Интервью с пионером бибоинга Trixie: «Мы были среди тех, кто начинал вместе с Kool Herc!»

Специально для тех, кто находится в поиске истинного и глубокого понимания хип-хоп культуры, команда Intruders Crew из Германии раскрывает все секреты и делится информацией, полученной непосредственно от первых диджеев, бибоев и бигёрлз, граффитчиков и МС из Boogie Down Bronx и Money Making Manhattan 1970-х и начала 1980-х. В этот раз они взяли интервью у танцора Trixie! Ну а мы, перевели это для вас!

Где ты жил в то время, когда впервые стал ходить на тусы к Kool Herc?

На пересечении 57 West и 175th Street. Там, где Macombs, Nelson, университет, всё в том районе. Kool Herc жил в районе Valley, а мы повыше.

Это в западной части Бронкса?

Да, именно там.

Почему ты выбрал себе никнейм Trixie?

Его дал мне Coke La Rock, потому что я трюкачил! Он назвал меня так, и прозвище приклеилось. Все начали называть меня Trixie. И это было то, что надо, действительно моё имя! Куда бы я ни пошёл, везде меня так называли.

Ты помнишь, где и когда он дал тебе это прозвище?

Очень давно, на вечеринке у Kool Herc.

Выходит, ты был там, на его первых вечеринках в комнате отдыха на 1520 Sedgwick Avenue?

Да, мы были среди тех, кто начинал вместе с Kool Herc!

Думаю, ты знаешь и его Синди?

Да, я знаком с Синди, с его мамой, папой, всей его семьёй! Но я был там, в западной части Бронкса, ещё до всего. Мы выросли вместе, мы с Herc познакомились, будучи подростками, когда большинство из нас собирались поступать в колледж. В то время мы вместе играли в баскетбол и много времени проводили вместе. Ходили в одну школу, перемещались с одной домашней тусовки на другую, и всё такое! Однажды Herc позвал нас к себе на тусу, и мы ещё думали тогда, идти или нет, потому что в его районе была холодрыга. Это низина, Sedgewick Avenue, и зимой там адски холодно, а надо было переться туда по лестницам и помойкам. Ужас! И всё же зимой мы пошли к нему на тусовку, вход стоил 50 центов… да, точно, 50 центов.

Когда ты начал танцевать брейк-данс и кто вдохновил тебя на это?

Отвечу так: никто не вдохновлял меня на это, потому что я сам знал, как танцевать. Я начал танцевать ещё в 1971, потом 72,73-й… да, я танцевал до 1974 или 75 года. Именно на тусах у Kool Herc я вывел свой танец на новый уровень. Все мои друзья могли бы подтвердить, что я уже тогда умел круто танцевать, так что это не выглядело так, будто я ничего не знал. Так что не было никаких вдохновителей… хотя нет, скажу так. Моя мать была танцовщицей, она меня в некотором роде и вдохновила.

Правда ли, что в то время танцевали в основном верха?

Да, ведь нужно было попасть в движение и развить его, понимаешь? Потом, конечно, были и переходы вниз, и вращения и всё прочее, но это делалось не сразу. В настоящее время многие танцоры брейкинга делают исключительно вращения и движения на полу, они вообще по сути не танцуют. Нет, мы делали иначе! Сначала ты танцуешь, а потом уже трюкачишь. “Давай, чувак, танцуй, гаси!” И потом ты снова поднимаешься и продолжаешь танцевать! Это был именно танец, а не голая акробатика. Это был ломаный танец.

Тогда ведь бибои танцевали под весь трек, а не только под часть с брейкбитом?

Да, да, да! От начала и до конца! Если кто-то танцует против тебя и устаёт, или ещё что-то – ты победил! В своё время я мог протанцевать целый альбом без передышки. Я один на весь альбом!

Многие бибои ошибочно полагают, что тогда всю ночь играли исключительно брейкбиты. Но Kool Herc ставил не только биты для бибоев, но и хастл-вставки, и медленные части треков, не так ли?

