Сравнивать рэп-альбом из 90-х с фильмом обычное занятие. Тогда считалось мейнстримом быть помешанным на гангстерском кино и выдавать музыкальные произведения, навеянные какой-либо из картин. Сейчас подобные сравнения становятся все труднее: альбомы более не имеют такого веса, так как их выходит очень много, так что не остается времени на глубокий анализ какого-то одного из них. Да и что тут скрывать, все меньше людей слушают от и до определенный релиз, решают сейчас больше синглы. Таких заморочек над концепцией нет и у большинства исполнителей. Правильно, таких продаж сейчас нет, а выгодней выпустить пару успешных синглов. Прежде, чем начать разговор об одном из лучших кино-альбомов из 90-х, стоит сказать, что рэп необязательно должен быть весь такой реалистичный из серии «что вижу, о том пою». Многие исполнители как раз и ценятся художественным подходом к своему рэпу, а их главная задача – заставить тебя поверить, что все, о чем он говорит – истинная правда. Именно так и делали Raekwon, Kool G Rap, Jay-Z и герой сегодняшней статьи – Nas. Разве кто-то может обвинить их в надуманности и приукрашивании историй?
Nas: «Все говорили мне: «хорош, весь мир ждет твой второй альбом намного больше, чем первый. «Illmatic» вышел и имел малый успех. Это нормально для рэп-альбома, без коммерческих записей, мир ждет твой второй релиз. Время играть по-крупному» Я знал, что должен приложить в 1000 раз больше усилий, чтобы большее количество людей услышало меня»».
В 1996-ом году Nas уже был в почете у прошаренных рэп слушателей, для которых «Illmatic» стал своего рода альманахом для обычного парня из гетто. Однако для настоящей славы и всеобщего успеха этого оказалось мало. На втором альбоме ему пришлось собрать немного другую команду, поменять стилистику и «причесать» общее звучание. Выходу «It Was Written» предшествовали отличные «Only Built 4 Cuban Linx…» (Raekwon) и «Reasonable Doubt» (Jay-Z), потому была большая вероятность ударить в грязь лицом и оказаться никому не нужным. 2-го июля 1996-го года, ровно 20 лет назад, все сомнения рассеялись и вышел второй альбом Nas — «It Was Written», сильно удививший слушателей.
Что бросилось сразу в глаза фанатам «Illmatic»? Конечно звучание, которое было более прилизанным и коммерческим. Над большей частью продакшена поработали Trackmasters, так что благодарить стоит их. Такой ход сработал и альбом занял первую строчку в чарте Billboard 200, обскакав по продажам своих коллег. По сей день «IWW» самый коммерчески успешный альбом Наса. Сейчас он имеет статус четырежды платинового. Сделать альбом более коммерчески привлекательным – идея менеджера Наса, Steve Stoute, которого не устраивало финансовое положение молодого талантливого рэпера. Бытует история, что Nas даже занял денег на одежду, в которой пришел на церемонию Source Awards 1995. Естественно ему хотелось зарабатывать больше, чем позволил ему дебютный альбом.
Nas: «Я хотел сделать уличный альбом вместе с Marley Marl. Я смотрел на него как на изобретателя многих стилей в хип-хопе. Мне понравилось то, что сделал для LL Cool J в «Mama Said Knock You Out». Потому я и решил, что второй альбом должен быть с Marley Marl.
Я ходил пешком до его студии, а по пути влипал во всякие неприятности. Он жил довольно далеко от меня. Спустя время, некоторые биты для моих песен я стал слышать в песнях других ниггеров. Я даже не закончил альбом тогда. У меня был трек «On the Real» и прежде, чем я его выпустил, я слышу по радио, как другой парень читает поверх этого бита. Я не понимал этого, мне стало больно, и я не мог больше работать с Марли.
Итак, мне пришлось переосмыслить весь альбом. У меня не было плана Б, потому спасибо Steve Stoute, за огромную помощь».
Trackmasters далеко не единственные продюсеры альбома. Особенным стоит назвать участие в одном треке Dr. Dre, который до этого работал только с артистами западного побережья. Спустя 10 лет, в 2006-ом году, в треке «Hustlers», Нас читает «Nas was the first New York nigga rappin’ with Dre». И он не соврал.
Nas: «Я всегда был большим фанатом Дрэ. Мы познакомились на моем выступлении в Лос-Анджелесе, сразу после выхода «Illmatic». Мы хотели поработать с ним, чтобы показать как круто нью-йоркский рэпер звучит на его продакшн. Дрэ было плевать на войну востока и запада, он просто хотел делать музыку. Мы записывались прямо у него дома. Это было потрясающее время».
