10 декабря 2021 года Canibus выпустил альбом «Kaiju», записанный в соавторстве с представителем Окснарда, штат Калифорния, BodyBagBen. На релизе можно услышать голоса в том числе таких исполнителей, как MF Doom, Kool Keith и даже DMX. Canibus достаточно недооценённый исполнитель, способный легко уделать многих конкурентов по микро.
Для тех, кто не в курсе: Canibus — 49-летний рэпер из Ямайки (Кингстон), родившийся в Нью-Йорке и проживающий в США. Этот парень сделал себе имя в андеграунде — фристайле и баттлах, выступая гостем на кассетных и CD микстейпах DJ Clue и Ron G в середине 90-х. Впервые был замечен в качестве гостя на треках The Lost Boyz (классический последний куплет «Beasts From The East»), Common и LL Cool J.
В начале своего творческого пути Canibus был 1/2 дуэта T.H.E.M. вместе с C.I. в 92-м году. Через несколько лет группа распалась, а в 97-м Bis взорвал, после того как засветился в песне LL Cool J «4, 3, 2, 1». После этого Canibus создал длинную, но последовательную дискографию, в которой такие альбомы, как «Rip The Jacker», были в лучшем случае захватывающими, а в худшем были такие как «Mind Control», которые невозможно слушать. До «Kaiju», в 2015 году, Canibus выпустил достаточно неплохой релиз «Time Flys, Life Dies… Phoenix Rise», полностью спродюсированный Bronze Nazareth, а в 2021 году привлёк в качестве продюсера своего 16-го полноформатника «Kaiju» Body Bag Ben.
В начале куплетов первого трека Canibus зачитывает о том, что «история — это музыка, а музыка — это жизнь». А чуть позже упоминает о том, что:
Дух становится любовью, если он не держит зла…
«Curmudgeon» открывает весь альбом симфоническим boom bap инструменталом, на протяжении 4 минут рэпер рассказывает о том, какой он плохой, в то время как ремикс «Entameta» звучит лучше оригинала, хотя участие DMX бессмысленно, потому что у него тут вообще нет куплета, просто использован голос. Ну DMX, ну круто, чё… но не настолько круто как если бы было с куплетом.
Тысячу солнечных циклов спустя я всё ещё пишу пером на бумаге. Создатель воссоздал Ямайку, коренное население. Генетическая информация, красивые туземцы, необычные вкусы…
— вот примерно об этом идёт речь в ремиксе «Entameta».
«Hydra» идёт по более «пыльному» музыкальному пути, разрывая свою оппозицию в клочья, в то время как продюсирование «Live Action Role Play» (с атмосферными клавишными) кажется вырванным из фильма ужасов, изображающего антиутопическое будущее:
Но большинство парней не понимают… Пока в «Макдоналдсе» не закончится картофель фри…
«Travis Scott Concert» (при участии Body Bag Ben и Born Sun), пожалуй, несколько выбивается из общей атмосферы релиза. Тем не менее, «Animal Husbandry» возвращает всё на круги своя, заявляя, что рэперу нет дела до всего остального, кроме хорошо подготовленных куплетов на фоне чёткого ритма.
Я выполз из болота. Это звучит как глупость. Но это только до тех пор пока я не схвачу тебя и не утащу обратно под воду. Как будто я амфибия. Прочти, они построили несколько специализированных клиник. Только по причине моей лирики. А я не хочу даже приближаться к ним. Мне страшно…
— зачитывает Canibus в треке «Animal Husbandry».
«COVID Santa» рисует невероятно яркие образы с более оккультным звучанием перед пугающей композицией «Kaiju Karaoke», продолжающей «перерезать глотки сомневающимся».
У Рудольфа заболел нос, он ни черта не может ходить. Он признан годным к службе, но у него киста кости…
— зачитывает Canibus в «COVID Santa».
Рудольф — пожалуй, самый популярный вымышленный олень. Он девятый и самый молодой олень в свите Санта-Клауса. Его главная особенность — светящийся красный нос, с помощью которого он направляет стаю. То, что Рудольф не может работать, а его нос «болен», говорит о том, что вся стая не может работать, поскольку Рудольф — ключевая фигура.
В то же время на «The Long Road» мы слышим Canibus на фоне барабанов и пронзительных синтезаторных мелодий.
Хип-хоп — это инструмент, который я использую…
— Canibus.
«Verzuz» — это как небольшое путешествие в сельскую местность. Что касается последних двух треков: они оба являются ненужными ремиксами на MF DOOM/Kool Keith «Notebook 04» и «Desperados», который был одним из самых ярких треков с альбома Hus KingPin «The Firm». Хотя… на самом деле последний в принципе и неплох + «эффект волны». Хорошее завершение альбома.
На «Chase» есть отсылки к Курту Кобейну и, судя по всему ещё и к канадскому джазовому трио BADBADNOTGOOD, которое на самом деле сделало кавер-версию трёх песен MF DOOM на сингле «DOOM» 2011 года. BBNG и DOOM также сотрудничали над песней 2015 года «Ray Gun».
Я стою у подножия фонтана мудрости, слушайте. Просто позвольте этим светлым лучам сверкать в вашей акустической системе…
— зачитывает Canibus в куплетах последнего трека «Desperados Pt. 2».
В целом… на момент входа «Kaiju» стал чем-то вроде фантастического возвращения «МС-учёного из мира андерграунда» и, возможно, одним из лучших альбомов в карьере Canibus, даже несмотря на некие шероховатости. В любом случае чёткий стиль Canibus под биты Body Bag Ben сделали своё дело! И если любите андерграунд с East Coast, то, возможно, вам зайдёт.
Альбом Canibus & BodyBagBen «Kaiju» доступен в Apple Music