К 15-летию альбома «Donuts»: 15 крутейших сэмплов J Dilla

10 февраля исполнилось ровно 15 лет с того дня как не стало James Dewitt Yancey, битмейкера и саунд-продюсера из Детройта более известного, как J Dilla.

Сложно поверить, что его нет с нами уже 15 лет, учитывая то, насколько его творческий дух продолжает жить и процветать, так как он безусловно тот человек, который изменил правила игры, как для мейнстрима так и для андеграунд хип-хопа в целом благодаря своим революционным методам битмейкинга и сэмплирования.

2021 урожайный год на юбилеи связанные с релизами J Dilla. Сольный альбом продюсера из Детройта «Donuts», (название альбома по словам его матери родилось от реальной любви к «донатсам — пончикам» был выпущен в день его рождения всего за три дня до того, как он проиграл битву с «волчанкой» (Дилла умер от редкого заболевания крови).

7 февраля этому нашумевшему альбому исполнилось 15 лет. Его третьему посмертному сольному LP «The Shining» также исполнится 15 лет в августе этого года. 26 февраля исполнилось 20 лет со дня прославленного дебюта Диллы в качестве сольного исполнителя «Welcome 2 Detroit», который лейбл BBE отметил потрясающим юбилейным виниловым делюкс-переизданием, который может похвастаться и удивить двумя инструментальными композициями, совершенно новыми интерпретации от Azymuth и DJ Muro. Ранее эти миксы нигде не издавались, не считая чуть более десятка тест-прессовых пластинок «сороко-пяток».

Также есть пара значительных рэп-классиков Восточного побережья, которые отмечают 25-летие в 2021 году, и в обоих из них представлены ранние совместные работы Диллы в так называемом коммерческом хип-хопе.

Во-первых,  De La Soul «Stakes Is High», чье язвительное препарирование гангста-рэпа и музыкальной индустрии на  альбоме привело их к ссоре с 2Pac и Naughty by Nature (их вражда не так давно закончилась), в то же время культивируя будущее хип-хопа в сотрудничестве с Диллой, тогда известным как Jay Dee.

Во-вторых, 4й альбом A Tribe Called Quest «Beats, Rhymes and Life», по моему личному мнению очень недооцененная работа от этой талантливой группы. Dilla, Q-Tip и Ali Shaheed Muhammad создали большую часть битов в целом как продюсерское трио, известное как The Ummah, которому 30 июля исполнится 25 лет.

В 2021 году Дилла, получивший посмертно прозвище «крестный отец лоу-фай хип-хопа», продолжает вдохновлять артистов со всего земного шара. Его сэмпловая форма инструментовки уступила место захватывающим новым направлениям, таким как японское chillhop — движение продюсеров, создающих хип-хоп-ритмы для учебы и сна, а также современный джаз, где музыканты изучают ритмические теории Диллы с таким же чувством уважения и внимания, как если бы они были кем-то вроде Charles Mingus и Max Roach.

Чтобы почтить память Диллы и эту грандиозную череду юбилеев в 2021 году, была создана эта статья, повествующая о треках, к которым касалась рука James Yancey за все его 11 лет активной работы в хип-хоп индустрии.

 

Песня: The Pharcyde «Runnin'» (1995)
Сэмпл: StanGetzи LuizBonfa «SaudadeVemCorrendo» (1963)

Один из первых крупных достижений Диллы как продюсера, можно заметить в сильно недооцененном релизе The Pharcyde. Этот сингл с альбома «Labcabincalifornia» — раннее проявление характерного стиля, сэмплируемого звучания Диллы. Он сделал пятиминутный бит из крошечного фрагмента гитары Луиса Флориано Бонфа (Luiz Bonfa) из «Saudade Vem Correndo» с альбома Jazz Samba Encore 1963 года с саксофонистом-легендой Stan Getz, который также появляется на треке прямо перед куплетом Bootie Brown.