Именно с этого альбома началась короткая история группы The Firm, продюсировал которую сам Дрэ, а в ее состав вошли Nas, AZ, Cormega (позже был заменен рэпером Nature) и Foxy Brown. На «IWW» есть трек «Affirmative Action», который и стоит считать первой работой коллектива. Нас и Дрэ сотрудничали во время пика войны между востоком и западом, так что такая коллаборация стала событием.
Nas: «У меня были большие надежды на группу The Firm: большие туры, собственная линия спортивной одежды и все такое. Но кажется менеджмент все прое**ал. У нас был огромный потенциал».
«It Was Written» открыл нам персонажа Nas Escobar (вдохновленный колумбийским наркобароном Пабло Экскобаром). Нас полностью поменял концепцию своего творчества, читая от имени успешного мафиози и цитируя других авторитетных людей в криминальной сфере. Он берет за пример как существовавших в реальности персонажей (тот же Эскобар), так и героев из разных фильмов («Крестный отец», «Лицо со шрамом», «Казино»). Не забывает Назир и о своем дебютнике, цитируя даже собственные строчки. Рэпер спокойно описывает насилие, бешеный нарко-траффик и хладнокровие мафии, мешая все это с раскаянием за содеянное. На «It Was Written», Нас снова блеснул своим поэтическим умением, продемонстрировав лирическую зрелость, что сделало его и без того мощные рифмы более весомыми.
Однако не всем «IWW» пришелся по вкусу. Многие критики были разочарованы коммерческим звуком и перебором с отсылками к фильмам. По их мнению, Nas поддался конъектуре, завязав всю тематику вокруг гангста и мафиозо тем. В треке «Watch Dem Niggas», Назир называет тренера по боксу Cus D’Amato и Пабло Эскобара людьми, наиболее повлиявшими на него. Jon Pareles из газеты The New York Times прокомментировал это так: «О чем этот парень думал? Последняя стадия гангста-рэпа – это сгибаться под собственными противоречиями». Может этому альбому и не хватает того реализма из «Illmatic», но большинство изданий сошлись во мнении, что «It Was Written» один из лучших рэп-альбомов в истории. Хотя именно с него началась эпоха того, как Наса начали ругать каждый последующий альбом, так как от дебютника там не оставалось практически ничего, а рэперу ведь надо зарабатывать, потому менялся не только звук, но и сам Нас. Он привлек большую фан-базу, которая сделала его одним из самых популярных деятелей жанра за все время.
К альбому «It Was Written» было выпущено 3 сингла, каждый из которых исполняется на всех концертах Наса и по сей день: «If I Ruled the World (Imagine That)», «Street Dreams» и «The Message». Первый и вовсе настоящий шедевр. В нем Нас размышляет о том, что было, если бы он управлял миром. Песня, вероятно, не была хитом, если бы не шикарный припев от Lauryn Hill, позаимствованный из трека «Walk Right Up To The Sun» группы The Delfonics. «If I Ruled the World (Imagine That)» входит в список лучших рэп-песен по версии многих изданий.
Nas: «The Fugees давно были моими большими друзьями, потому сделать какую-то совместную вещь стало для меня принципиальным. Я просто позвонил Lauryn Hill и спросил: «Йо, ты сделаешь это?» Мало кто знает, но я должен был принять участие в её сольнике «The Miseducation of Lauryn Hill», но я пропустил все студийные сессии. Это мое самое большое музыкальное сожаление. Lisa Ellis с лейбла Sony до сих пор говорит мне: «Ты облажался. Ты должен был быть на этом альбоме».
Песня «Street Dreams» повторила успех первого сингла. На нее был снят отличный клип, который является отсылкой к фильму «Казино». Мартин Скорсезе (режиссер фильма) позже использовал другой трек Наса «Thief’s Theme» в фильме 2006-го года «Отступники» (видимо в качестве благодарности и уважения к творчеству).
Nas: «Я до сих пор был одной ногой на улице. Я с гордостью говорю о реальности, не живя при этом в особняке и видя всех этих людей из квартала. Моя поездка из студии и обратно проходила в машинах, которые иногда использовали наркоторговцы. Я все еще был в том месте, где мне не следовало бы быть. Я болтался по Квинсу, Гарлему, Бруклину и Бронксу».