Да, у нас были и медленные танцы! Слушай, брейк-данс вобрал в себя много чего. Хастл – латиноамериканский танец, из которого мы сделали соул-танец. Для общения с девчонками мы должны были уметь и медляки танцевать. Но если ты танцевал только брейк – она бы точно с тобой не танцевала, ведь мало кто из девчонок это умел. Так что приходилось смешивать сразу всё! Я, как танцор, считал себя обязанным исполнять все стили. Не только брейкинг, хоть я и мог станцевать его под любую песню… только так я мог пригласить девушку на свидание. Ты должен был знать, как начинать общение с ней, как разговаривать, как танцевать парный танец… ну или просто танцевать, ведь все мы иногда просто танцевали. В таком случае она улыбалась и тоже двигалась. Всё это было связано с брейкингом.

Большое тебе спасибо! У меня ещё вопрос, напрямую связанный с предыдущим. Я слышал, как Coke La Rock говорил, что он тоже играл с паузами. О чём это он?

Все танцуют, всем хорошо… и тут музыка внезапно затихает. Такие паузы нужны для того, чтобы вы могли обнять друг друга, сказать девушке что-нибудь на ушко… Те самые улётные моменты… Всё это играли на брейкинг-тусах, всё это было у нас! Мы не танцевали тогда под рэп, да и вообще рэперов не было, когда мы только начинали. У каждого был свой стиль, каждый должен был показывать класс, мы все стильно одевались.

Kool Herc использовал на тусах какое-нибудь специальное освещение? Ты однажды говорил, что на таких домашних вечеринках часто включали красный свет во время медленных вставок.

Он включал импульсную лампу на вечеринках в Hevalo и в других местах. Все эти прибамбасы появились позже, так как вначале у него просто не было для этого места. Во время медляков он просто вырубал свет. Не было у нас тогда ни зелёных ламп, ни красных, ни каких-либо ещё. Просто вырубали свет, и все делали, что хотели, ведь в темноте никто никого не видел.

Наверняка было довольно стрёмно танцевать медленный танец в темноте с девушкой, которая нравится?

Всё потому, что парни застенчивы. Большинство из них боится заговорить с девушкой. А девчонки не такие, и многие из них намного решительнее мужчин. Если в тебе было хоть немного смелости, ты мог подойти к ней, взять её за руку, пригласить пойти с тобой. Она могла отказаться, и ты такой: “Ну ладно”, и шёл к следующей. Но да, это действительно было стрёмно, даже для меня.

А что за напитки у вас были? Вы пили лимонад Kool Aid?

Kool Aid??? Никогда, ни на одной вечеринке! Знаешь, что мы пили? Пиво Colt 45 и Old English 800! И, по честности говоря, курили много травы. Были курильщики Kool и курильщики Newport, тогда Kool был крупнейшим сигаретным брендом.

Расскажи, как устраивались баттлы на тех ранних вечеринках у Kool Herc на 1520 Sedgwick Avenue или в Cedar Park? Как начиналась битва? Было ли это бессловесным сражением, когда кто-то просто выходил на танцпол за тобой? Или они специально подходили и вызывали тебя на поединок словами?

Я так скажу: ко мне подходит чувак и говорит: “Эй, Trixie, хочу тебя уделать!” И все такие: “Ууууу!” А я потом такой: “Ты действительно этого хочешь?” И он ответил: “Да!”. И тогда все встали в круг, достаточно большой, чтобы в нём можно было танцевать. И надо было сделать выход первым! А потом, понимаешь, я просто забылся (смеётся)! Начал танцевать и сразу забыл обо всех вокруг, просто жёг от души, чувак! Видел бы ты это всё своими глазами, потому что я танцевал просто нереально! Представь, как все стояли в кругу, наблюдая за мной и за другим парнем! И девчонки тоже! Куча девчонок видели, как я танцую, не только парни, но и они тоже смотрели на меня! А значит, после такого ещё больше парней хотело со мной сразиться, они ведь такие ревнивые, сразу собрались против меня танцевать!

Хорошо, а как тогда определили победителя? Кто-то сказал: “Вот он победил!”, или ты настолько раскатал того чувака, что и так всё было понятно?

Да, так оно и было! В точности так (смеётся)!Он сразу понял, что его уделали. Потому что я не играл с ним. Если уж мне на танцполе бросили вызов, я не шутил! Я танцевал на полном серьёзе. Я имею в виду, мне было весело, но я относился к этому серьёзно. Как будто я вышел в круг – и тут понеслось… я чувствовал, что меня никто не остановит, вот как это было. Всё, что ты чувствуешь – тебе срывает башню!

Какое влияние тогда оказывала на тебя музыка на тусовках?

Ты имеешь в виду бит?

Да, биты…

Бит будто пронизывал моё тело, словно проволока. Я ощущал его в музыке, и танец приходил сам. Бум! Я автоматически погружался в него. Я придумывал танец, а через неделю уже все танцевали его! Затем я создавал новый стиль, и все снова перенимали его у меня. Я был известен ещё и как автор стилей на тусах. С меня начинались вечеринки. Как только входил в помещение, все радовались и приветствовали: “Trixie пришёл!” И я такой: “Чёрт, а почему никто не танцует? Ну ладно, пожалуй, я начну!”. И начинал танцевать! Так и было. Тут-то и начиналась настоящая движуха. А потом мне попадался какой-нибудь чувак, иногда не из местных… он подходил и вызывал меня на баттл. И поединок сразу начинался! Coke кричал: “Trixie!!!” Так и было, чувак! И затем они врубали музыку. Шоу начинается!

Выходит, Coke La Rock вызывал тебя в микрофон? Начинал баттл?

Да, да, да! (возбуждённо). Он кричал: “Trixie!!!” Представляешь? “Что ты будешь делать?” Бывало, что никто не хотел со мной соревноваться, потому что я долгое время побеждал почти всех. Тогда надо было быть действительно крутым, чтобы потягаться со мной.

Значит, можно справедливо сказать, что в самом начале эпохи вечеринок у Kool Herc, с 1973 по 1974, никто не мог одолеть тебя?

Верно, никто. И я вовсе не хвастаюсь. И есть ещё кое-что, что стоит сказать. Я не думаю, что кто-то мог меня уделать. Честно. Я чувствовал это, потому что другие ребята отрабатывали свои движения, чтобы потом применить их в битве со мной. Скажу абсолютно откровенно… я никогда в жизни не тренировался!

Ты представляешь, как в наши дни ребята оттачивают элементы? Так вот, я в жизни этим не занимался. Они сами по себе ко мне приходили.

Ты просто придумывал движения на ходу, реагируя на музыку, верно?

Да, прямо под музыку, под бит появлялся танец. Всё приходило на месте.

Как в то время относились к “байтам”, когда кто-то копирует чужие движения? Тебя это задевало?

Когда много людей пытается повторить твои движения за тобой, разве это плохо? Это лишь стимулировало меня придумывать что-то новое. И если кто-то думал, что он успешно справился с моими движениями – я уже выходил с чем-то совершенно другим! Я должен был постоянно придумывать новые фишки, поэтому меня и прозвали Trixie! Я никогда не повторял бесконечно одни и те же движения. Если я показал что-то одно, неужели вы думаете, что через неделю я выйду с тем же самым? Нет, так дело не пойдёт, иначе эти движения станут слишком скучными. Каждый раз приходилось делать что-то новое! Танец такой разнообразный… Точно так же у певцов: нельзя постоянно петь одну и ту же песню, надо выпускать новые хиты!

Значит, тебя не оскорбляло, если кто-то при тебе копировал твой стиль?

Нет, чувак, это было круто! Наоборот, я любил такие моменты, ведь я мог с полным правом сказать: “Ты делаешь МОЮ фишку”. Меня нисколько это не расстраивало. Это означало, что я задал новый тренд, и теперь все танцуют, как я. По факту, танцоры и по сей день пользуются моими движениями.

Какие движения были в то время твоей визитной карточкой?

Trixie Shake!!! Когда я делал эту трясучку, вибрировало всё моё тело. От ног до груди, через голову и до самых волос… у меня была тогда афропричёска, и она тоже тряслась. Я делал своим телом такое, что никто не мог повторить!

