В начале 2010-х годов имя I Diggidy было на слуху у большинства фанатов хип-хопа в России благодаря на редкость для нашей страны качественному рэпу на английском языке. Но в какой-то момент карьера молодого исполнителя притормозилась, и слушатели потеряли его из виду. Иван (настоящее имя артиста) иногда появлялся с новыми проектами, а после вообще сменил псевдоним на Cemepka Cemepka.
Сегодня на всех музыкальных площадках появился альбом «Made In SU», который стоит назвать сборником лучших треков I Diggidy с небольшим бонусом в виде ранее неизданных треков. Именно с этого момента можно уверенно сказать: I Diggidy вернулся! По такому случаю Кирилл Гиро и Мойша Эскобар встретились с Иваном, чтобы задать ему несколько вопросов о прошлом, настоящем и планах на будущее. Получилась обстоятельная беседа, позволяющая познакомиться с музыкантом поближе.
Последний свой музыкальный материал ты выпустил под псевдонимом Cemepka Cemepka, до этого были Cryptocriminals и 4-15-65, из-за чего многие потеряли такого как артиста I Diggidy из виду. С чем связана смена имени?
Это как в кино. Актёр один и тот же, а персонажи разные. Я пробовал себя в новом амплуа, придумывал новых персонажей. Почему «Cemepka Cemepka»? Как говорил Юрий Никулин в фильме «Операция Ы», чтобы никто не догадался. Мне не хотелось, чтобы проводились параллели с I Diggidy. А то бы ждали чего-то старого, а тут — новое.
Но недавно у тебя появился паблик ВКонтакте как I Diggidy
Спасибо Мойше за это. Вернёмся к этому позже, ок?
Почему музыка в твоей жизни отошла на задний план?
Музыка — всегда со мной. То, что я ничего не записываю, не значит, что я ничего не пишу. Просто я меньше делаю треков, потому что не вижу в этом смысла коммерческого. Музыки сейчас хоть отбавляй разной. Даже у московского метрополитена свой плейлист. Без меня справятся.
Чем ты занят сейчас? На ютюбе и в инстаграме можно найти видео твоего SMM-проекта. Это твоё основное дело сейчас?
Я ещё комментирую MMA, занимаюсь партнёрским маркетингом, SMM, букмекеркой. Короче, у меня куча всяких рабочих проектов.
А расскажи больше про комментирование. Когда ты долго молчал, многие кидали посты, даже наши знакомые (Славон, Резо из Digital Squad) скидывали видео, где ты сидишь не Матч ТВ и комментируешь. Все тебя давно не видели, потеряли из виду, а тут ты вдруг появился.
Я работал в MMA, в одном российском промоушене. Ну и периодически ездил (и езжу сейчас, но реже) комментировал турниры, которые транслируют на буржу. Чисто по деньгам нашим компаниям это выгодно — в Америке брать комментатора, например Джо Рогана, стоит 10 тысяч долларов за турнир. А если брать меня, Рому Мазурова, Мику Виноградова — выходит значительно дешевле.
Ну вот с такими делами я и оказался на одном из турниров, где Матч ТВ понадобился синхронный переводчик. Вот я и оказался опять перед камерами, хоть и на втором плане.
Ещё во время своего затяжного молчания у тебя был проект Cryptocriminals. В нем снялся актёр Сергей Бурунов. И ещё есть информация, что ты делал что-то совместное с лейблом 100PRO.
Выходил фильм «Все или ничего», его снимала кинокомпания Антона Белова. Антон — мой давнейший приятель. Ну и он звонит мне однажды, говорит: «Подменишь Рик Росса?» Антон для саундтрека к фильму хотел его фирменное «рикроссовское» звучание, но после того, как узнал ценник — не захотел такие бабки ему платить за одну песню. И мы сделали с ним клип, на который он потратил больше денег, чем на фит с Рик Россом.