На «It Was Written» было место и для уколов в сторону других рэперов. Tupac Shakur обиделся из-за строчки в треке «The Message» (он же стал третьим синглом) и в отместку оскорбил его в треке «Against All Odds», который вышел на его посмертном альбоме «The Don Killuminati: The 7 Day Theory». Позже Нас заявил, что строчка «There’s one life, one love, so there can only be one King» (рус. «есть одна жизнь, одна любовь, так что может быть только один король») направлена в адрес The Notorious B.I.G.. Нас и Шакур встретились и помирились незадолго до роковой гибели последнего, так что оскорбительные строчки из «Against All Odds» убрать не успели.
Nas: «Это было серьезное время в рэпе. Каждый хотел сразиться с тобой, абсолютно каждый. Кто-то кидался бутылками, а кто-то размахивал реальными пушками. Меня до сих пор волновало, что я все еще на улицах, но уже только одной ногой. Я не был подстрелен в реальности, но многие из моего окружения получили пулю. Я был их голосом».
Человека можно увезти из Квинсбриджа, но Квинсбридж из человека – никогда. «It Was Written» не был полноценным альбомом, если бы в нем не было хотя бы частички духа этого района. Воплотил его Havoc из Mobb Deep, спродюсировав 2 трека («The Set Up» и «Live Nigga Rap»). Он показал стиль, который можно назвать переходным от «Infamous» к «Hell On Earth». 2 самых не «полированных» трека на альбоме, которые сильно отличаются от общего настроения. Именно они больше напоминают нам того Наса с «Illmatic». Туда же относится «Suspect», спродюсированный еще одним умельцев из Квинса — L.E.S..
Nas: «Я хотел немного хардкора из Квинсабриджа. После того, как Marley Marl перестал заниматься продакшеном для меня, я видел в Havoc новое поколение. Я и Mobb Deep словно родственники, которые редко видятся. Мы все еще фанаты творчества друг друга, и я горжусь этим».
Особняком на альбоме, на мой взгляд, стоит трек «I Gave You Power», с производством от DJ Premier. На нем Нас олицетворяет собой пистолет. По слухам, именно эта композиция вдохновила Тупака на написание «Me and My Girlfriend» (с альбома «The Don Killuminati: The 7 Day Theory»), где Пак признается в любви к оружию, читая о нем, как о своей девушке.
Nas: «Меня постоянно окружало оружие: дома, в машине, во снах. Это просто безумие, но это было моей реальностью. Это было в моей голове круглосуточно».
Возвращаясь к сравнению музыкального альбома с кино: если «Illmatic» — это картина начинающего режиссера, который решил делать первые шаги с узконаправленного арт-хауса, то второй альбом стал настоящим блокбастером. Именно он сделал Наса из, многообещающего андергарунд рэпера, – большую рэп-звезду и серьезного конкурента для других. Два последующих его альбома, «I Am…» и «Nastradamus», пусть и имели относительный коммерческий успех, но были сильно раскритикованы за излишний коммерческий звук. После выхода «Stillmatic» в 2001-ом, его карьера стабилизировалась. Пусть продажи и падали с каждым альбомом, зато оценки слушателей и критиков оставались на высоте.
«It Was Written» повлиял на многих артистов, в числе которых Lupe Fiasco. В одном из своих интервью, он признался, что записывал свой дебютный альбом «Food & Liquor» (2006 г.) под влиянием концепции «IWW»:
«Это же классика. Учиться лучше всего у мастеров, ведь так? У каждого рэпера есть свой любимый рэпер, на которого они хотят быть похожими. Я реально изучал этот шедевр. Я хотел смоделировать именно свой альбом-шедевр, а не просто набор песен. Я услышал «It Was Written», когда мне было 17 или 18 лет. Это впечатлительное для меня время, поэтому я очень люблю этот альбом. Это мой любимый хип-хоп альбом, так почему бы и мне не попытаться сделать свой альбом, уровня «It Was Written»?»
Американский рэгги и хип-хоп исполнитель Matisyahu расценивает «It Was Written», как один из наиболее повлиявших на его творчество релизов. Слова потрясли его, биты тоже:
«Я тесно связан с хип-хопом. Я люблю твердую лирику на этом альбоме и его звучание. Эта музыка просто космос. В ней вылизана буквально каждая мелочь».
Больше чем уверен, что большинство до сих пор сравнивают его с первым альбомом. Могу сказать, что это неправильно. «Illmatic» и «It Was Written» абсолютно разные произведения, сделанные как будто другими людьми. Обращая большое внимание на их различия, можно не заметить всех его прелестей. Nas говорит о реальных вещах, проводя параллель с другим миром, о котором простые люди из маленьких районов знают лишь по фильмам. Другая подача, другая концепция и стиль. Оценить его масштабы, можно только лишь отбросив все предрассудки и сравнения. 20 лет – это срок, а «It Was Written» прекрасно прошел проверку временем.