 

Песня: A Tribe Called Quest «1nce Again» (1996)
Сэмпл: Gary Burton Quartet «I’m Your Pal» (1967)

Впервые встретившись с Диллой во время гастролей летом Lollapalooza в 1994 году, A Tribe Called Quest быстро освоились в этом стиле «продакшена» и вскоре после этого он стал участником команды по производству битов The Ummah, в которую так же вошли Q-Tip и Ali Shaheed-Muhammad . Дилла присутствует на каждом треке альбома Трайбов «Beats, Rhymes and Life», и его продюсерский стиль можно сразу услышать в первом сингле альбома «1nce Again». Он не использовал более двух или трех секунд песни «I’m Your Pal», представленной на LP Gary Burton Quartet «Lofty Fake Anagram» 1967 года и создал этот незабываемый бит Трайбов из незначительного фрагмента вибраций контрабаса Steve Swallow.

 

Песня: De La Soul «Stakes is Hight»( 1996)
Сэмпл  Ahmad
Jamal «Swahililand» (1974)

Дилла не только продолжал демонстрировать свои глубокие познания в джазе в начале своей карьеры, но и свою способность улавливать моменты в композициях, которые были бы проигнорированы любым другим битмэйкером, а затем превращать их в нечто оригинальное. Ни один другой трек из его первых работ не был так показателен на хип хоп сцене, как заглавный трек с четвертого альбома De La Soul «Stakes Is High». Тут Дилла заимствовал отрезки пианиста Ahmad Jamal 1974 года фьюжн альбома «Swahililand», копая внутри трека на  восьмой минуте и  девятой секунду после начала эпического заглавного трека звучит характерный звук рожка, который служит несмываемой основой этого бита.

 

 

Песня: Q-Tip «Vivrant Thing» (1998)
Сэмпл: Love Unlimited Orchestra «I
Wanna Stay» (1975)

Когда Q-Tip стал сольным музыкантом и выпустил свой ожидаемый дебютный альбом «Amplified» в 1999 году, хардкорные любители хип-хопа были раздражены и крайне недовольны приверженностью альбома более к клубному звучанию, а не поэтической составляющей. Надо отдать Дилле должное за то, что он помог Q-Tip выбраться из своей оболочки и раскрыл его потенциал в «хопе» для вечеринок,  большим синглом с  альбома, который вступает сэмплом из «I Wanna Stay» 1975 года Barry White и Love Unlimited Orchestra, и моментально заставляет тело качаться.

 

Песня: Common «The Light» (2000)
Сэмпл: Henry Kaiser «It’s a Wonderful Life» (1984)

Немногие песни в современном хип-хопе могут служить примером такого честного выражения уважения и признательности к женщине со стороны мужчины, как это стихотворение о любви Common, созданное для его тогдашней подруги Erykah Badu.  Несмотря на то, что Дилла построил большую часть бита из вдохновляющей песни 1980 года любимого джазмэна Bobby Caldwell «Like Water for Chocolate standout», все же ближе к концу трека вы можете еще заметить, что ритм переходит в фрагментированную гитарную гамму, которую Дилла ухватил глубоко внутри 20-минутного заглавного трека 1984 года, гитару Henry Kaiser «It’s a Wonderful Life».

 

Песня: Slum Village «Untitled / Fantastic» (2000)
Сэмпл: Stereolab «Refractions in the Plastic Pulse» (1997)

Пост-роковый альбом Stereolab «Dots and Loops» вышел как раз в то время, когда в 1997 году хип-хоп пережил серьезный творческий поворот, развиваясь в реальном времени на фоне возобновившегося интереса к аналоговым синтезаторам и китчу 60-х годов на радио колледжа. Неудивительно, что у такого глубокого исследователя музыки, как Дилла, в то время на радаре был этот альбом французской рок-группы, и именно в «Dots and Loops» он нашел булькающий рифф, который ему понадобился для трека из классической пластинки Slum Village «Fantastic tom. 2», получив этот сэмпл после четырех минут прослушивания  от почти 15-минутной центральной части Dots and Loops «Refractions in the Plastic Pulse».

