На фото: Keak Da Sneak и E-40 во время съёмок видео «Tell Me When To Go», Окленд, штат Калифорния, 2006 год. Фото: D-Ray.
E-40 всегда представлял свой родной город (Вальехо, штат Калифорния), в 90-х E-40 продвигал mobb music, в начале 2000-х способствовал развитию движения hyphy (хайфи). Десять лет назад, в 2006 году, рэперы, среди которых были E-40, Mistah F.A.B., Too $hort и Keak Da Sneak придали большую определённость работе, начатой Mac Dre, который скончался в 2004 году. Всё чаще стали проводиться тематические вечеринки, на которых были сайд-шоу («аттракционы»). Sideshows возникли в Bay Area и стали впоследствии частью движения Hyphy. Sideshows это импровизированные шоу с тачками в урбане с трюками. Вот пара примеров подобного:
Элементами хайфи движа также стали огромные очки, называемые stunna shades
Mac Dre на Гавайях в stunna shades
Ещё одним элементом движения хайфи стало ghost riding the whip (опасное действие, которое часто критикуют. Водитель ставит авто на нейтральный режим и идёт рядом с тачкой, либо высовывается из дверей, либо стоит на крыше. Обычно это дело происходит в виде танца), ну и ко всему прочему хайфи это конечно же своеобразный стиль музыки, для которого характерно использование сэмплеров (устройств, позволяющих генерировать новые звучания путём повторения, трансформации или смешивания предварительно записанных естественных звуков; вертушек — синтезаторов, обычно с клавиатурой, позволяющих музыканту извлекать искусственно синтезируемый звук с определёнными характеристиками, в том числе — имитирующий звучание живых инструментов, а также различных ударных инструментов), а также прочие фишки — гримасы, танцы, знак «t» (thizz):
“Gettin’ hyphy is just gettin’ hype, takin’ it there” (получать хайфи, это как создавать вокруг шумиху), — говорит Draymond Green во время съёмок рекламы Beats By Dre. «Это подобно тому, как ты находишься в своей естественной среде и просто живёшь. Вот и вся тема. Это Bay Area в двух словах, сечёте? Будь живым, будь собой. Тебе не надо меняться, просто будь собой и живи с этим».
Придумал всё это дело Keak Da Sneak (3x-Krazy) ещё в 1994 году, но расцвет движения хайфи пришёлся на 2006 год, когда E-40 выпустил один из своих главных альбомов «My Ghetto Report Card«, а песня “Tell Me When To Go” при участии Keak Da Sneak стала мейнстрим-хитом на радио. Во время рекламного ролика для Beats By Dre, E-40 и Keak попытались воссоздать оригинальный клип на песню, на переднем плане сайд-шоу — Green.
На фото: Draymond Green и танцоры Turf Feinz во время съёмок коммерческого видео для Beats By Drе. Фото: Beats By Dre.
В 2006 году E-40 подписался на Warner Bros., где также записывалось трио Federation (продюсировал ребят новатор хайфи звучания Rick Rock), в итоге хайфи достигло уровня мейнстрима, о хайфи даже сняли небольшой фильм на MTV.
«Вся движуха хайфи пришла из гетто», — говорит T-7 из танцевальной команды Окленда Turf Feinz, которая была сформирована примерно в то же время, что и хайфи. «Один квартал представлял и выражал себя перед другим кварталом, не прибегая при этом к насилию. Дети нашего возраста представляли в позитивном ключе то откуда они родом, вот чем было хайфи«.
По-началу это было просто проблеском того, чем могло бы стать. Рэперы в Bay не были готовы справиться с наплывом внимания, лишь у немногих была деловая хватка, чтобы довести начатое до конца. Лэйблы не слишком интересовались подобным, либо отмечали нескольких исполнителей, Интернет был тогда не настолько вездесущ, чтобы помочь в рекламе нового движения. Как только средства массовой информации заявили, что настала эпоха хайфи, начался её спад, хайфи умерло на глазах Bay Area. Элементы хайфи остались в битах и новом рэп лексиконе, но Bay не был готов к тому, чтобы достичь господствующей славы в мейнстриме, ведь это происходило до ютуб-эры и многие исполнители просто не знали как правильно продвигать эту тему.
