История A Tribe Called Quest: “The Low End Theory”

Предлагаем вашему вниманию интересный материал, в котором Q-Tip и Phife Dawg (R.I.P.) раскрывают секреты триумфального второго альбома группы.


Мы просто постоянно слушали музыку, это всегда было с нами

Q-Tip из A Tribe Called Quest имеет ввиду не то время, когда он был на вертаках, либо на студии, он вспоминает своё детство в Ямайке, Квинсе. Бульвар Линдена в начале 80-х. «Мы с Phife услышали трэк Sugar Hill Gang «Rapper’s Delight«, когда он только вышел. Но однажды это начали делать также и Run-DMC, вот тогда мы и поняли, что тоже хотим начать делать это».

Мир должен быть благодарен за то, что они решили сделать это, так как Q-Tip, Phife Dawg и DJ Ali Shaheed Muhammad внесли такой же весомый вклад в развитие хип-хопа 80-х, начала 90-х, как и их кумиры Run-DMC. Каждый раз приходя в студию, A Tribe Called Quest делали нечто волшебное, джазовый звук с инновационным в то время продакшеном.

«Я родился в Квинсе», — говорит Q-Tip [Интересный факт: родился он под именем Jonathan Davis, по позже помянул его на Kamaal Fareed]. «Моя мать чуть было не родила меня в Гарлеме, потому что я начинал пинаться, когда она была там, но родился я в итоге в Квинсе». Q-Tip и Phife Dawg росли оба в музыкальных семьях. Q-Tip вспоминает: «Когда я был маленьким, в моём доме было много блюза и госпела, а ещё мой отец был большим поклонником джаза». Старшая сестра Q-Tip‘а также оказала на него влияние, ведь в середине 80-х она встречалась с парнем из могущего Zulu Nation, так что Q-Tip подвергся воздействию самых глубинных корней школы истинного хип-хопа.

Q-Tip вспоминает эти годы: «В моём районе было много групп, которые выступали повсюду. У барабанщика Омара Хакима была группа, у барабанщика Билли Кобэма тоже. Они играли в парке Роя Уилкенса и в клубе Village Door, их часто можно было услышать где-нибудь неподалёку. Я тогда был слишком маленьким, чтобы ходить в клубы, но музыка была просто везде и повсюду, где бы я ни был». Так что молодой Q-Tip впитывал в себя всё как музыкальная губка. Q-Tip продолжил делиться воспоминаниями: «Мне привили вкус ко всем видам музыки, когда я был ребёнком. Al Green, Stevie Wonder, Joni Mitchell. Я также слушал рок-радиостанции где слышал много Led Zeppelin и Pink Floyd«.

Q-Tip и Phife оба родом из Квинс, они были друзьями с самого раннего детства. «Я знаю его ещё с 3-х лет», — говорит Q-Tip. Phife это тот человек, который научил меня рифмовать. Мы оба были в хип-хопе, он был тем, кто толкнул меня на МСинг. Я любил читать, часто проводил время за книгами, так что я думаю, что благодаря этому у меня так легко всё пошло».

Malik Taylor, более известный как Phife Dawg также рос в семье творческих людей: его мать писала стихи, а отец очень любил музыку. Калипсо и регги заполонили его детство, Phife также почерпнул прилично островного слэнга в то время как его отец играл в футбол со многими ямайцами. Phife вспоминал о детстве:

Если ты не играл в баскетбол или не был рэпером или ди-джеем, то считался на моём районе изгоем. Тебе обязательно надо было делать что-то из этого, если не всё.

Phife учился в академии Pine Forge (школа адвентистов седьмого дня, расположенная в 60 милях от Филадельфии), затем вернулся обратно в среднюю школу Springfield Gardens Квинса. Phife и Q-Tip знали друг друга ещё со школьной скамьи, но не слишком часто отвисали вместе, т.к. оба были заняты учёбой.

После того как Phife вернулся в Пенсильванию, он встретился с человеком, который стал в последствии четвёртым в A Tribe Called Quest  —  Jarobi. Phive вспоминал об этом: «Jarobi был родом из Бронкса, он переехал в Квинс, когда ему было 12 лет. Он был на год моложе нас. Он делал битбокс, я был МС. Мы устраивали батлы с другими котами в парке». Несмотря на то, что Jarobi в принципе никогда не имел большого значения в группе, он тоже был очень важен, особенно на первом альбоме, Jarobi также принимал участие в гастролях.

