История о Big L. «Несчастный случай в мире рэпа». ЧАСТЬ 2

Его жизнь трагически оборвалась 15 февраля 1999 года, ему было всего 24 года. Lamont Coleman, более известный как Big L, был убит неизвестным нападавшим, из проезжающего автомобиля. Он умер на той же 139-й улице Гарлема, что его и прославила. Девять пуль в лицо и грудь… Полиция так и не нашла причастных к убийству лиц. Он выпустил единственный прижизненный альбом «Lifestylez ov da Poor & Dangerous» (ещё несколько релизов вышли после смерти), однако он внёс значительный вклад в развитие андеграундной рэп-сцены.

Первую часть мы публиковали некоторое время назад здесь и вот настало время продолжения. Это трагическая история об одном из самых техничных и интересных МС всех времён.

 

Действующие лица:
T.E. “Jewlz” Farrar – близкий друг семьи и документалист.
Donald “Big Don” Phinazee — старший брат
Alexis “Pucci” George – близкий друг
Lord Finesse — наставник и коллега по проекту D.I.T.C.
Fat Joe – коллега по проекту D.I.T.С.
Rich King – соучредитель лейбла Flamboyant Entertainment
Ron Browz – продюсер из Flamboyant Entertainment
Bobbito “Kool Bob Love” Garcia – известный ведущий программы The Stretch Armstrong & Bobbito Show
Damon Dash — соучредитель Roc-A-Fella Records
Faith Newman — бывший A&R, лейбл Columbia Records
Kurt Woodley — бывший A&R, лейбл Columbia Records

 

Kurt Woodley: Я начал понемногу внедрять Big L’а на Columbia Records.
Faith Newman: В то время, в начале 90-х я пытался создать рэп-подразделение Columbia Records и уже занимался Nas, Kurious, Jamalski. Я создал компанию «No Doubt», которая была построена вокруг вышеперечисленных артистов, плюс The Fugees и Big L.


Kurt Woodley: Tim Dog был тем человеком, который привёл Big L’a к нам, однако Lord Finesse был тем человеком, который сидел у руля этой лодки. Вокруг было много людей, связанных со сделкой с Ламонтом, в том числе все участники D.I.T.C. Ещё один человек повлиявший на карьеру Big L’a был Patrick Moxey, который ныне владеет лейблом Ultra, один из самых больших EDM лейблов. В то время он тесно работал и занимался выплатой жалованья на Payday Records и Gang Starr в том числе. Это именно он привлёк DJ Premier к сотрудничеству со всей командой D.I.T.C.


Faith Newman: Big L был очень сосредоточен на своём творчестве. У него не было завышенного эго, это был скромный молодой человек из всех, что я когда либо встречал. Он нёс в себе настоящий хип-хоп, даже не знаю как бы он сейчас звучал в эпоху интернета. Он был настоящим.
Kurt Woodley: В те дни существовали так называемые дэмо-бюджеты. Это была сумма порядка 5000$, эти деньги как правило тратили чтобы пойти на студию и нарезать пару записей. Если представителям лейбла нравились записи, то трек могли отправить на радио и вас потихоньку будут продвигать к выпуску альбома. По этому пути пошёл и Big L во главе с Lord Finesse.
Lord Finesse: Big L старался записывать весь материал с одного подхода к микрофону. Мне кажется он очень много практиковался дома. Он всегда приходил на запись и уже знал что будет говорить. Многие просили перезаписи, так как типа подобрали другую рифму, но не Big L, он уже был готов на все 100%.
Faith Newman: Именно Big L познакомил меня с Notorious BIG или правильнее сказать представил меня Бигги. Он приехал на съёмки клипа «Put It On». Правда он не выходил из машины [смеётся]. Он всё время просидел в тачке, но мне кажется он был поклонником творчества Big L.
Lord Finesse: Бигги и Big L отправились вместе на гастроли. Big L использовал сэмпл Debarge «Stay With Me» для своего трека «MVP», затем Notorious BIG использовал этот сэмпл в своём треке «One More Chance». Бигги услышал версию Ламонта и уже после сделал свою версию на этот сэмпл. Это задокументированный факт.

