Omar «O.C.» Credle в представлении не нуждается. С конца 90-х годов, он выпустил невероятное количество материала, как сольного, так и в составе мощного объединения D.I.T.C. (Diggin’ In The Crates). Совсем недавно, наши заморские коллеги побеседовали с ним о новых музыкальных проектах, истории классического «Time’s Up», и о детстве с Pharoahe Monch и мы решили перевести и поделиться материалом и с вами. Не так давно у него вышел ещё более новый релиз вместе с PF Cuttin «Opium», но об этом альбоме, уже в следующем интервью.
В этом году ты выпустил альбом, «A New Dawn». Ты доволен тем, как его принял слушатель?
Да, мужик. Что касается музыки, хочу сказать, что у меня больше нет каких-то ожиданий. Что будет, то будет, понимаешь меня? Для меня это, ничто иное, как просто музыка. Это, всегда было музыкой для меня; если люди слушают такое, значит, они послушают мою музыку; а если они такое не слушают, значит не послушают. Если они такое не слушают – они непременно обойдут мою музыку стороной.
В этом альбоме много положительного, начиная с его лиричности и заканчивая названием альбома; ты собирался сделать альбом таким, или же ты прогрессировал с самого начала?
На самом деле, так и есть. Я уже не тот, каким был в 20 или 30 лет. Я бы сказал, я просто пишу о жизни и чувствую, что это имеет отношение к людям. Мы имеем дело с индустрией, в которой существует своего рода деление, и покоряется всё сперва с юностью и затем со зрелостью. Потому я и сделал свой альбом таким, чтобы быть уверенным, что это может относиться к каждому. Вот так.
Что касается названия альбома, что задумывалось? Новый рассвет («A New Dawn») настал для тебя прямо сейчас?
Я верю в то, что новый рассвет настал для всех нас. Чёрт возьми, у нас ведь Трамп на посту президента [смеётся]. Достаточно посмотреть на то, что творится в Мире. По-моему, так было всегда, но сейчас, всё крайне критично, понимаешь меня? Как-то, я сказал кому-то из знакомых о том, что раньше, едва одетых женщин, было крайне сложно встретить – если, конечно, ты не листал Playboy или подобное дерьмо. В наши дни — это в порядке вещей. Но я уже взрослый человек, и меня это больше не волнует, ведь все так себя ведут.
Думаю, сейчас всем без разницы, независимо от возраста, потому что, такие нравы сейчас повсюду.
Это повсеместно. Это сумасшествие. И я на это не подписывался, понимаешь меня? Но, такова жизнь.
Ты в игре уже более 20 лет. Я знаю, что многие артисты твоей эпохи, мягко говоря, разочарованы нынешним состоянием хип-хопа; ты чувствуешь то же, или считаешь, что хип-хоп выживет, несмотря ни на что?
Хип-хоп выживет несмотря ни на что, мужик. Конечно же, я грожу пальцем молодым артистам, потому что, когда-то, я был их возраста, и бывало, происходили разногласия. Мне это знакомо. Когда я начинал, артисты постарше пытались мне что-то подсказать, но я даже не пытался их слушать. Понимаешь, это — неправильная позиция. Ты молод и не думаешь о том, что ты смертный. Всё, что тебе интересно — это повеселиться, потусить и делать то, что ты делаешь, не думая о последствиях. А ребятам своих лет, я скажу вот что: если планируете и дальше заниматься этим — просто делайте музыку и не жалуйтесь.
Хорошая позиция. Я знаю многих артистов и фанатов, которые постоянно недовольны тем, что им не нравится, при этом охотно продвигая то, что им по душе.
Всё верно. Нужно позволить музыке говорить. По правде говоря, я считаю, что многим не стоит продолжать заниматься музыкой, потому как, они уже не настолько хороши для этого. Они устарели, застряли во времени и чем-то недовольны. Но это не я.
Тебя, как и многих рэперов твоего поколения, слушатель ассоциирует с твоими ранними, нежели более поздними релизами; тебя это расстраивает?
Вовсе нет. Я знаю многих, кто часто спрашивает у меня по поводу моей музыки. Мы одного возраста, нам за 40, у нас семьи. Однако, меня часто спрашивают “Йо, когда выйдет твой новый альбом?” От людей моего возраста, с ума сойти. Даже, если мы выкладываем музыку бесплатно, они не в курсе о том, что что-то вышло. У вас есть интернет, есть Google, Spotify и прочие вещи. Так в чём проблема? По-моему, если вы ничего не ищете, значит, что вы не следите за моим творчеством, и зачем тогда вы спрашиваете меня?.
По-твоему, что является ключом к поддержанию творческого долголетия? Что бы ты посоветовал ребятам, которые, как и ты, пытаются удержаться на плаву?