 

Песня: Erykah Badu «Didn’t Cha Know» (2000)
Сэмпл: Tarika Blue «Dreamflower» (1976)

Tarika Blue была фьюжн-группой из Нью-Йорка, чье недолгое существование в середине 70-х годов было в значительной степени неизвестно за пределами местных фанк и джазовых бэндов на Восточном побережье. Дилла срезал этот знойный драм-брейк из песни «Dreamflower», вступительной вырезки одноименной второй пластинки 1977 года Tarika Blue, для фирменного звучания Erykah Badu, чья неземная атмосфера и соблазнительный кач принесли Эрике респект и Грэмми за лучшую R&B песню в 2001 году.

 

Песня: J Dilla feat. Dwele «Think Twice» (2001)
Сэмпл: Donald Byrd «Think Twice» (1974)

Дилла сыграл важную роль, открывая и знакомя новое поколение фанк-мыслящих любителей музыки с работой джазового мастера Donald Byrd с Larry и Fonce Mizell в 1970-х годах. Эта изюминка с недавно переизданного «Welcome 2 Detroit» на самом деле считается кавер-версией этого основного произведения Берда/Мизелла из классического джаз-фанка 1975 года «Stepping into Tomorrow» и дополнена местами «запитченной» вниз по тональности соло трубы и вокалом детроитского рэпера и певца в одном лице Dwele.

 

Песня:  Jaylib «The Heist» (2003)
Сэмпл: Throbbing Gristle «Persuasion» (1979)

Дилла записал только один полноценный альбом со своим «братом по разуму и стилю» по имени Madlib. Тем не менее, «Champion Sound» 2003 года остается отличным продуктом для обоих продюсеров благодаря дружеской атмосмфере, в котором этот наикрутейший дуэт участвует в 19 треках альбома. Но приз за «самый творческий микс сэмплов», безусловно, достается Дилле, чей бит в треке «The Heist» представляет собой интерполяцию трех очень неортодоксальных источников, первые два из которых представляют собой пару основ прогрессив-рока в «The Advent of Panurge» из альбома 1972 года Gentle Giant, Octopus и 19-минутного космического джема «Out-Bloody-Rageous» с третьего альбома Soft Machineс 1970 года. Тем не менее, Дилла также отрывает идеальный маленький кусочек аналогового хоррора из «Persuasion», самой жуткой вырезки из самого жуткого альбома пионеров английской индустриальной музыки Throbbing Gristle, завораживающего и тревожащего альбома «20 Jazz Funk Greats» 1979 года . Вообще сам факт, что Дилла слушал и вникал в эту пластинку является свидетельством превосходства его слуха.

 

Песня:  Pete Rock feat J Dilla «Niggaz Know» (2004)
Сэмпл: War «Heartbeat» (1975)

Единственное, что было общего у Диллы и легенды нью-йоркского хип-хопа Pete Rock, это то, насколько их достижения в бит-мейкинге затмевали их собственные навыки как MC, и именно это делает прослушание этого сотрудничества между двумя этими крутанами таким особенным удовольствием. Оба продюсера, по-видимому, сохранили некоторые из своих лучших строк для этого момента, полностью заряженного туманным фанковым риффом от гитариста Howard Scott из супер-группы War, снявшего сэмпл 1975 года с альбома «Why Can’t We Be Friends?»