Я в этом материале участвовал с приятелем Денисом Павловым, как Cryptocriminals. А так как Белов тесно сотрудничает с ШЕFF’ом, то выпускали то все через 100PRO. Ну а сейчас его компания снимает фильм про Ларису Савицкую, там классная история, загуглите.
Сейчас ты готовишься к выпуску нового проекта под старым псевдонимом «Made In SU». Можно ли назвать его делюкс-версией твоего альбома 2011-го года «Made In Russia» или там будет исключительно новый материал?
Вот мы и добрались до Мойши Эскобара. Максим сказал, что сейчас самое время выложить все старые треки «Made In Russia». Потому что они официально не представлены ни на одной площадке. И, ты знаешь, в этом есть логика.
В инсте мне пишут, спрашивают, где найти тот или иной трек. Удивительно, что их нигде нет и не было. Ну вот теперь они появятся. То есть это шаг в сторону тех людей, которым хочется послушать меня на той площадке, на которой им удобно. Там будет много самых «попсовых» моих треков, которые выбраны по запросам людей.
А поскольку очень грустно, гнусно, скучно, сопливо и жлобливо выпускать только старые треки, то… чтобы у людей был стимул зачекать новый релиз — там будет и новый материал. Я не забыл, как читать рэп. Это как на велике кататься, не разучишься.
А откуда родилось название «Made In SU»?
Все очень логично: я родился в Советском Союзе. Где родился, там и пригодился. Правда, страны такой больше нет. Осталось только КПРФ. Которые, к слову сказать, проиграли на выборах в моём районе. Это название Мойша предложил. Я не смог отказаться. Оно — идеально.
То есть тебя сподвигнул на это Макс или ты сам об этом тоже задумывался?
Задумывался, но я лентяй. Это же надо туеву хучу всякой пижни готовить, договоры всякие, тексты, картинки. И только потом, когда-нибудь, ты увидишь деньги. Или не увидишь. А мне уже не 16 лет, я на такое не подписываюсь.
Хотя, знаешь, у меня такое впечатление, что в старой музыке есть свой шарм. Сейчас 2021-ый год, а я слушаю много хип-хопа американского старого, который вообще никто не слушал никогда и сейчас не знает. И очень зря. Какой-нибудь Royal Flush 1997-го года. Стильно сделано. А стиль с годами — как вино — становится лучше. И вот если бы его показать людям — они бы выкупили. Это как сериал «Клан Сопрано». Его сейчас смотрит больше людей, чем когда он шёл по телеку.
Поэтому, когда Мойша мне предложил этим заняться, я для приличия отнекивался недолго, а потом согласился. Здорово оставить что-то где-то, чтобы это можно было послушать через 20 лет и сказать: «вау, а чуваки то стелили в то время!».
Кстати, сейчас много старого материала американцы переиздают на цифровых площадках, и наши, D.O.B. например на площадках появились. Понятно, что они с этого особо не заработают, просто надо, чтобы это было везде.
Переиздание старого — это гуд. Старый хопчик я могу послушать, поностальгировать. А так, знаешь, я вообще почти не слушаю сейчас никакой новый материал никаких американцев. Или русских. Я вообще не люблю рэп. Разлюбил. Нашёл другую. И её имя — инструментальный хип-хоп. Поменьше пиз***а. Только бит, басс, сэмпл. Красота.
Если брать кого-то современного, кто читает рэп, я бы выделил только Моргенштерна. Это единственный чувак, которого я могу послушать. Ради интереса. Он делает на стиле. Хотя, сейчас куча людей делает довольно качественный контент. Клипы, песни. Но это для молодёжи. Тем, кто ищет своё. А я своё уже нашёл, мне чужого не надо.
А если брать тех, кого я слушал в детстве, например Касту… то, что они делают сейчас — мне вообще не нравится. Если брать америкосов, которые мне нравились… только Jay-Z вывозит единственный. Не стареет он, блин. А все новые чуваки… ну ладно, Drake хорош. И все, точка. Нет, ещё Post Malone.
