Как «Yo! MTV Raps» изменили хип-хоп: свежее интервью с Doctor Dre и Ed Lover

Для поколения ребят, увлекшихся рэпом где-то между “Just a Friend” Biz Markie и “Shook Ones” Mobb Deep, Andre “Doctor Dré” Brown и  Ed Roberts, a.k.a. Ed Lover стали проводниками в истинный мир хип-хопа.

Ежедневные версии Yo! MTV Raps от Dré и Ed, выходившие во второй половине дня по будням с 1989 по 1995 год (в то время как Fab Five Freddy владел оригинальной версией, крутившейся по утрам в субботу с 1988 года), были в своё время подобием ток-шоу Desus&Mero: получасовой кусок возмутительного вещания, уместный скорее в каком-нибудь салоне для цветных и вставленный среди простых комедийных шоу вроде Totally Pauly. На шоу приглашались такие выдающиеся артисты, как Ice Cube, 2Pac, Notorious BIG, Mary J. Blige и Wu-Tang Clan, но его свободный формат оставлял место и для внезапных психических миниатюр от непредсказуемых личностей вроде Мела Гибсона и Кэрол Кинг. На пике своего существования, в 1993, они даже вывели на большой экран свою сценку с Abbott и Costello в фильме “Who’s the Man”, ставшем для соучредителя Yo! MTV Raps Ted Demme дебютной режиссёрской работой. В том же году эти двое запустили пятилетний марафон в утренний час-пик на радио Hot 97, превратив, таким образом, радиостанцию в первый круглосуточный хип-хоп ресурс. Да что говорить, если в начале 90-х годов эти парни даже добрались до Санкт-Петербурга, вместе с группой Salt’N’Pepa

В этом 2018 году, 1 июня, Ed и Dré, а также Fab Five Freddy, снова собрались вместе с главными героями эры Yo!, включая Eric B. & Rakim, Big Daddy Kane, Boogie Down Productions, ONYX, das EFX, Yo Yo, Pharcyde, Black Sheep, Melle Mel, Doug E Fresh, Fat Joe, EPMD, MC Lyte и многих других, по случаю 30-летней годовщины Yo! MTV Raps в Barclays Center.

 

А вашему вниманию свежее интервью с дуэтом об их роли в продвижении рэпа, доверительных отношениях с 2Pac и превращении “The 900 Number” Mark the 45 King в настоящий взрывной хит хип-хоп культуры.

Чем вы занимались в 1989, когда вас позвали на Yo! MTV Raps?

 

Doctor Dré: Run-DMC создали пилотный проект Yo! MTV Raps во время гастролей Def Jam c Eric B. & Rakim, DJ Jazzy Jeff & the Fresh Prince, и Public Enemy, которых я представлял тем вечером. Из этого всего получилось субботнее шоу с Fab Five Freddy. Он брал интервью у гостей на месте, и передача начала набирать обороты. Соучредитель проекта  Peter Dougherty, с которым я познакомился, работая диджеем для Beastie Boys, спросил меня, что я думаю по поводу шоу. Я ответил, что Fab делает очень крутые интервью, но не хватает какой-то изюминки, чтобы продолжать очаровывать аудиторию. Тогда он спросил, могу ли я что-то для этого сделать. И я такой: “Ну конечно, я знаю, как делается шоу!” Хотя я не имел об этом ни малейшего представления, и не думал, что что-то у меня получится. Я жирный чёрный парень из Вестбери, Лонг-Айленд. Кто меня возьмёт на МТV? И всё же я отправился в офис Peter Dougherty, и он представил меня Ted Demme, и вот, пересекая холл, я встретил этого высокого и тощего чёрного чувака. Только Ted начал нас знакомить, Ed такой: “Эй, я тебя знаю, ты Doctor Dré”. Как будто искра проскочила в этот момент, и мы сразу сдружились. Мы дурачились, а Ted нас снимал и смеялся. И тут мы заметили два парика с дредами, висевших на вешалке для пальто…

Ed Lover: Когда мы углядели эти парики, я спросил Dré, откуда его семья. Он ответил, что у него ямайские корни, а я очень хорошо знаю ямайцев. Мы набросили парики, и Ted сразу заметил, насколько наша эстетика отличалась от того, чем занимался Fab. Это была мгновенная химическая реакция.