 

Песня: J Dilla «Workinonit» (2006)
Сэмпл: 10cc «Worst Band in the World» (1974)

Одна из самых узнаваемых композиций Диллы и центральная часть «Donuts» трек «Workinonit», снова оказалась в центре внимания осенью 2020 года, когда правообладатели владеющие правами на каталог песен арт-поп-группы «10cc», решили подать в суд на нарушение авторских прав, после того, как Dave Chapelle использовал инструментальную часть в двух своих специальных выпусках Netflix. Но это едва ли сводит на нет, блеск того, как Дилла превращает восхитительно мелодичный трек группы 1974 года в нечто иное. Эта песня открывает альбом, который помог изменить правила игры в инструментальном хип-хопе на следующие 15 лет.

 

Песня: J Dilla feat. Common «E = MC2» (2006)
Сэмпл: Manzel «Midnight Theme» (1979)

Даже если вы случайный поклонник хип-хопа, вы, несомненно, слышали этот сокрушительный удар барабана 1979 года, исполненный фанк-группой Manzel из Кентукки . «How I Can Just Kill a Man» Cypress Hill, «Rumpshaker» от Wreckx-N-Effects и Wu-Tang Clan «Winter Warz» под командованием Ghostface Killah — это лишь три из почти 117 рэп-треков, в которых используется «Midnight Theme» на протяжении многих лет. Но предоставьте Дилле возможность перевернуть такой потрепанный сэмпл, как он это сделал на этой благословенной третьей пластинке продюсера «The Shining». Редко можно услышать на микрофоне такого напористого Common, читающего на этот заезженный «драм-брейк», который звучит мощно и жестко.

 

Песня: Ghostface Killah «Whip You With a Strap» (2006)
Сэмпл: Luther Ingram «To the Other Man» (1972)

Дилла не единственный битмарь, который использовал куски нарезанных «запитченных» или развернутых в обратную сторону вокалов для припевов. Этим приёмом так же не дурно пользовался и Madlib aka Lord Quas. Но Дилла всегда был лидером в этих манипуляциях  во всех рэп-треках 21 века под его продюссированием.  «The Light», — это отрезвляющий, задушевный коллаб с Ghostface Killah, где Дилла ускоряет по скорости вступительные строки из баллады Luther Ingram 1972 года «To the Other Man», переворачивая их взад и вперед. Этот бит также появляется в «Donuts» как «One for Ghost».

 

Песня: J Dilla feat. Guilty Simpson «Take Notice» (2007)
Сэмпл: David Bowie «Soul Love» (1972)

Практически на каждом альбоме в своем каталоге David Bowie оставил парочку убойных брэйков для хип-хоп продюсеров. Но Дилла нашел и немного золота во вступительном груве Mick Woodmansey (британский рок-барабанщик, наиболее известен по работе с David Bowie и группой The Spiders from Marsк) «Soul Love» — песне, зажатой между двумя лучшими треками на Стороне А гламурного опуса Боуи «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» 1972 года — для этого трека в переиздании Stones Throw 2007 года экспериментального EP Диллы «Ruff Draft» 2003 года. Кстати, продюсер El-P возможно опередил Диллу, использовав брейк «Soul Love» первым на его альбоме Fantastic Damage в треке «Innocent Soldier». Но то, какой Джей придал оригинальному груву Вуди оттенок, этот манящий, агрессивно-жесткий настрой, особенно когда он был дополнен звуком фона от  микрофона давнего фаворита Диллы Guilty Simpson, поставил этот бит на карту рэпа.

 

Песня:  J Dilla «Milk Money» (2009)
Сэмпл: Kenny Loggins «Make the Move» (1980)

Развеселую песню «I’m Alright» американского певца по имени Kenny Loggins, большинство людей знает по саундтреку к любимой комедии о гольфе 1980 года Caddyshack. Дилла для работы выбрал  альбомную версию песни Kenny из альбома, убрав по ходу дела вокальные гармонии в начале песни, чтобы использовать их в качестве основы для этого инструментального акцента из посмертного LP 2009 года «Jay Stay Paid», сборник 28 ранее неизданных треков Dilla, курируемый не кем иным, как Pete Rock.

Перевод статьи: AffectSolo