил не только в качестве продюсера, но и МС, а так же с гостевым участием Grand Puba (Brand Nubian). Вырезки из фильма “Straight Out Of Brooklyn” отлично влились в трек.

И если речь зашла о совместных треках на альбоме, то стоит упомянуть еще о двух уважаемых персонажах, это Kool G Rap и Apache (Flavor Unit) в треке “You Must Be Out Of Your F**kin’ Mind” с мощной строчкой от толстяка: “I’m sick and tired of muthaf**kers trying to sound like Das EFX!”).

The Beatnuts появившись несколько лет назад, именно в этом году выходили на пик известности и участие на этом релизе, пусть и всего в одном треке, сыграло положительную роль для их дальнейшей карьеры. Это был автобиографичный “The Shit Is Real” (позже в 94 году, этот трек вышел отдельным синглом, в комплекте с ремиксом от DJ Premier).

И не менее важным треком можно считать, почти следом идущий “I Got This In A Smash”, показавший толстяка достаточно уязвимым человеком, где он описал момент, когда он узнал об убийстве своего друга Tony Montana. Сказав, что от него ушел его единственный брат.
«Ahhh s**t, Another brother hit, This time it’s Tone,
Life is a f**kin’ bitch, It really hurts when the s**t hits home,
Early in the morning, They’re callin’ me on the phone,
Tellin’ me my man caught eight to the chest,
Nah this couldn’t be, Tone always wore a vest…»
И вот я добрался до трека “Another Wild N****r From The Bronx”, единственный трек спродюсированный тем самым неизвестным для меня Chilly Dee. С гостевыми куплетами поучаствовали его хоуми Gismo, Kieth Kieth и Нью-Йоркская легенда King Sun. Он взял сэмпл Bobbi Humphrey “Blacks And Blues”, который сделал популярным еще в 91 году K.M.D. с треком “Plumskinzz”, получив на выходе шедевральный трек!
Юморной трек “Shorty Gotta Fat Ass” и живенький “Get On Up”, предлагали беззаботную передышку от неустанных хардкорных атак.

Закрывал альбом “I’m A Hit That”, заставив меня почесать голову с мыслью о неуместности его на альбоме. Joe казался тут игривым чтецом, явно направив свой текст на дам.  что этот игривый текст явно был направлен на дам. Завершить альбом таким треком, мне показалось странным решением.
Ну а за скрэтч в этом треке отвечал легендарный DJ Roc Raida, которого не станет в 2009 году.
В сентябрьском номере журнала The Source в 1993 году, “Represent” получил статус 3,5 микрофона из 5, отметив его как середнячок. Издание Da Ghetto Communicator отметили альбом положительной оценкой. Журнал Мighty Mind тоже не был восторжен релизом. А в чарте Billboard Top R&B/Hip-Hop релиз смог добраться только до 46 позиции.
Отмотав временную пленку до зимы 1993 года, когда прошло почти шесть месяцев после выхода «Represent», а я ясно помню, как этот альбом все еще качал в моих наушниках морозным утром, по пути к автобусной остановке, откуда я отправлялся в университет.
Возможно, “Represent» не оказал особого влияния на культуру, но для меня это был и остается альбомом-бриллиантом, который имел характер, с видимой целью и решимостью автора донести до слушателя свой посыл. Это был сырой, бомбовый нью-йоркский рэп в лучшем виде — без излишеств, без извинений, без аншлага.
https://www.youtube.com/watch?v=AYwcrwEnLoc

Опять же, если перенестись в тот год, то глядя на пугающую фигуру на обложке “Represent”, можно с уверенностью сказать, что немногие люди выделили бы Fat Joe Da Gangsta как артиста, которому предстоит длительная и успешная карьера видного рэпера.

После этого альбома, карьера Fat Joe претерпевала взлеты и падения, его R&B синглы не мало времени провели в чартах, на радио и видео-ротациях, он сотрудничал с самыми известными артистами, дал концерты во многих странах, основал Terror Squad, продвигал одного из крутейших МС, речь конечно же о Big Pun. И спустя четверть века, после выхода дебютника «Represent», он никуда не исчез, похудели полон сил для покорения высших позиций в музыкальных чартах.

Big Pun, Nas, Fat Joe, Raekwon, Mack 10, Jadakiss

И так, Fat Joe, если Вы когда-нибудь наткнетесь на эту запись в интернете, позвольте мне воспользоваться возможностью поблагодарить за выход этого альбома, который дал мне часы удовольствия переслушивать его на протяжении многих лет.

Ну а закончить хочется разрывными строчками с этого релиза: “Another Wild N****r From The Bronx” – “My rhymes are homicidal, I take your title, I’m Joe Da Fat Gangsta, Far from Billy Idol!”