В день рождения Доктора Дре мы решили воскресить нашу рубрику «Old Press» и вспомнить интересный материал, опубликованый в 2000 году в журнале RAPпресс:
Текст: Dime
Все они родились и выросли в районе Комптон, этаком мини-городе в Лос-Анджелесе, известном своей дурной репутацией и являющимся местом рождения хип-хопа на западном побережье США. Обыкновенное детство в чёрном квартале, учёба в местном коледже и так далее. Таких подростков было тысячи. И все они в начале восьмидесятых слушали только один стиль — стиль, который помогал чёрному человеку самоутвердиться, стиль, пришедший на смену традиционному соулу и зажёгший дансполы по всей Америке. Все они сходили с ума по Grandmaster Flash & The Furious Five, особенно по мастерству владения скрэтчем Flash’a. Многие из них зажглись идеей стать настоящими ди-джеями, многие хотели научиться делать такие же потрясающие запилы на пластах, как и их кумир. Многие пытались, у некоторых получалось, а самые удачливые попадали диск жокеями в многочисленные клубы Комптона, появлявшиеся, как грибы после дождя на благодатной почве клубного хип-хопа. Один из таких счастливчиков по имени Эндрэй Янг играл в большом клубе «Eve After Dark», в котором иногда выступали звёзды хип-хопа с противоположного побережья. Однажды в клубе выступал сам Kurtis Blow, а на вертушках стоял его постоянный ди-джей Davie D.
Скорее всего, мрачная музыка нью-йоркского рэпа не очень подходила тёплому и солнечному Лос-Анджелесу, и попытка WCWC создать свой стиль определённо предопределила развитие мелодики хип-хопа на западном побережье.
Однажды D.O.C., попросивший Шуга ссудить ему немного денег, услышал в ответ шутливое: «Ты продал столько альбомов. Где же твои деньги?» Затем Шуг отнёс контракт D.O.C одному знакомому адвокату и, естественно,с контрактом не всё было в порядке. Так и развалилась империя Ruthless, а Шуг и Dre задумали создать что-то уникальное, учитывая опыт ошибок предшественников.
Главная идея нового лейбла Dеаth Row Records состояла в полной автономности лейбла: свои собственные, выпестованные звёзды, не принимающие участие в песнях чужих исполнителей, свои клубы, компании, концерты, и, главное, свой звук, которым, естественно, занялся Dr. Dre. Всё продумано и продумано до мелочей… По крайней мере так казалось сначала. Когда создавался первый альбом лейбла, первый сольник Эндрея, в студии находились все: и молодые исполнители и ветераны, пришедшие на лейбл вслед за Dre. Все, как один, вставали рано утром и помогали на студии чем могли до позднего вечера, настолько всех зажгла идея общего продукта. И опыт удался: «Chronic» образца 1993 года стал основополагающим альбомом начала десятилетия для западного побережья, затмив даже сияние Нью-Йорка, переживавшего в это время не самые лучшие времена. Главное событие 1993 года — война между двумя Лос-Анджелескими рекорд лейблами. Публичное обливание друг друга грязью, всё это походило на возню в песочнице, в которой вместо песка насыпаны доллары. Вся америка в курсе, что Dre в молодости пользовался косметикой и одевал блестящие костюмы, а Eazy никогда не написал ни одной строчки и не cыгpaл ни одной ноты. Как результат грамотной рекламы и потрясающей музыки, четыре миллиона проданных экземпляров альбома, два платиновых сингла с альбома, куча наград и весьма радужные перспективы на светлое будущее лейбла. Между тем, Eazy и Dre в это время встречались и обсуждали создание совместного проекта, однако за каждым из них уже стояло по большой фигуре продюсера, убрать которых уже не представлялось возможным. А потом Eazy E умер…
На этот раз Доктор решил обойтись без посторонней помощи: годы плодотворной и успешной работы сделали Эндрея финансово независимым бизнесменом, научившемся наконец не наступать на одни и те же грабли. Новое его детише, Aftermath Records, воплотило в себе все сокровенные мечты продюсера: отныне он сам решал, какова будет политика компании в дальнейшем. Первой серьёзной заявкой о себе стал сингл «Been There, Done That», в котором Dre отвергал своё «прогангстерское» прошлое, заявляя на весь мир, что он стал выше этого. Прогнозируемый ycпex сингла nривлёк внимание к деятельности нового лейбла, однако первый релиз «Dr. Dre prezents … The Aftermath», которому отводилась роль этакой презентации новой поросли продюсеров и исполнителей, скурпулёзно собранных Доктором, оглушительно провалился. Тогда Dr. Dre обратил внимание на восток: совместная работа с Nas’ом натолкнула их обоих на идею выпуска альбома cyпepгpyппы The Firm, в которую входили такие звёзды, как Foxy Brown, AZ, Nature и сам Nas. К производству музыки подключились легендарные Trackmasters, мидасы современного хип-хопа, но даже при их участии альбом не привлёк ожидаемого успеха и лавров не снискал.