Главный поворотный момент в жизни Q-Tip произошёл в середнеподростковом возрасте, когда он попал в школу для бизнес карьеры Manhattan’s Murry Bergtraum High School, именно там он и начал своё сотрудничество с такими людьми как Brother J (X-Clan), Jungle Brothers, а также с Ali Shaheed Muhammad, который впоследствии стал частью A Tribe Called Quest . «Когда я перешёл в Murry Bergtraum, то это оказало на меня большое и исключительно положительное влияние, потому что позволило мне выбраться из Квинса» — говорит Q-Tip. «Это было для меня совершенно новым и столько вокруг всего происходило… Brother J был первым с кем я там познакомился. Я познакомился с ним в столовой, он как раз сидел и сочинял рифмы. Там много талантов было. Это была просто школа талантов», — продолжил он. Q-Tip закончил учёбу в 1988 году и получил специализацию в области компьютерных наук.

Вскоре Q-Tip познакомился ещё с двумя студентами. Это были Mike G и Afrika Baby Bam из Jungle Brothers, которые были единственными, кто уже действительно начал карьеру. Группа заключила контракт с Idlers/Warlock Records в 1987 году, спустя год на лэйбле вышел дебютный альбом Jungle Brothers «Straight Out The Jungle«. Q-Tip принял участие в их трэках  Black Is Black и The Promo (данная песня не вошла в альбом). Это стало первым опытом Q-Tip в звукозаписи. «Я также помогал миксовать трэк «Straight Out The Jungle««, — вспоминает Q-Tip. А ещё эти парни использовали несколько битов, которые я им подогнал, так что я внёс в этот альбом весомый вклад.

«Я никогда не относился к хип-хопу как к карьере», — объяснил Q-Tip. «Я просто любил это делать. Я так полагаю не слишком-то подходил для каких-либо колледжей. Я пошёл в City College и через несколько недель из него выбыл. Хип-хоп всегда был мечтой, когда я был в окружении Jungle Brothers мечта начала воплощаться в реальность».

Но ещё до Jungle Brothers Q-Tip познакомился с DJ Ali Shaheed Muhammad. Они вместе учились в вузе и вскоре начали вместе работать над музыкой. Q-Tip вспоминает: «Я познакомился с Ali через Afrika [из Jungle Brothers], мы вместе с Ali начали работать над демо в месте Bed-Stuy.  Мы с Ali сделали демо для «Bonita Appelbaum» [эта песня войдёт в первый альбом трайбов в 1989 году], когда были примерно на втором курсе».

Q-Tip поделился воспоминаниями о своём коллеге по микро, которого знал ещё со школы: «Мы с Phife вместе ходили в начальную школу, но в средней школе мы не часто виделись, потому что он перешёл в школу за пределами Филадельфии, а затем в Springfield High School в Квинсе. Но я всегда поддерживал с ним контакт, а также говорил о том, что он должен прийти в нашу школу, чтобы встретиться со всеми этими людьми, потому что здесь много интересного происходит».

Окончательной и самой загадочной частью паззла под названием A Tribe Called Quest был Jarobi. Он редко рифмовал в группе и официально не занимался продюсированием, тем не менее он был важной частью команды. Q-Tip вспоминает: «После первого года обучения в средней школе, Phife рифмовал повсюду с этим парнем в Квинсе, Jarobi был битбоксером. Мы все отвисали вместе, я познакомился с Jarobi, когда нам было по 14 лет».

Phife вспоминал о Jarobi: «Он был с нами, когда мы начинали, но в основном занимался кулинарным искусством. Когда мы заключили контракт с Jive он ходил на курсы кулинарного искусства в Нью-Йоркском технологическом институте в Лонг-Айленде. Он гастролировал с нами, когда мы выпустили первый альбом, но в конце концов выбрал другой путь. Хотя он до сих пор работает со мной, иногда продюсирует что-нибудь».

Постепенно сформировалась группа A Tribe Called Quest. Q-Tip и Ali первоначально называли себя Quest, но Afrika из Jungle Brothers предложил расширенное название — A Tribe Called Quest. Так, уже к 1987 году, парни стали работать вчетвером уже более регулярно и подключили впридачу барабанщика по имени Sha-Boogie.

«Первоначально нас по сути было пятеро [включая Jarobi].» — пояснил Q-Tip. «Sha в итоге покинул группу, остальные остались. Мы арендовали репетиционное помещение в Манхэттене под названием Giant Studios, там мы и проводили время в течение нескольких часов каждую субботу. Вспоминая об этом, думаю, это было жалким зрелищем [смеётся]. Моя сестра встречалась с продюсером Skeff Anselm, он был более известен под именем Jazzy Jay в Zulu Nation, так что Jay однажды пришёл нас послушать. Он, помню, сказал тогда: «Эм… продолжайте работать над этим» [смеётся]».