Jewlz: Big L имел очень вредную привычку, это игра в кости. Он как-то проиграл 10 или 15 тысяч долларов. Но тем не менее он пошёл в притон к Lee, взял в долг 2000$, чтобы вновь отыграться.
Lord Finesse: Он мог позвонить мне в 2-3 ночи с вопросом: «Эй Ness, что делаешь? Давай спускайся, я тут не далёко от тебя играю в кости!». Он мог играть до восхода солнца.
Donald: Из-за этого его вредного пристрастия он как-то раз попал в тюрьму за ограбление магазина часов на 136th St. and Lenox Ave. Это было после закрытия магазина, там действительно была не малая сумма, он и ещё несколько ниггеров в масках не успели выйти оттуда, как полиция уже была на месте.
Kurt Woodley: Вообще он был достаточно дружелюбным и добрым парнем. Из тех, что увидят вас на другой стороне улицы, окрикнет, подойдёт пожмёт руку и пойдёт дальше по своим делам. Он был достаточно уважаемым человеком на улице, хотя сложно его назвать на 100% уличным пацаном, это наверное во многом благодаря его старшим братьям.

Jewlz: У него практически не было ни каких проблем на улице.
Donald: За одним исключением.
Jewlz: Да, была однажды история, когда его ограбили на 137-й улице. Это были чуваки со 144-й. Big L и его друг были в дорогом пальто толи Feathered Friends, толи Marmots, их у них и забрали. Хотя спустя два дня назад до грабителей дошло что они ограбили очень уважаемого рэпера и им все говорили мол верните ему пальто. Вроде как вернули))))
Lord Finesse: Big L не был тем парнем, который должен был выживать изо дня в день убивая и грабя, но он видел всё это вокруг себя, улицы на которых грабят, убивают, смерти людей, об этом были и его текста.
Jewlz: Он уже работал с Columbia Records, но денег пока не поднимал и потому он решил устраивать свои собственные концерты в Нью-Йорке, проходили они например в таких клубах как Latin Quarters и Sports Bar, в этом деле его также поддерживали и помогали братья. Для них это была возможность заработать, так сказать предпринимательский интерес.
Donald: Как-то нам помогали парни из NFL (Niggas for Life), это было между 139-й и 140-й. Эти парни сделали входные билеты по 50-150 долларов и билеты были мгновенно распроданы. Его знали все в округе.
Rich King: Он был уже очень и очень известен на момент подписания контракта.
Jewlz: Он не хотел быть бандитом, он хотел зарабатывать своим талантом, своей музыкой. После того, как у него прошло несколько успешных вечеринок, он действительно получил с этого деньги и был этим доволен. Он сказал мне: «Эй Том, я впервые получаю столько денег и я купил свой собственный музыкальный центр».


Rich King: Я встретил L’a и пытался ему доказать что нужно заняться проектами D.I.T.C. Но при разговоре он мне начал доказывать что вечеринки приносят ему деньги.
Lord Finesse: Сделка с Sony могла ему многое дать, на каждые 5000 синглов артист мог получить 9000$. Но он всё ещё хотел быть независимым рэпером.
Ron Browz: Big L был первым артистом, что дал мне шанс. Я тогда учился в средней школе и просто делал биты для пацанов с района. А он уже имел дело с Columbia, он буквально благословил меня тем , что мои биты могли понадобиться ему.
Я как-то был в доме моей матери на 127th and Lenox Avenue. Это было случайно, мой друг его узнал, закричав: «Эй, это же Big L». Мы подошли и я тут же ему предложил заценить мои биты. Он не знал меня, но решил рискнуть и потратить своё время. Мы зашли прямиком в дом моей матери и я залабал ему несколько битов, закончилось это тем, что один из минусов он использовал для трека «Ebonics». Он сказал: «Я думаю в этом что-то есть !». Он в этот же день записал текст на этот бит и мы прямо у моей матери записали трек на кассету ,чтобы понять как это будет звучать. Уже на следующей неделе мы отправились на D&D Studios и полностью записали трек «Ebonics». После этого он дал мне 1500$ наличными. Мне первый раз заплатили за мою музыку. Я вообще не думал до этого о деньгах, я просто хотел быть услышанным. Он также говорил что-то о сделке с Roc-A-Fella Records.


Rich King, Ron Browz, Bobbito: Он был лучшим. Он записал трек «Ebonics» и продал этот 12’’ сингл в количестве 30.000 пластинок сразу же. Каждый DJ купил себе этот винил. Это было уже после выпуска его дебютного альбома. Он выполнил все условия контракта и основал свой лейбл Flamboyant Entertainment и он собирался двигаться дальше. Он всегда нам говорил: «Йо, ты должен стремиться достичь своих целей!»

