Сегодня, 9 января, отмечают свой День Рождения DJ Tonik и DJ Mask, создатели радио MostWantedRadio, которых мы всей командой HipHop4Real хотим Поздравить !
И так вышло, что мы как раз таки взяли интервью у одного из них, у Дмитрия «DJ Tonik». И решили поделиться этим интервью именно в этот знаменательный день!
Привет! Немного истории не помешает. Расскажи когда ты понял, что диджеинг это твоё? Ведь ты уже много лет пилишь.
Всем привет! Впервые вертушки я увидел в питерском клубе Тоннель, когда мне было 16 лет. Было это в начале 90-х. Сразу заинтересовало, как это играть на пластинках? Очень захотелось попробовать самому! Потом познакомился с DJ Boomer-ом (ныне Kto DJ?), который и научил меня основам диджеинга. И по сей день благодарен Фёдору за его науку! Такого уровня мастерства я бы нигде не нашёл ни в те времена, ни годами позднее. Снос башки произошёл, когда в TEN Club увидел как DJ 108 пилит на советской вертушке Аккорд! Дальше всё было безвозвратно! Продав папин катер, который пылился в гараже, купил первый комплект вертушек Gemini. Вертаки были так себе, пульт — сначала Электроника; но его я быстро убил, пытаясь на нём пилить (улыбается). Потом появился Scratch mixer Numark, на который, несмотря на несоответствие разъёмов и геометрии, сумел впаять кроссфейдер Gemini. А на дворе уже был 1997-й год! И тут звонит мне мой друг DJ Arram Mantana (тогда ещё просто Аррам) и говорит: “Димон, Шеф делает битву диджеев в Москве, я не поеду, но ты, знаю, всех порвёшь! Камон!” Вот так я попал на Grandmaster DJ ’97, где благополучно завоевал категорию Grandmaster Scratch.
На кого ты тогда ориентировался из диджеев?
Тогда, в середине девяностых, единственным источником информации были переписанные друг у друга видеокассеты с диджейскими баттлами. Смотрел чемпионаты DMC на покадровом стопе, чтобы понять, как парни делают такое! Интернета-то ещё не было. Очень был впечатлён выступлениями The Invisibl Skratch Piklz, тогда это был состав из Q-bert, Mixmaster Mike и DJ Apollo. Это казалось нереальным космосом! Спустя время, мы многое освоили по этим видео (с улыбкой). Настоящий отрыв был американский DMC ’95-го года!!! На нём не по-детски стебался DJ Roc Raida (R.I.P.). Все знают трек Lords of Underground – Chief Rocka. Это мега-хит! Так вот, там есть такая фраза: “…It’s gotta be the shoes!” Rock Raida достал из-за пульта кед и крутил пару на этой фразе именно им!!! Это было весьма остроумно и клёво! Конечно это вызвало бурю оваций!
Какие перспективы в то время ты видел?
Опять-таки DJ Boomer, который меня познакомил с диджеингом, проводил на тот момент свои вечеринки, у меня появилась возможность играть сначала на его мероприятиях, а потом пошёл спрос — и понеслась! В то время вся эксклюзивная новая музыка доносилась до слушателя в первую очередь через DJs, так как интернета тогда не было, а эфирные радиостанции и TV каналы этим не занимались толком. Соответственно, потребность в DJ была гораздо более высокая и работы хватало.
Что-то изменилось после этой победы на Grandmaster DJ’97?
Серьёзные возможности появились в 1999-м году, когда позвонил Шеф и предложил принять участие в новом проекте как командный DJ, и познакомил меня с Лигой! За последующий год я уже полностью перебрался в Москву, где начал постигать основы студийной работы. И снова мне повезло с учителями! Ими были DJ L.A. и Шуруп! Далее историю знают все – Bad B Alliance, ok?
Ностальгируешь по временам Легального Бизне$$а?
О! Это были замечательные деньки! Было всё! Как говорится, прошли огонь, воду и медные трубы! До сих пор с улыбкой вспоминаю наши поездки, шутки и оригинальные розыгрыши! Не всё из этого можно придать огласке, потому что нюансы понимали только мы.
Ты же отвечал за музыкальную часть в треках “Кто такой МС?” и “В чём дело?”. Вы работали в студии вместе, как это было принято в 90-е, или ты записал музыку, а парни — зачитали?