А Kanye West? J. Cole?
Kanye West — человек, у которого биполярное расстройство. Что в нем интересного? Что он тебе расскажет? Как он угодил в рехаб, а потом вышел свеженький? А потом обратно? Так себе романтика. А у J.Cole вроде нет биполярного расстройства, он неплох. Но скучный. Кендрик Ламар? Типа, если бы Тупак был ботаником? Не, я пас.
Самый крутой — Drake. Он приятный и, самое главное, позитивный. Рэп — кал, но Drake его вытаскивает, потому что он не рэпер.
По нашей информации, за время затяжного молчания, ты побывал в разных городах и странах, расскажи где был, чем занимался. В частности, нас интересуют твои поездки в США
Самое интересное, что было: Ирак. И самое классное, что было в Ираке — это когда я выхожу на улицу и мне никто не говорит: «о, привет I Diggidy, давай сфоткаемся». Они говорят: «Поднимите пожалуйста руки вверх и пройдите через металлодетектор, мы хотим узнать нет ли у вас с собой бомбы.». И они говорят это всем.
Ну и, конечно, в Ираке — иракский Тиндер. Там все девушки в парандже. Больше я ничего рассказывать не буду. Харам.
А зачем ты туда вообще поехал?
Я там был по работе, потому что российская экономика успешно проникает в Ирак. Американцы там ещё держат базы, но вдруг они оттуда уйдут? Как из Афганистана. Вот наши с тобой соотечественники и суетятся там. Россия Ираку помогает, рабочие места создаёт, инфраструктуру строит.
Когда мне сказали, что надо лететь в Ирак, я сказал: «деньги вперёд». И не ошибся. Там, блин, разруха. Войны не было давно, но… Автоматчики, стены. Мрачно, короче. И это я ещё был в Курдистане, там поспокойнее. В центре Багдада до сих пор стреляют. Хорошо, что мы туда не полетели.
Главной фишкой твоего творчества для многих было свободное знание двух языков: русского и английского. Благодаря этому ты видимо успел прочувствовать тот самый вайб Штатов. Расскажи о быте американцев и о их андерграунд хип-хоп сцене.
Хороший вопрос ты задал. Многоэтажный. Об этом можно диссертацию писать. Для того, чтобы понять эту культуру, обязательно нужно побывать в Штатах, где она родилась. Посмотреть, как они там себя ведут и в чем прикол. Если брать Россию, то у нас рэп очень популярен, так как мы вообще всю культуру копируем с американцев. И обычно отстаём от них лет на двадцать. Хотя, например, в плане цифровизации — мы их дрюкаем. Ты за кого голосовал? Я за Трампа.
Основная тема за культуру в чем? Возьмём 10 человек, которых я знаю. Из них один читает рэп. Среди 10 американцев — 9 читают рэп. Причем они читают его с 7 лет. И они с такого возраста уже панчуют. А потом они все садятся в тюрьму, либо идут на работу. Никто из них не планирует на этом строить карьеру, это как у нас во дворе в футбол поиграть. Чисто прикол. И так у них было ещё в восьмидесятых. Понимаешь? Вот откуда появились Нас, Бигги и Эминем.
Ну а если по чесноку проводить параллели между российской действительностью и американской, то мы все больше и больше похожи на Америку, а Америка все больше и больше похожа на Россию. У них творится какой-то лютый трэш, они Капитолий захватывают, это прям похоже на 1917-ый год в России. Бизнес-центры полупустые, фирмы все позакрывались. А у нас наоборот — Москва цветет парками, электробусы ездят, высотки строятся. Менты взятки не берут. Такое ощущение, что мы стали ими, а они — нами. Если это правда так, то будем ждать ипотечный или кредитный кризис. Ёб**т будь здоров. Готовимся.