 

 

ROC-A-FELLA RECORDS
Lord Finesse: Damon хотел найти настоящего представителя Гарлема, именно Гарлема и тут словно снег на голову появился Big L.
Damon Dash: Я хотел подписать с ним контракт. При этом я ни разу не сомневался в этом решении. Мы с ним и Cam’Ron всегда были в отличных отношениях. Я знаю Big L’a с детства. Во время баттла DMX и Jay-Z он пошёл туда вместе со мной, прихватив камеру. Мы постоянно пересекались, будь то баскетбольная площадка или крыша какого-то дома, где мы тусовали. У нас были братские отношения и мне очень хотелось быть ему полезным.


Rich King: Мы встретились в офисе с Damon Dash и он сказал: «Я не очень доверяю этим Бруклинским ниггерам, мне нужен свой человек с Гарлема». В то время на Roc-A-Fella было туго с деньгами и была масса проблем, на полке лежали не реализованные релизы Beanie Sigel и Memphis Bleek. А Jay-Z в это время только готовил новый материал… Они пытались подписать Big L’a максимально без денежных вложений. Но в итоге сам Big L отказался от контракта, решив двигаться своими силами, это было после его удачной реализации сингла «Ebonics», у него в тот момент шуршало в карманах 20000$. Damon Dash пытался убедить меня и Jay-Z, что подписание контракта с Big L это не просто денежная сделка, это так сказать принципиальный дружественный вопрос.
Damon Dash: Мне казалось что Big L’a просто хотят обворовать, я не мог этого позволить. И я заявил что я не дам этого сделать и приложу все усилия чтобы сделка была честная, если она конечно состоится.
Lord Finesse: Он был их тех, кто мог подобрать рифму к казалось бы не рифмующимся словам, он всегда умудрялся меня поражать. Казалось ему это так легко и просто давалось, он отточил своё мастерство и всё ещё мог заинтриговать своей подачей. Но в один момент я понял что он дальше обойдётся и без меня, я сказал: «Мне кажется я должен уйти в отставку. Я думаю у тебя всё получится отлично и без моего участия». Наш последний разговор состоялся где-то около полуночи. Мы сидели и болтали в тачке. Он рассказал мне о своих планах, он сказал что у него есть деньги на их реализацию, это деньги заработанные на проданных синглах. Он говорил что Roc-A-Fella Records не хотят вкладываться в его корешей C Town и McGruff, им нужен был только L.
Rich King: В ночь когда его убили при нём был билет вечеринку в Pulse. Предполагалось, что в этот день пройдёт отмечание сделки с Roc-A-Fella Records, сделки которая так и не состоялась и не была подписана. При нём была масса флаеров, которые он сам раздавал. И билет и флаеры остались в моём архиве.
Jewlz: При нём была целая куча флаеров, он просто их раздавал в тот вечер, ничего не опасаясь и не подозревая…

 

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ
Ron Browz: Я помню наш последний разговор, L позвонил мне со словами: «Эй ,хочешь поехать со мной в Лос-Анджелес?» Я говорю: «Чёрт, я не был никогда в Лос-Анджелесе», а он в ответ: «Ок, я сообщу что да как ближе к делу». И это было последнее что он когда-либо говорил мне. После этого мне уже позвонил мой друг Макс со словами, что он был мёртв. Я не мог в это поверить, я же только-только с ним разговаривал. Мне казалось что с ним ушла часть души Гарлема.
Lord Finesse: Я помню тот день, мы со звукарём собирались домой, зазвонил телефон и мне говорят что между 139-й и 5-м Lenox случилось несчастье. Мы встретились там с Showbiz и Fat Joe, перед нами лежит L накрытый простынёй, а вокруг него разбросанные флаеры. Это была жуткая боль, я не мог остановить слёзы, мой телефон звонил без устали, но я ни с кем не мог говорить, я не мог поверить что это произошло на самом деле. Он был самым молодым из всех нас, у меня по сей день в голове не укладывается как это могло случиться.


Fat Joe: Он только начинал по настоящему жить. Мир распахнул перед ним двери, но неожиданно его жизнь оборвалась раньше времени, как только он начал подниматься по ступеням на верх. Это было действительно больно.