Это были мои первые треки в качестве битмейкера. Панс привел меня в студию, где он работал до Легального Бизнеса и меня благосклонно туда пустили. Основы работы с оборудованием мне объяснял звукорежиссер Максим Милютенко — очень известный человек в мире электронной музыки. Поскольку я был зелен, как продюссер, мои треки “доделал” хозяин студии, правда предоставив мне возможность финальной правки. Не могу сказать, что я очень остался этим доволен, но это дало мне определенный опыт. Лига принимал большое участие в создании трека “Кто такой MC?”, т.к. был этот трек для него очень важен, он много вложил в текст, да и был уже человеком опытным в битодельстве. Помню просидели с ним несколько ночей напролет с “Кто-то KMC” (каэмси), как мы в шутку между собой называли этот трек.
Что вынес из опыта участия в ЛБ?
После этого я стал публичной персоной, научился “держать марку” и понял, что если уж делать, то — невероятно, ибо выбора нет. Конечно, я наработал себе “уши” и некоторый студийный скиллз, на гастролях получил колоссальный опыт как в выступлениях, так и в общении
А можешь вспомнить какую-то интересную или весёлую историю тех времён?
Помню как мы с Шурупом и с L.A.-ем на отдыхе в Черногории утопили ключи от мотика с уступа, где местные мальчишки прыгали в воду. Разговорились с ними, а они нам: “Маска трэбо!” Узнав, сколько стоит маска, Глеб сам полез в воду, а глубина была метра четыре, не меньше, чтобы донырнуть за ключами. И вижу точно нашел, взял, оттолкнулся от дна, всплывает, но с недовольным лицом. Оказывается наступил на морского ежа… Местные мелкие сразу: “А! Ежи в ножи!” Глеб (L.A.) хоть улыбнулся. И, не помню точно как зашли на эту ноту, но Шуруп начал битбоксить, я изображать линию баса, а Глеб линию саксофона запиленную DJ-ем. Что немыслимо прокачало местную молодежь. И как мы не пытались объяснить что это Beatboxing, но в результате сошлись на слове “мелодия”. “Мелодия, мелодия! Еще эдна! Еще эдна!” — кричали парни и мы дали им концерт минут на сорок 🙂 Чем изрядно их позабавили, т.к. с музоном в Черногории туго. Они и не подозревали, что так тоже можно
Когда для тебя закончилось сотрудничество с Альянсом?
Сотрудничество закончилось, когда закончился Альянс. Валову надо было понять, что единственная возможность продолжать дело — это дать каждому из команды возможность расти
Поддерживаешь отношения с Лигой и Пансом?
С Лигой и Пансом сейчас мы в разных городах и информационных полях. Иногда пишем друг другу в соцсетях, но на этом всё…
Какие ты видел для себя перспективы в то время? Ведь ты был в одной из самых заметных рэп-групп того времени?
Конечно, я понимал, в какой уникальной команде работаю и быстро сообразил, что главные козыри — это те навыки, которые я сумею применить на музыкальной сцене в будущем: опыт, чувство стиля и умение управлять собой. Несмотря на то, что Альянс развалился, все это понадобилось мне для создания MostWantedRadio.com.
Интернет-радиостанцию мы замыслили совместно с DJ Mask. Это именно тот человек, который создал в сердце Петербурга легендарный клуб CadilL.A.c. Там мы с ним активно сотрудничали многие годы. На сегодняшний день у нас интерес к клубным вечеринкам прошёл, а хорошим музоном хочется делиться по-прежнему. Нас постоянно окружает много отличных музыкантов, которые “пишут в стол”, потому что их музыка не играет в клубах, хотя нам она очень нравится. Так было принято решение, что радио — отличный ход! Если говорить о формате, мы не изобретали его искусственно. Поскольку нашей радиостанции уже почти пять лет, у нас было достаточно времени поэкспериментировать с жанрами и в итоге мы пришли к тому, что имеем сейчас чисто эмпирически, т.е. опытным путём! Вначале было даже два канала — один клубный (Hot Channel), второй ближе к тому, чем мы располагаем сейчас (Cool Channel). Впоследствии, мы решили не распыляться и сосредоточиться на чём-то одном. Cool Channel был взят за основу и претерпел ещё множество изменений, прежде чем превратился в формат MostWanted. Смысл в том, что по своей природе он универсален и доходчив для любителей совершенно различных стилей. Основа эфира — инструментальный хип-хоп, немного фанка, джази, soulful hip-hop, где-то электрофанк и слабая доля (регги, даб)! Главная уникальность — это энергия, которую несет музыкальная подборка! Наш слоган, Music 4 Life, означает, что вещание MostWantedRadio.com помогает своим слушателям в любой момент жизнедеятельности. Так и сформировалась команда единомышленников — это неравнодушные люди, которые сами изъявили желание помогать этому проекту. Каждый из них — профессионал в своей области. Ещё одна особенность в том, что нет чёткой разделительной линии между командой и пользователями. Даже наоборот, это по сути единое комьюнити. В ленте чата на сайте нам пишут “Most Wanted Family”, с чем я полностью согласен и чему безмерно рад! Наши слушатели активно участвуют в жизни радио. Очень приятно осознавать, что идея нашла такой отклик в сердцах людей!