Мужик, просто, нужно рассказывать о жизни, которая нас окружает. Это и есть предпосылки нового рассвета, ровно как и то, что ты просыпаешься каждый день, стремишься делать вещи, которые делают тебя лучше и работать над собой. Повседневная жизнь — это основополагающий план музыки, и это не только моё мнение, это факт. Ты просыпаешься каждый день, и у тебя есть шанс рассказать что-то людям, ты творишь историю. По-моему, многие люди застряли во времени, понимаешь меня? Но я, не застрял в 90-х. Я знаю, я пришёл из 90-х, и через 20 лет, я по-прежнему здесь. В большинстве своём, люди требуют от нас, чтобы мы делали один и тот же звук снова и снова, но я так не могу. Так мне не добиться успеха, даже если я и буду стараться [смеётся]. Потому, я не хочу идти этим путём.
Отсюда возникает мой следующий вопрос. Я всегда восхищался тем, насколько разнообразны твои альбомы. Например, работа с Ray West, была куда более спокойной и непринуждённой, чем скажем, работы в составе DITC или же «Trophies». У всех альбомов разное звучание. Для тебя так важно разнообразить? Это тебя мотивирует?
Я уже говорил, что для меня это очень важно. И всё же, люди этого не понимают. Уверен, что ты почитатель хип-хопа, и я тоже фанат музыки, которой я занимаюсь. Мы не хотим слышать как артисты, подобные мне, делают одно и то же снова и снова. Я хочу видеть развитие; я хочу видеть, как ты выкладываешься на полную, я хочу увидеть, действительно ли ты способен на это. Некоторые выдерживают испытание временем, а некоторые лишь делали то, что когда-то было модным. Я очень люблю музыку и тех людей, которые поддерживают моё творчество. Так зачем мне их обманывать?
Отличная позиция. За много лет, ты успел поработать со многими замечательными продюсерами, но мне интересно, с кем бы ты хотел вместе поработать в студии? Мечтают ли артисты твоего уровня о совместных работах с кем-либо?
Если ты знаком со списком моих работ, то ты должен знать, что я небольшой любитель совместок; и для меня, в этом есть смысл. Конечно же, я знаю многих, кто в игре. И я приведу тебе пример. По-моему, Rakim и Kool G Rap не следовало бы делать совместку. Разве есть в этом смысл?
Да, я тебя понял.
По-моему, совместка Big Daddy Kane и Kool G Rap была бы более уместной, нежели совместка с Rakim. Для меня же это значит, что мне предстоит работать с кем-то, и только по этой причине, я этого не делаю. А, во-вторых, Я не так часто куда-то выхожу. Пока не возникают какие-то важные дела [смеётся].
Хотел тебя спросить, как много ты сейчас даёшь живых выступлений?
Я даю много живых выступлений, но есть одно но – снова вернёмся к ребятам, пришедшим из 90-х – нас не хотят продвигать. Они считают, раз мы пришли в игру 15-20 лет назад, то и стоить мы должны ровно столько, сколько они готовы нам выложить. Уж в этом деле, я знаю себе цену. Уж лучше я буду выпускать музыку и не давать живых выступлений. Я был бы рад давать концерты каждый месяц, но лучше уж, просто выпускать музыку и пополнять свой послужной список. Если ты не желаешь платить мне столько сколько я реально стою, то ничего не получится, понимаешь? И это вовсе не значит, что раз ты пришёл в игру в 94-м, то тебе можно заплатить всего 500 баксов или заплатить 1000 баксов поскольку ты летел 18 часов. Подобное мне не интересно; для меня это бессмысленно. Как я уже говорил, я знаю себе цену, и я пытаюсь достучаться до большинства подобных мне парней. Знаешь, если просто делать успешную музыку, слушатель тебя примет, и тебя будут приглашать выступать. Но многие из этих людей дерьмово ведут дела и просто пытаются сэкономить. Подобные организаторы пытаются быть твоими друзьями и прочее, но я не хочу быть им другом. Говоря прямо, это бизнес. И да, я сам выбираю в каких битвах мне участвовать. Скажем так.
Что ж, это правильная позиция, потому, ты всё ещё в игре.
Именно так.
Давай вернёмся к альбому «Trophies», который определённо является для меня одним из твоих самых любимых проектов за всё время. Каково это, работать с Apollo Brown и Mello Music? По-моему, они все на своих местах
Это был полезный опыт. Когда Apollo связался со мной, у нас был долгий разговор, а уже на следующий день, он прислал мне около 30 битов. Я отсеял ненужные биты, и только тогда приступил к работе. По-моему, примерно два месяца, мне потребовалось на написание текстов, и тогда, я наконец-то, вылетел к нему в Детройт. Он подобрал меня в аэропорту. Он мне такой: “Yo я забронировал студию на неделю”, но я сказал ему, что неделя нам не потребуется. Я думаю, мне понадобится менее восьми часов в первый же вечер.
О, чёрт. Ты всегда так работаешь?
Зависит от продюсера, с которым я работаю. Но, в его случае, я не общался с ним по электронной почте, понимаешь о чём я? В том, что он мне прислал, был я сам, и он тоже хотел сделать альбом. Во времена, когда я начинал, мы не могли приходить на студию и валять дурака. Стоило это примерно 100 долларов в час, нам приходилось покупать свои собственные катушки для записи и прочее. Потому, когда я прихожу на студию, я никогда не теряю времени зря. Я всегда занят делом. Я никогда не хожу на студию, когда не готов работать. Я не хожу туда писать, не привожу толпу парней и не выпиваю с ними – это не моё.
