Десятилетний хит Mary J. Blige вызвал судебный иск о нелицензионном использовании легендарного фанк-сэмпла

Фото на обложке: Mary J. Blige позирует для фотографий после выступления в театре «Ари Краун» в Чикаго, штат Иллинойс, в сентябре 1992 года.

Часто сэмплируемая песня 1973 года, вошедшая в историю хип-хопа и музыкального права, теперь является основой нового иска против UMG по поводу авторских прав на песню Mary J. Blige 1992 года «Real Love». Universal Music Group (UMG) столкнулась с иском, в котором утверждается, что хит Mary J. Blige 1992 года содержит нелицензионный сэмпл из фанк-песни 1973 года, которая известна тем, что сэмплировалась в десятках других треков, включая релизы Бигги и Тупака, а также недавнюю мелодию Doja Cat.

В иске, поданном в четверг (4 апреля) в федеральный суд Манхэттена, Tuff City Records обвиняет Universal Music Publishing Group (UMPG) в нарушении авторских прав на песню Mary J. Blige «Real Love», которая провела 31 неделю в Hot 100 в 1992 году и достигла пика № 7 в чарте.

Предположительно скопированная песня? «Impeach The President» группы Honey Drippers — легендарная хип-хоп композиция с барабанной дорожкой, которую сэмплировали или интерполировали Run-DMC, Dr. Dre и многие другие. Совсем недавно она прозвучала в треке Doja Cat «Can’t Wait», вышедшем в 2023 году.

В исковом заявлении адвокаты Tuff City утверждают, что они «неоднократно сообщали ответчику о наличии неочищенного сэмпла» в «Real Love», но Universal ничего не предприняла по этому поводу.

Ответчик неоднократно отказывался вступать с истцом в переговоры по существу, чтобы исправить вышесказанное, не говоря уже о том, чтобы согласиться выплатить истцу компенсацию за прошлое нарушение или на постоянной основе.

— написал в жалобе адвокат Tuff City Хиллел Парнесс.

Примечательно, что сама Mary J. Blige в иске не фигурирует и не обвиняется в каких-либо правонарушениях.

По странному стечению обстоятельств, Tuff City утверждает, что UMG Recordings — дочерняя компания UMG и владелец мастер-версии «Real Love» — уже достигла соглашения об использовании неочищенного сэмпла в звукозаписи. Но, по их словам, издательское подразделение музыкального гиганта отказалось сделать то же самое в отношении основной композиции.

Отказ ответчика сотрудничать с истцом трудно совместить с тем фактом, что истец достиг соглашения с UMG Recordings.

— пишут адвокаты Tuff City.

Tuff City, владеющей большим каталогом старых песен, не чужды судебные разбирательства по поводу авторских прав. За последние пятнадцать лет компания подавала иски против треков Jay-Z, Beastie Boys, Кристины Агилеры, Фрэнка Оушена и других, обычно утверждая, что в них содержатся нелицензионные сэмплы или интерполяции.

Этот процесс не всегда проходил гладко. В 2014 году судья отклонил дело о песне Jay-Z «Run This Town» на том основании, что все предполагаемые сэмплы были «едва уловимы» после многократного прослушивания. В 2018 году другой судья обязал Tuff City возместить сотни тысяч долларов судебных издержек, потраченных Beastie Boys на защиту в деле, которое было «явно необоснованным».

Новое дело — не первый случай, когда Tuff City судится из-за «Impeach The President». В 1991 году компания подала в суд на Sony Music и Def Jam, утверждая, что продюсер Marley Marl незаконно сэмплировал трек в композициях LL Cool J «Around The Way Girl» и «Six Minutes Of Pleasure».

В то время этот иск представлял собой новую юридическую атаку на сэмплирование, которое уже давно стало основой хип-хопа, но редко требовало оплаты лицензий или получения разрешения. В статье 1992 года New York Times предупреждала, что иск Tuff City по поводу «Impeach The President» может коренным образом изменить хип-хоп, заставив рэперов и продюсеров очищать каждый элемент, используемый в их альбомах — грозная идея в то время.

«Один рэп-альбом может включать десятки сэмплов, от одиночных ударов барабана до целых музыкальных фраз», — говорится в статье New York Times. «Поиск владельцев авторских прав, переговоры о гонорарах или роялти и получение юридического разрешения отнимают много времени и могут увеличить стоимость производства на десятки тысяч долларов».

Дело Tuff City в конечном итоге было урегулировано на конфиденциальных условиях, но это оказалось знаком грядущих событий. За прошедшие годы федеральные суды постановили, что практически любое количество сэмплов звукозаписей считается нарушением авторских прав. В результате сегодня лейблы и артисты стараются исключить практически любой прямой сэмплинг в своих песнях и, как правило, удаляют эти элементы, если договориться не удаётся.

Конечно, песня Mary J. Blige «Real Love» вышла всего через несколько месяцев после того, как Tuff City подала иск против LL Cool J, и задолго до того, как подобная практика стала повсеместной. Непонятно, почему компания ждала более 30 лет, чтобы подать в суд, но в законе об авторском праве есть так называемый «скользящий» срок давности, который позволяет подавать подобные иски с большой задержкой.

Представитель UMG не сразу ответил на просьбу о комментарии.