Спустя 10 лет после пика хайфи, его главные представители рассказали о том как всё начиналось и как могло бы быть.
Участники:
E-40 — рэпер, предприниматель
Keak Da Sneak — рэпер
Mistah F.A.B. — рэпер; филантроп; предприниматель
Too $hort — рэпер; актёр; основатель Up All Night Records
Stretch — бывший менеджер Mac Dre
Wanda Salvatto, a.k.a. Mac Wanda — мама Mac Dre
Rick Rock — продюсер, основатель лэйбла Southwestern Federation
Ghazi Shami — основатель EMPIRE Distribution
Draymond Green — движущая сила Golden State Warriors
T-7 — участник танцевального коллектива из Окленда Turf Fienz
Big Von — DJ/радиоведущий на 106.1 KMEL и Shade45
J-Diggs — рэпер, содиректор лэйбла Thizz Entertainment
Orlando McGhee — бывший директор A&R на Warner Bros. Records
Kamaiyah — рэпер
Что было в начале…
Keak Da Sneak: в 7 классе я хотел читать рэп, многие мои друзья делали фристайлы, продумывали схемы того, как попасть в эту игру. Я был харизматичным ещё когда учился в младших классах, мне нравилось смешить людей, я мог заставить всех смеяться. Слово «hyphy» («хайфи») я придумал потому что как правило ел много конфет (candy) и очень любил их. Ну короче у меня возник вот такой образ: когда ребёнок ест много конфет то он становится «гипер» (hyper), не может просто так сидеть на одном месте и энергия просто бьёт ключом. Вот так я и придумал это слово.
Клип на песню Keak Da Sneak «Super Hyphy»:
Rick Rock: в Bay Area был звук, который мы называли mobb music, это были в первую очередь Mike Mosley и Studio Ton, люди такого типа. Хороший звук также делал DJ Daryl. Большинство исполнителей были независимыми. Постепенно некоторые артисты стали заключать сделки с лэйблами, 40 и Spice 1 подписались к примеру на Jive. В mobb music были зловещие синтезаторы, хлопки и ударные 808.
E-40: хайфи — это энергия. Хайфи — это стиль жизни. Это пришло с улиц. Основу заложили такие люди как Keak Da Sneak, Mac Dre и многие другие. Это действительно является образом жизни, упрямым и очень энергичным, иногда говорят подобное: «Он просто молодой хайфи чувак» или «Он чертовски хайфи».
Mistah F.A.B.. Фото: D-Ray.
Mistah F.A.B.: люди не понимают, что по-началу хайфи не было хорошей вещью на улицах Окленда. Я имею ввиду, что если ты был хайфи, то это было не круто. Люди тут же начинали: «Мужик, этот чувак чересчур хайфи. Почему ты тусишь с ним?» Так, что мы сделали это тем, что впоследствии было принято массами и стало классным.
Ghazi Shami: в конце 90-х радио в Bay Area стало корпоративным, под Clear Channel. Так что времени для независимых исполнителей стали уделять в разы меньше. Изменилась динамика радио, как следствие изменилась и музыка. Хайфи было способом сказать: «Мы собираемся делать музыку так как мы хотим её делать и нам плевать будете вы это у себя играть или нет».
Mistah F.A.B.: оплотом хайфи были Mac Dre и Keak Da Sneak. Эти двое шли в унисон. Dre был обаятельным человеком. Их музыка до сих пор популярнее некоторых модных исполнителей. В то время Mac Dre уже был большой звездой, он был звездой даже ещё до того как попал в тюрьму. Когда он вышел, то заново открыл себя, начал называть себя иногда Thizzelle Washington, стал ещё популярнее. Когда он умер, его репутация достигла просто заоблачных высот. Не стало Mac Dre, зато остался Keak Da Sneak. Keak Da Sneak трансцендировал несколько поколений музыки Bay Area и до сих пор продолжает выпускать новый материал.
