Уже в этот вторник, 14 сентября, закончится 10-летнее творческое затишье группы Big Black Boots и большим живым составом они презентуют новый альбом «В пустоту». Мы же решили, что будет интересно перед выходом релиза пообщаться с его бессменным фронтмэном Джи Вилксом и расспросить всё что можно об этом альбоме и не только.
Привет Джи. Поздравляем с завершением работы над новым альбомом Big Black Boots! Студийная работа же ведь завершена или руки чешутся что-то подправить в треках?
Да, все завершено. Подправить хочется всегда, но по опыту знаю, что этот перфекционизм от лукавого. Это же творчество. А значит, что ты никогда не будешь лучшим вариантом себя: завтра ты просто будешь другим.
Поэтому важно уметь тормознуть и сказать себе «все, запись сделана! Выпускаем!»
А то так и будешь всю жизнь доводить до ума единственный альбом и в итоге не выпустишь и его. Таких примеров у меня полно. Тот же Мастер Спенсор, например. Помните такого?
Кстати, давно не слышали о Спенсоре, ты с ним общаешься? Неужели готовит новый материал? Ваш первый альбом ведь при его поддержке выходил. Лично мы, помним, что именно на его радио услышали премьеру «Русская Буква». Это получается, уже 25 лет прошло с того момента)
Нет, вообще ничего не знаю о нем. Кстати недавно сам себе задавал этот вопрос. Вообще, удивительный пример нулевого результата при практически неограниченных (на ту пору) возможностях.
Возможно, кто-то не видел твой пост о названии альбома «В пустоту». Так почему такое название выбрали?
«В Пустоту» — это фраза из одноимённой песни с нового альбома. Почему она стала заглавной? Тут целых три причины. Во-первых, нам показалось, что за время бездействия группы вокруг неё образовался вакуум, пустота, и выход релиза — это выход в эту Пустоту.
Во-вторых, кроме того этим словом я бы охарактеризовал текущее состояние дел в музыке: действительно вокруг много звуков, но они не наполняют тебя. Я б назвал это сильным фоновым шумом, который как бы есть, но на самом деле это пустой звук. Он не оседает в душе, не заставляет тебя переслушивать и вникать.
В-третьих, это название показывает, что у нас нет иллюзий относительно судьбы этого релиза и я лично спокойно отношусь к тому, что ничего сверхъестественного в моей судьбе не изменится после него. Как собственно и после всех прошлых релизов. У нас есть крепкий костяк слушателей, и скорее всего они и будут главными оценивателями этого альбома.
Это однако не значит, что мы не делаем никакого продвижения и не хотим больше публики. Об этом я скажу ниже.
Предыдущий альбом Big Black Boots вышел в 2006-ом году, после чего ты выпускал только сольники. Деятельность коллектива была ограничена редкими юбилейными концертами. Когда пришла идея нового альбома?
Все произошло достаточно спонтанно. Дим написал мне в вотсапе вопрос: «сделаем концерт BBB?»… и понеслась! А дальше запустилась Машина самооценки: от «нафига это надо» и «а кто придёт на концерт» до «блин, так это вообще бомба» и «давайте поедем в гастроли по стране». Чем ближе к концерту, тем сильнее я был уверен, что это будет громким событием. И уже по итогам концерта смогу сказать, что это стоило того! Прежде всего потому, что благодаря этому концерту я снова поверил в воскресение группы и именно после него стал уверен, что необходимо делать новый альбом: с совершенно новым материалом, без старья, без каверов. Новый материал, новый вайб!
Два года назад, когда стало известно о планах записать новый альбом BBB, был обещан полноценный реюнион с Dino MC47. Судя по треклисту, он поучаствовал лишь в двух треках (и один из них ремейк старой композиции). Почему так получилось? Связано ли это с тем, что за прошедшие 20 лет вы сильно отдалились друг от друга в творческом плане?
Изначально я задумывал новый альбом BBB как реюнион, а это значит, что там должны были быть все, кто когда-либо был в составе: и DJ Slon, и Andy B, и Динамит. Но получилось все иначе. Причина — комбинация творческого и логистического факторов.
Творческий фактор — это когда мы за 10 лет практически не общались и наши взгляды на жизнь разошлись. Это можно даже увидеть на треке «Мое небо», где мы с Динамитом раскрываем тему с разных позиций. Хорошо, что в этом треке позиции не конфликтуют, но в целом мы мыслим по-разному. И это очень тяжело уместить в один поток!
Логистический — это когда раньше мы проводили все время вместе и вместе придумывали стайл, то теперь мы живем своими жизнями и в те короткие моменты общения нам просто не хватило времени найти точки соприкосновения. А это значит, что время на каждый трек для нас шло по-разному: я уже все написал, а он — или не смог, или не захотел, и отложил. В общем, не получилось организовать совместную работу. Сразу скажу, что это ни в коем случае не личная оценка! Я всегда считал Динамита отменным МС, за эти годы он ещё больше вырос: это зрелый артист с огромным талантом. И он гораздо больше, чем BBB, поэтому я спокойно отнёсся к тому, что для него это не было приоритетом. Без сомнения на ремейке «Моей улицы» он обязан был быть, и он там есть! А остальное я бы сказал, что просто не срослось.
Что касается Andy B, то он уже давно не в хип-хопе, живет в Крыму и занимается своим проектом Boykott в стиле alternative rock. Я звал его не раз, но получал отказ.
Живая музыка для, давно эту идею вынашивал или это идея родилась уже в процессе работы над релизом? Тяжело было работать с музыкантами и на сколько им самим было интересно?
Идея играть альбом широким составом музыкантов пришла после того, как альбом был готов. Осенью прошлого года у нас уже были готовы все треки. Тогда мы с Димом сели их слушать, и я задал себе и ему вопрос: а настолько ли это сильный материал, что его можно выпускать в таком виде? Достоен ли он десятилетнего ожидания или это проходной материал? Мы поняли, что контент объективно слаб.
И тогда было желание все свернуть и ничего не выпускать. И я решил задать себе маркетинговый вопрос: а что является фишкой группы, на которой и надо строить всю концепцию альбома? Тут ответ однозначный: нас любят за качество звука и за богатство музыкальной составляющей! Так почему бы не дать этого, в разы усилив то, что есть сейчас. Как это сделать? Да очень просто! Надо собрать музыкантов и переиграть весь альбом заново! Заменить биты на живые драмсекции, мидийные басы — на живой бас, переиграть клавиши и проч и проч. Так мы и сделали.
Дальше получилось ещё интереснее: записанный таким образом альбом стал звучать как нечто среднее между Земфирой и Любэ. Это тоже было недопустимо. И вот тогда по уже сыгранному живому материалу мы решили пройтись хипхоповой звукорежиссурой, чтобы заставить все это многообразие живняка звучать именно как хип-хоп!
Сразу скажу, что эта задача крайне сложная для России. У нас практически нет таких специалистов. И поэтому появление у нас Руслана Севера (музыканта, диджея и звукогения из Уфы) я считаю кульминацией работы над альбомом. Именно он вывел нам тот звук, который мы искали, перебирая разных звукачей, и именно он заставил этот материал звучать по-коммерчески, но при этом сохранил в альбоме дух хип-хопа.
Отсюда и такие задержки с альбомом. Мы 3 раза практически полностью переделывали весь материал.
Ого, тут напрашивается вопрос, а остались какие то треки, что не вошли в альбом?
Нет. В отличие от предыдущих альбомов тут мы заранее определили пул треков и уже их доводили до совершенства. Так что от этого альбома не останется никаких b-sides.
Чем обусловлен выбор гостей на альбоме? Почему к записи почти не были привлечены исполнители, с которыми BBB сотрудничали на своих классических альбомах?
Участие прошлых гостей не было самоцелью. Во-первых, нам совершенно не нужно цепляться за прошлое. Мы живем здесь и сейчас! Ну, а во-вторых, кого именно звать-то?! Никого ж нет уже… Вот реально посмотрите, кто из прошлых фитов сейчас занимается музыкой, что-то создаёт, и при этом не потерял актуальность и не закопался в себе? Тех немногих, кто ещё может быть интересен, мы звали, но они отказались. Лига, например, отклонил множество моих приглашений: и на этот альбом, и на мои сольники. Хотя мне было интересно повторить с ним, например, «Настоящий Хип-хоп».
Поэтому на фиты попали те артисты, которые близки нам по духу, готовы были поддержать наш релиз и которые подходят по стилю тем трекам, что у нас рождались. Кто-то вообще соавторствовал не только текстом, но и продакшеном. Как например Артём Водомиров (ex-Струч из Umbriaco). Или Check и Fuze, которые практически пересоздали наши треки заново благодаря своим партам.
Если вы следите за нашим творчеством, то знаете, что BBB всегда любили вокал, и эта любовь проявлялась на наших альбомах (да и на моих сольниках) постоянными появлениями разных сильных вокалистов. В этом альбоме традиция сохраняется: три трека альбома были украшены голосами Jukebox Trio, которые хорошо известны в музыкальном истэблишменте, но по-моему впервые участвуют в хип-хоп альбоме.
Из всех приглашённых гостей больше всего удивило присутствие LeTai, известный, в первую очередь, как участник 4-го сезона «Versus: Fresh Blood». Почему среди огромного количества молодых артистов выбор пал именно на него?
Я Даню LeTai знаю с его детства через его старшего брата Илью Киреева. Мы не раз тусили с Илюхой, а юный LeTai был с нами в компании и восхищал меня своим вкусом к рэпу и любовью к BBB. Как только он вырос и начал творить, я сразу предложил ему эксперимент. Так и получился совместный трек.
По поводу других молодых ребят вопрос сложнее: они не знают, кто мы такие, и поэтому не понимают, что выйти на нашем альбоме — это значит вписать себя в историю (говорю не из пафоса, строго по фактам).
Да и много их стало. Сильных ребят. Даже выбрать нереально. Я вот сейчас даже сходу не скажу, кого бы я видел на нашем альбоме…
Каково участие Deems на новом релизе?
Как и на последних альбомах BBB, Дим это продюсер альбома. Он придумал всю музыку, я — все тексты. (Задайте вопрос ему и можно будет включить его слова в интервью тоже).
Часто бывает обидно, что для обывателей группа Big Black Boots одного хита — «Моя улица». Почему в рамках классического трио (Джи Вилкс, Динамит и Теона) вы не записали новую песню, а переделали давно всем известную, снова сделав на ней акцент? Чья вообще была идея?
Время созрело для этого. Надо было дать всем тем, кто до сих пор помнит эту песню, что-то новое, какой-то апдейт! Ведь треку уже лет 20 с гаком! Вообще эта песня сама рулит нами, а не мы ей. Это она диктует нам, когда надо играть ее на концерте, когда переписывать… Она сказала нам «Пора» и мы сделали новую версию.
Что касается новых треков в таком составе, то это вопрос, который мы сохраним в тайне до следующего альбома.
Ого, интересно, а то после каждого нового альбома ВВВ, создается впечатление, что это последний альбом. Уж извини, но это честно, такие ощущения.
Да у меня тоже такие ощущения [смеется]. Сейчас никто не скажет, как будет на самом деле. Если пойдёт эта тема, то можно будет и дальше продолжать. А если нет — то у меня всегда есть вариант продолжать фигачить сольники. Блин, я все равно хожу по городу и пишу под минуса. Так что ж не выпускать…
Ну а вообще Дим грозится засесть за новый альбом, говорит типа «Я многому научился и теперь я знаю, как надо делать, а как — ни за что нельзя».
Как Теона отнеслась к предложению такого ремейка?
С радостью. Для неё это тоже определённая большая часть жизни, и пережить эти эмоции заново ей, думаю, было приятно.
Вопрос для чайников: Джи Вилкс единственный бессменный участник BBB и его главное лицо за все годы существования группы. Чем принципиально отличается твоё творчество под маркой «Big Black Boots» от сольников, если «ведущим» остается один и тот же человек?
Это очень хороший вопрос, на который я сам пытаюсь найти ответ снова и снова.
Дело в том, что свои сольные альбомы я делаю с чужими музыкантами и битмарями. Там я ни с кем из BBB не советуюсь и скорее отражаю позицию «я», нежели «мы». А в BBB я все делаю через призму коллектива, добиваясь, чтобы каждый участник группы был доволен итогом и чтобы его мнение было учтено.
Поэтому я и строчу сольники ежегодно, потому что там я сам себе хозяин и задаю тот темп, который могу выдержать только я. Я очень не люблю тормозов, проволочек, которые неизбежны в большом коллективе.
Многих молодых артистов критикуют за слишком явный плагиат западной музыки. Big Black Boots не просто часто прибегали к такому же приему, но и еще и без стеснения делали на этом акцент. В годы становления группы это считалось нормой, так как жанр в России еще формировался, или это всего лишь способ упростить самому себе задачу?
Ну это было на заре группы. Потом уже мы делали аутентичную музыку, поэтому я не согласен, что это был плагиат.
Если говорить о первых альбомах, то это было связано тупо с бедностью и отсутствием технической базы для реализации своих замыслов. Поэтому и приходилось воровать чужие сэмплы, а не создавать свои.
Джи, вопрос как к давнему фанату рэпа с западного побережья и джи-фанка в частности: следишь ли ты его за его современным состоянием? Есть ли ли новые герои на олимпе или сам стиль давно себя изжил, а появляющиеся свежие артисты лишь эксплуатируют старые приемы?
Как ни странно джи-фанк развивается. Я бы рекомендовал послушать лейбл LNDN DRGS и таких артистов как Jay Worthy, G-Worthy, G Perico, DJ.Fresh, HD. По ним видно, как классический джи-фанк-вайб может приобретать современный контекст и слушаться актуально. Хотя вообще этот стиль вне времени.
Почему джи-фанк не стал востребованным явлением в России ни со стороны слушателей, ни со стороны самих исполнителей?
Для русских рэп — это не чилл и релакс. У нас другая жизнь, другой климат. Для нас рэп — это все же борьба, надрыв, боль! В России больше заходят более жёсткие треки с нервом и конфликтом. Жизнь у нас такая, что истории про то, что где-то у кого-то все плохо, нам нам нравятся больше. И мы с большим удовольствием следим за перипетиями жизни наркоманов и неудачников, а не расслабленных приколистов с косяком в зубах и бутылочкой пивка в руке.
Есть мысли о выступлениях с этим материалом с живым составом? Смогут люди услышать его вживую в этом году?
Как минимум хотим сделать презентацию альбома. А дальше я рассчитываю на востребованность альбома. Если наш лейбл (а выходить мы будем на Газгольдере) поверит в нас и сможет позиционировать наш контент так, что больше людей заинтересуются нами, найдёт нам правильную нишу, мы сможем хорошо и много поиграть для людей. ВВВ — как ни странно — это концертная группа. Мы любим общение с публикой, чувствуем толпу и всегда оставляем зрителей с приятным послевкусием после концерта.
Газгольдер? Как так вышло? Какое именно участие лейбла в вашем проекте?
Мы искали лейбл для выпуска альбома. Я настаивал, чтобы сменить ту компанию, с которой я выпускал свои прошлые сольники. Со многими лейблами мы говорили, предлагали свой материал. И мы увидели, что у всех одна и та же история: все они умеют размешаться на площадках, но ни у кого не налажено промо для релизов. Ну то есть какую-то базовую поддержку они дают, но это капля в море и сильно не отражается на популяризации релиза.
Были и такие лейблы, которые вообще не знакомы с нашей группой, но при этом сами выходили на нас и предлагали выпускаться через них. Я вообще не понимаю таких ребят. На что они рассчитывают?! BBB всегда была группой, которую надо уметь правильно преподносить, а чего ожидать от людей, которые не знают ни легенду, ни предисторию. Они бы просто убили наш релиз.
Поэтому мы и придумали предложить релиз Газгольдеру. Их ресурсы для промо в соцсетях и на YouTube достаточно большие, и мы значительно расширим свою аудиторию, используя эти ресурсы.
Мы достаточно быстро договорились, поняли друг друга, и сейчас готовим документы.
(Кстати именно Газгольдер отговорил нас от выпуска летом, сославшись на мёртвый сезон).
В общем, посмотрим, посмотрим, сможет ли лейбл существенно продвинуть наш альбом, или все же стоит остаться в инди-нише и развиваться самостоятельно.
Доволен тем, каким альбом в итоге получился?
Очень доволен. Впервые в карьере я слушаю материал и не могу придраться ни к одному малейшему звуку или слову. Все на месте, все уместно, все качает.
И да кстати, что тебе не нравится или никогда не нравилось в русском рэпе?
Мне не нравится то, что рэперы стали стесняться своей позиции. Они лезут в бомонд, растворяясь в попсе. А у нашей попсы главный посыл — это пафос. Но ведь хип-хоп это совсем про другое. Хип-хоп это когда я такой же как ты, как мы, как они! Тут нет места высоким заборам.
А ещё я бы хотел видеть наших звёзд рэпа в статусе народных лидеров. Это значит, что они должны воспитывать молодых. А они в основном заняты демонстрацией своих одинаковых жён, наплевательством на моральные принципы и дебилизацией слушателей.