Ты сказал, что тебе приходилось работать с людьми по электронной почте. Во время работы над совместным треком, как всё происходит? Когда работаешь в живую, это благоприятно для развития в новых направлениях, тогда как по электронной почте рабочий процесс куда более линейный?
Честно сказать – одно и тоже. Например, я работал над EP с парнем из Австралии Debonair P и, очевидно, если бы его бюджет позволил организовать мне перелёт в Австралию, я бы обязательно воспользовался этим. Но и в этом есть свои плюсы. Я не спешил и не шёл на студию пока не был готов. Я хотел быть уверенным, и чтобы мы не ходили вокруг да около. Мне не хотелось, чтобы кто-то подумал, что я сделал это за два дня и совсем не выложился. Так я и сделал. Я выложился на все 200%, чтобы люди почувствовали, будто мы с ним работали на студии вместе.
А сейчас, давай вернёмся в самое начало. Я знаю, что ты был вторым рэпером после Nas, которого подписали на Serchlite. Не думал ли ты о том, что это стало поворотным моментом для тебя и твоей карьеры?
Да. Я записал песню с Prince и Pharoahe Monch Monch в 1991-м. После этого, прошло 3 года, мужик. Три года. Это было обескураживающей попыткой получить какой-то контракт после сингла а затем видео на песню с альбома Organized Konfusion. Можно сказать, что это стало для меня переломным моментом. Знаешь что я скажу? Если чему-то суждено случиться, значит это случится, а если нет – значит нет. И вот, Serch получает должность вице-президента Wild Pitch. И ещё, EMI выступили дистрибьютором. Всё сложилось лучше, чем никогда. На тот момент, мне было всё равно, кто меня подпишет.
Я читал одно из твоих предыдущих интервью.
Ты сказал, что считаешь себя неким противоядием тому, куда рэп задал себе направление. Когда ты записывал Time’s Up, трек стал своего рода ответом тому, к чему многие артисты стремились в то время?
Быть может на подсознательном уровне, но я ненавидел этот трек.
Правда?
Правда. Serch настоял на том, чтобы этот трек стал главным синглом. А всё из-за того, что я решил, что трек вышел неполным. В нём было всего два куплета. И, тогда, я решил добавить Slick Rick и позволил Roc Raida заскретчить. Однако, я всё равно решил, что трек вышел неполным. Иногда, ты просто не можешь слушать самого себя. Всем вокруг нравилась эта песня, понимаешь? Я принял их мнение и решил, что всё хорошо. Однако, в то же время, когда ты выпускаешь свою первую запись, она может определить твою карьеру. Этого, я боялся больше всего. Я боялся что люди даже не отреагируют на мой трек, но получил полную противоположность.
И ты по-прежнему не изменил своего мнения? Например, для меня и многих моих друзей, этот трек является одним из величайших треков эпохи.
Нет, сейчас я отношусь к этому треку хорошо. Мне повезло. Но, если люди знают меня по этой песне, то они не знают ничего больше из моего послужного списка. Но я нормально к этому отношусь. Трек вышел более 20 лет назад. Он был испытан временем. Разве могу я злиться на это?
Ты жил рядом с домом Pharoahe, это правда?
Да, я жил через дорогу от дома Monch. Я переехал в район Jamaica, что в Queens. Он жил через дорогу от меня.
Так вот как ты впервые узнал Organized. А как ты впервые встретился с DITC?
Я познакомился Lord Finesse в самом первом Source Tour, в который мы отправились вместе с Pharoahe и Prince. В туре участвовали – Finesse, Biz Markie, Shante, MC Serch – там мы и познакомились. Затем, на одно из таких выступлений, Finesse приехал вместе с Buckwild и так началась моя история с Diggin’.
Вернёмся к настоящему, чтобы закончить наше интервью; альбом закончен, что дальше? Есть ещё порох в пороховницах?
Я только начал работать над последней частью. Это будет серией из трёх частей Same Moon Same Sun, A New Dawn и последняя часть, над которой мы с Showbiz только начали работать. Называться альбом будет Blood Moon. Сейчас, я сосредоточен на этом проекте. Возможно, он выйдет в конце года.
Это совсем скоро.
Да, мужик. Я не останавливаюсь. На данный момент, мои руки горячи, и я не могу позволить им остыть.
Рад это слышать. Ты говоришь, вместе с тобой, над альбомом работает Showbiz?
Да. Show выступил исполнительным продюсером первых двух частей, и я позволил ему выбрать музыку на этот альбом самому. Люди думают, что это всё я, но на самом деле, Show подбирает музыку. Затем, я беру кучу битов домой и пишу на них тексты. Такова наша формула.
Что ж, формула работает.
Определённо.
Спасибо, что побеседовал со мной.
Я ценю то, что вы делаете, так что всегда пожалуйста! Мир!
Перевод: Сергей «Ghost» Деменюков
Смотрите так же, специально для HipHop4Real интервью с О.С. с фестиваля Hip Hop Kemp 2017