Единственная, но существенная разница между Россией и Америкой, у них больше денег. Но это не про провинцию. Бедные люди там такие же как у нас. Провинциальная Америка сильно напоминает Россию. Там всё тоже самое, родное, знакомое: едешь, смотришь — траву никто не косил, какой-то трактор гнилой валяется посреди речки, маргиналы в 2 часа дня толкутся на улице, семечки с сиськами пива квасят. Я, конечно, утрирую. Но общий посыл верный.
Если ты вдруг оказался в каком-то большом городе, неважно Бостон или Атланта, посмотри по сторонам. Видишь на окнах решетки? Видишь магазинчики, где продается алкоголь, табак и оружие? А сбоку ещё «bail bonds», где можно взять кредит на выкуп близкого из тюрьмы? Если ты видишь это всё — надо срочно куда-то прыгать и уезжать. Ночью тебя там ограбят в момент, у них нет там таких камер, как у нас.
У тебя есть много треков с представителями андерграунд сцены США, как устанавливал коннект?
Если ты имеешь ввиду тут, сидя в России, то через соцсети. А если там — в Штатах — то просто загляни на любой рэп-концерт. Там в каждом городе рэп-сцена огромная. Находишь кого-то прикольного, на стиле. Ну и дальше предлагаешь взаимный пиар, всё на респекте. Можно, конечно, выйти на Рик Росса за 10 тысяч долларов, но я бы не стал. Я бы лучше куплет Jadakiss купил. Интересно, сколько он сейчас стоит?
Английский язык играет большую роль в твоей жизни, правда ли, что твой отец в 1991 году участвовал в мероприятии подписания соглашения о породнении города Магадан и Анкоридж (Штат Аляска, США). Исходя из нашей информации, он выступал секретарём комиссии и переводчиком мэров Дорофеева и Финка?
Мой отец преподавал в магаданском университете, он лингвист. Там рядом Америка, а в тот момент перестройка была. Cold war is over, давайте дружить! Ну и всякие государственные деятели стали летать туда-сюда. Наши туда. Они к нам. А батька у меня переводчик хороший, поэтому на всяких meetings присутствовал.
Отец рассказывал мне прикольную историю: первый раз, когда он переводил вот эту всю замануху, там было какое-то собрание, наши мужики в ушанках и пальто. Там огромная аудитория, и надо переводить русского мэра на английский. Он сказал, что это был первый его опыт, из-за сильно напрягался, потому что тяжело. Тебе тип говорит по английски, ты должен перевести это на русский со всеми идиомами, выражениями, он сбивается, а там было много американцев. Они начинают хлопать, типа «давай, чувак, ты справишься». И я понял, что он занимался переводами почти как рэпом, то есть — ты просто стоишь у микрофона и читаешь. Мы в чем-то с ним похожи в этом плане.
Это правда, что американские чиновники обронили фразу: «Мы будем вести диалог, только если переводить будет Дмитрий Полетаев?»
Мне отец так рассказал. А он — удивительный человек — не пи**т никогда. Многим рэперам так не хватает этого качества!
Известно, что ты родом из Магадана, как прошло детство в этом холодном городе?
Город как город. Если бы он был Америке, то был бы миллионником. Но, он made in SU. Поэтому там можно снимать фильмы и клипы про киберпанк. Ты выходишь на пляж и там стоят брошенные корабли, ржавые, фактурные. Хотя, может уже их и убрали оттуда. Я был там 21 год назад и особо не скучаю. В детстве было весело: зайди в подъезд, понюхай клей. Залезь в форточку, вытащи магнитофон. А что делать там во взрослой жизни? Золото добывать? Не знаю.
Батька недавно летал туда, но я с ним не поехал, потому что за 20 тысяч в одну сторону — спасибо, не надо. Хотя, надо как-нибудь заставить себя слетать. Природа там красивая: сопки, стланиковая сосна, Охотское море. Смотрю в интернете фотки, город, вроде бы облагораживают. Ну, дай бог.
Почему по приезду в Москву ты остановился именно в Гольяново?
