Есть старая поговорка, которая гласит: «имитация является искренней формой лести». Эта фраза является отличной иллюстрацией сегодняшней темы, посвящённой хип-хоп обложкам. Родители многих хип-хоп артистов слушали классический Soul и R&B, джаз и фанк, а те в свою очередь не просто выросли на хорошей музыке, но и сами повзрослев стали делать нечто подобное, взяв за основу сэмплы из релизов 70-х и 80-х.
Даже если исполнители не использовали сэмплы в своих работах, предпочитая живые инструменты и собственные аранжировки, в их творчестве явно можно почувствовать влияние той музыки, на которой они выросли. Помимо этого некоторые артисты, такие как, например, Nas, Redman, Smif-N-Wessun и Tech N9ne, со временем выпустили альбомы, на которых они воссоздали обложки своих любимых альбомов. Кто-то выразил тем самым дань уважения предыдущей музыкальной эпохе, кто-то захотел привлечь к себе больше внимания, и, вполне возможно, что некоторые совпадения были просто случайны. На самом деле таких обложек достаточно много, но мы решили выбрать 20 наиболее интересных «засэмплированных» обложек. Рассказать о ваших собственных наблюдениях на эту тему вы можете в комментариях.
01. Atmosphere – «Overcast» (1997) | Andrew Hill – «Judgment!» (1964)
5 августа 1997 года вышел дебютный альбом Atmosphere. Это единственный альбом на котором MC Spawn и Slug зачитывают вместе будучи частью одной группы. Незадолго до выхода альбома Spawn покинул Atmosphere из-за возникших разногласий. Надо полагать, парни весьма вдохновились четвёртым сольным альбомом джазового пианиста Andrew Hill, который выпустил его на Blue Note Records 8 сентября 1964 года. Blue Note Records оказал большое влияние на хип-хоп, особенно на Jazz Rap.
02. Beastie Boys – «The In Sound From Way Out!» | Perrey & Kingsley – «The In Sound From Way Out!» (1966)
Это инструментальная подборка из треков Beastie Boys, выпущенная 2 апреля 1996 года. Название и концепция обложки были заимствованы из одноимённого альбома Perrey & Kingsley (электроника от американского лэйбла Vanguard). Альбом Perrey & Kingsley был одним из первых мейнстрим-релизов в этом жанре музыки.
03. Boogiemonsters – «Riders Of The Storm: The Underwater Album» (1994) | Cal Tjader – «Soul Sauce» (1965)
9 августа 1994 года группа из Бронкса Boogiemonsters выпустила свой дебютный альбом. Парни дали понять слушателям, что они покруче многих прочих представителей андерграунда, ведь их альбом не «подземный», но «подводный»! Обложка Boogiemonsters напоминает обложку альбома латинского джазового вибрафониста Кэла Тиджера, который был записан в конце 1964 года и выпущен на лэйбле Verve.
На обложке Boogiemonsters образ бедности — стакан с водой, мелочь и огрызок. Сам же альбом «Riders Of The Storm: The Underwater Album» построен на следующей концепции: музыка несёт в себе трансформирующую силу, воспользовавшись которой группа как единый организм может выживать и преуспевать на этой хаотической планете.
«Soul Sauce» в свою очередь — это вкусная и острая смесь стилей мамба, самбы, болеро и Boogaloo. Boogaloo — жанр латинской музыки и танца, который был популярен в США в 1960-х годах. Boogaloo возник в Нью-Йорке и был наиболее популярен среди испаноязычных и латиноамериканских подростков.
04. Camp Lo – «Uptown Saturday Night» (1997) | Marvin Gaye – «I Want You» (1976)
«Uptown Saturday Night» — это известный дебютный студийный альбом американской хип-хоп группы Camp Lo, выпущенный 28 января 1997 года на Profile Records. У этой обложки точно такая же концепция как и на обложке 14-го студийного альбома американского певца Марвина Гэя под названием «I Want You», который вышел в свет 16 марта 1976 года на лэйбле Tamla Records. На обложке Марвина использована картина Ernie Barnes под названием Sugar Shack. Культовая картина также была представлена на ситкоме Good Times, в 1974 году Barnes переделал картину для этой комедии.