А как на счёт участия DJ 108 в проекте?
Поскольку Паша человек достаточно занятой, мы как заправские блогеры, организовали сбор средств в пользу программы хип-хоп Параллель и проводим её раз в несколько месяцев. Слышал тут такой отзыв: “А вы не думаете, что передача за деньги может кому-то не нравиться?” А эту практику и предложили наши слушатели, чтобы наш дуэт мог появляться на MostWantedRadio.com чаще чем раз в год. Мы вели передачи на нескольких FM-радиостанциях и многие еще помнят нас по Хоп Инфо на ПОРТ FM. После первых эфиров пришло огромное количество позитивных отзывов о том, что наши голоса в паре напоминают о тех золотых временах 90-х! Время от времени у 108-го появляются актуальные анонсы его релизов или мега контент в его группах и мы делаем эфир и for free, т.е. бесплатно.
А есть ли мысли о вещании на FM частотах?
(С улыбкой на лице ) Конечно этот вопрос нам задавали не раз! Но, во-первых, у интернет радиостанции гораздо больший охват по городам и странам. Потом, устройство для прослушивания лежит в кармане практически у каждого. А вариант перехода на FM-частоту сводится к поиску инвестора, который вложит минимум сотни тысяч долларов в покупку частоты и создания всего необходимого для вещания. Все это может привести к тому, что надо будет играть то, что надо инвестору… Таких историй было много, например, с различными клубами. Мы же хотим сохранить уникальность формата MostWantedRadio.com и увеличить аудиторию до размеров “FM и не снилось” (с улыбкой)
Расскажи немного про No Face Crew (Tonik, Shtaket, 108), стоит ли ждать еще чего-то, ведь проекту уже чуть ли не 20 лет?
Хороший вопрос! Этот микс стал поистине легендарным! Уже двадцать один год с момента записи No Face Crew, а мы всё ещё получаем восторженные комментарии! С Пашей 108-ым в прямом эфире я обсудил возможность выхода нового релиза, после чего осознал, что у нас есть куча затей, которые хотелось бы довести до ума, а в перспективе — и издать, благо сейчас есть возможность легализации ремиксов, ремейков и мэшапов!
Воу, вот это интересно, а можно немного подробностей? Может кого-то из МС привлечете к проекту?
Это чисто диджейский проект. Сверхзадача — говорить все через пильбу (scratch), подачу, выбор материала, оригинальность, фишки. DJ speaks with his hands. Got it? К записи сможем приступить после реализации текущих планов, а это дополненное переиздание альбома Шурупа — “Камень, ножницы, бумага” и альбом от DJ Shtaket (a.k.a. DJ L.A.) в жанре инструментальный хип-хоп.
Как насчет создания музыки? Большинство же людей, занятых с вертушками, выступают и в качестве саунд-продюсеров.
В какой-то момент я понял, что никогда не смогу получить такой взрослый звук как, например, у Шурупа и такой чёткий стиль — как у L.A.-я. Конечно, приблизиться отчасти можно, но у меня это займет уйму времени, и я более эффективен как DJ. Более того, последние лет десять-пятнадцать я находился в состоянии музыкального поиска и, как вы сами должны понимать, чтобы писать, нужно точно знать что именно. Сейчас я программный директор и DJ радиостанции, это приносит мне больше радости и я полностью отдаюсь любимой работе. Ведь каждый раз, стоя за пультом я импровизирую!
Рэповать сам не пробовал? Были ли такие мысли?
Недавно в прямом эфире моей еженедельной передачи Sketch & Scratch меня спросили: “Какая твоя любимая песня Шефа?” Я начисто забыл название и зачитал кусок текста, чем изрядно удивил и повеселил публику! Но это шутки всё… А вообще, я не зря отошел к формату именно инструментального хип-хопа, так как в нём нет некоторых излишних материй, что приняты в рэпе из разряда “так было всегда”. Конечно, есть ряд достойных рэперов, спорить не берусь. Но в инструментальной версии остается пространство для полета фантазии и осмысливания, в связи с собственным внутренним миром каждого конкретного человека.
Что думаешь по поводу современной диджеинг и скрэтч сцены в России и за границей? Есть сейчас разница в уровне? Ведь недавно в Питер, например, приезжали X-Ecutioners: соревноваться с нашими скрэтчерами.
Да, круто! Я был на этом событии от V1. Что касается уровня, так X-Ecutioners существуют с 1995-го года, а наши как команда — чуть больше года. Респект отечественным парням, которые нашли в себе смелость выдержать баттл против таких мэтров, коих мы смотрели на видеокассетах еще в 90-е. Что касается стиля, X-Ecutioners уделяли большее внимание самому шоу и играли классические вещи, которые с первых звуков вызывали овации! А наши выступили исключительно с современным видением. Я уважаю сильную технику Chinemachine. Мне исключительно по душе то, как пилит DJ Mone — это именно то, о чем я говорю, когда имею в виду музыкальную составляющую. Еще мне понравилось, как DJ Worm сыграл сэмплом целую мелодию. Желаю ребятам не снижать темп, развиваться, идти в ногу со временем, но и не забывать о традициях, и смотреть чуть шире на свои шоу.
Как думаешь, диджеинг в России способен что-то привнести в общее развитие мирового диджеинга?
Если говорить о скретч сцене в России в целом, то вижу тенденцию развития только в техническом плане… Многие забывают, что все это и музыка и представление для зрителей! Важна не только скорость и трюки, но так же музыкальность и эмоции, вложенные в выступления! Перефразировав одну известную фразу, можно сказать: “Для всех, кто создает музыку, на любых инструментах, главное, мыслить не ее составляющими, такими как: аккорды, прогрессии, ритмы или приемы, фишки, а — СТИЛЕМ!” Тогда всё возможно!
Общаешься ли с заморскими коллегами?
Всякое бывало, составлял вопросы для интервью с DJ Craze. Какое было счастье, когда я встретился с ним! Интервью прошло в печать, а я был рад, что просто пообщался с кумиром и, как оказалось, приятным человеком, что редкость. Мой главный вопрос — как он одинаково пилит двумя руками?! Мастер посмеялся, и ответил, что просто много тренируется. Я был в восторге! Далее обсудили новинки аппаратуры. Craze сказал, ему в принципе всё равно, он играет на чём угодно! Про себя я подумал, что это и моя позиция. Что ещё вспомнить? В те давние времена я контактировал с DJ Vadim (в эпоху Bad B Alliance). А сейчас я хочу наладить связи с новыми авторами и лейблами, о которых узнал, изучая инструментальный хип-хоп.
А можно хотя бы пару имён, что за авторы/лейблы, кто тебя заинтересовал? Может и нам будет полезно узнать новые имена.
Есть огромный список тех, кто мне по душе. Одни — за подход к треку, аранжировку, раскрытие музыкальной темы, другие — за стиль, звук, неординарность и т.д. Если говорить о последних знакомствах, для меня был открытием немецкий продюсер Hydrogenii. Кстати, переводится как “Водород”, что бы вы там не подумали. Это и стиль и звук и полноценные, самостоятельные произведения всегда! Меня познакомил с ним Юра Screen Jazzmaster, за что ему огромный респект! Очень нравится подход к аранжировкам Birocratic. То же могу сказать и о Gramatik, правда в последних релизах он существенно изменил себе в стиле… От души люблю творчество DJ Mitsu the Beats! Нетрудно догадаться, что это японский DJ и продюсер. Я на 100% согласен с его стилем, выбором сэмплов и этаким дыханием золотой эры хип-хопа в каждом треке. Далее можно продолжать: SmokedBeat, The Jazz Jousters, Poldoore (у него есть шикарнейший ремикс на Doo Wop — L.A.uryn Hill), Emapea, Frenic, Bonus Points; но, тут уже надо больше фильтровать материал. Если говорить о лейблах, так это: Oldy Clap Records, Cold Busted, кстати, что-то из материала King Underground Records, которые выпускают винил Буры (Boora). Но! Большинство из того материала, что я выбираю для эфиров — это независимые авторы, публикующиеся на Soundcloud, Bandcamp и т.д.
