Kool Keith & Ced Gee рассказали о сотрудничестве с The Prodigy, предстоящем альбоме с Psycho Les и взаимоотношениях с KRS-One и Public Enemy

Нью-Йорк, 1988 год – Critical Beatdown, дебютный альбом Ultramagnetic MCs, положил плодотворное начало развитию андеграундного рэпа, эстетика которого рождалась из сэмплов, boom-bap звучания и оригинальных ритмичных сплетений с футуристичной лирикой и искромётным юмором.

В 90-е влияние легенд из Бронкса снова захватило хип-хоп культуру, когда Kool Keith запустил свой сокрушительный сольный проект Dr. Octagon в жанре рэп-альтернативы, а также выразил свои порнографические предпочтения в альбоме Sex Style в 1997.

Тем временем, в тот же год, британская электронная группа The Prodigy вовсю продвигала рэйв-культуру и электронную музыку в средства массовой информации, такие как телеканал MTV и рок-альтернативные радиостанции по обоим берегам Атлантического океана.

Участники этих двух творческих начал стали друзьями и периодически сотрудничали; их аудитория с удовольствием воспринимала эксцентричную музыку Kool Keith. Когда давний лидер The Prodigy трагически ушёл из жизни 4 марта, многие фанаты вспоминали знаковую сэмплированную лирику Kool Keith в многократно платиновом сингле “Smack My Bitch Up” с прорывного третьего альбома группы “The Fat Of The Land”.

Наши заморские коллеги пообщались с Kool Keith и его со-продюсером Ced Gee, с которым они уже более 30 лет работают над совместной лирикой. Артисты рассказали о влиянии коллектива The Prodigy на карьеру Ultramagnetic MCs в 90-е, о неприятностях Keith, связанных с Sony при создании альбома Black Elvis/Lost In Space 20 лет назад, а также о его коммерчески успешных высоких париках.

О сотрудничестве с The Prodigy

Как вы законтачили с Keith Flint и The Prodigy, когда они использовали сэмпл Ultramagnetic MCs “Give The Drummer Some” для создания своего хитового сингла  “Smack My Bitch Up” в 1997?

Kool Keith: Они позвонили и предложили. Liam (Howlett из The Prodigy) всегда был моим хорошим другом.

Ced Gee: Сейчас расскажу, откуда у них взялся его номер. В то время они работали вместе с главой лейбла Next Plateau Records Eddie O’ Loughlin. Liam как раз вычищал сэмпл, и Eddie предложил: “Почему бы вам не замутить свежую тему с Keith?” А я тогда работал на Next Plateau директором по развитию, и мы дали им номер Keith, и так они нашли друг друга. С тех пор начали работать вместе.

Общались ли вы с Keith Flint и the Prodigy вне рабочей обстановки, помимо сессий на студии?

 

Kool Keith: Да, я гастролировал с ними после выхода совместного альбома. У нас было одно или два совместных шоу, одно в Нью-Йорке, а второе, кажется, в Австралии – в Мельбурне. Я тусил с ними за кулисами, и он был реально крутым человеком. Было море шампанского, куча девчонок и крутая электронная музыка. Круто было с ними на этих гастролях, и в первую очередь то, что я успел от души оторваться с этими ребятами. Однажды мы с Ced и с Kut Masta Kurt были в Европе и собрались заглянуть к ним на студию, чтобы обсудить разные дела. Но их вечно где-то носило. Я пытался обналичить там свой чек, но не смог, а на нём было написано Maverick Records.

Maverick – лейбл Мадонны. А почему ты не мог его обналичить?

Ced Geе: Он не европейский гражданин, так что они не будут обналичивать его чек, так как не смогут взять с него налог. Поэтому сейчас они собираются депортировать трэп-исполнителя 21 Savage. Его виза закончилась, а он тут продолжает зашибать деньги, но не платит налоги, так что ему придётся уехать. Каждая страна пытается обложить тебя налогами, вот почему они снимают тебя с рейса…

Kool Keith: Я слышал, он выпутался из этой ситуации. Теперь он чист перед законом?