И парни продолжали. На протяжении своего пребывания в Murry Bergtraum, Tip и Ali продолжали оттачивать свои навыки в Bed-Stuy. Q-Tip вспоминает: «Я хотел делать биты, Ali сводить. В выпускной [1988] год, я делал шоу вместе с Jungle Brothers, после того как вышел их первый альбом». Q-Tip также продолжал работать над вокалом вместе с Phife, когда они оба находили для этого время. Q-Tip вспоминает: «Phife всегда был баттловым рэпером, он мог просто взять историю о том, что происходит на улице и срифмовать об этом. Он был также отличным фристайлером. Я же в свою очередь больше любил порассуждать, это комбо всегда хорошо работало. Мы своего рода имитировали Run-DMC

Помимо сотрудничества с Jungle Brothers, немаловажным событием в музыкальном развитии Q-Tip также стала встреча с De La Soul из Лонг-Айленд. Jungle Brothers, De La Soul и A Tribe Called Quest сформировали ядро движения Native Tongues, о котором стало известно в мире хип-хопа после выхода дебютного альбома De La Soul «3 Feet High And Rising» в 1989 году. Из 3-х групп трайбы были третьими, выпустившими альбом на волне движения Native Tongues, благодаря чему получили национальное признание. Q-Tip вспоминает: «Мы сделали шоу вместе с De La Soul в Roy Wilkens Park [Ямайка, Квинс] 4 июля 1988 года. Jungle Brothers встретились с De La на шоу в Бостоне незадолго до этого, так мы все и перезнакомились. После чего я и начал тусоваться с De La Soul«.

Phife вспоминал: «Движение Native Tongues началось через Q-Tip. Когда Tip и Jungle Brothers встретились с De La Soul, то было такое чувство, словно они давно друг друга знают. Был единый вайб, так это и родилось. Мы были просто детьми и это было семейным делом, а не маркетингом. Это как в начальной школе, на выходных вы выбираетесь куда-нибудь с ночёвкой. Мы собирались в студии, ели китайскую еду и работали всю ночь напролёт. Это было естественным, нам просто было весело и это было главным».

Q-Tip присутствовал на многих сессиях записи альбома «3 Feet High And Rising», кроме того принимал участие в записи нескольких песен, в том числе сингла «Buddy«, а также был сопролюсером песни «Description« на студии Calliope в Манхэттене, после чего Q-Tip загорелся желанием начать делать что-то своё. Q-Tip вспоминает: «Я был просто загипнотизирован всем этим оборудованием. Я даже оставался после конца сессий и возился там, пытаясь выяснить интересующие меня вещи».
Пребывание в самой, что ни на есть настоящей студии, такой как Calliope [Jungle Brothers записывались на студии TTO в Кони-Айленд], дало Q-Tip шанс, которого он ждал. Вот что говорит об этом Q-Tip: «В то время, в 1988 и 1989 годах, мой оригинальный продакшн был только на кассетах. Я просто припёрся однажды на студию Calliope с мешком кассет с целью выяснить возможно ли оживить что-нибудь из этого». При помощи инженера Shane Faber, Q-Tip начал изучать как работает такое оборудование как сэмплеры Emu SP-1200 и Akai S-950. «Large Professor также многому научил меня в то время, так что мой кругозор весьма расширился», — продолжил Q-Tip.

Учитывая в какой компании пребывал Q-Tip, вскоре лэйблы обратили внимание и на него. Q-Tip вспоминает: «После того как вышел альбом De La Soul было много шумихи, многие люди захотели услышать и наше демо. DJ Red Alert был в то время нашим менеджером, он купил демо, на котором было 4 или 5 наших песен. Geffen, Def Jam, Atlantic и Jive, все хотели заключить с нами контракт. Мы пошли на Jive, потому что они просто показались нам более заинтересованными».

Первый альбом A Tribe Called Quest «Peoples’ Instinctive Travels And The Paths Of Rhythm« вышел в 1990 году на Jive и был высоко оценён критиками, кроме того получил золото, в частности благодаря таким сильным синглам как Bonita Appelbum и Can I Kick It?”

«Этот альбом был просто очень весёлым», — вспоминает Q-Tip. «У меня были все эти идеи в голове и я просто позволил им обрести плоть. Тут всё дело в цветах и эмоциях. Мы не слишком много работали, либо заморачивались во время записи, делали это легко и непринуждённо. Лэйбл был счастлив, что материал хорошо продаётся и мы просто кайфовали».