Звали ли ещё тебя в какие-то рэп-группы для участия в качестве командного ди-джея?
С кем только я не играл! Выступал и с Братьями Улыбайте, с Мистером Малым, во Вьетнаме, и пилил с питерским джазовым коллективом Doo-Bop Sound, еще было несколько хардкор команд с гитарами 🙂 Играл на разогреве у множества знаменитых групп, начиная с Run DMC и заканчивая The Prodigy. Но сейчас участвовать на постоянной основе в каком-либо коллективе нет времени, если вы понимаете, о чём я.
Ставишь ли сейчас какие-то задачи для себя? Может есть желание посоревноваться с кем-то или покорить Мир диджеинга?
С годами соревнования вышли из поля моих интересов. Победы в таких состязаниях, конечно, добавят регалий, но меня больше интересует материализовывать свои эмоции, находя людей, действительно близких по духу, ценителей формата www.mostwantedradio.com
Как много времени уделяешь вертушкам сейчас? Есть еще к чему стремиться в мастерстве?
Репетировать еще никому не повредило. Для меня вертушки – музыкальный инструмент, и чем больше практики, тем лучше! Но важно не загоняться. Техника — конечно! Без неё нельзя, но, подача, построение фраз, да и выбор семпла, вложенные эмоции и даже мимика исполнителя, всё имеет колоссальное значение! Основа – это чётко попадать в бит! Я считаю, что пильба (scratch) – это не просто техника рук, она должна быть музыкальной и создаётся для того чтобы нравиться разным людям и не важно в теме они или нет. У нас есть scratch-база на домашней студии DJ Gora, там мы часто репетируем! Когда мы вдвоем — рождается азарт! Совместные фишки в четыре руки — самая жара!
Как насчёт диггинга? Собираешь пласты? Большая коллекция?
Я очень уважаю звук винила, но у меня остались только самые любимые пласты, да и то не все. Кстати, давно хочу пополнить недостающее. Впрочем, очень люблю и современные технологии. Они привнесли новый инструментарий, я смог придумать несколько приёмов игры, благодаря использованию DVS-систем (Traktor, Serato). Плюс, у меня большая текучка материала и с винилом я бы не смог себе позволить такого разнообразия как с цифровыми носителями.
Следишь за сегодняшней рэп-сценой? Кого бы отметил за последнее время?
Еще недавно я следил за тенденциями в этом жанре, но потом надоело слышать слова и субстанции, связанные с негативным отношением к жизни, вся эта хрень: социальщина, бандитизм, неуважением к женщинам, кич, полный эгоизм… Такие вещи мне чужды. Не буду спорить, что существуют достойные рэперы, но выискивать их среди общей массы я устал. У современных же авторов, при отсутствии вышеуказанных тем, по-любому свои, чуждые мне, интересы, возраст и проблемы, да и стиль тоже. И, знаете, я всё больше улыбаюсь, нежели воспринимаю подобное всерьёз.
Чем увлекаешься, помимо диджеинга?
Вернувшись из Москвы в 2003-м году, я получил-таки высшее образование. После этого много лет проработал конструктором точной механики. Умею и люблю работать своими руками: ремонт машины, работы по дереву, стройка, сложные инженерные системы. Некоторые результаты моей деятельности можно увидеть на моей странице VK.
Что бы ты пожелал начинающим диджеями и нашим читателям напоследок ?
В первую очередь хотелось бы пожелать всем больше взаимности, доброты, огромного счастья и конечно, чистой любви! Диджеям, особенно начинающим, желаю найти “себя неповторимого”. Можно идти в ногу со временем, можно исследовать классику, можно играть мега коктейль из всего, но главное — иметь собственный узнаваемый, оригинальный стиль, быть непохожим ни на кого! У Панса был такой трек — “Оригинал круче, чем копии”, что является абсолютной истиной! Читателем же пожелаю оставаться на связи. У вас на портале можно найти много интересного. Я с удовольствием читаю и смотрю.