Ced Gee: Не совсем. Просто он договорился. Точно так же, как и ты договаривался с IRS, и это значит, что ему придётся платить налоги. В принципе, это всё, чего они хотели. Всё это заварилось исключительно из-за того, что они пытались заставить его платить налоги после истечения срока действия визы. Просто сказали: “За тобой должок. Или плати, или уезжай”.

Kool Keith: Да, ну короче, мы пытались пересечься с The Prodigy, но их не было на месте. И дома я тоже никак не мог их застать. У Keith Flint и остальных ребят всегда были сумасшедшие причёски и прочий прикид.

Keith, судя по всему, твоё творчество имело большой успех у британских поклонников индустриальной музыки – так же, как и в случае с Dr. Octagon в 1997.

Kool Keith: У The Prodigy был ещё один альбом (Always Outnumbered, Never Outgunned), с большими губами на обложке, где тоже были наши сэмплы.

Ced Gee: Да, были сэмплы с Warner ASCAP, но не помню уже, в каких треках. [Прим. ред.: Сэмплы Kool Keith  появились в треках “Wake Up Call” и “You’ll Be Under My Wheels”]. Они не имели такого бешеного успеха, как “Smack My Bitch Up”, но тем не менее.

Kool Keith: “Smack My Bitch Up” был сенсационным хитом с альбома The Fat Of The Land, продавшим более 3 миллионов копий. Мы получили за них платиновые сертификаты.

Сколько вы заработали на сэмпле с “Smack My Bitch Up”?

Ced Gee: Я тогда был под обложением от IRS. Обложение выплачивалось с продажи “Smack My Bitch Up”, что составляло около $100,000. За вычетом всего я получил $18,000. Вот так вот было круто (смеётся). И если уж мне столько досталось, представьте, сколько подняли Ultramagnetic MCs.

Kool Keith: Мне как-то не приходилось бегать и следить за денежными поступлениями, благо мне всего хватало. И я очень надеюсь, что группа не развалится окончательно, но Keith был в ней важнейшей персоной, её лидером. Так же, как Michael Jackson в Jackson 5, и Kurt Cobain, как же их группы без них? Иногда из группы может уйти барабанщик или саксофонист, и коллектив найдёт замену, но это не тот случай. Всё равно как Ron Isley из Isley Brothers, это их лидер. Он был стержнем этой группы.

 

О 20-й годовщине альбомов Dr. Dooom и “Black Elvis/Lost In Space” и своих париках

В этом году исполняется 20 лет с выхода твоих альбомов Dr. Dooom, First Come/First Served и Black Elvis/Lost In Space, Keith. Что ты можешь рассказать о творческой работе над ними и своей попытке разобраться с проблемой с лейблом и компанией Sony, после выхода последнего релиза?

Kool Keith: Произошло вот что: компания Sony собралась зажала Black Elvis и собиралась оставить его на полке. Поэтому Dr. Dooom стал более отвязной версией альбома Black Elvis – своеобразным способом поворчать на них. Пока они не давали хода альбому, я сделал ещё один, и это был Dr. Dooom, потому что я уже с ума сходил от ожидания и беспокойства. Что-то типа: “Вот вам, получите, раз Sony зажали мой Black Elvis”. Все треки получились сумасшедшими, но это был другой чувак в том же парике. (Ced Gee смеётся)

И записывающая компания ничего не смогла предъявить. Я выпустил альбом уже на лейбле Nu Groove Records в Bay Area. Сказал: “К чёрту всё это!”, и почувствовал тогда, что создал нового персонажа из-за всей этой ситуации с крупным лейблом.

Ты работал с Kut Masta Kurt, Motion Man и Jacky Jasper  –  артистами из Bay Area, попавшими на релиз Dr. Dooom First Come/First Served.