Rich King: Он был действительно в самом расцвете сил, он получил свой шанс получить достойную жизнь за свой талант. Фраза «Лучшие уходят первыми», подходит как нельзя лучше. Эта новость просто убила меня.
Lord Finesse: Я не хочу обидеть ни кого из участников D.I.T.C., но серьёзно, если бы кого-то из команды убили, я не был бы так потрясён, его смерть была не логичной. В Гарлеме есть все оттенки жизни, не всех улицах от Alpo до Rich Porter, но вы вряд ли поймаете мотив Гарлема, а вот L знал как звучит Гарлем и мог это описать.
Когда L убили его брат Lee был в отъезде, но потом мы с Lee наконец-то встретились, просидев в iHOP часа наверное три. Мы говорили о том, что L хотел сделать. Он был полон желания, чтобы продвигать группу, я так понимаю при участии McGruff, Cam, и Ма$E. Он говорил со мной об хип-хоп индустрии, у него была кучу планов на жизнь и на её музыкальную часть. Мы много о чём пообщались о Big L с его братом, а на следующий день, когда мы с Showbiz сидели на студии, мне позвонили и сказали что убили Lee.

 

НАСЛЕДИЕ
Damon Dash: Он стал легендарным, благодаря своим строкам. Бывает так, что люди становятся легендарными из-за того, что были известными личностями. А иногда вы становитесь легендой из-за того, что являетесь отличным лириком. Big L как раз из вторых.
DJ Premier: Если бы он был жив, то многие сегодняшние МС не смогли бы ему соответствовать и не дотягивали бы до его уровня.
Fat Joe: Я многих МС повидал за свою жизнь, Big L был одним из лучших панчлайнеров. Даже по сей день, не смотря на множество новых чтецов. Когда его первый раз услышал мой сын и племянники и им безумно понравились, они были удивлены, что его больше нет в живых, он же писал эти строки будучи молодым парнем и потому кажется его творчество не устарело. Им он кажется ещё молодым.
Faith Newman: Это был не просто МС, это был гений слова.
Bobbito: Он оставил после себя не разрешимые вопросы, которые мы себе задаём: «А как бы он звучал, если бы не умер!? Какого потенциала достиг бы !?»
Lord Finesse: Eminem например только добрался до сцены, когда убили L, думаю он адаптировался бы к сегодняшней сцене и задал более серьёзный уровень. Но в итоге он ушел в месте с такими великими как Notorious B.I.G. и Big Pun, я определённо ставлю его с ними в один ряд, в ряд Величайших !!!

 

 

ЭПИЛОГ
Lamont Coleman, более известный в мире как Big L умер 15 февраля 1999 года, за 3 месяца до своего 25-летия. Полиция обнаружила его мёртвым в трёх кварталах от места, что сделало его известным и где он провёл своё детство. Он получил множественные огнестрельные ранения в голову и грудь.
Люди, что были опрошены для этой статьи отказались комментировать причины его убийства и кто это мог сделать. Слухи ходят о том, что это была месть направленная на его среднего брата по имени Leroy. Хотя сам Lee в то время отбывал тюремный срок за вооружённое ограбление, но спустя три года он был также убит. Как утверждает их мать, то его убили из-за того, что он пытался найти убийц Big L. На данный момент преступление является не раскрытым, хотя по подозрению в убийстве Big L привлекли человека по имени Gerard Woodley, кто был знаком с L и его семьёй много лет, однако позже был освобождён за отсутствием доказательств. Мама Big L сказала что ругнулась на него в шутку, что он на 14 февраля не принёс ей конфет, он сбегал и купил, потом опять убежал, это был последний раз, когда она видела своего сына живым…

 

Big L выпустил единственный прижизненный сольный альбом в 1995 году «Lifestylez ov da Poor & Dangerous» , однако его фирменный и узнаваемый стиль оказал неизгладимое влияние на рэп-музыку. После 15 лет после его смерти вышло ещё три посмертных релиза, самый успешный из которых можно считать «The Big Picture», где можно обнаружить треки при участии 2Pac, Big Daddy Kane, Kool G Rap и DJ Premier. Релиз The Danger Zone, Return of the Devil’s Son . Но возможно многим фанатам также придётся по душе трибьют от DJ Soul из Нью-Йорка под названием «5/30 Tribute»: