34 года альбому Ice Cube «Amerikkka’s Most Wanted»

16 мая 1990 года, ровно 34 года назад, у Ice Cube (Айс Кьюб) вышел дебютный сольный альбом «AmeriKKKa’s Most Wanted». Мы все очень любим этот альбом и, пользуясь случаем, решили вновь о нём вам напомнить (если вдруг ещё кто-нибудь не слышал, обязательно ознакомьтесь, это крутейшая вещь!).

В 1989 году Айс Кьюб только что отделился от N.W.A., самой горячей (и самой противоречивой) группы в хип-хопе. Уже не будучи членом «Самой опасной группы в мире», Кьюб оказался в Нью-Йорке по предложению Лиора Коэна из Rush Associated Labels. Коэн посоветовал Кьюбу встретиться с продюсером Сэмом Севером для работы над первым сольным альбомом Кьюба. Север только что закончил работу над «The Cactus Album», успешным дебютом группы 3rd Bass. Но Кьюб встретился с фронтменом Public Enemy Чаком Ди, который привёл его к The Bomb Squad, штатным продюсерам Public Enemy.

Кьюб и его партнёр по продюсированию Sir Jinx начали работать с The Bomb Squad над дебютным альбомом Кьюба. В результате получилась взрывная лирика, уровень глубины, на который в N.W.A. были лишь намёки, и новый зажигательный голос в хип-хопе.

В мой первый день в Нью-Йорке. Chuck D пригласил меня в Greene Street Studios. Он записывал трек с Big Daddy Kane под названием «Burn, Hollywood, Burn» и спросил меня, не хочу ли я принять в нём участие. Всего 4 строчки. Мой первый трек после NWA. Спустя несколько месяцев мы сняли клип в Лос-Анджелесе с Флавом.

— прокомментировал Ice Cube пару фотографий, которые ниже.

Bigg Daddy Kane, Ice Cube, Chuck D
Ice Cube и Public Enemy

«Better Off Dead» — это такое классическое вступление, которое создаёт основу для кинематографичности альбома. Тематика альбома очень влиятельна (один из примеров тому альбом Кендрика Ламара «Good Kid, m.A.A.d City»), а любовь Sir Jinx к фильмам в итоге активно проявилась в скитах, которые он делал. Песня «The Nigga Ya Love To Hate» — один из моментов, когда Кьюб и Jinx были в своей тарелке. Для альбома, известного продюсированием Bomb Squad, эта композиция начинается на явно калифорнийской ноте. Гнев Кьюба действительно выделяется: припев «Fuck You, Ice Cube». В то время никто не обращался к собственному негативу так, как Кьюб.

Ice Cube: «Без этого человека «Amerikkka’s Most Wanted» не был бы шедевром. Sir Jinx: Смотритель. Он был там от пре-продакшена до мастеринга, следил за тем, чтобы мы оставались на Западном Побережье. Никогда не покидал студию. Он был сопродюсером всего. В собирании скитов он словно Альфред Хичкок».

Стиль Bomb Squad идеально сочетался с яростью Кьюба в заглавном треке, что показывает, насколько хорошо они сработались. Они раскрыли некоторые из его лучших и самых изобретательных текстов; его рифмы здесь были острее, чем даже в «Straight Outta Compton». Это квинтэссенция творчества Bomb Squad. Звуки рожков и барабанные паттерны остаются со мной по сей день. Нет ощущения, что Кьюб просто брал биты, которые не нужны были Чаку Ди. «What They Hittin’ Foe?» — один из лучших сюжетных рэпов Кьюба. Он ставит вас прямо в центр круга игры в кости.

«You Can’t Fade Me» — это история о неудачном свидании. Ещё один из лучших сюжетных рэпов Кьюба, и он определённо «проблемный» по меркам 2020-х годов. Кьюб мог быть смешным и тревожным в одной и той же песне. Такие песни, как «You Can’t Fade Me», заложили основу для песен о мести, которые мы увидим в дальнейшем у таких исполнителей, как, например, Эминем. А песня «Once Upon A Time In The Projects», ещё одна классическая история рэпа, является ещё одним доказательством того, что ранний Айс Кьюб был в тренде каждый раз, когда он выпускал что-либо. Кьюбу не нужно видео, чтобы нарисовать картину. Его песни — как хорошая книга: в них много деталей, а остальное вы можете дописать сами.

Из личной коллекции Серёги Smoke

Этим релизом Айс Кьюб говорит и о том, как тяжело рэперам приходилось бороться с R&B-станциями, которые были статус-кво для чёрных радиостанций в большей части страны. «Turn Off The Radio» — это явный выстрел в радиопрограммистов того времени. R&B всё ещё был королём чёрной музыки по всей стране, а хип-хоп всё ещё боролся за место за пресловутым столом. Старейшины не воспринимали его всерьёз, поэтому во многих ротациях можно было услышать только попсовый рэп, вроде Heavy D и Salt-N-Pepa. Ice Cube вообще не было. Во всяком случае, пока не было.

«Endangered Species (Tales From The Darkside)» — самый дико хаотичный трек на альбоме; а учитывая, что продюсерами выступили Bomb Squad, следовало ожидать, что в нём появится Chuck D. Это почти ответ Кьюба на «Black Steel In The Hour Of Chaos». Удручает, что темы этой песни сегодня так же актуальны, как и в 1990 году. Это музыка, документирующая опыт чернокожих в Америке.

Новизна юмора «A Gangsta’s Fairytale» интересна тем, что рэперы, обращающиеся к сказкам и детским стишкам, не были редкостью. Run-D.M.C., Too $hort — многие делали это. Но большинство из этих песен не такие умные и уморительные, как у Кьюба. Кьюб брал этих известных персонажей и помещал их в свой собственный мир. А песня «I’m Only Out For One Thang» продолжает самый легкомысленный отрезок альбома, представляя собой шоу-бизнесмена из P.E. Flavor Flav.

Это единственный трек на альбоме, который можно назвать бросовым, но он весёлый. «Get Off My Dick And Tell Yo Bitch To Come Here» — один из самых жёстких битов на альбоме. Он оскорбляет женщин? Он диссит чуваков? Похоже, что он диссит всех. Это интерлюдия? Песня? Мне нравится, что в хип-хопе было время, когда можно было сделать что-то, что длилось меньше минуты. Кьюба явно не волновали «синглы». Вот почему этот альбом кажется таким цельным.

«The Drive-By» оказал такое влияние. Такое ощущение, что эти скетчи стали стандартом Западного Побережья. Jinx говорил, что они использовали Young MC в качестве фоновой музыки как комментарий против так называемого «гангстерского рэпа». Им показалось забавным, что кто-то, слушающий «чистый» рэп, будет заниматься драйв-бай.

«Rollin’ Wit’ The Lench Mob» — это обязательная тема, которую нужно иметь на треке ближе к концу альбома, но The Lench Mob всегда были недооценённой командой. А такие строчки из этого трека как «но «самоуничтожение» не платит за квартиру» и «лики смерти на воске» отсылают нас к 1990 году, но отношение к делу остаётся вне времени.

«Who’s The Mack?» — ещё одно доказательство того, что Кьюб — один из лучших рассказчиков хип-хопа, и это был его первый сольный сингл. Это было также его первое сольное видео, и оно сразу показывает, каким Кьюб был без N.W.A.: задумчивым и настоящим. Режиссёром знаменитого видео стал Алекс Уинтер из «Невероятных приключений Билла и Теда».

Yo-Yo разбивает «It’s A Man’s World» вдребезги, а переключение ритма в этом треке — одно из музыкальных открытий альбома. Yo-Yo и Кьюб идут на равных, рифма к рифме, в одном из лучших примеров «битвы полов» в хип-хопе. Это ещё один пример того, как Кьюб готов как бы «диссить» самого себя на своей же пластинке. Просто в то время вы не видели этого самоуничижения. Композиция «The Bomb» должна быть в топе лучших заключительных песен альбомов всех времён. На этом треке он просто сходит с ума, а финальное «Ну и как тебе… Lench Mob?» — это просто охренительное гангста. Люди после подобного больше не думают о «треке-завершалке для альбома». Они пролистывают альбом в поисках «песни». Надо отдать должное The Bomb Squad. Они задали жару как надо, подарив всем нам здравый звук!

Когда Айс Кьюб ушёл из N.W.A., было очень мало примеров, когда рэпер начинал успешную сольную карьеру после ухода из группы. Из группы Treacherous Three, например, вышли Kool Moe Dee и Spoonie Gee, но это были практически единственные предшественники Кьюба в том, что он пытался сделать. Выпустив «AmeriKKKa’s Most Wanted», Айс Кьюб дал понять, что он не просто 1/5 часть «Самой опасной группы в мире», а грозный артист в своём собственном амплуа.

И он только начинал.