Kool Keith: Верно. Когда Ultramagnetic MCs впервые оказались в Bay Area на шоу Jimmy Jam, там были я, Ced, Moe и Trev, у нас был концерт в Окленде и ещё кое-какие дела в Сан-Франциско, этим тогда и жили. Именно в это время родился Dr. Dooom.

Ced Gee: Так ты закорешился с Kurt. Мы там делали радиоинтервью.

Kool Keith: Да, Kurt был настоящим фанатом.

Ced Gee: Он устроил для него шоу на своей радиостанции в колледже. Что касается  Jimmy Jam, это было что-то вроде андеграундной телестанции, которая была популярна во всём Окленде и считалась крутой, так как люди могли звонить на шоу в прямом эфире.

Давайте поговорим о том самом легендарном высоком парике в стиле Элвиса. Я слышал, как в интервью на радиошоу Ed Lover ты сказал, что фанаты даже злились на тебя, если ты появлялся на публике без него.

Kool Keith: Да, было дело! Благодаря этому парику я зарабатывал $7,000 за вечер, так что я не мог его не любить. Но носить его постоянно было совсем непросто, ведь никто не знал, что его приходилось каждый день приклеивать к башке настоящим клеем, который потом оставался на висках. Потом приходилось оттирать клей бензином и растворителем для краски. А ещё парик изнутри был весь мокрый от пота, приходилось буквально выливать из него влагу. (Ced Gee смеётся).

Это было нечто. У меня было три или четыре таких парика, которые сменяли друг друга на гастролях. Когда всё-таки вышел Black Elvis, я начал гастролировать, и на каждое шоу люди набивались как сельди в бочке – я не мог поверить, что все они собрались поглазеть на мой парик.

Я помню, как ты отправил своим фанатам послание с призывом писать жалобы или звонить в офис Sony, потому что они плохо рекламировали твой альбом. (Ced Gee смеётся).

Kool Keith: Да, ворвался с помощью e-mail! В основном это было, опять же, из-за того, что они долго не давали хода альбому. Это были очень крутые люди, и у меня там работала парочка друзей, таких как Rich Nice. Похоже, две разных сферы боролись за мой альбом: городская и альтернативная. Это было своеобразное перетягивание каната. Rich Nice говорил, что они не знали, с каким уклоном альбом получится круче, а я такой: “Что?” Он отвечал: “Да, они все пытаются принять верное решение”. Эти сферы очень отличались, что затрудняло окончательный выбор. Они собирались сделать обложку альбома в футуристичном стиле, хотя я изначально хотел, чтобы Black Elvis олицетворял урбан-стиль. В итоге они выпустили обложку с уклоном в космическую тему с арт-композициями, но тем не менее, альбом вышел добротным и классическим – таким, каким ему следовало быть. Просто произошла путаница с маркетинговым планом. В итоге альбом распространялся через Ruffhouse.

В качестве соисполнителя на альбоме Black Elvis выступил Sadat X. Для всех, кто разбирается в хип-хопе, твой альбом должен был быть именно урбанистическим уже только из-за этого.

Kool Keith: Именно, я позвал его, потому что нужен был ещё один соисполнитель. У нас был тогда Roger Troutman. Он с ума сходил от вокодера, и попросил ещё одного звукоинженера. Я предложил Joe The Butcher смиксовать альбом, а он был типа нашим дядюшкой, правда, Ced?

Ced Gee: Даа!

 

О ранних взаимоотношениях Ultramagnetic MCs с KRS-One и Public Enemy

Какие проекты в планах на 2019?

Kool Keith: Я только что записал альбом с Psycho Les из The Beatnuts, скоро он выйдет. Там также записались Paul Wall, Jeru The Damaja, Erick Sermon и B-Real из Cypress Hill! Очень крутое продюсирование, а биты делал Psycho Les. Альбом не похож на Feature Magnetic, но звучит отлично, потому что The Beatnuts делают абсолютно разные биты для разных артистов, хотя этот релиз и отличается от того, что люди обычно выбирают. Ждём его выхода в следующем месяце. Ced поучаствовал в создании альбома и делал то, чего обычно ему не приходилось. У меня с ним будет там пара песен.