Sway Calloway и Too $hort во время съёмок фильма для MTV «My Block: The Bay», 2006 год. Фото: D-Ray.
Движение
Stretch: всё, что люди ассоциируют с хайфи, начиная от ghost riding и заканчивая stunna glasses, все эти клише впервые появились на DVD Mac Dre «Treal TV». Некоторые люди не видели раньше sideshows и всех этих вещей. После «Treal TV» стали выходить подобного рода DVD, такие как «Oakland Gone Wild».
Big Von: это началось в 2001 году и уже в 2002 стартовало на полную. Вот когда реально пошёл движ. Мы собирались вместе по пятничным вечерам. Была такая тема: “Friday Night Freestyles”. Рэперы из Bay Area приходили, чтобы посоревноваться друг перед другом во фристайле. Если ты выигрывал, то ставили твои песни. Затеял это дело Rick Rock. Rick Rock ко всему немного приложил руку. Он действительно привнёс новое звучание. Сечёте о чём я?
Rick Rock: хайфи было высокой энергией, с басовой линией и большим количеством mobb элементов. Это стало частью Bay Area. Правда никаких ностальгических сэмплов при этом. Это энергия, затрагивающая ваши чакры, подпитывающая ваши энергетические ресурсы. Подобного рода вещи автоматически заставляют вас чувствовать себя прекрасно и вы даже не можете понять почему так происходит. Хайфи было чудным временем, у нас был свой фирменный звук. Мир говорил: «Это их». Мы не знали как это описать, но мы знали, что это, когда слышали. Я знаю, что могу в любое время сесть и сделать это. Я начинаю в определённом темпе, что даёт вам возможность проникнуться на определённой частоте. На этой частоте есть эмоция, я иду вверх, а затем вниз, вместе с диапазоном аккорда. В итоге слушателя затягивает и у него возникает вопрос «Что это?».
Big Von: я думаю, что первой записью в стиле хайфи был трэк Keak Da Sneak “T-Shirt, Blue Jeans & Nikes”. Затем The Team выпустили “It’s Getting Hot”. перед тем как это попало на радио, я попробовал поставить эту запись в трёх клубах. Broadway в Окленде, Mingles и Geoffrey. Слышали истории о том, как в некоторых районах начинают делать свою собственную музыку? Когда люди слышали всё остальное слишком долго и решают начать делать что-то своё? Вот так всё и случилось.
После того как Mac Dre отсидел 5 лет 1992 по 1997 годы за участие в заговоре с целью ограбления банка, он основал Thizz Entertainment, в настоящее время лэйблом занимается его мать Wanda Salvatto, A.K.A. Mac Wanda.
Mac Wanda: до того как Mac попал в тюрьму, там было много гангста-рэпа. За годы тюремного заключения он несколько переосмыслил жизнь и выбрал другой путь самовыражения — свобода, жизнь и веселье. За эти 5 лет он аккумулировал в себе энергию и как только вышел начал записывать новую музыку со всей страстью. Так через несколько недель он закончил ещё один альбом.
Он начал делать более позитивный рэп, это напоминало скорее даже танцевальную музыку. Яркими примерами того являются песни “Get Stupid”, “Thizz Dance” и “Feelin’ Myself”. У него был уникальный стиль. Он одевался по-своему и говорил о своей жизни, вы можете и сами ощутить многое в его музыке, в частности то как он хорошо проводил время и проникнуться этим. Он выходил на сцену и исполнял эти безумные танцы. Люди начали повторять, танцевать также как и он, впоследствии это назвали Thizzle dance.
J-Diggs исполняет ghost riding на Range Rover во время съёмок клипа «Tell Me When To Go». Окленд, штат Калифорния, 2006 год. Фото: D-Ray
J-Diggs: я был первым, кто начал ghost ride. Я помню как встретился с Lil Jon в Лас-Вегасе, я потянул его в MGM, прыгнул на капот своего авто. Я был в своём Range Rover и исполнял ghost ride прямо перед гостиничным работником MGM, надо было видеть лицо Lil Jon! Мы после этого сдружились. Он сказал тогда: «О боже, что это?» E-40 в то время работал над проектом «My Ghetto Report Card» и временами пересекался с Lil Jon. Я знал, что Lil Jon толканёт E-40 идею о том, что надо бы развивать это движение. И я был единственным парнем, который исполнял ghost riding в клипаке E-40 «Tell Me When to Go». 40 мне лично позвонил и пригласил поучаствовать в съёмках видео.
Mac Wanda: ghost riding the whip — это то, что Dre и Keak Da Sneak делали просто ради удовольствия. Во время сайд-шоу они выпрыгивали из авто, когда оно ещё находилось в процессе движения. Это было довольно глупо с их стороны, ведь каждый взрослый здравомыслящий человек понимает, что это опасно. Но вот так они забавлялись.
Keak Da Sneak с фото Mac Dre. Фото: D-Ray
Stretch: движение хайфи на самом деле стартовало не раньше, чем в 2005. Mac Dre был тем, кто представлял Bay Area и показал всем, что такое Bay. Вместо того, чтобы делать стафф для других людей, он делал музыку Bay Area, это изменило жизнь многих.
Ghazi Shami: у Mac Dre было несколько поколений последователей — молодёжь, пожилые люди, люди среднего возраста. Это были люди всех этносов, всех рас. У него была огромная аудитория фанатов. Я бы сказал, что он был, возможно, самым харизматичным рэпером из всех, кого я когда-либо встречал, а я встречал очень известных людей из мира хип-хопа.
После того как Mac Dre скончался, E-40 и Federation подписались на Warner Bros. Records в 2006 году. Лэйбл стал активно продвигать хайфи движение, начал покупать домены, такие как hyphy.com и выпускать уличные DVD о Bay Area.
Orlando McGhee: мы взяли видеосъёмки из YouTube и выпустили это на DVD, таким образом уличные команды смогли познакомить остальных со своей культурой. Мы распространяли DVD в Нью-Йорке, Атланте и Новом Орлеане — на тех рынках, которые не имели отношения к Bay. Люди получили возможность познакомиться с этим. Одно время в Нью-Йорке распространялись DVD об уличной культуре, мы пошли тем же путём, таким образом о нас узнали по всей стране. Мы выпускали эти DVD сами, не прибегая к помощи лэйблов.
E-40: в то время я также продвигал crunk, я тогда был на BME Records вместе с Lil Jon. Мы были там под эгидой Warner Bros. Это было, вероятно, самым лучшим ходом с моей стороны, ведь я делал это не ради самовосхваления. За движением стоял весь Warner Bros. Если бы они этого не делали, то не факт, что хайфи стало бы настолько известным. Мы были на USA Today. О нас узнали как на национальном уровне, так и по всему миру.
Lil Jon и E-40 во время съёмок видео «Tell Me When To Go», Окленд, штат Калифорния, 2006. Фото: D-Ray
Too $hort: когда Lil Jon, который был из Атланты, заметил, что спродюсированные им песни популярны в Bay — он, вероятно, даже не думал, что эти песни станут настолько популярны на регинональном уровне, так что он показал себя как ди-джей и артист, а затем вернулся обратно в Атланту, где в то время жил я. У него были идеи на тему продакшена, несмотря на то, что не он придумал это движение. Lil Jon спродюсировал «Tell Me When to Go«. Он делал хайфи песни с фирменным звуком.
Orlando McGhee: E-40 был одним из важнейших людей, представляющих Bay Area. Скажу больше, у Warner была на это немного негативная реакция, потому что в глазах многих ребятишек из Bay, которые были помладше, 40 не был основателем культуры Bay. E-40 был лицом Bay Area, он представлял культуру Bay по всему миру, многие люди однако реагировали на это следующим образом: «Он не был создателем этого». Такие вещи случаются. Маркетинг был настолько хорошо продуман, что наша популярность взлетела просто до небес. Hyphy DVD стал очень популярным. Это был колоссальный успех.
Keak Da Sneak: нам нужно было придумать что-то своё, чтобы у нас появились последователи. Чтобы мы могли сказать: «Это наше. Это то, что мы делаем». На юге был кранк и мы тоже хотели сделать что-то своё. Хотя у нас всегда было что-то своё, мы просто не знали как это назвать.
Песня E-40 при участии Keak Da Sneak «Tell Me When to Go« вышла 1 февраля 2006 года и стала, пожалуй, самым большим хитом движения хайфи. Трэк занял 8 позицию в чарте Billboard Hot Rap Songs.
E-40: мы знали, что «Tell Me When to Go» станет успешнной песней. Мы пришли на Warner Bros., показали им клипы из нескольких DVD, чтобы они могли увидеть то, что мы делаем в Bay. Warner Bros. одобрили, благодаря этому мы стали известны по всей стране. Это продавалось. Запись получила золотой статус, хотя вполне заслуживает и платинового.
Mistah F.A.B.: я не пытаюсь быть высокомерным, когда говорю, что был не просто частью этого. Понимаете о чём я? Было трое или четверо заметных и известных людей и так уж случилось, что я оказался одним из них.
Это не было известным как движение хайфи, пока оно не закончилось. Когда Warner Bros. подписали E-40, то они настолько прониклись и заразились его энергией, что купили hyphy.com. Таким образом, Warner Bros. были главной движущей силой хайфи. Об этом говорили в заголовках новостей, хип-хоп СМИ также освещали это дело, но лэйбл так и не смог собрать всех для большого тура. Хотя зачем было Warner Bros. платить за турне шести людям, которые не имели с ними ничего общего? Я имею ввиду, что они могли бы сделать тур только для E-40 и Federation, но тогда это бы не отражало сути всего движения.
Сейчас 40 в одиночку наверняка может решить многие вопросы, не прибегая к чьей-либо помощи, ведь он делал хиты в течение 20-30 лет. Но для того, чтобы в полной мере понять, что такое хайфи, необходимо было выступить с определёнными исполнителями, иначе просто никак. Но, как я уже сказал, к чему Warner Bros. было связываться с Too $hort, Keak Da Sneak, Mistah F.A.B. и The Team, если они не смогли бы получить от этого дела впоследствии никакой выгоды?
E-A-Ski и Rick Rock во время съёмок клипа E-40 «Tell Me When To Go». Фото: D-Ray
Закат эпохи хайфи
Big Von: казалось, что эпоха хайфи прошла в тот самый момент, когда появились деньги, потому что все сразу же почувствовали себя звёздами, прежде чем случилось что-то действительно невероятное. Они никогда не собирались вместе. Это было самой большой ошибкой, потому что у нас не было таких совместных туров как у рок-групп. Рок-группы отправляются в тур, они дают по 16-20 концертов по всей стране, выступают как в маленьких барах, так и на больших площадках. У нас не было подобных хайфи туров.
Иногда они говорят вам, что этот звук был региональным, но в действительности это было не так. Ведь тогда он должен был работать везде и всюду. Мы выпустили «Tell Me When to Go«, позже Too $hort выпустил “Blow The Whistle”. Это было замечательно. Но в движении хайфи было ещё много песен, которые не стали настолько популярными, как это было необходимым.
Orlando McGhee: без миллионов долларов и денег потраченных на маркетинг, даже не представляю узнал ли бы мир об этом в таком масштабе. В Bay Area есть независимые исполнители, которые продают 40 000 — 50 000 записей в конкретном регионе, но так и не выбились на национальный уровень. Есть определённая ниша рынка, где они делают отличную музыку и делают на ней хорошие деньги, но при этом у них дисконект с остальной частью страны.
E-40 — очень умный бизнесмен. Не было вариантов того, Warner Bros. забодрятся сделать тур с его именем. 40 сделал своё дело и пошёл дальше своей дорогой. Не было даже совместного тура E-40 и Federation. Это то, чему следовало бы случиться, но этого не произошло. Я не в теме многих нюансов, поэтому не могу быть достаточно объективным в этом вопросе. Я думаю, что у 40 и так всё было хорошо. Вот почему этого не произошло в том ключе, в котором бы могло.