На Sugar Shack представлен культурный образ того как чернокожие собирались вместе в лачугах, чтобы повеселиться и потанцевать. Этот стиль называется пост-маньеризм — вытянутые фигуры людей, чёткие линии, необычное пространство, в котором происходит действие, пёстрая цветовая палитра. Этот стиль техники и композиции аналогичен маньеризму — стилю художников XVI века, таких как Микеланджело и Рафаэль.
Благодаря этой работе Barnes стал основателем движения Нео-маньеризм. Искусствовед Frank Getlein позже высказался о работе Sugar Shack следующим образом: «ошеломляющая демонстрация слияния Нео-маньеризма и жанровой живописи, Barnes в одиночку усовершенствовал практику работы в этой технике», и продолжил:
Танцы обычных людей были стандартным предметом жанровой живописи, так как он был изобретён Брейгелем [мастер жанровых сцен]. Отлично переданы освещение и сложные позы удлинённых фигур, это классический маньеризм. На Sugar Shack с лёкостью сочетается как наследие Нео-маньеризма, так и жанровые сцены. Любой художник-маньерист гордился бы успешным изображением фигур на переднем плане, там где находится центральная группа танцоров, здесь всё проникнуто невинным изобилием в стиле Брейгеля и его коллег — фламандских живописцев Возрождения.
05. Chubb Rock – «The Mind» (1997) | The Beatles – «Abbey Road» (1969)
27 мая 1997 года рэпер из Бруклина Chubb Rock выпустил новый альбом под названием «The Mind», обложка которого сразу же ассоциируется со знаменитым 12 альбомом британской рок-группы The Beatles — «Abbey Road», на котором битлы вчетвером идут по пешеходному переходу. Только у Chubb Rock всё несколько иначе — он является сольным исполнителем и изобразил на обложке 4 раза себя самого.
На альбоме «The Mind» Chubb в очередной раз отлично продемонстрировал свои навыки МС, а вот припевы в стиле R&B несколько подпортили картину, как-то не совсем они тут в тему (по-крайней мере в таком виде) + далеко не все биты хорошо подходят под стиль этого МС, но в целом есть классные треки + такие крутые гости как PMD, KRS-One и Das EFX.
06. Daz Dillinger – «Retaliation, Revenge And Get Back» (1998) | Marvin Gaye – «In Our Lifetime» (1981)
31 марта 1998 года Daz Dillinger дебютировал на Death Row Records с сольным альбомом «Retaliation, Revenge And Get Back». «Retaliation, Revenge And Get Back» стал идеальным финалом для заключительной главы истории эпохи Death Row. Daz Dillinger был одним из немногих, кто мог бы сделать подобное и у него получилось. Daz был одним из последних артистов лэйбла. На альбоме куча крутых гостей + стильный G-Funk’овый продакшн.
Обложка Daz ссылается на классический альбом соул-музыканта Marvin Gaye — «In Our Lifetime» и является данью уважения его музыки, на которой вырос в том числе и сам Daz. Обложку для альбома Marvin Gaye нарисовал Neil Breeden. Обе обложки очень крутые; на шахматной доске, изображённой на обложке альбома Daz, есть следы собачьих лап, что должно напомнить слушателям о Dogg Pound.
07. Delinquent Habits – «Delinquent Habits» (1996) | Саундтрек к фильму «The Warriors» (1979)
4 июня 1996 года Delinquent Habits, которые также были известны как Los Tres Delinquentes (одноимённый трек стал одним из главных хитов группы), выпустили дебютный альбом, обложка которого напоминает саундтрек к фильму «The Warriors». Продакшн сделал «O.G. Style» Martinez и лишь один из треков Eric «Bobo» Correa — перкуссионист, который сначала работал с Beastie Boys, позже с Cypress Hill и Ritmo Machine.
Саундтрек «The Warriors» был выпущен 1 марта 1979 года на A&M Records. На саундтреке к фильму «The Warriors» представлена музыка Barry De Vorzon, Joe Walsh, Arnold McCuller и ещё нескольких исполнителей. В 2005 году многие из этих треков были использованы в одноимённой видеоигре.
08. Delinquent Habits – «Here Come The Horns» (1997) | Los Norte Americanos – «The Band I Heard In Tijuana» (1966)
28 июля 1998 года группа Delinquent Habits выпустила второй альбом под названием «Here Come The Horns». На этом релизе вновь отметился Sen Dog из Cypress Hill, а также его брат Mellow Man Ace, который является одним из пионеров латиноамериканского хип-хопа. Неудивительно, что их обложка практически идентична латиноамериканскому релизу середины 60-х. На «The Band I Heard In Tijuana» много забавных песенок, которые могут поднять настроение любителям подобной музыки, ну а если вам всё же ближе по душе латиноамериканский хип-хоп, то Delinquent Habits будут хорошим выбором.
09. J-Live – «All Of The Above» (2002) | John Coltrane – «Blue Train» (1958)
Независимый рэпер J-Live воссоздал одно из наиболее значимых джазовых фото всех времён. На своём втором альбоме, который был выпущен 2 апреля 2002 года, рифмач из Нью-Йорка воссоздал классическую обложку альбома Джона Колтрейна в голубых тонах, на которой знаменитый музыкант с задумчивым видом обернул саксофон вокруг плеча.
Это произведение было для меня особенным хотя бы только потому, что «Blue Train» была одной из первых джазовых записей, которые я когда-либо слышал…
— сказал J-Live в интервью 2017 года.
Именно поэтому J-Live, преисполненный бесконечной любовью к музыке Джона Колтрейна, и сделал такую обложку для одного из своих альбомов. Это дань уважения другому музыканту.
10. Lauryn Hill – «The Miseducation Of Lauryn Hill» (1998) | The Wailers – «Burnin’» (1973)
Большинство фанатов Lauryn знают, что она всегда с большим почтением относилась к непреходящему наследию Боба Марли в регги музыке. Вырезанный на дереве портрет хип-хоп госпожи Hill, ставший обложкой её альбома «The Miseducation Of Lauryn Hill», который был выпущен 25 августа 1998 года, определённо имеет сходство с обложкой альбома The Wailers 1973 года, на которой лица участников группы выжжены по дереву. Ну а оба альбома в свою очередь навсегда отпечатались в сердцах фанатов Lauryn Hill и Боба Марли.
11. Nas – «Illmatic» (1994) | Howard Hanger Trio – «A Child Is Born» (1972)
Обложка дебютного альбома Nas, который вышел в свет 19 апреля 1994 года, является, пожалуй, одной из наиболее значимых за всю историю хип-хопа. «Illmatic» вдохновил огромное количество рэп-исполнителей. Nas же в свою очередь был вдохновлён самим прошлым и, надо полагать, прежде всего обложкой альбома Howard Hanger Trio «A Child Is Born», ведь именно её он и выбрал в качестве прообраза для своего первого альбома. Не исключено, что на его выбор повлиял в своё время американский корнетист, гитарист и певец Олу Дара Джонс, который является отцом Nas’а.
12. Redman – «Dare Iz a Darkside» (1994) | Funkadelic – «Maggot Brain» (1971)
Для своего второго альбома, который был выпущен 22 ноября 1994 года, Redman воссоздал запоминающийся образ обложки Funkadelic «Maggot Brain». На обложке Redman увяз по уши в грязи, причём в буквальном смысле слова, а позади его кричащей головы электрические башни.
Это была моя идея сделать обложку в стиле альбома Funkadelic. В то время я действительно жил в очень тёмном мире. Я делал много кислоты и делал много дерьма
— вспоминает Redman, смеясь.
13. Scarface – «Balls And My Word» (2003) | Саундтрек к фильму «Scarface» (1983)
8 апреля 2003 года на легендарном лэйбле Rap-A-Lot Records вышел сборник Scarface «Balls And My Word» в который вошли песни из предыдущих альбомов рэпера. За основу была взята обложка из саундтрека к фильму «Scarface» 1983 года. Это один из наиболее популярных образов в хип-хопе. И вот лишь 2 интересных примера: ещё до Scarface, в 1997 году, подобного рода обложку сделал уроженец Окленда Ball Player для своего первого и единственного альбома «Ghetto Life», а в прошлом году Heaven Razah для своего нового альбома «Spiritual Scarface».
14. Smif-N-Wessun – «Dah Shinin’» (1995) | Roy Ayers – «Ubiquity’s He’s Coming» (1972)
Для своего дебютного альбома, который вышел 10 января 1995 года, Smif-N-Wessun почерпнули вдохновение в классической обложке альбома Roy Ayers «Ubiquity’s He’s Coming». По словам Steele, он однажды увидел обложку Roy Ayers в доме своего отца и понял, что обязательно нужно сделать нечто похожее для альбома Smif-N-Wessun, это будет просто идеально! Помог воплотить идею в жизнь фотограф по имени Gary Spector, который запечатлел на фото каждого из участников Boot Camp Clik на фоне глаза Steele.
А вот и исходное фото, которое легло в основу обложки Smif-N-Wessun:
15. Tech N9ne – «Killer» (2008) | Michael Jackson – «Thriller» (1982)
1 июля 2008 года Tech N9ne, один из наиболее успешных и плодовитых на релизы независимых рэп-исполнителей, выпустил седьмой студийный альбом под названием «Killer». Обложка является данью уважения легендарной обложке альбома «Thriller» Майкла Джексона. Интересный факт: «Killer» был первым альбомом Tech N9ne, который вышел на 2 CD. В итоге слушатели получили 32 трека и чуть более 2-х часов рэпа от лэйбла Strange Music.
16. Tha Liks – «X.O. Experience» (2001) | The Jimi Hendrix Experience – «Are You Experienced» (1967)
«X.O. Experience» — это четвёртый альбом группы Tha Alkaholiks (рэперы решили сменить название группы на Tha Liks), который вышел 10 июля 2001 года, 4 года спустя их третьего альбома «Likwidation». «X.O. Experience» не получил такого же признания, как прошлые работы группы, и оказался менее коммерчески успешным. Своей обложкой рэперы решили выразить дань уважения альбому The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced».
Студийные сессии для альбома «X.O. Experience» проходили в духе вечеринок, музыканты отвисали по полной и дурачились. Участники группы употребляли значительное количество алкоголя и марихуаны, иногда тратили студийное время впустую. В одном из интервью Tash’а попросили рассказать о треке «Bully Foot» с гостевым участием Busta Rhymes, на что рэпер ответил следующее:
Мы сделали это в Нью-Йорке. Я помню, что у нас была студийная сессия, и когда Busta пришёл, то мы раскуривались в перерывах между треками, запись в итоге затягивалась. Мы тусили, бухали и веселились по полной, и я помню что то время летело, мать его, быстро что просто пиз***! Я не знаю, то ли мы облажались тогда, то ли план был такой, но когда я пришёл туда, чтобы сделать свой рэп, то услышал: «Так, сворачиваемся! Надо идти! Время вышло!». Так что пришлось вернуться на следующий день, чтобы делать это дерьмо, я помню как Busta Rhymes попал в студию перед нами [смеётся]. DJ Scratch сделал бит, так что он короче был там и делал своё дело. У нас было много веселья во время этой сессии.