Ced Gee: Как он сказал, мы стараемся попробовать всего понемножку. Что-то традиционное, но вместе с тем футуристичное. У нас там собрались люди, которые удивляют других людей.

Kool Keith: То, что не загонит нас в ящик и в рейтинги продаж.

Ced Gee: Мы следуем от старого к новому. Охватываем все эпохи, продвигаемся вширь и вглубь.

Kool Keith: Мы называем альбом “Delta” Ced Gee, но основной момент в том, что мы постарались абстрагироваться от творчества других и выработать своё. Надо отделяться от музыкальной индустрии, которая постоянно диктует, что и где тебе следует делать. Пришлось игнорировать множество посторонних влияний и самостоятельно обосноваться в студии.

Ced Gee: Мы вернулись к истокам. Так мы и начали, только я и Keith, и только потом пригласили остальных. Вернулись к состоянию, когда разрываешь всё в клочья и начинаешь заново.

Kool Keith: Мы прошли через то же, что и многие другие группы: диктатура, которую нужно было своевременно прекратить. Мы с Ced были музыкальным двигателем группы, потому что все хиты на the Critical Beatdown, такие как “Ego Trippin’”, делал я. “Funky” и “Give The Drummer Some” совместно с нами спродюсировал Paul C, и все остальные записи на альбоме получились крутыми, но главные синглы остались за мной и Ced. Все остальные сделали каждый своё, а у Moe Love получился “Moe Love Is On The Cut” – и это была хитовая диджейская запись.

С самого начала основным ядром коллектива были я и Ced.

Ced, нам пока не удавалось как следует обсудить твоё безусловное влияние на сэмплирование James Brown и программирование ударных в твоей музыке середины 80-х, когда и появились Ultramagnetic MCs. Это касается и твоего влияния на Boogie Down Productions и биты Public Enemy. Также вы с Keith снимались в клипе на песню “Black Steel In The Hour Of Chaos” у Public Enemy.

Ced Gee: О, да, в том клипе, между прочим, снимали самый настоящий пожар!

Серьёзно? Как так получилось?

Kool Keith: (смеётся) Ced, как начался пожар?

Ced Gee: Это произошло при съёмке сцены бунта. Они зажгли спичку, чтобы поймать в кадр огонь, а потом эта дрянь перекинулась на всё остальное. Мы бегали кругами, притворяясь, как будто дерёмся, это было забавно. Но потом они такие: “Эй, нам лучше убраться отсюда, тут действительно пожар!” Они на время свернули съёмку и вызвали пожарных. Я, Keith и Flavor Flav ещё поснимали, как они убирают там всё. Это было в старой заброшенной тюрьме на Staten Island.

Boogie Down Productions даже упомянули вас в своём списке лиц с преступными наклонностями. Есть легенда, что KRS-One раньше был подписан как MC Larry G на ранних релизах Ultramagnetic MCs. Это правда?

Ced Gee: Не, дело в том, что Kris мог стать членом Ultramagnetic, точно так же, как и Keith мог быть ранним участником BDP, потому что все мы работали вместе. Вот так и было. Постоянно кто-то что-то делал в нашем закутке, и конкретно для Ultramagnetic Keith сделал чуть больше, чем Kris. Из всей тусовки MC, Keith и Kris были лучшими. И всё вылилось в то, что Scott La Rock перетянул оттуда Kris, а потом перетянулся Keith – от одних и тех же людей, с которыми они работали, туда, где каждый из них смог выйти на новый уровень и дать возможность аудитории признать их талант и проникнуться их творчеством.

И вот что получилось.

Kool Keith: Верно.

Перевод: Таня Кашкарова