Keak Da Sneak: нам нужно было лицо для этой движухи. Нам нужен был лидер. В то же время мне не очень нравилось то как люди описывали хайфи. Так что я не собирался говорить «Это то, что мы придумали в Bay. Это наш стиль. Это то, что мы делаем». Было слишком много людей, которые пытались прийти и сказать, что они это придумали. Но они искажали это. Я просто хотел показать миру, что это и чем это было. Многие люди в действительности ничего толком не делали для развития хайфи, они просто прятались в этом словно бананы в своей кожуре.
Sway Calloway и Keak Da Sneak во время съёмок фильма для MTV «My Block: The Bay», 2006 год. Фото: D-Ray
J-Diggs: есть вещи, которым мы по-началу уделяем какое-то время, а потом избавляемся от них. Вот что это такое. Это было движением, оно пришло и ушло. Оно длилось столько сколько люди готовы были прыгать по крышам тачек.
E-40: каждый пытался делать это, но не каждый в этом был хорош. Они не были успешными, сечёте? Они просто перерабатывали одни и те же биты, в этом не было креатива. Вот почему их песни не стали популярными, несмотря на все их надежды. В итоге старые рэперы их невзлюбили, а эти упрямцы в свою очередь не знали как это дело продвигать. Лично я знаю как всё это делается. Надо просто сесть и заняться этим делом, изложить творческие мысли. Нельзя при этом быть ленивым. Вот так обстояли дела. У людей просто произошло перенасыщение этим движением, это подобно ведру раков. Мы же были умнее, в то время как появилось большое количество хейтеров и каждый пытался разозлить другого, используя все эти дешёвые трюки: «Ага, он взял вот это оттуда, а тот от этого». Каждый утверждал, что это именно он придумал хайфи.
Ghazi Shami: я считаю, что «ведро раков» это очень точная метафора.
Когда ты находишься на независимом рынке, где привык делать всё для себя, то сам же и становишься своим злейшим врагом. Возникает чувство расширения возможностей и ты чувствуешь, что «местные радиостанции играют мои записи, меня слухают от Сан-Хосе до Сакраменто» и так далее и так далее. Как следствие возникает иллюзия, что больше ничего и не нужно, но когда начинаешь понимать, что на самом деле нужно, то уже поздно, поезд ушёл.
Rick Rock: люди не объединялись вместе, как это произошло например с движением кранка в Атланте. У нас была полная тому противоположность. Я считаю это единственной причиной по которой это дело не пошло. Мы могли бы подняться общими силами. Но мы этого не сделали. 40 был просто 40, Keak Da Sneak — был Keak, Federation — были Federation. А при других раскладах ведь дела могли бы пойти лучше.
E-40 и танцоры Turf Feinz на съёмках коммерческого видео “Tell Me When To Go” для Beats By Dre. Фото: Beats By Dre
Наследие
Too $hort: когда хайфи движуха перестала называться хайфи движухой, энергия движения была адаптирована несколькьми продюсерами в Лос-Анджелесе, в основном это был DJ Mustard. Chris Brown и другие ребята адаптировали это. Люди чувствовали этот вайб, то как звучала музыка Bay Area, даже если вы не признаёте это сейчас, — они стали лучшими коммерческими элементами в музыке Bay Area. Это были артисты Северной и Восточной Кали, такие как: Iamsu!, Sage the Gemini… Они сохраняли этот вайб по всей стране. YG — является одним из ярких представителей Bay Area.
E-40: хайфи сделало великое дело, потому что басы нашли перерождение в новых ритмах, как хотите так их и называйте. Это огромное количество песен. Например, такие записи как Iggy Azalea “Fancy” или Jidenna “Classic Man”. Это те песни, которые я люблю. Сейчас это называют словами Mustard sound. Big Sean “I Don’t Fuck With You” — Mustard и Mike WiLL Made-It сделали это. Это знаете, подобно тому как «Я забыл об их песне, я в их звуке». Они пытаются возродить хайфи в новом обличье.
Keak Da Sneak: мы получили возможность представлять это правильно. Всё что я слышу сейчас является тем, что мы начали. Я имею ввиду, что это дань памяти. Это также калифорнийская вещь. Нам всегда уделяли некоторое внимание на Bay; я чувствовал, что мы должны быть услышаны. Нас должны видеть. Так что я ценю это, понимаете о чём я? Я никогда не был в обиде и не чувствовал себя оскорблённым.
Kamaiyah: эти люди действительно сделали прорыв. Это не было популярным на Bay Area в течение длительного времени. Такие артисты как Kamaiyah — истинная сущность Окленда [смеётся]. «О Боже мой. Что это?» — вот так это воспринимается людьми, они приходят, чтобы посмотреть что происходит. В течение ближайших 5 или 10 лет будет ещё много выходцев из Bay Area.
Mac Wanda: пару лет назад Drake позвонил мне и рассказал какое влияние на него оказала музыка Mac Dre, когда ему было 15, насколько творчество Mac Dre для него значимо. И я сказала: «Знаешь что? Mac Dre оказал влияние на большое количество людей и заслуживает большего внимания». Я рассказала эту историю как мать. Я достаточно сильна духом, поэтому смогла выпустить «Legend of the Bay« на DVD. Это был один из моих первых проектов. В прошлом году я запустила линию одежды Thizz 84, она имеет непосредственное отношение к Mac Dre. Мы сделали арт-шоу в прошлом году и мы планируем провести новое арт-шоу в этом году в центре Окленда. Более тысячи человек пришло. В настоящее время я также работаю над «Treal TV 3», обдумываю детали. Люди просят выпустить это, так что, думаю, это случится.
Andre Louis Hicks A.K.A. Mac Dre со своей матерью Wanda Salvatto. Фото предоставила: Wanda Salvatto
J-Diggs: это везде, от Big Sean до Nicki Minaj. Каждый раз, когда ты слышишь выражения вроде «getting stupid», «going dumb» или «feeling myself» и им подобные, то понимаешь что это классические фразы Mac Dre.
Big Von: я слышу это всё время. Каждый раз, когда слышу запись в быстром темпе и с хорошим грувом, то понимаю, что это пришло из Bay. Потому что в Лос-Анджелесе был гангста-фанк, в Атланте —booty shake и Ying Yang, В Нью-Йорке — звук Нью-Йорка. Наш звук был танцевальным.
Раньше, когда я слушал оригинальную запись, то знал откуда это. Сейчас я не чувствую подобного. Сейчас ты можешь пойти куда угодно, прыгать под любой бит и как угодно звучать. Сегодня ты можешь звучать как Атланта, завтра как Чикаго, на следующий день как Bay. В этом нет ничего плохого, просто сейчас как правило не уделяют слишком много внимания тому, чтобы представлять определённый регион. В Атланте это осталось, в Атланте говорят: «Это наш звук. Это то, что мы делаем и продвигаем».
Rick Rock: я очень любил это время, потому что я мог помочь своим людям заключить некоторые сделки, благодаря чему они могли заботиться о своих семьях, своих матерях. Это здорово, когда ты являешься человеком, который в состоянии это делать. Было много споров и разногласий, много людей, которые были готовы ударить ножом в спину, а ты считал их друзьями в индустрии. Эта эпоха прошла, да и не стоило оно того наверное. Я не воспринимаю это время как ностальгию. Мне нравится, что я мог в своё время помочь другим, в частности в плане музыки, — эти вещи останутся в памяти как приятное чувство.
Mistah F.A.B.: я слышу музыку, я слышу песни. Музыка развивается, музыка повсюду, так что вы всегда будете слышать нечто похожее по звучанию. хип-хоп это большой цикл, к сожалению, когда ты находишься в нём, то не понимаешь его эволюцию. Песни сэмплируются, голоса и звуки тоже. Это хип-хоп, парень, и это жизнь.
Это будет продолжаться. Если это случилось однажды, то, поверьте, произойдёт снова. Возможно это сделает другой человек, либо это сделают в другом регионе. Самое главное двигаться при этом вперёд и продолжать работать.