Doctor Dré: Peter снова позвал нас и сказал: “Мы хотим сделать ежедневное шоу, но Fab не собирается этим заниматься, так что мы хотим предложить это вам. Вы не против работать вместе?” Мы переглянулись и ответили: “Почему бы и нет?” Мы не просили денег и не стали нанимать агента. Просто смеялись и улыбались. С самого начала шоу и до самого конца, каждую неделю мы были уверены, что эта неделя в нашей работе станет последней.

Шоу было очень свободным и беспечным.

 

Ed Lover: Это ещё мягко сказано, чувак.

Doctor Dré: Это стало понятно ещё в первую неделю существования нашего шоу. Я приносил с собой пластинки, и мы включали музыку во время разговора. Потому что мы не просто делали свою работу. С самого начала мы не были просто ведущими станции, мы были соучредителями телешоу. У нас был день упражнений, “День сотни гамбургеров”.

Ed Lover: Да, мы разговаривали с набитым ртом.

Doctor Dré: Я ещё помню, как оглядел студию и заметил женщину, сидящую среди дешёвых мест. Спросил Ted, кто она. А он подошёл и сказал: “Это Кэрол Кинг”. Я такой: “Та самая, автор песен? Да ты прикалываешься! Не хочет ли она принять участие в шоу?” И, к нашему удивлению, она согласилась. Кэрол Кинг, у которой сейчас грандиозное шоу на Бродвее, стала первым гостем на Yo! MTV Raps Today With Dr. Dre and Ed Lover.

 

Ваше шоу шло в самое удобное время. Версия Fab Five Freddy была практически еженедельной сводкой новостей – 60 Minutes, только о хип-хопе. А по будням после обеда, как раз после школьных уроков, начиналась ваша бестолковая передача – по сути, для детей. Мы с братом разрывались между ней и мультиками вроде “Утиных историй”, но со временем переросли мультики, и шоу Yo! стало вне конкуренции.

 

Ed Lover: Мы никак не могли вести себя достойным образом.

Doctor Dré: Fab делал вид, а мы даже не пытались.

 

До начала Yo! MTV Raps каждый из вас принадлежал к определённому хип-хоп сообществу, но это не были обычные музыкальные группы…

 

Ed Lover: Dré был в состоявшейся группе – Original Concept. Он работал с Run-DMC, Beastie Boys, Public Enemy. А я принадлежал к аутсайдерской группе, пытавшейся что-то из себя представлять. Мы начинали не в качестве хип-хоп сообщества, а долгое время были музыкальным коллективом и называли себя Funktion Freeks. Затем группа распалась, а я ещё читал рэп в парке района Куинс, и делал пародии. Там появилась группа No Face. Мы стали командой East Coast 2 Live Crew.

Doctor Dré: Я был в одном классе по истории чёрной музыки с Chuck D, Bill Stephney (будущим президентом Def Jam), и журналистом Harry Allen в университете Адельфи. Bill вёл “The Mr. Bill Show” на студенческой радиостанции университета 90.3 FM WBAU, и они пригласили меня туда. Там я познакомился с Flavor Flav (Public Enemy), в то время “MC DJ Flavor”. Я запустил шоу под названием “The Operating Room”, где брал интервью у артистов, таких как Run-DMC, и мы создавали треки, которые проигрывали в качестве рекламы нашего шоу. Jam Master Jay убедил меня показать это Russell Simmons. Я отправился на встречу с Rick Rubin в Университет Нью-Йорка и дал ему прослушать рекламный трек под названием “Knowledge Me”, в котором говорилось обо всех шоу на нашей радиостанции…

“Knowledge Me” – настоящая классика. Басы просто сумасшедшие.

 

Doctor Dré: Rick тоже так подумал и сказал: “Надо подписать тебя на Def Jam”. И предложил мне работать диджеем для Beasties. На этом пути у нас были кассетные баттлы с Rick и Beastie. Я им проигрывал треки с нашей радиостанции, а они отвечали мне Led Zeppelin и AC/DC. Но они не догадывались, что я знал все их альбомы.

 

Коллективы Original Concept и No Face были забавными. Кем вы считали себя в первую очередь: комиками или музыкантами?

 

Ed Lover: Я всегда был пародистом. Что бы я ни делал, я делал это с юмором.