А вот дебютный альбом группы The Jimi Hendrix Experience, обложка, которого легла в основу для «X.O. Experience», наоборот, стал в своё время классикой мировой музыки на все времена. Джими Хендрикс проявил высочайшее мастерство как гитарист-новатор и композитор, после этого альбома он стал настоящей суперзвездой!
Фотограф Карл Феррис получил полную свободу действий от Джими для работы над обложкой к «Are You Experienced» и «отправился в своё психоделическое путешествие настолько далеко насколько смог»: откопал «павлиний пиджак» в гардеробе Джими, сподвигнул подружку Хендрикса «налохматить» афро на голове Джими, остальные участники группы тоже захотели себе такие причёски, но на их головах уже пришлось «химичить». С целью получения сферического эффекта фотографом была использована громадная линза + инфракрасная плёнка Kodak, которая использовалась в те годы на шпионских разведчиках Lockheed U-2.
17. The Beatnuts – «Street Level» (1994) | Hank Mobley – «The Turnaround» (1963)
21 июня 1994 года The Beatnuts выпустили дебютный альбом «Street Level». Мало того, что они использовали обложку альбома Хэнка Мобли «The Turnaround», так ещё и сделали себе свой собственный логотип с точно таким же дизайном. Некоторые сравнивают этот символ с дьявольским хвостом в виде цифры 6. Это весьма любопытный момент, особенно учитывая тот факт, что годом ранее у группы вышел EP под названием «Intoxicated Demons». Символично, не правда ли?
18. The Notorious B.I.G. – «Ready To Die» (1994) | Ohio Players – «The Best Of The Early Years» (1977)
13 сентября 1994 года на лэйбле Bad Boy Records вышел дебютный альбом The Notorious B.I.G. «Ready To Die», спустя годы его обложка стала одной из наиболее знаковых в хип-хопе. На фото просто ребёнок, который сидит с задумчивым видом в подгузнике, скрестив ноги.
Многие думают, что на фото либо сам маленький Biggie в детстве, либо один из сыновей Diddy, но оба эти предположения не верны. На самом деле, ребёнок был предоставлен из модельного агентства для двухчасовой фотосессии к альбому; но The Notorious B.I.G. не был первым, кто делал подобное.
В 1977 году Ohio Players также использовали фото ребёнка — на первом сборнике своих хитов под названием «The Best Of The Early Years». Вполне возможно, что в данном случае это всего лишь совпадение. Как бы там ни было, маркетинг в обоих случаях сработал (профессиональные маркетологи прекрасно знают, что правильное использование фотографий детей иногда помогает улучшить продажи).
19. Tone Lōc – «Lōc’d After Dark» (1989) | Donald Byrd – «A New Perspective» (1964)
В конце 80-х, а точнее 23 января 1989 года, Tone Lōc представил миру свой дебютный альбом «Lōc’d After Dark». За основу была взята обложка классической джазовой пластинки Дональда Бёрда «A New Perspective». В итоге перед Tone Lōc открылись «новые перспективы» в хип-хопе — его альбом занял первую позицию в чарте Billboard 200 и стал дважды платиновым (но, разумеется, всё это в первую очередь в основном благодаря музыке, а не просто обложке).
20. Young Disciples – «Get Yourself Together» (1990) | The Har-You Percussion Group – «The Har-You Percussion Group» (1969)
В качестве 20 релиза я решил всё-таки выбрать не альбом, но сингл, а заодно закончить статью на позитивной джазовой ноте. 1 октября 1990 года британско-американский кислотный джаз-бэнд Young Disciples выпустил сингл «Get Yourself Together» — колоритную смесь джаза и хип-хопа. Это был самый первый сингл группы, а вдохновились музыканты обложкой группы The Har-You Percussion Group и их одноимённого релиза с афро-кубинским звучанием, под которое можно весело потанцевать, проникнувшись духом конца 60-х.