Все очень просто — в Гольяново самые дешёвые съемные квартиры в Москве. Поэтому там в большом количестве проживает люмпен. И ещё живут москвичи. Те, которым дали там квартиры. И, как правило, они очень недовольны тем, что понаехала куча всяких ослов из деревни, которые вообще не понимают, что такое Москва, что такое мегаполис и что нужно вести себя культурно.
И вот эти два слоя — культурные москвичи и некультурные немосквичи — там смешиваются. Как в плавильном котле. И получается новая разновидность жителя города Москва — гольяновский человек. И вот я тоже один из этих людей. И очень этим, ээээ, доволен.
Там ещё вокзал стоит, он сейчас стал прекрасным, новеньким. Но район остался тот же. И всё вокруг этого вокзала — то же. Потому что все те же ценности у ребят. Есть правильные, которые вкалывают, семьи строят. А есть такие, у которых план по жизни «тихо спи***л и ушёл, называется нашёл». Или «украл, выпил, в тюрьму». Или «обожраться кайфом и выйти в окно». Называй как хочешь. Может, я только с такими и общался, и поэтому об этом говорю. А на самом деле всё радужно и прекрасно там. Свинья грязь везде найдёт.
Расскажи о Гольяново 2004-2010 годов, насколько нам известно, у него был титул самого криминального района, в рейтинге, составленном «The Huffington Post», Гольяново занял аж 3 строчку. Расскажи о самых неприятных вещах, которые ты видел.
Не знаю, кто составлял этот рейтинг, какой-то очень странный вывод. Как Гольяново может быть опаснее, чем Колумбия или Бразилия? Там же вообще жесть, фавеллы. А у нас были пятиэтажки. Старшаки поглядывали за порядком, но за всем не уследишь. Тем более, когда молодые ребята, горячие. Кровь бурлит, хочется доказать что-то кому-то. Плюс, это ещё подростковая вещь — мы все смотрели «Бумер», «Бригаду» и всю эту байду.
Я рос там, где если у тебя есть брат, то один идёт в полицию, а другой ворует. Или надо быть, например, программистом. Но в 2004-ом быть программистом — сложно. Компьютер нужен.
Один раз какой-то чёрт с топором приехал. Бабу он приревновал, пи***ц. Что ещё такого вспомнить? Ну и там, бычья морось по синьке. Я однажды такое пьяное кунг-фу наблюдал, у алкашки круглосуточной, Джекки Чан бы позавидовал. Ну и, вокзал рядом. Ты когда приезжаешь в другой город, твоё первое желание — делать, что хочешь. Тебя никто здесь не знает. Я, например, когда приезжаю в новый город — кайфую от того, что иду по улице и никого не узнаю. А есть такие люди, которые кайфуют от того, чтобы у женщины сумку дёрнуть. Такого хватало, тем более камер наблюдения-то не было. Ну и если ты такое видишь — вот тебе геморрой — беги, сука, изо всех сил и догоняй этого пидараса. Или в полицию звони, если из окна увидел. Я много всякого говна видел. И вот тут стоит отметить, что не зря в России за наркотики дают уголовные сроки. Не готово наше общество к этому. Возможно, когда это станет обычным бизнесом, который платит налоги… Не знаю. В Америке, например, легально оружие. Там люди валят друг друга с обеих рук.
Расскажи о рэп-тусовке из Гольяново, у вас частенько бывал Иван Noize MC, в начале своего творческого пути в Москве там жил Влади из Касты, также Паук из клана Цвет и Тьма. В общем, расскажи о тусовке того времени.
Паук, конечно, был очень крут на то время. Мне его стайлак тогда нравился. Нойз у нас на ранчо не жил, но был частым гостем, потому что у нас была нехилая тусовка. Мы делали джемы: лето, шашлыки, все дела. Аппаратуру притащим в лес, генератор включим, микрофоны подключим. К нам многие приезжали, Гек приезжал к нам. Это только в моих треках район горит адским пламенем. На самом деле там хорошо. Когда солнце светит.
