Чу! В Питере зафиксированы подземные толчки! Не очень большие правда — на девять треков. Хотя в наше время отсутствия времени из-за ежедневного появления всевозможных новых музык, быть может, только так и можно привлечь новых рекрутов в стан андеграунда. Это Энди Картрайт выпустил в наши многострадальные вечности, излапанные вялыми ручонками конъюнктурщиков, молодых талантов и достопочтенных мэтров, альбом «Форева я».
Рэпер широко известен в узких кругах, как певец андеграунда, в кругах пошире – как участник батлов «Версус», но то, что эта забава не является краеугольным камнем в его творческом пути, легко доказывается собственно творчеством, совершенно полноценным и самостоятельным, исполненным в лучших традициях. И нельзя было пройти мимо новых угрюмо сверкающих далей картрайтовского андеграунда.
Альбом «Форева я» условно можно разделить на две части.
В первой части Энди пускается в эксперименты, даёт стране подземелий настоящего хардкору, а так же повод поразмыслить на сиим примере об относительности всего и вся.
В эти тёмные времена, когда хип-хоп превратился в подстилку для всякого проходимца, и отовсюду под его личиной сыплются на голову слушателя какие-то дискотеки, полные фриков и нелепых сущностей, попсА и чёрт знает что ещё, хочется найти утешение в чём-нибудь настоящем.
Каково же удивление и растерянность, когда, ожидая этого настоящего от Картрайта, доселе незыблемо и крепко отстаивающего своей музыкой ценности и святыни хип-хопа, да ещё и в подземном и даже хардкордном его проявлении, первым же треком начинает звучать характерная техно-линия баса с высоким bpm, подходящим для плясок. Эдакий зловещий привет от мейнстрима.
И эту усмешку осатанелой дискотеки можно было бы счесть за шутку, ведь далее всё на миг возвратилось на круги своя: в лучших традициях хищно закрадывался закольцованным риффом бит, порождая качающий грув и суля удовольствие, с другой стороны к нему подбирался Энди, своим вкрадчивым «я жду автобус для волшебников, попавших в беду» открывая лихой рэп-праздник, и всё было прекрасно, но нездоровые симптомы первого трека развились в болезнь уже к четвёртому («Арматура») (пройдя в третьем стадию любовной лирики с торжественным пианино), что вылилось в игру прямой бочки уже без всякого кокетства и стеснения перед жанром, в стремительном дискотечном темпе кружащей злорадные хороводы с техно-басом прямо на глазах у публики, собравшейся внимать андеграунду…
И это ли не истинный хардкор, арматура мне в стройку! То, что воспринимается не умозрительно, по неким внешним признакам, а напрямую эмоциями, заставляя кошачью шерсть вставать дыбом.
С точки зрения эмоционального воздействия, которое в некоторых музыкальных философиях почитается выше и первичней формы, получилось похвально, и был бы Энди Уорхолом, можно было бы пожать ему руку за удачный концептуальный эксперимент, но Энди – Картрайт, и любят его не за это, поэтому осталось непонятным, что за бес его попутал.
Как сказано в одной из песен, «а можно просто плыть вдаль под парусом, и я просто взял и перестал запариваться» даже слегонца подхваченный волною пошлого, но жизнерадостно бурлящего мейнстрима. Но, хоть борта и поизмарало некоторым непотребством, лодка-то никуда не делась, не утопла. И вышла под парусами на вторую часть альбома.
Вторая же часть альбома поёт о том, что Энди Картрайт по-прежнему хорош во всех отношениях: «дивный мир увлекательных формул» в текстах, мыслях, панчах, упакованный в фирменное флоу (что, впрочем, присутствует и в первой части), вперемежку с не менее прельстивыми припевами, интонированиями, хуками. И всё это искусно вплетено в инструменталы, которые порой могут показаться грубоватыми, как старый солдат, не знающий слов любви, но скроены ладно и к месту.
Дополняя ткань песен оттенками и атмосферой, инструменталы здесь равнозначный спутник лирики Картрайта в путешествии его героя, которое с городом перетекает с крыш в стихи, а со стихами обратно в город, под параноидальные звуки и буффонадно-зловещий хохот в битах, словно в голове поехавшего, виляет дорожкой сквозь мир душевнобольных, и почти в финале дарит в мудрость одну ловкую, ёмкую, чудесную фразу, что:
Жизнь – это как стоять у закрытой двери сельской дискотеки, зная, что там всё равно делать нехуй, опа!
Интересно отметить особый образ города, постоянно возникающий в творчестве питерских музыкантов, его чувственный поэтичный сумрак, овеянный чем-то мистическим и экзистенциальным, чем-то подавляюще величественным и молчаливым, подталкивающим к созерцательности, обращающим обывателя в некого сиюминутного странника хмурой, мерцающей вечности. Видимо, Питер действительно обладает некой магией, которую улавливают те, кому дано ловить, и облекают её в разные формы.
Картрайта эта магия тоже не обошла стороной, образ города вписан отражением в очертания его городского странника («Не стой под луной»). Их сакральная связь, творческий симбиоз отображены в символе капель, сквозящем зыбким лейтмотивом сквозь текст. Из лужи, с крыш, с плитки (с поверхностей города) они попадают на героя и в его восприятии превращаются то в «радугу серого дня», то в «шедевр абстракциониста», таким образом символизируя влияние города на творчество героя. Интересно так же, что образы пасмурны, мрачны (что тоже как-то по-питерски), но не тоскливы и созидательны, словно обратная сторона доброй грусти, грусти, которая тоже была созидательной, но на «светлой стороне». От самого же странника веет некоторой духовной матёростью, в его движении нет растерянности путешествовавшего некогда по городу Антона, словно бы он уже что-то понял, что-то осознал, что-то хищное и нужное, и вопросы уже не мучат, а ведут и учат.
И после уже не покидает впечатление, что дальше по трекам путешествует этот же странник. Не зря Энди сказал, что «это тот тип, чей призрак здесь навечно». В «ПСИ» он приобретает безумие, не забывая его любопытно отрефлексировать и снабдить панчами, в «Фразе» он обзаводится весёлым, как ухмылка висельника, цинизмом, словно бывший романтик, в «Мир увлекательных формул» будто бы подводит итог путешествию, изрекая финальные сентенции. Тут странник и становится самим рассказчиком, повествующим о своём странствии. Не зря Энди сказал на заре путешествия: «Это тот тип, чей призрак здесь навечно. Это форева я!».
Подводя итог собственному путешествию по альбому, можно сказать, что, не смотря на эксперименты, где Картрайт пытался продемонстрировать, что он уже не тот, мы не станем этому верить и за посрамление им своей октябрятской звёздочки считать не будем. Энди по-прежнему тот! Но священной войнушки не миновать, ведь получилось очень спорно. Даже если пляски первой части были лишь глумлением над трендами – пусть бы артист оставил эту забаву рэп-квнщикам, да троллям, его слушателю это вряд ли пригодится, да и ему в его искусстве не даёт ничего. Лучше бы Энди Картрайт продолжил ковать (и лучше!) упоительный хип-хоп, грозно греметь подземелиями, дивить миром увлекательных формул, и мы вновь непременно увидимся где-то под солнцем или под травой.
Автор: Алексей Вертелецкий
iTunes | Google Play | Zvooq | Яндекс Музыка | Boom | Deezer