Doctor Dré: Я воспринимал себя как ведущего, конферансье. С таким отношением мы и начали Yo! MTV Raps. Нашей задачей было развлечение публики. Ed – самый крутой фристайл-рэпер, с которым мне довелось поработать. Вы ещё увидите это [голосом зазывалы] на 30-летней годовщине MTV Raps в Barclays Center 1 июня! Я приравниваю это шоу по значимости к 25-й церемонии Motown. Просто дождитесь нашей версии “Billie Jean”. Всё дело в нашей химии. Это особая энергетика, к которой нельзя прикоснуться. Великие коллективы, такие как Eric B. & Rakim, Nice & Smooth, EPMD, которые тоже участвуют в шоу 1 июня, также обладают этой химической связью. Никогда не забуду вечеринку по случаю своего дня рождения в Детройте, где Luther Campbell и Ed были Run, а Chuck D был DMC. Это было невероятно. Все спрашивали: “Это реально Run DMC?” Нет, это Ed Lover, а это Chuck D!

Как появился танец Ed Lover? Это пошло из клубов?

 

Ed Lover: Приятель нашего шоу и участник группы Original Concept T-Money показал мне танец и посоветовал: танцуй его каждую неделю. Мы выбрали среду, потому что по средам у нас в основном ничего не происходило. К тому же это был разгар рабочей недели. Dre выбрал трек “The 900 Number”, и он обрёл бешеный успех. Так что до сих пор, стоит мне куда-то пойти и встретить людей своего возраста, и вдруг играет эта песня – все сразу поворачиваются и смотрят на меня [смеётся].

The 900 Number” стала настоящей классикой после Yo! MTV Raps. DJ Kool сделал из неё свой хит “Let Me Clear My Throat”…

 

Ed Lover: Это был брейкбит, который пришёлся по вкусу многим диджеям. Это работа Mark the 45 King, но именно Dre вдохнул в неё жизнь, запуская её каждую среду в нашей передаче.

Doctor Dré: Aaron Fuchs, выпустивший трек на Tuff City Records, пришёл ко мне и сообщил: “Я сделал наклейку на 12-дюймовой пластинке, и теперь она называется ‘The Ed Lover Dance’”. Круто! Мы просто дурачились. В фильме “Drumline” группа исполняет “The 900 Number”, и в это время все барабанщики исполняют танец Ed Lover.

Какие эпизоды шоу стали для вас наиболее значимыми?

 

Doctor Dré: Меня поразили люди, которые не являлись рэперами и решили присоединиться к шоу. Например, Мел Гибсон в килте. Howard Stern, позвонивший и добравшийся до нас, потому что мы побили его по рейтингу на Hot 97. Такие люди, как Pam Grier и James Brown, посетившие нас. Bobby Brown, на своей высоте, приходил к нам целую неделю. Исполнительные продюсеры MTV увидели его на Yo! MTV Raps и удивлялись: “Мы так старались заполучить его, как им это удалось?”

Ed Lover: Знаю, что в наше время люди не хотят слышать это имя, но Билл Косби тоже приходил к нам целую неделю. У нас был James Brown… James был главной основой и сутью хип-хопа.  То, что он целую неделю устраивал шоу вместе с нами, было высшим воплощением того, что мы делали и могли сделать. Это было основой всего.

 

Когда вы по-настоящему ощутили, что оказываете влияние на массовую культуру?

 

Doctor Dré: Когда мы впервые приняли участие в фестивале MTV Spring Break… А потом вернулись в Дайтону и сняли живое шоу Yo! MTV Raps с участием Biz Markie, A Tribe Called Quest, Leaders of the New School. Я был за вертушками, старался помешать сильному ветру сдуть иглы с пластинок, и соорудил штуковину, которая помогла мне в этом. Мы смотрели на толпу, где было 50 000 детей, всех цветов, всех возрастов, и все они отрывались по полной. Мы переглянулись, и я сказал: “Вау, это просто отменная уличная тусовка”.

Ed Lover: Думаю, я впервые ощутил это даже раньше. Помнишь, нас с тобой наняли в Детройте для гастролей NWA?

Doctor Dré: О, да.

Ed Lover: Так вот, у них была сцена с “Fuck the Police”, которую они показали в фильме Straight Outta Compton. Помню, я стоял за кулисами и был уверен, что нас освистают. Всё же это Детройт. Но ты продолжал повторять: “Нет, Ed, говорю тебе, Yo! MTV Raps это очень круто!” И, когда мы вышли на сцену, я понял, что ты был прав.

Doctor Dré: Мы снимали очередной эпизод Yo! MTV Raps. Они предупреждали и умоляли NWA не исполнять “Fuck the Police”. Когда мы сошли со сцены, помнишь, Ed, как копы окружили меня, спрашивая: “Это ведь и есть Dr. Dré?” А я такой: “Нет, я не тот!” Eazy E и Dre уже удирали обратно в отель.