И вновь Dre ищет. Следующим этапом было подписание контракта с ветераном рэпа с западного побережья King T, но и его новый альбом, вышедший на Aftermath, провалился. И тут серьёзно заговорили о кризисе Dr. Dre, логично решив, что лучшие годы этого продюсера позади. Оставалось убедиться лишь в одном: будет ли долгожданный сольник pэпеpa хуже его первого опуса 1993 года. Сам доктор прекрасно понимал, что его альбом — последний шанс реабилитироваться в глазах ветренной публики, и он серьёзно занялся своим альбомом, оставив все побочные проекты. До той поры, пока ему в руки не попал демо-диск с фотоrрафией чьей-то белой задницы на обложке. Так и родился новый идол Америки, известный нам по имени Eminem. Это был гениальный ход: если кто-то поначалу и сомневался в талантливости белого рэпера, то сомнения в гениальности Эндрея отпали раз и навсегда. «Eminem, конечно, говно, но вот какой грамотный промоушн!» — кричали одни. «Dr. Dre лучший, ведь ему всё равно, кого раскручивать,»- говорили другие. Взбудоражив таким образом общественность, дебютный альбом Эминема продался тиражом свыше трёх миллионов экземпляров, взбудоражив Америку в 1999 году.
Тем временем Доктор заперся в студии и записал порядка 120-ти вещей на свой новый альбом. Любопытно, но все бывшие протеже, после долгих лет скитания по различным лейблам, поняли наконец всю прелесть музыки Доктора и вернулись под его гостеприимное крылышко. И так, в конце 1999 года на прилавках музыкальных магазинов появился второй сольный альбом Эндрея Янга «Dr. Dre — 2001 «. И всё сразу встало на свои места: все поняли, что неудачи Доктора были временным явлением, и на западном побережье вновь появился ориентир, к которому можно стремиться.
Действительно, качество музыки, поставляемой Доктором, необычайно высоко. И если первый альбом был возврашением к фанку семидесятых, то новый альбом — это путешествие в будущее хип-хопа, так как ни один продюсер на земле не сможет сейчас достичь такого звучания композиций. Благодарная публика с упоением сметала компакты с прилавков, купив на данный момент уже около шести миллионов дисков этого альбома. Но Dre не остановился на достигнутом: в мае 2000 года вышел новый альбом белого протеже Eminem’а, перед которым на этот раз стояла задача опроверrнуть мнение, что он всего лишь «очередной коммерческий пpoeкт музыкального гения Эндрея Янга», что он с успехом и сделал, продав всего за полгода семь(!) миллионов экземпляров диска. Таким образом всего с двумя релизами в 2000 году Aftermath Records стала самой продаваемой рэп-компанией года! А впереди ещё уйма планов, включая воссоздание легендарной N.W.A. вместе с lce Cube, MC Ren и Snoop Dogg’oм, так что у Dr.Dre всё ещё впереди, значит мы ещё не раз услышим его гениальные творения, чего с нетерпением и ожидаем!!!