Сейчас полно людей, которые называют себя бибоями, но при этом совершенно игнорируют музыку. Но тогда, в твоё время, музыка была основой всего, не так ли? Нужно было танцевать именно под ритм?

Именно, двигаться нужно было под бит! Да! И если ты сбивался с ритма, твои движения теряли вид. Я всегда танцевал под музыку, и даже сейчас, когда танцую, я слушаю ритм. Сейчас многие месят на танцполе, но выпадают из музыки. Это смотрится неплохо, даже круто, но я считаю это неправильным.

Действительно, разве можно сказать, что человек танцует, если он не чувствует музыку и его движения не совпадают с её ритмом?

Верно! Это не танец! Ты танцуешь под музыку, чтобы как бы оживить её течение… Как будто птица, парящая в воздухе. Как будто спрыгиваешь с лодки и красиво ныряешь в воду. Или как будто играешь в баскетбол… Dr.J. творит дичь, но делает это плавно, как плывущий лебедь. Получается непрерывный поток. Это как Chi в боевых искусствах. Это нужно просто почувствовать, и тогда… эх, чувак, вот бы мы встретились тогда, много лет назад, чтобы я показал тебе, как это было. Музыка должна быть в твоих ушах и в твоём сердце. Надо, чтобы уши доносили до тебя музыку, чтобы ты её чувствовал. Если ты не слышишь – ты её не чувствуешь. Между прочим, я ещё и играю на конгах, поэтому всегда чувствую ритм.

Когда ты начал заниматься игрой на конгах?

В 10 лет, достаточно рано!

Поэтому у тебя такое отменное чувство ритма.

Да, теперь ты понимаешь. Ритм, бит, всё всегда на своём месте.

Под какие песни ты чаще всего танцевал на вечеринках у Kool Herc?

Под James Brown! И ещё The Ohio Players, Earth, Wind & Fire.. чувак, да я мог танцевать подо всё, что там играло, но больше всего любил James Brown! Если кто-то танцевал против меня на соревнованиях… да, я ещё и конкурсы устраивал. Так можно было выиграть немного денег, или какой-нибудь приз или трофей. Тогда James Brown!!!! Включите его – и я буду танцевать подряд под весь альбом!! Под Sex Machine, Give It Up или Turn It Lose… Я мог станцевать под любой его трек, даже под самый быстрый. Но могу про себя сказать, что я в то время не был бибоем! Я НЕ БЫЛ B-BOY, когда начал танцевать брейк-данс! Kool Herc придумал это уже потом, когда я перестал танцевать. Так что я не был бибоем, я был просто Trixie! Это потом уже всех остальных парней стали называть B-Boys и Herculoids. Меня тогда уже не было среди них, я с этим не связан. Так что надо это чётко уяснить! Но сейчас таких, как я, называют бибоями.

Итак, если я правильно тебя понял… термин B-Boy придумал Kool Herc, но ты начал танцевать брейкинг ещё раньше и не определял себя как бибоя?

В точку! Нет, я был просто Trixie. Меня никто не называл B-Boy Trixie. Просто Trixie, Trixie, Trixie!!! Я хочу, чтобы все это понимали.

Как вы в то время одевались? Какое значение имел тогда стиль в одежде?

Тогда нужно было выглядеть стильно! Мы подбирали себе одежду, это было ещё до того, как мы начали ходить на вечеринки к Kool Herc. Уже тогда мы знали, как следовать моде. Мы носили ботинки Playboy, ещё раньше чем British Walkers. У нас были кожаные костюмы, сшитые вручную брюки, итальянский трикотаж, туфли из кожи аллигатора, всё в этом духе. Если было желание, можно было носить и кеды, джинсы Lee, прикольные свитера, украшения и всё такое… В общем, надо было одеваться как следует, оборванцев на вечеринки не пускали.

А какие одеколоны были тогда популярны?

Однозначно Champagne! Это был крутейший одеколон того времени. Все парни пользовались Champagne.

 

Перевод: Таня Кашкарова