Q-Tip сказал что во время работы над первым альбомом его обязанности были такими же как и на последующих релизах A Tribe Called Quest: «Я хотел бы делать всю музыку, ну а дальше другие ребята вносили предложения как можно улучшить трэки». Q-Tip также отметил, что песню Push It Along на альбоме «Peoples’ Instinctive Travels And The Paths Of Rhythm« спродюсировал Ali Shaheed. Phife говорил: «Я был проигнорирован на этом альбоме, вот почему я принял участие лишь в записи пары трэков».

«Я бы не сказал, что Phife был проигнорирован», — прокомментировал Q-Tip. «Он просто бегал вокруг, занимался своими делами, будучи 19-летним парнем. Я был в студии каждый день и если его не было рядом, то меня это не слишком беспокоило. Он был моим человеком и я собирался о нём позаботиться. Мы сшили этот альбом все вместе, общими усилиями».

«Каждый, так или иначе, приложил свою руку к продакшену», — объяснял Phife. «У Q-Tip была самая большая коллекция записей и он всё время пытался найти что-нибудь новое. Когда мы были на гастролях, Q-Tip прямо перед самым саунд-чеком разъезжал в поисках записей. Ali занимался программированием и мог отлично сыграть на любом нужном нам живом инструменте.  Q-Tip делал всё остальное. Бывали времена, когда я мог написать пару куплетов для Tip, либо он для меня 16 строк. Мы были единым целым, работали именно как группа и у нас не было какого-либо базового формата. Мы просто делали всё так как чувствовали. Сейчас я делаю биты, но в то время этим занимались Q-Tip и Ali. Я настолько наслаждался их продакшеном, что просто не хотел вмешиваться, дабы всё не испортить, всё и так было хорошо».

Группа продолжала поддерживать движение Native Tongues, частью которого также стали Queen Latifah, Monie Love и Black Sheep. К концу 1990 года пришло время подумать о втором альбоме. Трайбы выросли и как артисты и как люди, что должно было отразиться на звуке.

Phife вспоминал: «Когда мы были готовы выпустить «The Low End Theory«, то это было как «сделай или умри». По-крайней мере я так это воспринимал. Первый альбом был хорошо воспринят критиками и это было кайфово! Мы прекрасно понимали, что для того, чтобы это стало хитом, как мы и хотели, всё должно быть правильным. Менеджмент, лэйбл, дистрибуция, всё». Менеджером у A Tribe Called Quest был в то время Крис Лайти (позже он был дорожным менеджером у Jungle Brothers), Крис был на  RUSH Management и только начинал свою компанию Violator Management«.

Q-Tip вспоминает о задумке к «The Low End Theory«: «Я чувствовал, что на втором альбоме было ещё больше возможностей проявить себя, к тому времени я уже вышел на другой уровень. Я бы назвал это не «сделай или умри», но скорее «хорошо, теперь смотрите что мы можем сделать». Я определённо был на новом уровне, чувствовал это и знал. Я делал биты тогда иначе, чем другие люди. Второй альбом был как проект. Шоу. И каждый был приглашён на него. Первый альбом был о цвете, альбом «The Low End Theory« был больше о технике.  Мы были уверены в себе, когда работали над «Peoples’ Instinctive Travels And The Paths Of Rhythm«, когда пришло время «The Low End Theory«, то это было как: «Тушите свет, спокойной ночи». Мы знали, что получится нечто особенное».

Phife признавал: «Во время записи первого альбома я чаще тусовался со своими друганами на улице и не слишком вникал в студийные дела. Я действительно не воспринимал это всерьёз. Я даже не был в контракте для первого альбома, я даже подумывал одно время, что мы с Jarobi могли бы сделать свою группу и что мы словно резервные копии для Tip и Ali. Но они действительно хотели, чтобы я был частью этого, во время шоу я видел как фанатам по-настоящему нравится то, что мы делаем. В тот момент я знал, что это может стать чем-то большим. Разница между этими двумя альбомами в том, что на «The Low End Theory« я был более сосредоточен, именно это и сделало его лучше».

Работа на студии Battery в Манхэттене вместе с инженером, техническим консультантом и гуру записи Бобом Пауэром [Q-Tip кстати считает, что Пауэр оказал существенное влияние на звук группы] заняла у Q-Tip и Phife примерно от 6 до 8 месяцев, в то время как свой первый альбом они записали за три. И несмотря на то, что офисы Battery и Jive находились в одном и том же здании, с этим не возникало никаких проблем. Q-Tip говорит об этом следующее: «Мы никогда не позволили бы лэйблу услышать то, что делаем. Нам не нужен кто-либо, кто будет давать критику в наш адрес. И как я однажды сказал на трэке Check The Rhime, на звукозаписывающих компаниях тёмные люди [смеётся]».

Phife также говорил о самодостаточности группы: «Мы не позволяли людям из Jive заглядывать в студию, это было не так-то просто, ведь их офис находился этажом выше! Они периодически пытались спуститься этажом ниже, посмотреть, что творится, но мы всегда были настороже. У них не было ни единого шанса услышать что-либо пока мы сами не позволим этому случиться, иногда это их очень злило. Но они всё равно были явно счастливы, потому что знали мы зададим жару! Jive действительно заслуживают уважения за то, что позволили нам быть такими какие мы есть, это было очень важным. Сейчас такого днём с огнём не сыщешь».

Альбом получил название «The Low End Theory« по многим причинам. Q-Tip объясняет: «В то время происходили кое-какие вещи в акустике хип-хопа. Я вот к примеру любил Public Enemy, но иногда чувствовал, что чего-то не хватает в динамике. Все, используемые ими звуки, были в одной плоскости: бас, барабаны, гитары. Я хотел, чтобы всё это звучало разнопланово, чтобы каждый звук в той или иной песне был на своём месте. Как у Pink Floyd, я люблю эту группу, в их музыке и миксах есть динамика. так что я всегда говорил Бобу [Пауэру]: «I want this to be more at the bottom, at the low end«. Вот так и родилось это название.

Помимо инновационного продакшена на альбоме «The Low End Theory« также раскрыто во всей красе и лирическое мастерство, вся группа при этом активизировалась, особенно Phife. Q-Tip вспоминает: «Phife был на этом альбоме безумно удивителен! Он просто загорелся им, Phife давал жару! Делая биты, у меня всегда было видение того как Phife будет под них зачитывать. Его стиль придавал моим битам контраста».

По словам Q-Tip, Ali Shaheed не спродюсировал полностью ни одного трэка целиком и полностью, зато «Он приложил руку ко многим композициям и часто вносил предложения на тему того как можно улучшить песню. Он был очень важным человеком в процессе моей работы и смотрел на музыку с точки зрения ди-джея».

Phife был позабавлен пресловутым перфекционизмом Q-Tip (что Tip кстати признавал): «В этом были и хорошие и плохие стороны. Потому что иногда бывало трэк уже и так раскалённый до предела, но Q-Tip всё равно что-то хочет улучшить, не замечая что и так уже всё круто, так что он мог в итоге порою просто перестараться. Мне, Ali или Крису иногда приходилось его успокаивать «трэк огонь, оставь ты его уже в покое!»»

Альбом стал успешным в частности благодаря секвенированию и философии Q-Tip о «смешивании» песен вместе. «При помощи секвенирования я определённо хотел смешать всё вместе. Я хотел, чтобы между песнями не было пространства, чтобы весь альбом всопринимался как единое целое. Подобные переходы были у De La Soul«, — говорит Q-Tip.

Phife также говорил о философии секвенирования группы: «Doug E Fresh сказал нам как-то о том, что секвенирование это очень, очень важно и я никогда не забуду об этом. Мы всегда помнили об этом во время работы над всеми нашими альбомами, мы всегда пробовали различные последовательности».

Интересный факт: Q-Tip говорит, что не хотел снимать клипы на песни A Tribe Called Quest, даже при том, что несколько песен из альбома «The Low End Theory« были признаны одними из лучших за всю историю хип-хопа (Scenario и Check The Rhime в частности). «Я не люблю клипы даже по сей день. Я считаю, что они забирают тайну песни, что делает пассивным отношение между публикой и артистом. Наши клипы были в порядке, но я просто предпочитаю давать волю воображению», — поясняет Q-Tip.

Q-Tip вспоминает об обложке, одной из наиболее самобытных в 90-х, если не за всё время: «Я хотел сделать нечто рискованное и я боролся  с лэйблом за право сделать это. Я хотел, чтобы на обложке была голая Наоми Кэмпбелл, разукрашенная красной, зелёной и чёрной краской и с логотипом Tribe на заднице. Я думаю, это своего рода задиристо [смеётся]. Мы, конечно, не смогли с ней об этом договориться. Но я не думаю, что лэйбл даже пытался это сделать. Так что мы пригласили другую модель, которая согласилась на то же самое. Мы хотели, чтобы был снимок, на котором мы все вместе идём с ней на Таймс-сквер, но и этого уже было достаточно. Я планировал сделать белый фон для фотосессии, но они решили что лучше если будет чёрный. Хотя мне понравилось, что в итоге получилось. Я просто хотел сделать что-то новое в стиле Ohio Players«.

«После того как мы получили отзывы, многие из которых были положительными, я действительно почувствовал, что мы состоялись как группа», — вспоминает Q-Tip. «Многие наши альбомы опередили своё время, включая нашу первую и третью записи, но считаю, что альбом «The Low End Theory» был одной из самых современных записей, которые мы когда-либо выпускали. И я думаю, что поэтому фанаты его и приняли».

«В то время мы отошли от стереотипов Native Tongues, благодаря чему люди стали воспринимать нас совершенно иначе, особенно после того как услышали песню «I Left My Wallet In El Segundo« [юмористический сингл 1990 года]. Но больше всего я просто рад тому, что люди считают эту работу классическим музыкальным альбомом», — продолжил Q-Tip.

««The Low End Theory« пнул дверь и снёс её с петель», — вспоминал Phife. «В этой игре время решает всё и это было идеальным временем для «The Low End Theory««


Композиции, перечисленные в порядке исходной последовательности на LP

«Excursions»

Q-Tip: я взял оригинальный бас, сделал вместо 3/4 — 4/4.  Сделал смачные барабаны, чтобы звук получился объёмным. Добавил реверс [Roland TR-], 808 [драм-машина] фоном. Мне тоже нравится этот сэмпл Last Poets.

«Buggin ‘Out»

Q-Tip: видео на эту песню было в порядке, но я не думаю, что оно было удивительным. Я всегда считал все эти видео необходимым злом. В этом трэке я говорю о стремлении R&B артистов в хип-хоп. Это всегда чаще происходило по причинам коммерции, нежели из подлинного интереса. Я считал, что эту композицию было просто необходимо выпустить. То, о чём я говорю в этой песне, начало происходить с точностью да наоборот позже, когда стали появляться хип-хоп исполнители с R&B артистами в качестве гостей на своих трэках, примерно в 1995 или 1996. Вся эпоха Bad Boy Records. Так что песня оказалась актуальной.

«Butter»

Phife: я написал песню “Butter” ещё до того, как вышел наш первй альбом, но никогда не использовал эти рифмы. Я внёс некоторые изменения в оригинальный текст. Единственной причиной, по которой трэк сольный, является то, что я настоял на этом. Это было моей возможностью. Я сказал, что если Q-Tip собирается сделать 5 сольных трэков, то мне следует сделать столько же. Но если бы было 10 сольных трэков, то это уже не было бы альбомом группы. Tip был лидером Племени и всё было хорошо, но я тоже хотел огня. Я бы не был против сделать ещё одну сольную запись на альбоме, но не думаю, что могу жаловаться, потому что альбом был горячим.

Q-Tip: я всегда спрашивал у Phife хочет ли он принять участие в записи какой-либо песни, на что он отвечал да или нет. “Butter” была одной из песен по поводу которой мы спорили, потому что я тоже хотел в ней поучаствовать. Он боролся за то, чтобы исполнить её соло. Честно говоря, это, пожалуй, мой любимый трэк с альбома. Я отдал ему песню, потому что там была какая-то девушка, которая вопила, чтобы Phife исполнил эту песню соло, так что я смирился, сказав «Хорошо!» Некоторые из его рифм были старыми, я помню как он писал их в студии.

«Verses From The Abstract»

Phife: это должно быть лучшая сольная работа Tip, помимо трэка Sucka Nigga [альбом: A Tribe Called Quest ‎»Midnight Marauders« (1993)]. Убойная вещь! Рон Картер, джазовый бас-гитарист, находился там, играя вживую. Он был действительно классным парнем.

Q-Tip: по поводу Рона Картера на трэке, София Чанг работала на Jive, но ещё до этого на Atlantic. Когда она была на Atlantic она сделала запись с Роном и после того как она мне об этом сказала, я дал ей понять, что хочу Рона на этом трэке! В этом был толк и меня удивило, что я не подумал об этом раньше, честное слово! Он был отличным парнем, мы здорово пообщались. Он определённо был заинтересован в том, что мы пытаемся привнести в хип-хоп, но я не думал, что он сделал трэк для нас. Мне приятно, что сказал о моих стихах Phife, но лично для меня любимая песня на альбоме не эта. Я думаю, что несмотря на название, это одна из моих наименее абстрактных песен. Имя вокалистки Vinia Mojic. Я познакомился с ней в 1987 или в 1988 году, когда шёл по улице в Нью-Йорке. Подошёл, познакомился. Она оказалась не просто красивой девушкой, но и потрясающей певицей.

«Rap Promoter»

Phife: это один из моих любимых трэков на альбоме. Эта песня о вялых никудышных промоутерах на шоу. Большинство тем, которые мы освещаем на «The Low End Theory«, это наш опыт работы над первым альбомом и “Rap Promoter” определённо об этом. Я не вспомню сейчас что-либо конкретное, но помню как однажды промоутер выбежал с большой кучей денег, потому что знал, что у него недостаточно чтобы нам заплатить. Вот так они и поступают, если вы им позволяете. Понимаете что я имею ввиду? Таков американский путь, к сожалению.

«Scenario«

Q-Tip: с этой песней связано много историй. Мы сделали полностью другую песню с Leaders Of The New School для альбома. Я познакомился с этими парнями в то время как мы работали над первым альбомом, потому что Chuck D был всегда с ними. Он собрал их всех вместе, дал их группе название и т.д. Мне было 18 или 19, когда Басте [Busta Rhymes] было 16. Мы сделали две «альбомных» версии песни “Scenario” с одной и той же музыкой. Та версия, которая на альбоме — первая версия. Затем мы сделали ещё одну, в которой приняли участие: Крис Лайти (их менеджер), Pos (De La Soul), а также парни из Black Sheep. Мы даже Jarobi добавили на третий куплет [смеётся]. Мы не знали какую из версий использовать. Мы долго не могли выбрать какая из версий лучше, в итоге остановились на этой, взяв её для финальной версии альбома. На ремиксе [который доступен на сингле] первым рифмовать начинает MC по имени Kid Hood. Я познакомился с этим парнем через нашего общего друга. Я помню как Leaders Of The New School не очень хотели, чтобы он принял участие в песне, но я настоял. Я полюбил куплет Kid Hood, мне это напомнило раннего Redman. У него могло бы быть хорошее будущее, но спустя два дня после того как мы записали песню его убили. Это было его первой и единственной записью. Если бы мне пришлось выбирать, то, думаю, я выбрал бы ремикс, нежели альбомную версию. И, да, на песню конечно же было снято весёлое видео.

Phife: это был один из первых и в то же время один из последних трэков, которые мы сделали все вместе. В записи оригинальной версии приняли участие Pos из De La, Dres и Long из Black Sheep и даже наш менеджер Крис Лайти. Собралось 9 или 10 человек. Это заняло прилично времени, к тому же Крис не МС, он бизнес-чувак. Никто не лажал, всё было круто. Это просто было слишком долго. Я гарантирую, что у Pos есть это в архивах. Он сохраняет всё. Не думаю, что говорил об этом кому-либо ранее, но я хотел зачитать на трэке первым прежде всего потому, что многие ди-джеи сокращают запись [до того как она доиграет до конца], так что тех кто ближе к концу трэка могли бы просто не услышать [смеётся]. Так что я забодрился: «Чёрт, я хочу быть первым! Ниггаз должны меня услышать!» [смеётся]. Я хотел выделиться, потому что мне казалось, что голоса других звучат сильнее. Так что, начав, я мог задать ритм, чтобы и остальные бахнули как следует, в итоге трэк убойный получился. На мой взгляд, на альбомной версии все всё очень круто сделали. И никого из ребят с оригинальной версии не волновало, что это не стало финальной версией. Я считаю, что эта песня очень крута, в ней использованы сэмплы из Marley Marl & Juice Crew “The Symphony и EPMD  “Headbanger(при участии Redman и K-Solo).

«The Infamous Date Rape»

Phife: Q-Tip придумал название. В то время тема была актуальной, многих знаменитостей постоянно обвиняли в изнасиловании. Подобного никогда не случалось с нами лично, нет, нет и ещё раз нет.

«Check The Rhime»

Q-Tip: на эту песню нам потребовалась буквально минута. И я не знаю почему мы проговаривали “rhyme” [смеётся]. Мне просто нравилось играть со словами. Я также несу полную ответственность за создание слова «vivrant» [смеётся]. Когда я работал над песней, то обнаружил, что бит играет достаточно своеобразно. Это бит из песни Grover Washington “Hydra, EPMD использовали его в 1990 году на своей песне Underground, но я знал как можно сделать его поинтереснее. В оригинальной версии был просто бит под ударные и что-то ещё, уже не помню.

На видео к этой песне мы возвышаемся на районе над Nu-Clear Drive-In Cleaners, на бульваре Линден в Сент-Олбансе. Я как-то посмотрел клипец U2, в котором они на вершине здания в Лос-Анджелесе и я такой: «К чёрту это!» [сказал Q-Tip глубоким голосом саркастичного мачо]. Мы будем на вершине здания в гетто! На следующий день мы сняли сидео, было очень весело, это был, пожалуй, самый жаркий день в году, а затем началась гроза и ветер поднялся. Повсюду были толпы народа, люди со всего Квинса собрались. Люди тусовались там, жарили барбекю, играли в кости.