Один из эпизодов, который люди обсуждают до сих пор, это 2Pac, угрожающий братьям Hughes. Это часть его легенды. Но также вы видите беззаботную и озорную сторону его личности, которая понемногу исчезала в последующих его появлениях на телешоу.

 

Ed Lover: 2Pac и был таким. Люди не могут понять одну вещь об этом эпизоде нашего шоу: Pac был нашим чуваком. Он гостил у меня дома, когда приезжал в Нью-Йорк. Когда я ездил на фестиваль Freaknik, я останавливался у его дома, который он купил своей матери в Атланте. Если Pac был одержим чем-то, он обязательно высказывал это. Братья Hughes уволили его из Menace II Society крайне отвратительным, по его мнению, образом. Однажды он встретил их у светофора и надрал им задницы. И сказал: “Если я снова их увижу, то снова надеру им задницы”. И я такой: “Чувак, ты сам себя подставляешь”, и попытался закрыть ему рот ладонью. Мы это не репетировали. Такие же отношения складывались у нас с Public Enemy. Dré знал их ещё со времён своей университетской радиостанции. Когда они пришли на шоу, мы говорили друг другу всякие гадости. А потом мы с Dré получали гневные письма.

Doctor Dré: Мы с Flavor Flav начали цапаться, это была наша маленькая традиция. Но когда я начал цапаться с Chuck D, люди возмутились: “Что вы себе позволяете? Знайте своё место, это же Chuck D, с ним так шутить не положено!”

Ed Lover: Они были нашими друзьями вне Yo! MTV Raps. Эти людей мы приглашали к себе домой. Это не то, когда ты неплохо общаешься с кем-то, но не тусуешься вместе с ними.

Кому принадлежала идея устроить это грандиозное пятничное шоу?

 

Doctor Dré: Я был в групповом чате с Ed и T-Money, мы обсуждали тур I Love the ’90s и возрождение интереса к музыке 90-х, и мы задумались, а не устроить ли концерт Yo! MTV Raps. Ed находился тогда в Атланте, и вернулся с инвесторами, которым нужно было разрешение на использование бренда. Мы позвали нашего бывшего менеджера, Charles Stettler, и спросили, может ли он устроить это для нас, и он помчался во весь опор и собрал всё необходимое для шоу воедино.

Charles Stettler устраивал некоторые из первых крупных хип-хоп шоу…

 

Doctor Dré: Он был частью Fresh Fest, и устроил концерт Tin Pan Apple в Radio City Music Hall в 1983. Там он открыл для себя коллектив Disco Three, которые стали группой The Fat Boys.

 

MTV выпустил пресс-релиз этого события, где говорилось о перезагрузке Yo! MTV Raps в качестве “линейного и цифрового цикла”. Что именно это значит, вы к этому как-то причастны?

 

Doctor Dré: Я точно в таком же замешательстве, как и вы. Ничего об этом не знаю, скажу лишь: “В самом деле?” [смеётся].

 

Насколько нам известно, у тебя есть проблемы со здоровьем, Dré. Ты всё ещё можешь работать диджеем?

 

Doctor Dré: Могу. У меня диабет 2 типа, и я теряю зрение. У меня есть проблемы, но сейчас мне уже легче. Чтобы быть диджеем, мне нужны уши, а не глаза. Я справляюсь. А если со мной что-то будет не так, вы об этом не узнаете.

 

Как  твоё зрение?

 

Doctor Dré: Немного туманное [смеётся]. То лучше, то хуже. С хорошим здоровьем и Богом за плечами я буду в порядке. Моя семья и друзья живут в ожидании этого чуда, а я стараюсь помочь ему случиться.

 

Если сейчас захотят перезапустить Yo! MTV Raps, что бы ты посоветовал?

 

Doctor Dré: Yo! MTV Raps было отпечатком своего времени. Оно появилось тогда, когда было наиболее нужно, когда музыкальная индустрия, наша нация и весь мир нуждались в чём-то, что объединит всех под бит, под boom bap и скрэтч, с МС перед микрофоном. Когда люди говорят: “Давайте вернём это”, то это не так просто вернуть. Некоторые вещи были созданы для определённой эпохи. Дети уже не будут спешить домой, чтобы успеть на Yo! MTV Raps. Дети меняются, они уже создают свою музыку, снимают свои видео, и им всё равно, что покажут на каком канале – они сами покажут своё. Как можно состязаться с YouTube? Так что желаю им удачи.

Перевод статьи: Таня Кашкарова

Так же, рекомендуем посмотреть часовое видео об этой легендарной передаче: