Критовый поход: рецензия на альбом Big K.R.I.T. «4eva Is a Mighty Long Time»

Big K.R.I.T.

Автор: Владислав Сеньков

Назад в будущее.

Пять лет прошло с того момента, как Kendrick Lamar, J. Cole и Big K.R.I.T. объединили свои усилия воедино по зову Khaled’а, тогда еще не громившего чарты и не взрывавшего интернеты. Тем трем артистам, которых поманила волосатая рука хип-хоп хостинга, прочили будущее в качестве триумвирата, ведущего за собой весь жанр под вой драм-машин. Были ли они готовы? Ноша оказалась посильна для двоих из них: Кендрик выполнил пятилетку за три года, Коулу хватило четырех. «Бабочка» и «Глаза» окончательно упрочили позиции (на кои они взобрались благодаря предыдущим релизам), статус каждого из исполнителей в нынешней хип-хоп индустрии. У последнего же из той троицы опорной конструкции, наподобие «GKMC» или «2014FHL», все никак не находилось. По прошествии лет Крит так и не ушел в колонки, а его «деревенский рэп» – в мегаполисы.

Попытки, разумеется, были.

Три года минуло с выхода в свет альбома «Cadillactica», ориентированного на массы, покорившего критиков и вызвавшего меж тем волнения среди поклонников первозданного творчества Джастина Скотта. Вечный звук, выполненный на южный лад, балансировал с более актуальными веяниями в преимущественную сторону последних (кажется, DJ Dahi там даже больше, чем указано), с чем и произошла потеря былой душевности в лирике, подобно текстам на Boobie Miles или Rich Dad, Poor Dad.

Душил ли его лейбл Def Jam Recordings? Так или иначе, поводок был скинут в июле прошлого года, когда артист в течение двенадцати часов выпустил соизмеримое количество фристайлов на композиции Schoolboy Q, Drake, Kanye West, Flying Lotus, после чего и объявил о расторжении контракта. Про необходимость свободы для птицы высокого полета подтвердит и J. Cole. Коммерческое продвижение со стороны лейбла, не дающее серьезной отдачи, и заключение творческого процесса во временные (и не только) рамки, очевидно, вызывали дискомфорт.

Вздохнув полной грудью сельского воздуха, провинциал с амбициями принялся за разработку своего личного опуса по целиком близким ему лекалам, канонам, не сообщая заранее о сроках. Конец октября, после которого нам уже можно было отложить частое прослушивание гостевых куплетов у Lupe Fiasco или Dizzy Wright’а – где и происходило настоящее узурпирование инструменталов, что предвосхищало скорый выход отменного лонгплея.

Лишенный лоска Def Jam альбом «4eva Is a Mighty Long Time» предстал двухдисковым явлением с оправданной полнотой хронометража. На первой пластинке исполнитель повествует от своего творческого альтер-эго (иначе – хип-хоп артиста), проводящего время за работой (студия или выступления), соревнующегося с первыми лицами южного хип-хопа и в то же время поддерживающего их в общем деле.

Вот, например, бахвальство шелестом купюр на «Big Bank» попутно демонстрирует недурную форму прожженного T.I., исподлобья подмечающего «slow money beat no money».

На «Ride Wit Me» артист обращается к истокам субжанрового пути, отдавая дань уважения группе UGK, чьим последователем Крит и является. А начинается сие действо со строчек-заявлений от лица Bun B по уже почившему напарнику из дуэта:

Произнеси, покойся с миром Pimp C, он был королем Юга и, коль не согласны Вы, закрывайте рты

Полная внутренней уверенности «Confetti» берет как хэтами, клавишными и ненавязчивой электрогитарой в первой половине, так и возникшим свитч-апом посреди трека, музыкально вобравшим в себя весь мрак ночных улиц.

На фоне дурного подобия вокала Lloyd’а и блеклого сэмпла с Three 6 Mafia связка треков «Subenstein» – «1999» распадается на составные компоненты, в которых вторая половина «My Sub IV» и куплеты Крита в пятой по нумерологии композиции предстают в роли положительно заряженных частиц. Проще говоря, единичные просевы на полуторачасовом релизе – дело житейское. По стечению обстоятельств еще один видный деятель южного хип-хопа – продюсер Mannie Fresh – на всем сборнике заведовал лишь двумя композициями – и именно этими.

Перебирая же первые одиннадцать дорожек, вдобавок присмотреться стоит к завершающему штриху первого тома «Get Away» (что открывается слушателю с замечательного сэмпла из 70-х) или степенной «Get Up 2 Come Down», что распахивает умения Биг Крита как продюсера тонких вкусов.

Второй диск, пропитанный соулом и толикой джаза, открывает нам доселе невиданного Justin Scottа, объемно рассказывающего о проблематике влияния выбранной профессии на него самого как человека. Иначе говоря, опрокинув микрофон как шашку, Джастин открыл душу нараспашку. Как словесно, так и мелодично.

Искусная ручная работа DJ Khalil в виде четырехминутного вступления эффектно, эффективно и буквально за руку проводит слушателя из одного состояния исполнителя в другое. Такое мастерское интро, где из слов доносится лишь название релиза, украсило бы любой инструментальный альбом.

Безмятежная, на первый взгляд, «Mixed Messages» напичкана внутриличностными противоречиями. Протагонист данного произведения излагает короткие мысли на темы любви, безопасности, богатства, творчества, религии, рассматривая их как глазами безрассудного, молодого самого себя, так и глазами человека с серьезным жизненным опытом за спиной, что заставляет призадуматься самого исполнителя, не так давно разменявшего четвертый десяток.

Бурная, будто для телодвижений, «Keep the devil Off» отправляет восвояси всю ментальную дурь, что проникла в нутро рэп-музыканта. Под плотный раскатистый мотив Джастин очищается, гонит прочь все пагубное, в том числе, при помощи христианской музыки (госпела), так присущей его родному краю. Одна из лучших песен этого года в хип-хопе!

На время избавляясь от негатива, Джастина переполняют прекрасные чувства, которые выражаются в последующей любовной истории («Miss Georgia Fornia»): переплетение судеб людей из разных уголков страны, где штаты Миссисипи и Джорджия представляет сам артист, а Калифорнию – его возлюбленная. Без намека на какую-либо приторность композиция играет не просто роль пятнадцатой песни в альбоме – это звучит как целый шестиминутный подарок для возлюбленной с прекрасно исполненным припевом вокалисткой Joi.

Заданную амурную линию продолжает «Everlasting» (предпочтение постоянных отношений сиюминутным) и «Higher Calling» (о значимости любимой, относительно всего остального, что с происходит с артистом).

Под аккомпанемент преобразованного соула конца 60-х годов и джазовых надстроек приглашенного Keyon Harrold’а хип-хоп исполнитель решает отдохнуть от проблем. Спрятавшись в укромном месте от папарацци и прочих отголосков известности («Price of Fame»), он принимает на грудь, теряя контроль над эмоциями («Drinking Sessions»), после чего хмелеет и все-таки расслабляется – уже на «The Light».

К финальному посланию, в «Bury Me in Gold», Скотт подходит все так же метафорично (но не факт, что трезво). Он описывает жизнь человека, принявшего материальное богатство за духовное, и впоследствии вопрошает насколько далеко это может зайти. Ныне наш протагонист не ассоциирует себя с такого рода жизненными предпочтениями, но в прошлом он придерживался иных взглядов – потому Джастину буквально приходится хоронить былого самого себя, как бы оно банально не звучало.


Перебирая же вторые одиннадцать дорожек, вдобавок стоит вернуться и прислушаться к разряженному звучанию предпоследней композиции лонгплея. Духовые и деликатные ударные вперемешку с речитативом Джастина выдают фантастическую мелодику. Вместо той непонятной искренней любви к тривиальным звучкам, коими полнится интерлюдия «Weekend», в будущем джаз как основа для инструментала мог бы сослужить ему хорошую службу. Хотя и нет уверенности, что он поклонник A Tribe Called Quest.

Так ведь и не обязательно.

«4eva Is a Mighty Long Time» — это настоящее торжество независимого рэпа со сломом образа, сотворенным как по мановению режиссерской хлопушки в ходе проекта. Мизансцена. После того, как пробил двенадцатый трек, тыковка музыканта начала мастерить карету из проникновенных аудио-рассказов. Хвастливые речевки о легком и крупном заработке сменились взрослыми думами о жизни (и в них есть сермяга). Ладно.

В сравнении с предыдущим альбомом, творчество данного исполнителя работает иначе – оно прибавило в нетленности, но на выходе полноформатный релиз все также решает локальные задачи, а не глобальные. Похоже на то, что такой эпитет как “недооцененный” готов преследовать его по пятам всю карьеру.

В этот раз Джастин приложил монументальный труд для соизмеримого уровня продукта. Редко где-либо еще в наше время встречается такая концентрация качественного материала на двухдисковом проекте с намеком на концептуальность, с прописанным началом и концом в каждой из половин.

Да, Биг Крит пытается завернуть смысл своих текстов в несколько слоев, но все равно уступает в гениальности Кендрику (стремящегося куда-то в вечность). Его язык проще. Да, Биг Крит уже пробует делать заматерелый продукт, но все равно уступает в мудрости Джей Зи. Да, Биг Крит направляет свою сердечность на аудиторию, но по охвату без шансов проигрывает Джей Коулу. Но можно ли назвать доводами то, что он не ведет за собой жанр? Мы же не предъявляем претензий к Oddisee, который соорудил приличный релиз, тянущий на годовой топ-5 в хип-хопе. Что-то не так? Ознакомьтесь с ним.

При всей закоренелости рэп-образа Big K.R.I.T. все еще берет своей первобытной простотой. Не той, что граничит с наивностью или откровенной глупостью, а о которой говорят, как об искренности или естественности, что преимущественно играет красками на втором диске «4eva Is a Mighty Long Time». Тем не менее он вполне еще может обернуться да вернуться к той стереотипной рэперской мишуре, что, будто всплывший батискаф, виднеется из первого диска.

В какую сторону понесется набравший обороты локомотив из Миссисипи – покажет будущее.

Оценка для альбома – 9.0/10.