Phife: мы сначала сделали эту песню под другой бит. Было очень жарко. Первоначально у песни не было названия, потом решили обозвать «Check The Rhime». Первоначальная версия была помрачнее, почти как джойнт Mobb Deep. У нас с Q-Tip получилась очень естественная лирика. Мы выросли вместе. Когда мы на сцене, он предугадывает, что я собираюсь сделать, и наоборот. И Ali за вертаками уверен, что мы делаем всё правильно. Больше всего проникается вайбом Ali, наблюдая за нами обоими. Мы сняли это видео в одном квартале от дома моей бабушки и в двух кварталах от дома матери Q-Tip.

«Everything Is Fair»

Q-Tip: в своей лирике я говорил отчасти о конкретной женщине. Это была история о которой я слышал и которую видел, в картинках. Спродюсировал песню Skeff [Anselm]. Он работал вместе с Brand Nubian в то время, бывал часто на студии, так что я сказал ему как-то: «Эй, подбрось нам биточек», что он и сделал.

Phife: Skeff был определённо продюсером, более ориентированным на танцевальную музыку. У него был горячий фанковый стиль, вот почему нам было это нужно на альбоме. 

«Jazz (We’ve Got)»

Phife: это был наш второй сингл. Здесь я говорю о том, что МС диссят меня, но при этом никто не записывает дисс или что-нибудь подобное. В то же время вы всегда должны держать ухо востро для людей, которые говорят про вас всякое дерьмо. Когда я говорю в песне «Продюсировал и аранжировал команду из четырёх человек», то имею ввиду Skeff Anselm. Раньше он всё время был с нами в студии, вне зависимости от того делал ли он для нас трэк или нет.

Q-Tip: я отвисал вместе с Pete Rock и Large Professor, мы говорили о том, что неплохо бы сделать совместную запись. Pete подогнал бит, но песня, которую мы собирались записать, так никогда и не была создана. Я спросил у Pete собирается ли он использовать трэк и могу ли я ему что-нибудь дать взамен. У меня уже была запись, которую он использовал, но я хотел получить от него разрешение. Он сказал: «Да, вперёд!» Я до сих пор считаю, что в долгу у него. Когда дело дошло до хип-хопа и джаза, у нас появилась уникальная возможность объединить это в 1 песне, у нас уже был опыт подобного рода с Роном Картером на композиции “Verses From The Abstract”. Оба музыканта выходцы из низших слоёв общества и оба очень выразительные. Было много общего, так что нам было проще засэмлировать это дело и написать рифмы. Я думаю, что Phife говорил о Jarobi, когда говорил “four man crew”.  Хотя Jarobi не слишком-то активно принимал участие на втором альбоме.

«Show Business»

Q-Tip: Skeff Anselm спродюсировал это. У него определённо был стиль Strong City [лэйбл, владельцем которого был легендарный DJ Jazzy Jay]. Мы пригласили его на запись вопреки тому, что думали люди. Я не хотел, чтобы альбом был целиком обо мне. Я хотел, чтобы другие люди тоже приняли участие. Tribe (в дословном переводе «племя») означало сообщество. Что касается Brand Nubian, у нас была с ними совместная песня под названием Georgie Porgie. Puba принимал участие в записи трэка. Это о мальчике, который вырос в гетто и решил стать геем. Jive сказали, что это уже слишком… Ну в общем мы решили не добавлять трэк на альбом, дабы никого не обидеть. Puba рассердился и не захотел больше записывать с нами песен. Мы использовали тот же бит. Мы, безусловно, находились под большим влиянием Brand Nubian  и любили этих ребят. Puba всегда был крут.

Phife: по-началу это было с Brand Nubian, мы всегда пригоняли вместе с ними в такие клубы как Power House и Daddy’s Night. Не знаю у какого конкретно МС Tip многое почерпнул, но лично для меня это Grand Puba, — мой любимый нигга всех времён, наряду с KRS и LL. Puba был безумно остроумным и саркастичным и в то же время безумно забавным, я пытался рифмовать в таком же ключе. Что касается концепции песни, мы видели те вещи, которые происходят в индустрии, так пришла идея рассказать об этом в песне. Все воспринимают это как развлечение, но это серьёзная тема на самом деле. Для нас это, безусловно, было продуманной концептуальной записью.

«What?»

Q-Tip: это было отчасти сделано в середине сессий. Лэйбл хотел сделать эту песню первым синглом. Был выбор между этой песней и Check The Rhime. Я рад что случилось так как случилось. Дела пошли бы, безусловно, иначе если бы первым синглом стала песня «What?».


Альбом A Tribe Called Quest “The Low End Theory” доступен в iTunes