В первой версии трека «Холода», в интро есть голос Васи Басты и Вани Нойза. Где Баста спрашивает у Нойза, есть чувак который читает на английском, не помню как зовут и Нойз ему отвечает ах да это Ваня Айди из Гольяново. Вспомни как вы познакомились с Нойзом и расскажи о истории вашей дружбы?
Нойз ещё был неподписанным артистом. Да и вообще в России тогда это только появилось — «подписанность». Он делал много летних концертов на Арбате. Довольно успешных. Люди проходили мимо, слышали рэп и останавливались поглядеть. И тут мы нарисовались, со своей Гольяновской тусовкой. С генераторами и оборудованием. И случился успешный успех. Мы там перформансы такие делали, что собирались целые столпотворения. Люди перекрывали улицу. Иногда это всё затягивалась до ночи, а иногда в самый разгар движения — бац — и полиция нас забирала. Так нежно забирала, с любовью, и уважением.
Потом уже, конечно, мы их зае***и в край. Они как только нас видели — сразу агрились люто. Но наркотики не подкидывали, х**и, у нас свои были! Не у Ивана, конечно. У нас — плохих парней и подонков из Гольяново.
Здесь логично вспомнить про, наверно, твой самый известный трек «Гольяново не Бруклин». Есть ли у него какая-то особенная история создания?
У Касты была такая строчка: «наш рэп будет играть из каждой второй машины». Вот, и у меня была такая задача. И вот тут можно немножко себя похвалить, я справился. А потом я ходил по району и бесился «почему, дескать, играет моя песня из машин, а я вот с этого получаю х** и иду мимо пешочком?».
Отовсюду играл этот трек. Это было попадание в цель 10 из 10. Сорри, но нет никакой печатной версии истории создания этого трека. Просто года два на него ушло, от идеи до релиза. А так, клип посмотри, там всё станет понятно, как этот трек записывался.
Какие твои планы на будущее? Готовиться ли уже новый материал?
Планы? Я жду когда ко мне Jay-Z постучится в Инстаграм и скажет: «брози, давай напомним этим петухам, что такое Hard Knock Life, я оплачиваю студию?». А я ему отвечу: «чувак, я занят, не отвлекай». Ещё в планах, чтобы Prodigy восстал из мёртвых. Гениальный он. Это было бы прям супер, я прям об этом думаю. Но это маловероятно.
За последние несколько лет в хип-хопе, как нашем, так и зарубежном, появилось много ярких новичков. Впечатлил кто-то тебя? Кто у тебя в плейлисте?
Вот смотри, я вижу миллион людей, которые круто читают рэп. Потому что я натыкаюсь на их посты в Инстаграме. Слушаю чего они мутят и думаю «вау!». И сразу же забываю имя исполнителя. Если учесть, что ранее я назвал рэп дерьмом, то получается… если я кого-то слушаю, то это дерьмовый артист. Ты не поверишь, но мне начал нравится Егор Крид. Как продукт он же оху*****ный. А вообще я стараюсь не слушать рэп, это же музыка протеста. Типа, бросай вёсла, давай раскачивать лодку! А я смотрю на это и думаю: «чувак, х**и ты орёшь? Ты что, капитан? Греби давай, ёп».
Тогда с кого ты начинал слушать?
Тысяча девятьсот девяносто шестой год, на радио играет Coolio «Gangster’s Paradise». Вряд ли я уловил тогда смысл этой строчки, но она залипла у меня в башке: «Ночью я стою на коленях и молюсь богу под светом уличного фонаря». Яркий образ, цепляет. А уже осознанный выбор пришёлся на Eminem и, боже упаси, 50 Cent. И Каста.
А потом я стал пожирать пластинки, как толстяк пончики. Das EFX, A Tribe Called Quest, The Diplomats, Cypress Hill, OutKast и так далее до бесконечности. А ты слышал первые пластинки Black Eyed Peas? До Fergie? Это же просто невероятный хип-хоп. Абсолютно в моём вкусе.